Доклад
методическая разработка

Сташкова Ольга Владимировна

Доклад на тему "ОБРАЗОВАНИЕ 21 ВЕКА: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_selskoy_shkole.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

ОБРАЗОВАНИЕ 21 ВЕКА: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА  

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

О.В. Сташкова, учитель русского языка и литературы, МБОУ Коноваловская СОШ

     Процесс живой речи не предполагает постоянного обращения к сведениям о системе языка, т.е. человек чаще говорит не так, как надо, а так, как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих сельских школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, подчиняющихся определенным законам, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованием языковых законов.

    Самый влиятельный фактор формирования речи ребенка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребенок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы.

    В семьях большинства учеников уровень речевого общения весьма далек от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. (Из социального паспорта школы: высшее- 5%, среднее специальное- 55%, среднее- 21%, основное- 19%)

    Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей, обусловленной оторванностью от центров культурной жизни (нет никаких экскурсий в музеи, походов в театры и кинотеатры, поездок в города, другие страны).

    Качество речи в таких семьях ниже принятого уровня: она изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же во многих семьях привычным является употребление нецензурной брани. Ребенок усваивает такие речевые нормы. Таким образом, поступая в школу, он не может связно рассказать о каком-либо явлении, не связанном с обыденной жизнью; литературном произведении, природном явлении, географическом факте, т.е. о том, что составляет предмет высказывания на школьном уровне. Ребенок не умеет облечь в словесную форму свои эмоции, прибегая к помощи междометий и арготизмов (типа круто, прикольно, фуфло, йес и др.) либо нецензурных выражений, которые почерпнул в семье, или у сверстников. Сопровождая все это невербальными знаками жестами, мимикой.

    Большую роль в развитии речи, в формировании навыка правильной речи играет чтение. Выявление читательского уровня! В беседе с библиотекарем выяснилось, что художественные произведения по программе берут, но большинство не читают.  Непрограммные художественные произведения читала Алена Владимирова, сейчас ее читательский интерес не высок. Энциклопедиями и справочниками интересуется Кондратюков Дима, читая в библиотеке.   Учащиеся школы читают крайне редко. По читательскому уровню можно предположить и уровень грамотности, и уровень развития речи.

    Перед учителем сельской школы стоит задача – научить говорить правильно, грамотно ученика, который уже умеет говорить, хотя и неграмотно, но бойко. Переучить всегда сложнее, чем научить заново, потому что трудно разрушить стереотипы мышления и говорения. Ученик не видит вокруг себя образцы правильной речи, за исключением, может быть, речи учителя.

    Педагоги с тревогой говорят о том, что учащиеся испытывают  трудности  с чтением и пониманием прочитанного. Трудно сказать насколько эта проблема обострилась в последнее годы, в какой мере на умение читать влияет Интернет с его поликодовой структурой текста, каким должно быть чтение, какие методики наиболее адекватны вызовам современности. Эти вопросы лишь слабое эхо тех проблем, которые возникают при слове «чтение». (Из методических рекомендаций по итоговому собеседованию)

     Если сосредоточить внимание на изучении предмета как совокупности научных знаний, может сложиться парадоксальная ситуация: ученик имеет знания о системе языка (знает части речи, правила орфографии, пунктуации), знаком с литературным произведением, но написать сочинение, выразить свое отношение к прочитанному, услышанному для него – трудная задача.

    Поэтому каждый урок должен иметь целью развитие речи учащихся: обучение использованию в речи слов определенного состава, изучаемых частей речи (особенно причастий и деепричастий), составлению словосочетаний и предложений заданной конструкции, созданию текстов определенного типа и стиля.

    Следующий момент важный для формирования навыка связной речи, - знакомство с понятием о полном, кратком и развернутом видах ответа. Вводить эти термины начинаю с 5 класса, хотя в идеале представление о них должно быть сформировано в начальной школе.

    На уроке существуют разные виды опроса и соответственно должны применяться разные виды ответов. Фронтальный ответ предполагает краткий ответ, состоящий из 1-2 слов, словосочетания. Но и краткий ответ должен быть четким, построенным правильно и логично.

    Иногда требуется дать ответ на вопрос требующий создания предложения с однородным членами или сложного предложения с союзом потому что. В этом случае часто наблюдается естественная тяга к неполному ответу (с пропущенным главным предложением) – «потому что» либо к «нанизыванию» односложных ответов. Это ведет к тому, что в сочинениях и других письменных работах СПП превращаются в простые, однородные члены становятся неоправданным рядом односоставных предложений – появляются речевые ошибки. Поэтому на вопросы такого типа,  требующие создания распространенных и сложных предложений, прошу отвечать полным ответом и всегда несколько учеников. Причина этого проста: многие ребята обладают хорошими речевыми способностями (быстро усваивают образцы, строят свои высказывания по аналогии), но встречаются и такие, кто с трудом принимает новый тип высказывания, новое слово.  Слушая ответы товарищей, такие ученики несколько раз повторяют новую конструкцию, здесь срабатывает стимул «Если смогли остальные ученики, то и я смогу»

    Развернутый ответ требует еще больших интеллектуальных усилий; необходимо осмыслить проблему, отобрать материал для анализа или примеров, сформулировать идею высказывания, наконец, облечь мысли в слова (не забудем, что активный запас отвлеченной лексики у сельских школьников мал).  Поэтому подготовка к развернутому ответу требует времени. Такие задания обычно даю на дом, разрешаю делать опорные записи и пользоваться ими при устном ответе. При проверке таких ответов начинаю с более сильных учеников, чтобы остальные могли послушать относительно правильно построенные высказывания.

    Обучение разным видам ответов способствует развитию умения оценить ситуацию диалога и выбрать наиболее удобный вид ответа. Несмотря на кажущуюся простоту, это один из самых трудных моментов обучения связной речи.

    Обучение правильной формулировке ответа должно вестись на каждом уроке, и далеко не все учащиеся быстро усваивают особенности ответов. Поэтому при разных видах опроса уточняю, как именно надо ответить.

    Наиболее трудным для большинства является полный ответ. Ориентируясь на привычные, свойственные разговорному стилю неполные предложения ответов, ученик и на вопрос учителя отвечает неполным предложением. В этом случае останавливаю отвечающего и, повторив вопрос, прошу ответить еще раз полным ответом. Учителю русского языка необходимо это делать, также как любому учителю в школе.

    На сегодняшний день ГИА по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ предполагает оценивание всех видов речевой деятельности. Целью введения устной части ГИА является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. (Из методических рекомендаций)

    Для многих учащихся сложен и развернутый ответ (особенно на уроках литературы). Готовя развернутый ответ на проблемный вопрос, ученик очень часто перегружает ответ пересказом произведения, не использует план, что делает ответ хаотичным, не может сформулировать первое и последнее предложение высказывания. Поэтому каждый раз в первой четверти отвожу урок на обучение развернутого ответа, где учимся, как следует готовиться к ответу. (только и всего, программа не предусматривает этого)

    Важной составляющей работы по формированию связной речи является неустанная борьба за чистоту речи учащихся. Дети знакомы с понятием «нецензурные слова» и на уроке их употребления избегают, хотя на перемене или во время ссоры используют довольно активно. Сленговые выражения, диалектизмы, ошибки в словоупотреблении распространены. Поэтому убеждаю учеников, что такие слова не относятся к литературному языку, зачастую это сложно (из-за влияния фильмов, телепередач, общения в социальных сетях, окружающего общения). Прошу «объяснить» слово, подобрав литературный синоним. (Клевый, дебил, тупой и др.) Чтобы облегчить ученику выбор литературного слова, выражающего его мысль, при подготовке ответов даю тематический набор слов (они есть и в учебнике, оценка, состояние человека или природы), из которого ученик может выбрать нужное слово. Если ответы готовятся дома, то рекомендую ориентироваться на учебник. При устных ответах обращаю внимание на засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, это, значит и др.). Иногда эти слова говорят о волнении ученика, поэтому необходимо время настроится на ответ, сосредоточится, проговорить его про себя. При развернутых ответах разрешаю пользоваться записями (планом, опорными словами, записанными датами, именами), но не разрешаю читать готовый ответ (исключение для слабых). К сожалению, немногие готовят такие записи, что сказывается на качестве ответов.

    Работа по развитию связной письменной речи связана с большими трудностями и в первую очередь – с нежеланием выполнять письменные работы. Анализируя причины такого отношения прихожу к выводу, что оно сформировано под влиянием современного информационного пространства.

      Дети не любят читать, потому что получают информацию через слух и зрение (так проще). Не развивается техника чтения; многие ученики читают со скоростью учеников 5 класса, так как прекращается целенаправленная работа над скоростью чтения. Читая медленно, ученики не усваивают объемы информации, которые должны быть усвоены.

    Ведущим типом восприятия у подавляющего числа учеников является зрительное восприятие. Получается парадокс: воспринимая информацию на слух не усваивают те речевые средства, с помощью которых она передается. Усвоение происходит на уровне образов, а не понятий. Поэтому, излагая ту же информацию, ученик испытывает затруднения в оформлении высказываний, прибегая к средствам разговорного стиля, характерным для той речевой среды, в которой он воспитывался.

     Во время устного высказывания ученика учитель сразу поправляет его. В письменном высказывании это не всегда возможно. Учитель исправляет ошибки, возвращая работу, всю исписанную красной пастой. Видя это, ученик предпочитает получить отрицательную оценку, чем переписывать заново. Повторяясь раз за разом, формируется отвращение к написанию сочинений.

    Добавим сюда и тот факт, что, обладая низкой скоростью чтения и ленью, ученик не успевает прочитать и понять произведение, т.е. принимаясь за сочинение он не знает, что писать.

    Методика уроков литературы заставляет нас анализировать произведения писателей. Но в последнее время работа по анализу текста превращается в недостижимую мечту, а текст приходится читать на уроке. В этом случае прибегаю к комментированному чтению, направленному на то, чтобы ученики поняли и осмыслили реалии, составляющие фон сюжета, прониклись духом времени повествования. На таких уроках обращаем внимание на слова и выражения, свойственные литературной речи, на высокую лексику, перифразы (Перифраз – непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения кем-либо качества, признака особенностей.  Голубая планета – Земля, однорукий бандит – игральный автомат. Арготизмы – условные выражения и слова, применяемые какой-нибудь обособленной или профессиональной группой, кружком «воровское арго»).

    Для аналитического чтения выбираю ключевые эпизоды сюжета, а также внесюжетные элементы (портреты, пейзажи). Анализируя текст отмечаем особенности авторского стиля, объясняем художественно-изобразительные средства. Особенность использования таких приемов в классе с низким уровнем развития речи заключается в том, что учитель помогает ученикам найти нужные фрагменты и построить связное высказывание по их анализу. Применяю такие приемы: «закончите начатое предложение», «выберите из списка слова, характеризующие героя», «вставьте в предложение пропущенные слова, подходящие по смыслу» и т.п.

    Таким образом, обсудить большой круг проблем не удается.  При учете возможностей учащихся иногда получаешь истинное удовлетворение, тем более, когда ученик не блистающий знаниями выскажет очень хорошее, свежее суждение (хотя может и сформулированное не гладко). Такие «озарения» происходят чаще всего во время устного анализа, потому что при написании сочинения пользуются различными источниками не всегда с удачными выводами.

    Урок подготовки к сочинению включает в себя работу по анализу тем, обсуждению или составлению планов, формулированию вступительных и заключительных фрагментов сочинения (так как это вызывает наибольшие затруднения), словарная работа.

    Очень трудно убедить в необходимости составления плана. Ребята предпочитают написать сочинение, а затем по готовому тексту составить план. Несмотря на постоянное обращение к логическим ошибкам. Упорно сопротивляются заданиям по составлению плана. Скорей всего плохо представляют, о чем будут писать, полагаясь на «вдохновение». Тем не менее планы составляем коллективно и индивидуально, при этом контролируя процесс составления планов и предлагая помощь в их разработке. По возможности проверяю черновики и редактирую работу. Анализ работ по развитию речи – немаловажный процесс и обязательный. Анализируя, работаем с речевыми ошибками, перестраиваем предложения, заменяем слова, устраняем повторы и др.  Если творческая работа классная, то ученики обращаются за помощью при затруднениях, спрашивают обо всем. Важно не подсказать, а направить, подтолкнуть к правильному решению. Во время работы в классе прохожу и проверяю записи, указываю на недочеты. У детей появляется возможность исправить, они ведь учатся.

     Над отработкой речевых знаний работаем на внеурочных занятиях, несколько лет тема внеурочных занятий «Основы речевой деятельности» 5-9 классы. В этом году веду «Как успешно написать сочинение, изложение», где отрабатываем проблемные вопросы связной речи учащихся.

     Сейчас для учителя русского языка «горячая пора». Только прошло итоговое сочинение, грядет итоговое собеседование, не за горами ОГЭ, ЕГЭ в задания которых входит и изложение, и сочинение. (а еще ВПР, контроль читательской грамотности и др.) При этом в учебном плане не предусмотрены консультации. Все эти виды контроля только для учителя русского языка и литературы, почему бы коммуникативные компетенции не проверить и по другим предметам? Ведь над этим направлением одинаково должны работать все учителя.    

 

 Библиографический список

1. Скоринова Ю.А. От текста к компетенциям учащихся// Русский язык в школе. – 2011. - № 1,3.- С.10 -15.

2.Купирова Е.А. Методы работы с учебно-научным текстом: конструирование// Русский язык в школе. – 2011. - №2.- С.3 -8.

3. Дейкина А.Д. Реализация текстоориентированного подхода по коррекции правописных умений и навыков// Русский язык в школе. – 2011. - № 5.- С.8-11.

 4.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом – средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям// Русский язык. Первое сентября. – 2005. - № 8. – С. 11-16.

5.Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Методические рекомендации по оцениванию выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку. ФИПИ, 2018г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...