Доклады и выступления на семинарах
статья

Назаренко Ольга Леонидовна

Исходя из общей для всех цели Российской образовательной политики, – «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации»,  в настоящее время особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников, которое является, как мы знаем, одним из пяти основных образовательных областей в ФГОС ДО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О.Л. Назаренко

(детский сад,

 Муниципальное казенное образовательное учреждение  

Кабинетная средняя общеобразовательная школа)

Мой опыт работы в должности воспитателя детского сада ещё не так велик для каких – то больших достижений в педагогике, но начало моего профессионального развития уже есть и я бы хотела поделиться этим с вами. Проведя несколько традиционных Русских праздников, в самом начале своей работы, а так же занятий, индивидуальных бесед с детьми и их родителями на эту тему (а это уже поколение 90 – х годов) я столкнулась с тем, что  наши дети и их родители  мало знакомы с истоками русских традиций. В связи с этим 3 года назад я  взяла тему для самообразования, которая называется «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры через художественно – творческую деятельность».  

Цель моей работы вытекает из темы, а для того чтобы её достичь я поставила перед собой ряд задач:

1. Дать воспитанникам первоначальное представление о русской народной культуре (традиции, праздники, народные игры, декоративно – прикладное искусство);                                                                                                                                                                                            2. Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление;                                                                                                            3. Дать возможность детям соприкоснуться с народным фольклором в игровой форме и некоторыми видами  прикладного искусства;                                                                            

4. Формировать у детей (в соответствии с возрастом) различные художественные способности: музыкальные, литературные, танцевальные, певческие, способности к изобразительной и прикладной деятельности;                                                                                                                                                               5. Воспитывать у дошкольников эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма;                                                                                                                                         6. Вернуть интерес  родителей к русской культуре и приобщить их к совместной с детьми творческой деятельности.                                                                                                                                                                                                                                          

Исходя из общей для всех цели Российской образовательной политики, – «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации»,  в настоящее время особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников, которое является, как мы знаем, одним из пяти основных образовательных областей в ФГОС ДО. Художественно – эстетическое развитие дошкольников осуществляется по направлениям и решает свои цели и задачи, перечитав их, для себя я выделила те, которые подходят к моей теме:

  1. Приобщение к искусству:

- формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства;

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

2. Изобразительная деятельность:

- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;

- совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;

- воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ;

3. Конструктивно – модельная деятельность:

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, какую часть работы будут выполнять.

4. Музыкальная деятельность:

- знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

- развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

- расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

- воспитание эстетических чувств, интереса и любви к народному искусству.

Художественно – эстетическое развитие и воспитание начинается с первых лет жизни детей. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, в играх, звуках и красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов фольклорного образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Сегодня в дошкольной педагогике  воспитатели – практики опираясь на методические разработки, собственные знания по фольклорному творчеству пытаются строить свою воспитательную работу включая в неё народные песни, игры, танцы, потешки, поговорки, частушки, пестушки, загадки.

Живя в современном мире, наши дети  мало знакомы с русскими традициями, обычаями, народным искусством, в связи с этим я решила познакомить ребят с народной культурой, донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры, возродить нравственные устои, патриотические настроения, обогатить детей знаниями о русском фольклоре. Для этого я обратилась к декоративно – прикладному искусству, к фольклору, к народным играм и, конечно, к традиционным русским народным праздникам. Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Детям становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, вышивки, понятно искусство игрушечников. Фольклорное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, в пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.  Использование русского фольклора, способствует развитию образного мышления, расширяет представление о музыкальной культуре русского народа. Если с раннего возраста растить ребёнка в познании родной культуры, родной речи, знакомить его с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Я работаю по программе, разработанной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). За время своей работы я  собрала методическую литературу, которая очень помогает мне, она представлена на слайде: (И.А. Лыкова «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности» М. 2011., Л.В. Светличная  «Праздники без проблем»  М,2006г., М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» М.2006г., М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.2008., О.С.УшаковаМ.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» М.1986., З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» М.1986., «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду» М.1982., О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М.2007., Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М.2007г., Т.М. Горюнова «Развитие детей раннего возраста» М.2009., М.Б. Зацепина «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности» М.2010., Н. Апполонов «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание» 1992. - №5., Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребёнок» М.1972.) Ещё в своей работе я использую  книжный фонд  школьной и сельской библиотек (А.П. Афанасьев «Народные русские сказки» вып. 1, М.1985., Т.С. Комарова «Народное искусство» М.2000., Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» М. 1995.), мультимедийное оборудование, комплекты видефильмов со сказками, интернет ресурсы, сюжетные картинки, наглядно – дидактические  пособия из серии «Мир в картинках» (Филимоновская народная игрушка, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка) – М.:Мозаика – Синтез, 2005., русские народные костюмы, декорации). Благодаря работам этих авторов я правильно выстраиваю методику преподавания, знакомлю детей с теми умениями и навыками, которые соответствуют их возрастным особенностям.

Для успешной реализации своей цели и выполнения педагогических задач, разрабатываю конспекты открытых занятий, сценарии праздников и развлечений. В своей работе я стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок овладевал содержанием каждого вида культурной деятельности в доступных ему пределах.  Для этого использую различные методы и приемы обучения, такие как:

- словесный  - в своей работе с детьми широко использую все виды малого фольклора: чтение р.н.сказок, поговорок, проговаривания чистоговорок, беседы, обсуждения, разучивание стишков, потешек, песен, частушек, считалок. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с устным народным творчеством, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям;

- наглядный  - рассматривание книжных иллюстраций, демонстрация наглядно – дидактических пособий, просмотр видео- и док-  фильмов с помощью мультимедийного оборудования о быте русского народа, о народном прикладном искусстве, о народных гуляньях и развлечениях, о традиционных православных праздниках и т.д., посещение местного филиала ДМШ, а именно фольклорного класса, где дети могут посмотреть, послушать, потрогать и попробовать сами поиграть на русских народных музыкальных инструментах, посмотреть русские народные костюмы;

- методы прямого и косвенного воздействия на ребёнка и их родителей - например, дети посмотрели видеофильм о том, как делаются р.н.ложки и тарелки, а затем делали сами ложки и тарелки с русским народным узором в технике «декупаж», через аппликацию сделали русские народные платки, оформили выставочный уголок своих работ в нашей комнате русской избы, дети поделились своими яркими и богатыми впечатлениями об экскурсии в фольклорный класс ДМШ с родителями, а я предложила им сделать совместно с ребёнком музыкальный народный инструмент (шуршалку, бренчалку, шумелку, бубен и т.д), что принесло свои замечательные результаты;

- репродуктивный - самостоятельное воспроизведение детьми сказок, стихов, потешек, песен, частушек, считалок; участие в традиционных праздниках, народных гуляньях, посиделках, изготовление поделок своими руками;

- сравнение элементов узора разных русских народных росписей и их распознавание;

- приём диалога между ребёнком и различными персонажами из русских народных сказок, в этом мне очень помогает наш кукольный театр;

При ознакомлении дошкольников с русской народной культурой использую следующие формы работы:

- беседы  по ознакомлению с народным искусством, традициями и обычаями;

- занятия по декоративному рисованию, аппликации, лепке;

- организация выставок детских работ, фотовыставок, творческие коллажи;

- проведение праздников и досугов (совместно с родителями) с использованием народных игр и фольклора – например, праздник «Осенины», развлечение «Как на масленой неделе…», праздник «Проводы Русской зимы», «Праздник русского платка»

- экскурсии - в филиал ДМШ, в КДЦ, в библиотеку, в музейную комнату нашей школы.

Для того  чтобы  обеспечить заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлечь их к овладению новыми знаниями  в своей работе я использую современные образовательные технологии:

-информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) - через интернет ресурсы подыскиваю виде-, фото-, инфо- материалы по русской культуре, народному декоративно – прикладному искусству, фольклору, чтобы интереснее донести их до ребёнка, использую мультимедиа и демонстрирую различные презентации при проведении открытых занятий, утренников;

- игровые технологии - русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Только играя можно добиваться хороших результатов в детском возрасте, понимать психологию детей. В своей работе круглый год знакомлю своих малышей с русскими народными подвижными играми: их историей, правилами, вариантами. Например: прятки, ловишки, салочки (в группе, в спорт.зале), горелки, жмурки, игры с мячом, хороводные игры (летом, осенью и весной на улице), катание с горок, игры в снежки, перетягивание каната, катание на лошадях и т.д. (зимой на прогулках);

-при работе с малышами использую личностно – ориентированный подход - в моей группе дети разного возраста (от 1г. 6 мес. до 4 лет), поэтому при применении технологии делю их на группы с учётом возрастных особенностей детей. Применяю методы, формы, дидактический материал,  различающийся по содержанию, объёму и сложности заданий. Личностно – ориентированный подход прослеживается в общении при проведении мною НОД, а так же при индивидуальной работе с ребёнком;

- технология проблемного обучения - использую её при разработке занятии, сценариев праздника, при планировании экскурсий  для формирования самостоятельности детей, познавательного интереса и развития мыслительных способностей;

-здоровьесберегающие технологии – на современном этапе образования и развития ребёнка это очень важная и необходимая технология. Здоровье ребёнка и сохранность его жизни это одни из ведущих направлений в работе дошкольного учреждения. Изучив много методической литературы по этой теме, на практике применяю следующие здоровьесберегающиие технологии: оздоровительные гимнастики, физкультминутки, динамические паузы, упражнения на снятие нервного напряжения у детей и в этом, опять-таки, мне помогает русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки («Большие ноги ходят по дороге…», «Еде, еду к бабе, к деду…», «Тише, мыши, не шумите…»))

Свою работу выстраиваю в тесном взаимодействии с родителями и коллегами.  Так как детский сад у нас небольшой, всего две разновозрастные группы, то некоторые мероприятия мы проводим совместно со старшей группой. С помощью коллег, детей и родителей в прошлом году мы создали предметно – пространственную среду - макет комнаты русской избы (в рамках муниципального сетевого конкурса педагогов ДО «Создание предметно – пространственной среды на основе традиций русской культуры») которая была направлена на развитие интереса и любознательности детей, несла информационную, развивающую и воспитательную функцию. Мы рассказали детям о быте русского народа, используя и наглядный пример (комната русской избы) и такие слова как: «Изба, половики, печь, чугунок, ухват, самовар, светёлка, братчина». Познакомили с правилами гостеприимства, которыми славен русский народ. Каждый год, совместно с нашими старшими друзьями и родителями, проводим «Масленичные гуляния», праздник «Проводы русской зимы».

Большое место в приобщении к народной культуре у нас занимают народные праздники и традиции. Ведь это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. Известный русский историк В.О. Ключевский говорил: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов, тогда он всё забудет, и всему разучится, и должен будет начинать всё сначала». А К.Д. Ушинский подчёркивал, что «Ребёнок считает свои дни от праздника к празднику, как мы (взрослые) считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника».  Готовясь к русским народным праздникам, мы с детьми окунаемся и затрагиваем все сферы художественно – эстетического развития детей. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.  Подготовительная работа к проведению праздников и сами народные праздники насыщенные русскими песнями, народными играми, традициями и сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое воспитание. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Всё это является хорошим подспорьем в моей работе и помогает достигнуть цели и осуществить поставленные мною задачи.  

В рамках своей темы я, в течение 3 – х лет,  проводила диагностику детей в направлении «Художественно – эстетическое развитие». Для сбора диагностических данных я использовала метод наблюдения, дополняла его свободным общением с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. В специально организованные диагностические занятия (в начале и в конце года) включала особо подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребёнок выполняет программные задачи. Критерии, которые адаптировала под свои цели и задачи, вносила в индивидуальную кару развития ребёнка (по возрастам - 1-2 года, 2 – 3 года, 3- 4 года), затем делала общий мониторинг.

При оценивании устойчивости проявления того или иного показателя в мониторинговых картах я использовала следующие обозначения:

«+» - «сформирован» - означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д.;

«0» - «находится в стадии формирования» - показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д.;

«-» - «не сформирован» – показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер.

Развитие детей, уровень образования и овладение базовыми ЗУНами я прослеживала в  динамике.

В результате диагностики увидела, что дети достигли устойчивых положительных результатов:

- сформировались умения и навыки изобразительной деятельности в соответствии с программой: в свободной деятельности с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, пользуясь различными изобразительными средствами и конструкторами,  активны при создании индивидуальных и коллективных композиций, правильно и аккуратно пользуются инструментами для творчества, умеют подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалам;

- проявляется интерес к речевому развитию: любят слушать новые сказки, рассказы, стихи, рассматривают иллюстрации в книгах, узнают и эмоционально реагируют на знакомые стихи, сказки, рассказы, читают наизусть потешки и небольшие стихи;

- эмоционально отзывчивы в музыкальном творчестве: умеют внимательно слушать (от начала до конца) небольшое музыкальное произведение, узнают знакомые песни, выполняют доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки, называют детские музыкальные инструменты, участвуют в музыкальных играх – драматизациях.

В сентябре 2018 года мои детки перешли в старшую группу,  к нам поступил новый набор. А это значит, что моя педагогическая жизнь продолжается и к старому, накопленному мной материалу, я добавлю новый. Ведь моё самообразование не заканчивается на достигнутом. В моих планах ещё глубже узнать нашу культуру, наши традиции и обряды, познакомить детей с особенностями жизни наших предков. А для этого необходимо продолжать уделять особое внимание всем художественно – эстетическим направлениям, проводить групповую и индивидуальную работу с детьми и родителями, создавать необходимые условия для творчества.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ПРО
  2. ПРО
  3. ПРО
  4. ПРО
  5. Интернет ресурсы:
  • Сайт maam.ru



Предварительный просмотр:

Семинар

«Значение фольклора и его малых жанров в воспитании и развитии детей»

Цель: Познакомить со значением и жанрами русского народного фольклора: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками и т.д.

Наглядные материалы: кирпичик для дома, пословица, поговорки, частушки, считалки, доска, мультимедиа.

    Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим на очень интересную тему, которая называется «Значение фольклора и его малых жанров в воспитании и развитии ребёнка».

А начнем мы с очень известного русского выражения «в жизни каждый мужчина должен сделать 3 вещи….» какие? (построить дом, посадить дерево, воспитать сына). Но мы её немного перефразируем «построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка». А так же  проведём некую аналогию между «домом», «деревом» и «ребёнком».  Скажите, без чего нельзя построить дом? (без строй материалов). У нас это будут кирпичики из которых состоит дом. А теперь представим, что этот ДОМ символизирует ребёнка. Скажите, без чего нельзя воспитать из ребёнка РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА? (Без ЗУНов). Правильно, вот эти ЗУНы тоже являются кирпичиками в развитии и воспитании ребёнка.

В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества, т.е фольклор. Они помогают решать воспитальные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей, помогают прививать различные навыки ребёнку через игру, потешки, прибаутки и т.д.  Я предлагаю вам, уважаемые коллеги,  на сегодняшнем мастер классе построить вместе дом, благодаря которому  я вам расскажу, что же относится к русскому народному фольклору и его малым жанрам, на каких этапах развития ребёнка какой фольклор использовать, а так же научу применять это на практике.

ФУНДАМЕНТ – «Устное народное творчество. Фольклор и его жанры»

УНТ - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение. Это творчество обладает удивительной способностью воспитывать в людях доброе начало, развивает мышление и речь детей.

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой отражается трудовая деятельность народа, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М.Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре». Фольклор одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Итак…

ПЕРВЫЙ КИРПИЧИК– рождение ребёнка

«Колыбельные песни».

И самый первый фольклорный жанр, который необходимо использовать, это, конечно же, «Колыбельные песни».

Колыбельные песни несут в себе нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление и успокоение. Созданные в далёких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до наших времён. Первые слова, с которыми сталкивается ребёнок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша. С колыбельной ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.

Скажите, коллеги, а какие Колыбельные песни знаете вы?

А как вы думаете, какая колыбельная самая известная? (баю – баюшки – баю, не ложися на краю…) Правильно, а в подтверждение того, что  её  знают от мала до велика, всё внимание на экран

(Песня колыбельная)

Следующие кирпичики, это фольклорные жанры, с которыми нужно знакомить детей с рождения и до второй младшей группы. Это:

Кирпич – «Потешки и прибаутки»:

Очень большое значение в воспитании малышей имеют потешки и прибаутки. Дети внимательно и с интересом слушают их простой и коротенький сюжет, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх («Сорока, сорока», «Ладушки», «Коза рогатая»).  Коротенькие потешки могут побудить ребёнка к действию, а  произнесённые же на распев, ласково, не громко – наоборот успокоить его. На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки и прибаутки. На экране я представила вашему вниманию несколько потешек и прибауток. Познакомьтесь с ними 1 минуточку. А сейчас я буду вам называть какой – то режимный момент или ситуацию с ребёнком, а вы выберите подходящую потешку и назовёте мне её:

  1. Дети, которые плохо или неохотно едят, начинают есть с удовольствием, если им прочитать потешку…-  Умница, паинька,

                      Ешь кашку сладеньку,

                      Вкусную, пушистую,

                      Мягкую, душистую,        

                      Одну ложечку за маму (за папу, за бабушку, дедушку и тд.)

  1. Некоторые дети не любят умываться, некоторые боятся воды. В таких случаях можно использовать такую прибаутку:

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды.

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Чтобы щёчки горели, чтобы глазки блестели.

  1. Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Например:

Вот они сапожки

Это с левой ножки, это с правой ножки.

Если дождичек пойдёт, наденем мы сапожки

Это с левой ножки, это с правой ножки.

  1. У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется плакать, бывает,  что они устали, или поссорились. Какой потешкой их можно приласкать?

Это что тут за рёв?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка – это Юра рёвушка!

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калачь.

Молодцы с этим заданием вы справились и мы продолжаем дальше.

Следующий кирпичик – «Сказки».

О значении этого кирпича в развитии и воспитании ребёнка можно говорить часами, согласитесь со мной. Сказки это наше ВСЁ. Они оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей, у детей развивается воображение и мышление. Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Моё следующее задание для вас называется «Угадай сказку». Разделимся на 2 команды. Каждой команде я дам название сказки, а вам нужно без слов, с помощью мимики и жестов  показать сказку так, чтобы другая команда догадалась. (Курочка ряба, Репка)

Кирпичик – «Загадки»

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивается умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления. Загадка имеет важнейшую роль в развитии речи ребёнка, обогащая словарный запас через многозначность слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Существуют различные виды загадок. Я сейчас вам буду называть их и давать примеры, а вы отгадывать…

  1. Загадки описание: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто ловит мышей? Кто умывается без воды?» Кошка
  2. Загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному предмету: «Есть  в реке работники, не столяры, не плотники. А выстроят плотину – хоть пиши картину» Бобры
  3. Загадки, через отрицание: «Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык но не  всегда, а лишь тогда, когда наступят холода.» Шарф
  4. Загадки – подсказки: «Начинается на «О» и кончается на «О». Я хвораю, не гуляю, целый день гляжу в него?» Окно
  5. Загадки – сравнения, метафоры: «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп, да ложки?» Стол
  6. Загадки – рифмовки: «Я сегодня утром рано умывался из – под…?»  Крана
  7. Загадки – обманки: «Дочерей и сыновей учит хрюкать…?» Свинья
  8. Загадки на смекалку: « За чем язык во рту?» За зубами

Молодца, а сейчас  перейдём в среднюю группу.

Кирпичик - «Чистоговорки».

Чистоговорки – малый жанр фольклора, заключающийся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции. Они способствуют совершенствованию:

- звукопроизношения;

- мелкой моторики;

- слоговой структуры слова;

- речевого дыхания;

- развитию темпа речи;

- формированию чувства ритма.

Разучивание  чистоговорок с детьми может происходить различными путями и способами. Сейчас мы с вами это попробуем:

  1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть! Давайте попробуем.

 (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша два карандаша, шей-шей-шей – пять карандашей)

  1. Ответь на вопрос. (Са – СА – СА, какая коса? СА – СА – СА, острая коса)
  2. Аудио повтор (ла-ла-ла- нет стола)
  3. Иллюстрация (Ры-ры-ры, я несу – шары, ро-ро-ро катится – колесо)
  4. Произносить с разным настроением (ор-ор-ор-краный помидор)

Отлично справились с этим заданием, строим  дом дальше. 

Кирпичик – «Скороговорки и считалки»

«Скороговорки и считалки» тесно связаны с игрой.

Скороговорки учат ребёнка четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

Скороговорки – это своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и развивают речевой слух, дикцию и обогащают словарный запас ребёнка.

Считалки прямое доказательство того, что наряду со взрослым существует и детский фольклор. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают именно они - считалки, которые мы учим с детьми. К пяти годам в ребёнке проявляется живой интерес к считалкам, потому что именно в этом возрасте дети начинают осознанно играть в подвижные групповые игры. И именно считалки помогают подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

И раз уж речь зашла про игры, предлагаю и вам, уважаемые коллеги, поиграть.

Я раздам вам скороговорки, ваша задача как можно быстрее и правильнее их проговорить.

А чтобы определить, кто начнёт первым используем детскую считалочку. Пожалуйста, кто знает и хочет посчитать?

Кукушка кукушонку купила капюшон.

У четырех черепашек четыре черепашонка

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке

Шашки на столе, Шишки на сосне

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор

Галка села на забор, грач завел с ней разговор

Молодцы, справились и с этим заданием. И переходим к старшей группе детей.

Кирпичик – «Заклички»

Заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Обращая внимание детей на природные явления, заклички знакомят их с могучей силой природы, учат радоваться солнцу, дождю и радуге:

Ай ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя, давай солнышка – колоколнышка!

Заклички очень радуют детей, создают ощущение радости, единения с природой. Их можно активно использовать на прогулке и на занятиях.

Картотека закличек по возрастам, есть у меня в компьютере, приходите, коллеги я  поделюсь с вами.

Кирпичик «Пословицы и поговорки».

Они играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития. В пословицах и поговорках заложена народная мудрость, свод правил жизни; народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. Используя в свое работе пословицы и поговороки можно, ребёнка подбодрить: «Глаза бояться, а руки делают», можно указать на его лень или недостаток: «Работать – не я, убирать – не я, а кушать я завсегда!», научить правильно распределять время: «Делу время, а потехе час» и т.д.

Уважаемые коллеги, у меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз?

Вот это и будет нашим следующим заданием. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно.

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Поспешишь - людей насмешишь. (подведение итогов)

Молодцы, и это вы тоже знаете и умеете.

Кирпичик – «Частушки»

Это часть фольклора и важный элемент истории, частушки издавна сопровождают разные торжества. С частушками знакомят с детства. А почему детей стараются пораньше научить таким коротеньким песенкам? А потому, что частушки развивают:

- память – они просты для запоминания и воспроизведения;

- речь – кричать частушки весело, а еще приходится чётко и громко выговаривать слова;

- музыкальный слух – первое знакомство с мелодией, ритмом: интересно и полезно;

- координацию – во время пения дети приседают, прихлопывают, поворачиваются.

Дети, распевающие частушки, выглядят очень трогательно. Родители, бабушки, дедушки, все зрители будут в восторге. А видео с праздника, на котором были частушки, ещё долго будет любимым семейным «фильмом».

Ну что ж, дорогие коллеги, наш дом построен, только не хватает крыши. Я её прикреплю. На ней ещё написаны малые фольклорные жанры, которые можно и нужно использовать в работе с детьми. О них мы поговорим с вами на следующем мастер классе.

Посмотрите на  наш дом. Он полностью построен и полностью наполнен содержанием. Так  и с ребёнком, если целенаправленно и систематически использовать в своей работе фольклор и малые его жанры, то он получит необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, конструирование, рисование, физическое и музыкальное развитие), овладеет первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А так же дети намного легче и  с большим удовольствием усвоят все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом такой работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение, овладение родным языком, развитие памяти, мышления. Устное народное творчество даёт детям возможность побегать, попрыгать, поиграть. То есть всесторонне развивает ребёнка.

А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.

               ****

Говорят – частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

                ****

По – геройски Лена с ленью

Воевала целый день.

Но, к большому огорченью,

Победила Лену лень.

                ****

У неряхи – растеряхи

Всё не эдак, всё не так.

И рубашка нараспашку,

И без пуговиц пиджак.

                ****

Мы частушки вам пропели

И желаем от души –

Чтобы вас всегда любили

Взрослые и малыши!

                ****

Мы бы пели всё и пели.

Не нужны рыдания.

Годы быстро пролетели,

Спасибо. До свидания!

                 ****

Ля-ля-ля, да ля-ля-ля,

Где же к песне взять слова?

Чтоб поднялось настроенье,

Не болела голова.

                 



Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы

структурного подразделения - детский сад

МКОУ Кабинетной СОШ

Воспитательная система нашего ДОУ учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

- поддержка разнообразия детства;

-  сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- единство и координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и  семьи. Обеспечения участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.

Цель и задачи воспитания

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).

Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:

  1. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).
  2. Реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.
  3. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
  4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
  5. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
  6. Создать эффективные условия, способствующие гармоничному экологическому развитию личности ребёнка, посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагогов.
  7. Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.
  8. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  9. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты, к  наиболее важным из них относятся следующие:

- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;

- уважать старших и заботиться о младших;

- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;

- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;

- беречь и охранять окружающую природу;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.

Виды, формы и содержание деятельности

Реализация цели и задач происходит при совместной деятельности взрослых и детей, которая  осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ.

Каждое из них представлено в соответствующем модуле:

  • Модуль «Непосредственно образовательная деятельность»
  • Модуль «Детско-взрослые сообщества»
  • Модуль «Традиции детского сада»
  • Модуль «Русская народная культура»
  • Модуль «Театральное творчество»
  • Модуль «Экологическое воспитание»
  • Модуль «Ранняя профориентация»
  • Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
  • Модуль «Взаимодействие с родителями»    (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Виды совместной деятельности детей и взрослых:

  • Игровая (предметные, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, развивающие, традиционные, обучающие и т.д.);
  • Познавательная, (исследовательская (проектная) деятельность, комплексные (интеграция) НОД);
  • Коммуникативная (организация досуговой деятельности: календарные праздники, фольклорные развлечения, досуги, костюмированные развлечения);
  • Продуктивная и художественно-эстетическая (рисование, лепка. аппликация, конструирование);
  • Трудовая;
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.

Подробное описание основных способов достижения цели и задач воспитательной системы описано в Приложении №1.

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:

  1. В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно на пед.советах  ДОУ при зам.директоре по дошкольному воспитанию;
  2. В форме административного управления – решения принимаются на совещании при директоре школы.

Структура и механизм управления ДОУ обеспечивает его стабильное функционирование.

Управление процессом воспитания строится следующим образом:

  1. Административная работа:
  • повышение квалификации педагогов;
  • знакомство с передовым педагогическим опытом;
  1. Планирование:
  • разработка программ и перспективных планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
  • подбор форм и методов работы;
  1. Контроль и коррекция:
  • педагогические наблюдения, анкетирование;
  • посещение и анализ НОД;
  • анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие отчеты и другие формы);
  • корректировка планов и программ.
  1. Создание условий для нравственного и эмоционально – личностного развития воспитанников:
  • доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
  •  создание определённой развивающей среды;
  • создание МТБ;
  • тесная связь и взаимопомощь семьи и ДОУ.

Управление воспитательной системой создаёт возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.

     Планирование воспитательно - образовательной работы осуществляется в следующих формах, взаимно дополняющих друг друга:

  • Общая Образовательная программа;
  • Рабочая программа воспитания ДОУ;
  • Годовой план работы;
  • Перспективное планирование по каждой возрастной группе;
  • Календарное планирование;
  • Ежедневное планирование.

Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются образовательно – воспитательные задачи для детского сада в целом и для каждой возрастной группы детей, требующие особого внимания педагогического коллектива. В связи с намеченными в плане задачами планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций и др., определяется содержание работы с родителями.

Организация работы педагогических кадров ДОУ

К педагогическим работникам нашего ДОУ относятся заместитель директора по дошкольному образованию и воспитатели.

В обязанности заместителя директора по дошкольному воспитанию входит:

  • Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения;
  • Координирует работу преподавателей, воспитателей и  других педагогических и иных работников;
  • Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса;
  • Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих);
  • Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
  • Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу;
  • Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников и т.д….

В обязанности специалиста входит:

  • Прием детей в группу, присмотр за ними в течение всего дня, защита их здоровья и жизни. Воспитатель ни при каких обстоятельствах не может оставить детей без присмотра;
  • Забота о здоровье детей. Воспитатель проводит мероприятия, направленные на укрепления здоровья ребят;
  • Планирование и реализация воспитательно – образовательной работы;
  • Ведение документации: планов, отчётов, рабочих журналов и др.;
  • Обеспечение соблюдения распорядка дня в группе детского сада;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников;
  • Помощь в адаптации малышей в детском саду;
  • Участие в организации и проведении досуговых мероприятий для ребят и т.д…

Полный список обязанностей и ответственности нужно смотреть в должностной инструкции – это документ каждое учреждение составляет отдельно.

Должностные инструкции регламентирующие трудовые функции штатных должностей дошкольного образовательного учреждения, являются важным документом, который необходим и работодателю, и работнику, поскольку в нём установлены квалификационные требования, перечислены обязанности и права человека, занимающего данную должность. В нашем детском саду также есть должностные инструкции педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в образовательной организации. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

       Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов в нашем детском саду реализуется в рамках «педагогического взаимодействия всех сторон образовательно – воспитательного процесса». К поддержке мотивации относится стимулирование педагогического состава ДОУ. Стимулирование может быть материальным (стимулирующие надбавки к зарплате, премии) и нематериальными (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма и т.д.).  

Планирование воспитательно – образовательной работы в ДОО – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  • Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • Выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
  • Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры образования определены следующим образом (п. 4.6 ФГОС ДО):

  1. Младенческий и ранний возраст
  1.  ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  1.  использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  1. владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  1. стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  1. проявляет интерес к сверстникам;

наблюдает за их действиями и подражает им;

  1.  проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  1.  у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
  1. Дошкольный возраст
  1.  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  1.  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  1.  ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  1.  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  1.  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  1.  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  1.  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В ПРИЛОЖЕНИИ №3 представлено планирование нашего ДОУ, по которому осуществляется образовательный процесс в детском саду.

         Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые нами в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем ребята в увлекательной форме получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

        Целью организации досуга и развлечений для воспитанников является привитие детям нравственно – эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Используя различные формы и методы организации мы насыщаем культурно – досуговую деятельность нравственным содержанием.

Для себя мы определили ряд задач, направленных на достижение цели, это:

Образовательные

  • приобщение детей к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и т.д.;
  • создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Развивающие

  • привлечение воспитанников к подготовке мероприятий;
  • участие дошкольников в праздниках, развлечениях, соревнованиях, театральных постановках, сценках, утренниках и т.д.;
  • формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).

Воспитательные

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищенности у каждого воспитанника;
  • воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи;
  • воспитание патриотических чувств.

Досуговые мероприятия, проводимые в нашем учреждении можно разделить на виды: отдых, развлечения, праздники. И эти виды разбить на  группы:

  1. Спортивные
  • Соревнования
  • Весёлые старты
  • Турниры
  1. Музыкальные
  • Хоровое изучение песен
  • Разучивание танцев, хороводов, фольклора
  • Знакомство с музыкальными инструментами и с музыкальными произведениями разных композиторов;
  1. Литературные
  • Прослушивание сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества;
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах;
  • Проведение бесед по прослушанным текстам
  • Обучение выразительному чтению стихов
  1. Театральные
  • Проведение игр – драматизаций при помощи кукольного театра
  • Постановка сценок
  • Обучение основам актёрского мастерства (мимика, жесты, выразительность речи и др….)
  1. Художественные
  • Развитие художественного восприятия
  • Проведение бесед
  • Продуктивная изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
  1. Интеллектуальные
  • Проведение викторин, игр на смекалку, дидактических игр
  1. Экологические
  • Формирование экологического сознания у детей
  • Воспитание любви к родному краю и природе
  • Проведение экскурсий
  • Участие в экологических акциях

         Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роди в игре – драматизации, овладевая навыком хорошего пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дети позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно – ориентированную личностно в каждом ребёнке.

       Сценарные разработки наиболее важных мероприятий нашего ДОУ размещены в ПРИЛОЖЕНИИИ №4.

      Диагностику воспитанников нашего детского сада мы проводим в специально организованные диагностические занятия (в начале и в конце года).

      Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных условиях.

Задачи:

  1. Изучить продвижение ребёнка в освоении универсальных видов детской деятельности.
  2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
  3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры,  которые отражают освоение ребёнком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
  4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что даёт возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

      Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. … Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребёнка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Возможность использования  диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребёнка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации педагогических задач.

        Тексты наших адаптированных под цели и задачи диагностических опросников, используемых для осуществления контроля процесса воспитания размещены в ПРИЛОЖЕНИИ №5.



Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра является одним из замечательных явлений жизни, это необходимая деятельность, которая кажется порой бесполезной, но на самом деле, как - же велико её значение! Игра невольно чарует и привлекает к себе как жизненное явление, является весьма серьезной и трудноразрешимой проблемой для научной мысли.

У игры как у вида деятельности выделяют следующие функции:

  • развлекательная функция является основной функцией игры  (доставить довольствие, развлечь, воодушевить на создание нового, пробудить интерес);
  • игротерапевтическая функция -  преодоление трудностей в игре, для дальнейшего их разрешения в других видах деятельности;
  • коммуникативная функция – это освоение диалектики общения, развитие социальных качеств;
  • функция самореализации в игре как основа для становления будущей личности;
  • диагностическая функция - обнаружение отклонений детей от нормативного поведения, познание самого себя в процессе игры;
  • функция социализации: активное включение в систему современных общественных отношений, освоение и усвоение норм человеческого общения и взаимодействия; 
  • функция коррекции:  позитивные изменения в структуре личностных показателей;
  • функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всего мирового сообщества социально-культурных ценностей.

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма  

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым,  жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру, поэтому серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Занятие от слова занимать.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  Важно помнить, что:

  Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность).

При организации совместной образовательной деятельности игра используется  как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более  старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.)

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко

достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Для ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ развития детей в нашем детском саду есть спортивный зал, где дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие  упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет»«Пробеги тихо». Именно в процессе таких ситуаций учим детей контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО  направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.

Играем в этих центрах в такие игры как: сюжетно – ролевые игры  «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», театрализованная игра «Теремок», дидактические игры «Путешествие пешехода», «Профессии», «Чей подарок?». Через эти игры мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности, правилам поведения в обществе, развиваем речь, творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей. Играя в такие дидактические игры, как«Секрет»«Волшебные слова», мы содействуем решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Благодаря таким хороводным играм как «Карусели»«Ходит Ваня»,  «Каравай». «Колпачок», «Ровным кругом» развиваются у детей тактильные ощущения, формируется чувство симпатии, дети обучаются соблюдать очередность, учим их выступать в роли ведущего, за которым должны остальные дети повторять движения. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.

Для ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО  направления развития детей у нас есть класс для занятия, где мы занимаемся творчеством (лепим, рисуем, конструируем) ,  и музыкальный зал ((совместный со спорт. Залом) где дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Для  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО и  РЕЧЕВОГО развития ребенка мы создали уголок речевого развития, уголок развивающих игр и экологический островок. Все эти уголки интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных уголков направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это различные пазлы, шнуровки, разные виды мозаик, сыпучий материал (разные виды круп, бобовых культур).

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический островок создан нами для познания детьми окружающей природы и сезонных изменений, и является одним из их любимых мест. В зависимости от времени года, мы оформляем вместе с ребятами наш островок (если это лето – то солнышко, уточки, курочка с цыплятами, цветочки и т.д., если зима – то снежинки, маленькие ёлочки, тучки и т.п.).

Здесь мы с детьми играем в экологические игры «Где живёт вода?», «Скорая помощь животным», «Что, где растёт?», «Собери в корзинку»  это происходит как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть и  пофантазировать. Выращивание растений (которые мы садим совместно с воспитанниками) позволяет нам организовать длительное наблюдение за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

    Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

   Таким образомигра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Ребёнок дошкольного возраста – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Игровая технология

    Игровая  технология строится в виде целостного образования, охватывающего определенную часть учебного процесса и объединенного общим сюжетом, содержанием, персонажем. В нее последовательно включаются:

  • группы игр на обобщение предметов по определенным существенным признакам;
  • игры и упражнения, формирующие навык выделения основных, характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их;
  • группы игр, воспитывающие способность владеть собой, умение быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух и др.
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников происходит развитие умения отличать нереальные явления от реальных;

    При этом развитие игрового сюжета происходит параллельно основному содержанию обучения. Игровой сюжет помогает освоить ряд учебных элементов и активизировать учебный процесс.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов является  заботой каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть занимательным, интересным, но не развлекательным. Это является основной целью педагогической игры. Для реализации этого подхода требуется, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко поставленную цель и систему игровых заданий, описанную пошагово. Используя такую систему, педагог может быть уверен в результате: получение гарантированного уровня усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступления на семинаре учителей -предметников, статьи, доклады, презентация МО

В приложении портфолио представлены  материалы, статьи, выступления  и доклады на семинарах учителей физической культуры, презентация методического объединения, отражающие результаты професс...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Доклады выступлений на семинарах , педсоветах.

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...