ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
статья
Преподаватель в своей работе решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности обучающегося. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания учащихся. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Преподаватель в своей работе решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности обучающегося. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания учащихся. Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий. Разработка новых методов и средств обучения, их классификация и систематизация привели к «рождению» инновационных педагогических технологий.
Основное назначение педагогических технологий — это достижение максимальных результатов для всех обучающихся при минимальной затрате времени и сил как преподавателей, так и обучающихся. Главная проблема, которая должна быть решена применением технологий обучения — это управляемость процессом обучения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных. Преподавателю сегодня необходимо создать такие условия, чтобы каждый обучающийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любая группа состоит из обучающихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую преподаватель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» обучающиеся искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый обучающийся работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Преподаватель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Преподаватель- творческая личность. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность обучающихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет:
1. Развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
2. Овладевать практическими способами работы с информацией;
3. Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
4. Активизировать познавательную деятельность обучающихся;
5. Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающихся. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что обучающегося легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Остановимся на двух из них – это метод проектов и исследовательская работа.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю преподавателя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из учебных программ, но и из окружающей действительности, из жизни.
Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли педагога. Главное – увлечь и “заразить” обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Исследовательская деятельность заставляет и приучает работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, ученики в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Подросток, чувствуя свою значимость, старается помочь преподавателю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал оформляется, и обучающийся, как правило, выступает с докладом на занятии.
При активном использовании ИКТ в процессе обучения успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Сегодня важно не столько дать обучающимся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Комплексное использование на уроке и во внеурочной деятельности приёмов и методов с использованием современных педагогических технологий способствует более полному творческому развитию обучающихся, раскрывает спящую активность, делает их восприимчивыми к сегодняшнему переменчивому миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения детей с ОВЗ".
Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека....
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (практика)
В своей работе я использую технологию критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, дифференцированное обуч...
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.
Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения ОБЖ
Использование и применять педагогические технологии в процессе обучения ОБЖ....
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)
Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые о...
доклад "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения"
Главная задача педагога - повышение познавательного интереса учащихся на уроках. В данной статье я даю краткое описание тех педагогических технологий, которые использую на уроках истории и обществозна...