Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Подросток и закон» в 9 классе
рабочая программа по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9»
Рассмотрено на Утверждено приказом
педагогическом совете директора школы
Протокол №1 от 31.08.2017г. № 246 от 01.09.2017г
.
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию «Подросток и закон» в 9 классе на 2017-2018 учебный год
Учитель: Смирнова Л.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Подросток и закон» в 9 классе разработана в соответствии с
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897);
- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2017-2018 учебный год;
- календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год;
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков, что в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем. Программа курса предполагает 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
Введение. Роль права в жизни человека и общества (1 ч)
Права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей. Значимость науки юриспруденции, история ее формирования, первые представители юридической профессии.
Основные правила человеческой жизни, выраженные в социальных нормах.
Тема 1. Как и почему зарождается право? (1 ч)
Возникновение правовых регуляторов в истории человечества, формирование права в настоящее время. Потребность общества в правовых нормах.
Тема 2. Правонарушения и преступления (2 ч)
Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности и наказуемости. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и проч.). Важность правовых знаний у граждан РФ.
Тема 3. Работодатели и работники на рынке труда (2 ч)
Трудовой кодекс РФ. Основные принципы правового регулирования труда в РФ. Особенности правового поведения работников и работодателей. Юридические правила, регулирующие трудовую деятельность.
Тема 4 . Правовые основы брака. Родители и дети. (2ч)
Правовое регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ. Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей.
Тема 5. Права и обязанности несовершеннолетних (2ч)
Правовая ответственность несовершеннолетних. Права и обязанности несовершеннолетних. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей.
Тема 6. Конституция РФ. Конституционное право РФ (2ч)
Закон высшей юридической силы. Ценности, закон, неотъемлемые права человека. Политический экстремизм. Конституционный строй.
Тема 7. Органы государственной власти РФ (1ч)
Разделение властей. Федеральное собрание РФ. Совет Федерации РФ. Президент РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы.
Тема 8. Мировое сообщество на защите прав человека (1ч)
Система мировой защиты прав человека. Международные документы об основных правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. События мировой истории, которые привели к борьбе за права человека.
Итоговое повторение(3ч)
Тематическое планирование и средства контроля
Тема | Количество часов | Средства контроля | |||
Введение | 1 | ||||
Тема 1. Как и почему зарождается право? | 1 | ||||
Тема 2. Правонарушения и преступления | 2 | Тест | |||
Тема 3. Работодатели и работники на рынке труда | 2 | Тест | |||
Тема 4. Правовые основы брака. Родители и дети | 2 | Тест | |||
Тема 5. Права и обязанности несовершеннолетних | 2 | Тест | |||
Тема 6. Конституция РФ. Конституционное право РФ | 2 | ||||
Тема 7. Органы государственной власти РФ | 1 | ||||
Тема 8. Мировое сообщество на защите прав человека | 1 | ||||
Итоговое повторение | 3 | Тест в форме ОГЭ | |||
итого | 17 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | дано | Аргументация изменений | |
план | Факт | ||||
1-2 | Введение. Как и почему зарождается право? | 2 | |||
3 | Правонарушения и преступления. Проблемы преступности и наказуемости. | 1 | |||
4 | Обстоятельства, исключающие преступность деяний . Важность правовых знаний у граждан РФ. | 1 | |||
5 | Работодатели и работники на рынке труда. Трудовой кодекс РФ. Основные принципы правового регулирования труда в РФ. | 1 | |||
6 | Юридические правила, регулирующие трудовую деятельность. | 1 | |||
7 | Правовое регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ. | 1 | |||
8 | Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей. | 1 | |||
9 | Права и обязанности несовершеннолетних | 1 | |||
10 | Правовая ответственность несовершеннолетних | 1 | |||
11 | Конституция РФ. Конституционное право РФ Ценности, закон, неотъемлемые права человека. | 1 | |||
12 | Политический экстремизм. | 1 | |||
13 | Органы государственной власти РФ | 1 | |||
14 | Мировое сообщество на защите прав человека | 1 | |||
15-17 | Итоговое повторение | 3 |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2014.
2. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».8-9 кл.: Пособие для учителя..2014
3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.2014
4. Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2014
5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2014
6. Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2014-
7. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»
Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства....
Рабочая программа элективного курса обществознание 9 класс
Рабочая программа элективного курса обществознание 9 класс...
Рабочая программа элективного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Разработка внеурочной деятельности по обществознанию, 10 класс...