Успешная адаптация молодых педагогов
статья

Статья об успешной адаптации молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Успешная адаптация молодых педагогов

Вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь грамотных молодых специалистов, и  того, как удержать их там.

Работа с молодыми специалистами традиционно является  одной из самых важных составляющих деятельности методической работы. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя и воспитатели в своей профессиональной деятельности.    

             Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Для успешной адаптации молодых специалистов  в нашем районе разработан план работы «Объединения молодых педагогов».

      Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Основные идеи:

  • используя возможности организации методической работы в районе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов;
  • используя возможности методического совета, создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • помочь адаптироваться педагогу в коллективе;
  • определить уровень профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;
  • формировать творческую индивидуальность молодого педагога;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с детьми и их родителями;
  • развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

           С целью организации поддержки и методической помощи педагогам – стажёрам  районное объединение  проводит постоянную работу с молодыми специалистами. Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года. Планирование составляется по следующим направлениям:

- организационные вопросы;

- планирование и организация методической работы;

- работа с документацией;

- работа по саморазвитию;

- контроль за деятельностью молодых специалистов.

Содержание деятельности:

1) диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;

2) планирование и анализ деятельности;

3) разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;

4) помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы;

5) организация мониторинга эффективности деятельности педагогов – стажёров;

6) создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых;

7) организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

План работы с молодыми специалистами

Мероприятие

Время проведения

1 заседание. Знакомство с новыми молодыми педагогами района. Принятие их в объединение молодых педагогов Атнинского района. Утверждение плана на новый учебный год.

сентябрь

2 заседание. Круглый стол. Основные проблемы начинающего учителя.

ноябрь

Помощь молодым учителям, аттестуемым с целью повышения квалификации.

в течение учебного года

3 заседание. Анкетирование. «Особенности процесса адаптации молодых педагогов». 

декабрь

Научно-практический семинар «Современный урок: сотрудничество учителя с учениками»

30.01.2022

Участие в сессии Республиканской  педагогической школы Профсоюза.

по графику

Обучающий семинар «Совершенствование педагогического мастерства молодого педагога через наставничество».

21.04.2022

4 заседание. Тренинг для молодых воспитателей ДОУ «Построение эффективного общения, взаимодействия с родителями».

февраль

Участие в республиканских дизайн-сессиях.

по графику

Зелёный педсовет.

26.05.2022

Система мероприятий в работе с молодыми специалистами:

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами;        

- оказание  поддержки со стороны коллег.

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов  строится с учётом факторов:

-   уровня  базового образования;  

-   индивидуальных особенностей;

-  уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);

- практического опыта работы с детьми.        

Процесс наставничества затрагивает интересы  трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и образовательного учреждения.

                                                

 Оценка деятельности молодых специалистов:

- аттестация на квалификационную категорию;

- мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.

В ходе этой оценки учитывается  отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач образовательного учреждения.

Обучение молодых специалистов:

- обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества,  участие в работе педагогических объединений;

- самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;

-  обучение на курсах повышения квалификации;

-  организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

 

        Одной из важнейших задач является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы наставничества. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника мы стараемся не забывать о том, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) молодым педагогам интересны новые, нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы», мозговые штурмы, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Для поддержки молодых педагогов в районе часто проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в Форуме молодых педагогов. В процессе такого общения молодые специалисты отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые  помогут друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация молодого педагога в образовательном учреждении.

Текст выступления на семинара молодых педагогов...

Проблемы адаптации молодого педагога.

Современная общероссийская статистика упрямо заявляет о том, что большинство педагогов - это женщины с высшим образованием и высшей квалификационной  категорией, со стажем работы более 20-ти лет,...

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...

Адаптация молодого педагога

Адаптация молодого педагога...

«Наставничество как традиционный прием адаптации молодого педагога на рабочем месте»

Выступление на педчтениях  из опыта работы МБУ ДО "Агнес"  по наставничеству  . Материал включает описание  опыта работы по программе "Первые шаги в профессию"...