НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»
план-конспект

Пирожкова Ольга Юрьевна

Основы финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

 «Деньги всякие нужны»

Подготовила: Пирожкова Ольга Юрьевна.

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

  • закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические;
  • научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
  • активизировать словарь детей.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

Оборудование:

  • мяч
  • копилка с набором разных монет и банкнот;
  • бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!!! Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.

(Воспитатель с детьми благодарит почтальона)

Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку. Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка?

Ответы детей

Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги?

Что на них можно купить?

Ответы детей

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)

для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?

Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты. Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)

Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ» Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Воспитатель показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)

  • Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке)

Физ. минутка

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

  • Какие бывают деньги?
  • Чем отличается монета от банкноты?

В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которую придумали

дети.

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Бартер»

Образовательная область, интеграция ОО: познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формировать элементарные экономические знания

Задачи:

  • Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;
  • Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;
  • Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей).

Словарная работа: деньги, товар, обмен, бартер.

Развивающая предметно-пространственная среда на занятии: сундучок, предметы- самовар, горшочек, скалка. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко».

Телевизор, флешка с презентацией игры «Хочу и надо». Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Взаимодействие педагога с детьми: игровые, наглядные, словесные, решение проблемных ситуаций.

Ход

В-ль: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок- хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри? (Да). Но здесь замок и мы его должны открыть. (Дети вместе с воспитателем проговаривают слова)

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок) Кто его открыть бы мог?

(Пытаются разъединить руки) Повертели, покрутили, Постучали и открыли.

Я открываю сундучок… и что это? (Самовар)

В какой сказке есть этот предмет? («Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.)

Давайте вспомним начало сказки (Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.) А что было дальше? (Пошла муха на базар И купила самовар).

А что она отдала за самовар? (денежку) Она заплатила за самовар денежку.

Денежка — это что такое? (ответы детей)

Да, деньги-это рубли и монеты, на которые можно что-то купить. А зачем муха купила самовар? (чтобы угостить гостей чаем)

Нужную покупку сделала муха?

Игра «Хочу и надо». (Показ слайдов. «Надо» - предметы без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение).

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. Мальчики потопали, Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись И тихонько все уселись.

Глазки крепко закрываем, Дружно до 5-ти считаем. Открываем, поморгали,

И работать продолжаем.

А что еще можно купить на рынке? (Дети перечисляют) Как все это называется? (товар)

У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется слив. Как мне их получить? (предположения детей)

Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется бартер.

Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята? (Горшочек) Он из какой сказки? («Горшочек каши» Братьев Гримм)

О каком обмене рассказывается в этой сказке? (Старушка за ягоды дала девочке горшочек) Как по-другому можно сказать об их обмене? (бартер)

А вот еще один предмет из сундучка. (Скалочка) Какому сказочному герою она принадлежит? (Лисичке). А сказка называется?

(Лисичка со скалочкой)

Что делала лисичка в сказке? (она делала обмен)

Правильно. Как по-другому можно сказать? (Она совершала бартер). Действия лисы были честными? (Нет) Почему вы так думаете? (ответы детей) Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки?

Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности.

(Не честно просишь, неохотно дать. Честность всего дороже. Честные глаза в бок не глядят. Честное дело не таится.)

А в каких еще сказках герои совершают бартер?

(«Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко». Если дети затрудняются, показываю картинки-подсказки.).

Практическая работа детей: Составление книги о бартере. Раскрашивание иллюстраций к выше названным сказкам.

Итог: Какое новое слово вы сегодня узнали? (Бартер). Что оно означает?

Рефлексия: Какие сказочные герои помогли нам познакомиться с этим словом?

Ребята, вы постарались и у нас теперь будет замечательная книга о бартере. Мы познакомим с ней наших родителей.

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра

«Какие бывают доходы».

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

  • Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
  • Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
  • Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
  • Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
  • Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
  • Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.) А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования.

Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи.

Образовательная: Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Развивающая: научится различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. Воспитательная: воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами,

картами.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Развивающая предметно- пространственная среда на занятии: деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта.

Взаимодействие педагога с детьми: личностно- ориентированное

Обратная связь (анализ занятия): - О чем мы сегодня говорили?

  • Какие бывают деньги?
  • Чем отличается монета от банкноты?
  • Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).

Педагогические        средства:        беседа,        дидактическая        игра,        изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Ожидаемые результаты: Дети научатся различать купюры, обращаться с деньгами, монетами, картой.

Организация детской деятельности.

1.

– Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам. Воспитатель демонстрирует копилку.

  • Что это такое?
  • Для чего же нужна эта копилка?
  • Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
  1. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
  • Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

  • Если мы едим на автобусе, мы платим?
  • Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
  1. Беседа о монетах.
  • А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

  • Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

  • Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
  • Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

  • Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.
  • Как можно назвать эти деньги?
  • Банкноты. А какие они?
  • Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

  • Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

  1. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота…

  • Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

-Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы. Просмотр мультфильма.

  • Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

(Физ. минутка)

  1. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

  • А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...