доклад "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения"
статья по истории
Главная задача педагога - повышение познавательного интереса учащихся на уроках. В данной статье я даю краткое описание тех педагогических технологий, которые использую на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samdanova_inga_borisovna.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Самданова Инга Борисовна
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения
«РЖД» лицей №10, г.Улан-Удэ
В современных условиях развития системы школьного образования педагоги большое внимание уделяют повышению её качества. Для этого необходимо совершенствовать формы и методы обучения, через внедрение образовательных технологий, направленных на формирование личностных качеств обучаемых.
Однако, реалии сегодняшнего дня диктуют свои правила. При наличии компьютерных технологий объем информации становится просто огромным, и задача школы не дать ребенку «утонуть» в этом потоке, а научиться выделять главное и нужное, получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Поэтому важно чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, их активности и творчества, таким образом способствовать повышению качества обучения.
При подготовке к урокам, ставлю следующие задачи:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию;
- Создавать ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые использую на уроках в работе с учащимися.
Это: технологии критического мышления, личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Необходимым методом в учебно-воспитательном процессе обучения сегодня конечно является ИКТ. Процесс информатизации образования, свободный доступ учащихся к источникам информации обусловило: - формирование информационной поддержки образовательной среды; - внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников); - качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний; - глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Использование средств ИКТ позволило облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
В условиях стихийного распространения огромного количества информации, формирование навыков критического мышления — комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности — является очень важным. Суть данной технологии основывается на умении работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание. Технология развития критического мышления, осуществляется в рамках трех стадий: а) вызов - актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска; б) осмысление - работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий; в) рефлексия - закрепление нового содержания и метапредметных умений. Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.
На уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Данная технология развивает высокий уровень мотивации у учащихся, а возникающие трудности в решении учебных задач способствует к получению новых знаний, умений и навыков. Развитие проблемной ситуации включает три этапа: - 1) выдвижение предположений, формулирование гипотезы; 2) Обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины; 3) Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов. Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, делать выводы и т.д. позволяет достичь высоких образовательных результатов в познавательной деятельности, что является важным умением в быстро изменяющемся мире.
Но при разработке урока следует помнить о сложностях при реализации данной технологии. Проблемное обучение требует проектирование учебных вызовов, в соответствии с интеллектуальным уровнем школьников, что особенно сложно в условиях организации коллективной работы и соблюдения временных рамок занятия. Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам. Таким образом, проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.
Здоровьесберегающая технология способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение положительной динамики обеспечивается путем: - строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях; - грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников; - контроля общих показателей учебной нагрузки; - частой смены видов деятельности; - систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса; - создание благоприятного психологического климата в коллективе; регулярное проведение физкультминуток. Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения.
Кейс- технология базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций, равномерное распределение понятийного и практического модуля знаний. Реализация кейс-технологии осуществляется в рамках следующих этапов: - Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на формулирование проблемы, поиск возможных путей ее преодоления. -Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления учебного затруднения). - Экспертиза результатов. Кейсовая технология основывается на принципе обучения действием, поэтому ее применение пока остается локальным.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Результатом использования современных образовательных технологий, считаю качество знаний по предметам и хороший уровень обученности учащихся.
Таким образом, данные педагогические технологии, которые я использую в своей работе, позволяют мне, так планировать свою деятельность, чтобы она способствовала повышению качества обучения, развитию личности ребенка, его творческих возможностей, а также сохранению физического и психического здоровья подрастающего человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"
Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...
Доклад: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения детей с ОВЗ".
Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека....
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (практика)
В своей работе я использую технологию критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, дифференцированное обуч...
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.
Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения ОБЖ
Использование и применять педагогические технологии в процессе обучения ОБЖ....