Адаптация молодого педагога в образовательном учреждении.
статья по теме
Текст выступления на семинара молодых педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"
Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряет-ся. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учи-телям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может про-текать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогиче-ской деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место за-нимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых учителей связана и с тем, что они плохо кон-тролируют и порой не верно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает не-верный вывод о правильности выбора своей профессии.
Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, за-дачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Проанализировав опыт работы муниципального образовательного учреждения дополнитель-ного образования "Информационно-методический центр" по программе "Адаптация молодого учителя", учитывая изменения, произошедшие в образовании за последние 5 лет, методисты ИМЦ разработали второй вариант образовательной программы "Адаптация молодого педагога". Содержание программы дополнено вопросами, актуальными для этой группы работников:
- Формирование опыта целеполагания.
- Использование мультимедийных средств обучения в работе учителя. ИКТ в образовании.
- Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся (с уче-том образовательных интересов и планов на будущее).
Кроме того, предусмотрено резервное время для решения вопросов, актуальных для конкрет-ной группы слушателей. Это позволит осуществлять индивидуальный подход и дифференциро-ванный подход, в основе которого лежит диагностика работы по данной программе.
Цель программы:
сформировать профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя - практика.
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
- Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
- Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.
- Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
- Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
- Оказание методической в становлении профессиональной компетентности.
Позиция руководителя. В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и раз-вития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:
- предварительно-профилактический характер с охватом всей группы молодых учителей;
- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
- курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.
Методы проведения занятий. Для реализации этой программы привлекаются опытные пе-дагоги, руководители ОУ и методисты информационно-методического центра. Программа рассчитана на 60 часов. Занятия проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, коллоквиумы, конференции, индивидуальные консультации и др. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является в содержательном плане основой для последующего. Продолжительность и интенсивность встреч варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов. Для более успешного прохождения этапов адаптации, каждое направление оснащено методическим сопровождением.
Содержание программы:
- Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное пре-одоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса лично-сти начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый кол-лектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями. - Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами дей-ствующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, во-влечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация мо-лодого специалиста в образовательном пространстве. - Школьная документация в работе учителя
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе работников комитета по образованию, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи. - Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровож-дение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок. - Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при плани-ровании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионально-го мастерства воспитателя. - Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации молодого педагога.
Современная общероссийская статистика упрямо заявляет о том, что большинство педагогов - это женщины с высшим образованием и высшей квалификационной категорией, со стажем работы более 20-ти лет,...

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....
Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ
Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...
Успешная адаптация молодых педагогов
Статья об успешной адаптации молодых педагогов....

«Наставничество как традиционный прием адаптации молодого педагога на рабочем месте»
Выступление на педчтениях из опыта работы МБУ ДО "Агнес" по наставничеству . Материал включает описание опыта работы по программе "Первые шаги в профессию"...