Доклад
методическая разработка
Доклад на тему " Работа с художественным концептом как средство формирования и развития любви к родному краю. "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное учреждение управление образования Балаганского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа
Роль школы в формировании и развитии любви к родному краю на основе компетентностного подхода.
Работа с художественным концептом как средство формирования и развития любви к родному краю.
Выполнила: Сташкова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Коновалово 2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………1
Глава 1. Актуальность работы с концептами русской культуры…………………………….1-8
1.1 Концептуальный анализ художественного текста…………………………………..........1-2
1.2.Работа с художественным концептом «береза» как фрагмент формирования и развития любви к родному краю в миниатюре В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»………………..2-6
1.3. Творческое задание как личностное восприятие концепта «береза»…………………..6-8
Заключение………………………………………………………………………………………...8
Список литературы…………………………………………………………………………..........9
Приложение………………………………………………………………………………………10
Введение
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело создает их. Тексты везде в нашей жизни: реклама, информация по радио, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, мимоходом написанная на клочке бумаге и даже чек из продовольственного магазина. Все эти виды текстов большей частью являются обыденными и чаще всего они не несут большого воспитательного значения.
Поэтому в национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Использование текста как средства формирования и развития патриотических чувств, воспитания любви к родному краю при изучении русского языка обеспечивает решение важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование патриотичной личности. Долг учителя – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.
Глава 1. Актуальность работы с концептами русской культуры
1.1 Концептуальный анализ художественного текста
В рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое направление. Сегодня предлагают разные пути его реализации. При этом всё больший интерес вызывает работа с концептами русской культуры. Культурный концепт рассматривается как свернутый текст, как культурно-семиотический феномен, в котором сочетаются архетипические и мифопоэтические параметры, а также религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире. Содержание культурных концептов, свойственных тому или другому художнику слова, определяется особенностями его мировоззрения, художественно-образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира.
Концептуальный анализ художественного текста – это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов, развитии и формировании любви к Родине.
Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через «ключевые слова» и сформулирована в идейно-тематическом, содержательном плане. Ключевые слова – слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста. Ключевыми или опорными словами считаются как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова.
1.2.Работа с художественным концептом «береза» как фрагмент формирования и развития любви к родному краю в миниатюре В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»
В качестве примера учебной работы с художественным концептом «берёза» как фрагментом индивидуально-авторской художественной картины мира можно обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем».
Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запёкшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее отскочив от прибрежного леса, растет береза. Я помню её с детства. Она уже старая, но по росту всё девушка – не хватило ни почвы, ни света, ни размаха дереву.
Эта береза распочинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого - двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтины, и быстро-быстро, за несколько дней, от низу до верху вся береза сделается, будто свечка восковая.
Последним пламенем, словно ярким вскриком в оконце лета, заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.
Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Только белый ствол, будто кость, с каждым утренником проступает все явственней, все отчетливей от корня до вершинки.
Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому так и суждено вековать в девичьем облике. Зеленая стоит березка, разве чуть приморилась, ужалась в себе.
Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа березки, которую язык не поворачивается назвать бобылкой. Но ласточки уже улетели, в палисаднике моем со стороны солнца окалиной покрылись листья на черемухе.
Все равно быть осени, быть непогоде, все равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале.
Ниже её в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, еще ниже Енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевает предчувствие неминуемой осени.
Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать. И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утесе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком, свеча вечности.
Как известно заглавие – «ключ к интерпретации», так как «восприятие задается им» (Умберто Эко). Используя интригующую функцию данного заглавия, прошу учеников предположить, какова будет тема текста.
После чтения миниатюры вопросы:
- Какие чувства вызывает береза на скале у В.П. Астафьева? Насколько название отражает состояние души писателя?
В русской культурной традиции береза – самый любимый «древесный» символ. Поэтому важно обратить внимание учеников на внутреннюю форму славянского названия дерева, так как на ней «крепится символ, ею определяются содержательные формы» (понятие, образ, символ) – она структурирует духовность. Позитивное восприятие березы (с этимологической точки зрения береза – «дерево со светлой, белеющей корой», слово возводится к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света (в березовых рощах всегда светло, береза – солнцелюбивое дерево), чистоты, непорочности. С другой стороны, белый цвет для христиан-язычников – цвет траура. С этим могли быть связаны поверья о том, что души умерших переселяются в березы. Во время праздника, связанного с почитанием умерших и весенней земледельческой обрядностью (Семик), дома и дворы украшали ветками березы – «семицким», «семиковым» деревом. Еще одно объяснение наименования слова береза принадлежит Б.А.Рыбакову, который гипотетически связывает существительное береза с этимологическим гнездом оберегать, берег. Историк аргументирует свою гипотезу сакральной функцией этого дерева в жизни древних славян: береза – обязательная принадлежность летних молений о дожде. Все три мотивации внутренней формы в той или иной степени актуализируются в процессе анализа художественного концепта «береза», начиная с разрешения над вопросом: как реализуется в тексте значение «оберегающая»?
Следующее задание связано с истолкованием традиционного символа с помощью эпитета. Известно, что в народной речи наиболее употребительны постоянные эпитеты, в письменно-книжной речи особо ценится идеальный эпитет, по возможности метафорический. Ученикам предлагается соотнести национально-традиционное (белая береза) и авторско-индивидуальное (белый ствол, будто кость; тихая вещунья) в символическом образе березы, моделируемом автором.
Сначала ученики дают собственную интепретацию образа белой березы.
Затем соотносят свои объяснения с примерами цветовых прилагательных, взятых из «Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачева и Е.П.Хабло (1979): белая, белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая.
Прием сравнения помогает ученикам оценить оригинальность авторского сравнения. Обращаем внимание на языковые средства, связанные с воспроизведением мифопоэтического сознания. Так, например, кость в индоевропейских языках считалась вместилищем жизни (божественного огня) и тесно связанной с ней смертью. «Поскольку ,по поверьям древних, местом пребывания душ была не только кость, но и дерево (ветка дерева), то слова со значением «кость» нередко могут также означать и «дерево» («ветка»). С языческой символикой связан также образ тихой вещуньи, что подтверждают отмеченные М.М.Маковским два ранних значения березы «чудо, волшебство» и «предзнаменование» - в индоевропейских языках.
Обратим внимание на метафоры в тексте. Образ-символ, передающий основной смысл миниатюры. Свеча – ключевой образ. Приводят доказательства:
1.слово вынесено в заглавие и завершает миниатюру;
2.трижды повторяется по мере содержания текста: свечка, свечечка, свеча.
Проанализируем словообразовательную структуру этих однокоренных слов и назовем основные языковые средства, которые помогают раскрыть символический образ березы-свечи (святая душа, храм природы, свеча вечности).
Одна из основных оппозиций текста, связанная с образом березы, - оппозиция «время-вечность». Береза выражает «полифонию времени и вечности» (Г.Гачев). Жизнь её связана с землёй и временами года: с одной стороны – зелёная, полоска едва видной прожелтины, жёлтый огонёк, последним пламенем, свечка восковая; но с другой – береза на скале для автора – образ вечности: она красовалась до нас, радует людей сейчас и останется за нами.
Определяя особенности индивидуально-авторского отношения ко времени в этом тексте, обращаем внимание на языковые способы его воплощения. Это:
1.видовременные формы глагола: догорает – гори – не сгорай;
2.лексические средства прямо или косвенно обозначающие время; время, вековать, с детства, старая осень, утренник, оконце лета, за нами, до нас, свеча вечности, при этом некоторые слова отражают специфику авторского слога (например, распочинает осень).
Обращение к словообразовательной структуре производного слова распочинать помогает ученикам почувствовать образность и выразительность языка писателя. (Ср. у Даля В.И.: починать – «положить чему-то начало»; начинать, починать, зачинать)
Художественное пространство в тексте организовано таким же способом, что и время. Есть пространство конкретное, реальное. Для его выражения используется лексика с вещным значением: солнце, горы, скала с березой, прибрежный лес, село, палисадник, река Енисей, пещера под скалой, ключ. Но есть пространство надмирное, космическое (Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности). Между землей и Вселенной (низ - верх) промежуточное положение занимает береза (способная отделиться… от всего своего земного окружения), причастная к тому и другому пространству (от низу до верху; от корня до вершинки).
Обращаемся далее к анализу индивидуально-авторских способов воплощения художественного пространства в тексте. Анализ сравнения в первом абзаце (как запекшийся кулич), а также проведенный стилистический эксперимент (попытка заменить образное выражение Енисей сиянием исходит на сияет) позволяет ученикам сделать вывод о средствах одухотворения писателем земного пространства, понять роль каждого слова в создании образности, когда замена одного слова другим (даже синонимичным) создает, то или иное изменение образа.
Отвечая на вопрос, какие синтаксические конструкции преобладают в тексте, ученики прежде всего называют безличные (Быть благодатной осени… быть осени, быть непогоде… зазимиться…) и повелительных конструкциях (не зажигайся… не сгорай… пусть постоят, порадуют… остаться… красуйся… гори и не гасни), отмечая , что глаголы в инфинитиве позволяют выразить неизбежность, необходимость происходящего, а основная функция, которую выполняют глаголы в повелительном наклонении, - это обращение к березке - свечечке родной.
После чтения двух последних абзацев учащиеся получают задание озаглавить микротему, аргументируя свой ответ. Предлагаются варианты: молитва, обращение, заклинание. Отдавая предпочтение первому варианту, ученики так раскрывают смысл: это молитва о жизни как высшей ценности, о вечной красоте природы как источнике последней радости для измученной души человека, о судьбе России, символом которой является береза, о сохранении для мира русской духовности.
Лексическая структура предложенных для анализа поэтических текстов обнаруживает новые элементы ассоциативного поля концепта «береза». В поэзии Есенина, например, активно используются две темы: тема девичества и тема печали. Что стоит за образом «березы в белом»? Поиск ответа на этот вопрос предполагает включение текста в открытое поле русской культуры:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
1.3. Творческое задание как личностное восприятие концепта «береза».
Береза – знак русской культуры. Разные метафорические модели представляют слово береза во всей его сложности и многообразии проявлений. Каково же личностное восприятие концепта «береза» как варианта индивидуального знания ученика становится возможным в процессе работы над собственным эссе. Предлагается на выбор ученикам
два письменных задания:
1. А.Перед вами тексты, выражающие разные позиции. Насколько аргументированными они вам покажутся?
1)И деревья у них, может быть, даже очень хороши, да чужие по-русски не понимают.
У нас каждая баба знает – если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними березоньку, крепко, двумя руками, грудью прижмись, и качайся вместе с нею, и голоси голосом, словами, слезами изойди вся с нею, с белою, со своею, русской березонькой!
А попробуйте здесь:
- Allons au bois de Boulogne embrasser le bouleau! (Пойдемте в Булонский лес обнять березу! (фр.)).
Переведите русскую душу на французский язык… Что? Веселее стало? (Тэффи).
2) – Чего же вам так далась береза? Что она вас обувает и одевает? Или молоко дает?
В общем-то, я тоже не знал, как объяснить ему, сколько помню себя все в городе живу, тоскую без асфальта, без этой пестрой выматывающей круговерти. И тем не менее! И березку-то вижу от случая к случаю. Но неведомая сила, сокрытая в этом образе, - поднимает душу и наполняет силой. Именно так! С кровью дано. И, как видно, не только мне. (Е. Чернов).
3. Напишите эссе на тему «Русская береза: меркнущий символ для меня или …», используя приемы, на которых строится эссе:
1) прием цитирования (частичный);
2) прием риторических вопросов («мнение» и «со-мнение») по данной проблеме;
3)прием сравнений (помогает ярче и точнее выразить мысль);
4) прием ассоциативных «отступлений», позволяющих совершать переходы из образного ряда в понятийный, из отвлеченного – в бытовой;
5) прием моделирования диалогической ситуации:
а) обращение к реальному или воображаемому собеседнику;
б) диалог с самим собой (Какие поэтические строки я вспоминаю при слове «береза»? Прежде всего…).
2. Попробуйте, опираясь на данное рассуждение, написать эссе на тему «Почему русские так возвеличивают березу?»
Англичан и японцев сближает склонность ставить естественное превыше искусственного. Однако в рамках этого сходства заключено и различие. Две островные нации возвеличивают разные черты природы, ее диалектики. Если японцы поэтизируют переменчивость, то англичане – преемственность. С одной стороны - сакура с ее внезапным буйным, но недолговечным цветением. С другой – вековой дуб, равнодушный к бегу времени и недоверчивый даже к приходу весны. (Овчинников).
Ученики выбрали первое творческое задание, первую тему эссе. Мнение единое – береза не меркнущий символ для наших детей. Вот высказывания детей:
«Я не представляю своей деревни без берез. Если бы не было берез, то лес был бы однообразным по цвету». «Березовый лес всегда светлый, в нем хорошо, свободно дышится, а осенью именно в березовом лесу - грузди, а кто их не любит». «В русских поэтических произведениях русская береза в образе девушки, подруги, оберега – в женском образе. Женский образ – образ матери, а мать - Родина». «Какая русская баня без березового веника? А дух какой? Русский!». «Смотрю в окно девятого кабинета и вижу на территории школы березу. Какая она красивая! Высокая, раскидистая, стройная.
Летом – ярко-зеленая, а осенью ярко-желтая». «Мы писали изложение о березах за рубежом. Там они были куцые, маленькие, смотрелись сиротками. А дома они и поодиночке веселые, красивые». «Не обувает, не одевает и молока не дает, но ни один русский человек не представляет русского пейзажа без березы». Прочитав такие высказывания старшеклассников, понимаешь, что не очерствела душа русского молодого человека. Слова выражают надежду, оптимизм и веру в будущее России, в будущее наших деревень. Значит, урок не прошел даром.
Заключение
Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.
Любить Родину… А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит от того, какие чувства ты перенял от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как люблю я свою диковинную и прекрасную Сибирь… (В.П.Астафьев)
Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения. (В.Распутин)
Список литературы:
1. Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности языка.// Русский язык в школе. – 2003. - № 3.- С.3 -9.
2. Гвазава В.И. Народная мудрость как источник нравственного воспитания.// Русский язык в школе. – 2003. - № 3.- С.3 -9.
3. Кулаева Г.М. Воспитание языкового эстетического идеала при обучении русскому языку.// Русский язык в школе. – 2004. - № 6.- С.3 – 8.
4. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства.// Русский язык в школе. – 2004. - № 6.- С.8 – 15.
5. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника.// Русский язык в школе. – 2006. - № 3.- С.23 – 27.
6.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом – средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям.// Русский язык. Первое сентября. – 2005. - № 8. – С. 11-16.
Приложение
Словарь понятий к работе по миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем»
1.Архетип – 1. прообраз, идея; образы, мотивы, лежащие в символике сновидений, мифов, сказок. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г. - «Советская энциклопедия»)
2. Интепретация – истолкование смысла художественного произведения. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)
3. Концепт – смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли). (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»).
4. Метафора – один из тропов, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. (Из школьного словаря литературных терминов и понятий. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Т.Г.Тренина. – 1995г.- «Дрофа»).
5. Миниатюра – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ,
пьеса, водевиль, сценка, реприза). (Из школьного словаря литературных терминов и понятий. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Т.Г.Тренина. – 1995г.- «Дрофа»).
6.Семантика - значение единиц языка. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)
7.Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование текста как средства формирования и развития патриотических чувств, воспитания любви к родному краю при изучении русского языка обеспечивает решение важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование патриотичной личности.
Концептуальный анализ художественного текста – это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов, развитии и формировании любви к Родине.
Концепт - смысловое значение имени (знака), то есть содержание понятия. Ключевые слова – слова , которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста. Ключевыми или опорными словами считаются как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова.
В качестве примера учебной работы с художественным концептом «берёза» как фрагментом индивидуально-авторской художественной картины мира можно обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем».
В русской культурной традиции береза – самый любимый «древесный» символ
Позитивное восприятие березы (с этимологической точки зрения береза – «дерево со светлой, белеющей корой», слово возводится к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света (в березовых рощах всегда светло, береза – солнцелюбивое дерево), чистоты, непорочности
Личностное восприятие концепта «береза» как варианта индивидуального знания ученика Береза – знак русской культуры
1)И деревья у них, может быть, даже очень хороши, да чужие по-русски не понимают. У нас каждая баба знает – если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними березоньку, крепко, двумя руками, грудью прижмись, и качайся вместе с нею, и голоси голосом, словами, слезами изойди вся с нею, с белою, со своею, русской березонькой! А попробуйте здесь : - Allons au bois de Boulogne embrasser le bouleau ! (Пойдемте в Булонский лес обнять березу! (фр.)). Переведите русскую душу на французский язык… Что? Веселее стало?
2) – Чего же вам так далась береза? Что она вас обувает и одевает? Или молоко дает? В общем-то, я тоже не знал, как объяснить ему, сколько помню себя все в городе живу, тоскую без асфальта, без этой пестрой выматывающей круговерти. И тем не менее! И березку-то вижу от случая к случаю. Но неведомая сила, сокрытая в этом образе, - поднимает душу и наполняет силой. Именно так! С кровью дано. И, как видно, не только мне. (Е. Чернов).
Написать эссе на тему «Почему русские так возвеличивают березу?» Англичан и японцев сближает склонность ставить естественное превыше искусственного. Однако в рамках этого сходства заключено и различие. Две островные нации возвеличивают разные черты природы, ее диалектики. Если японцы поэтизируют переменчивость, то англичане – преемственность. С одной стороны - сакура с ее внезапным буйным, но недолговечным цветением. С другой – вековой дуб, равнодушный к бегу времени и недоверчивый даже к приходу весны. (Овчинников).
«Я не представляю своей деревни без берез. Если бы не было берез, то лес был бы однообразным по цвету». «Березовый лес всегда светлый, в нем хорошо, свободно дышится, а осенью именно в березовом лесу - грузди, а кто их не любит». «В русских поэтических произведениях русская береза в образе девушки, подруги, оберега – в женском образе. Женский образ – образ матери, а мать - Родина». «Какая русская баня без березового веника? А дух какой? Русский!». «Смотрю в окно девятого кабинета и вижу на территории школы березу. Какая она красивая! Высокая, раскидистая, стройная. Летом – ярко-зеленая, а осенью ярко-желтая». «Мы писали изложение о березах за рубежом. Там они были куцые, маленькие, смотрелись сиротками. А дома они и поодиночке веселые, красивые». «Не обувает, не одевает и молока не дает, но ни один русский человек не представляет русского пейзажа без березы»
Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.
Любить Родину… А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит от того, какие чувства ты перенял от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как люблю я свою диковинную и прекрасную Сибирь… (В.П.Астафьев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....