Доклад "Методы и приёмы создания психофизического комфорта в классе"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"Методы и приёмы создания психофизического комфорта в классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_16.odt16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы создания психофизического комфорта в классе.

Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи:

-   Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

 -  Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.

-  Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

-   Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

-   Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.

-   Формировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.

 -   Формировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на  уроках

      В настоящее время учёные в области педагогики и психологи, учителя – практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе  к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

     В Конвенции ООН о правах ребёнка статья 28.2 гласит: «Государства участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с настоящей Конвенцией»

      В Концепции  модернизации российского образования  указывает: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии  обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося и образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность»

Что же такое комфорт?

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?

Комфорт -  заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

       Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь  С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости
защищаться.  
«Психологический словарь»

Говоря простым языком, это когда душа и тело человека чувствуют себя удобно и уютно.

Источником  комфортности является:

Вида комфорта

        -интеллектуальный

        -физический

        -психологический

Интеллектуальный комфорт:
 Смена видов деятельности;
 Достижение желаемого результата;
 Поддержка со стороны педагога;
Вера в собственные возможности.

Физический комфорт:

Благоприятная внутришкольная среда;( рост.метки, интерьер и т.д.)
Здоровьесберегающие технологии;
Оптимальная включенность в деятельность.

Психологический комфорт:

Доброжелательные взаимоотношения;
Создание ситуации успеха на уроке;
Положительное эмоциональное состояние ученика и учителя;
Благоприятный микроклимат в классе.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий

Не чему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

       Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

  • просьбы, а не требования;
  • убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
  • компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные и невербальные средства общения (Вербальное (знаковое) - человеческая речь; невербальным : жестика; мимика; пантомимика)  использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом не дают учителю самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учащимися.

Перепады настроений учащихся с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения.

Если слова учителя, даже самые правильные и искренние, расходятся с делом, с практикой жизни (когда в школе ученик слышит одно, а в жизни наблюдает другое), ему не удастся вызвать у учеников ответное чувство поддержки, согласия.

       Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое.

      Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

        К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

     Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?

Технология “Словарь принца” (социальная психология)

Замечание необходимо строить следующим образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.

Пример:

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

- Когда вы рисуете на парте…

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…

- Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.

    Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…

- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.

 «Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: ты и я сообщение.

Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.

Ты-сообщение:

Ты сегодня опять забыл тетрадь?;

Ты всегда плохо выполняешь задания;

Тебе не надоело весь урок болтать?

Золотые правила психологического комфорта на уроке:

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Будьте сдержанным в движениях и словах.

Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию к детям.

Принципы построения жизнедеятельности учителя в школе.

Если учитель в плохом настроении-

Дайте учителю ложку варенья.

Если контроль потерял над собой-

Учителю нужно срочно домой!

Если учителя всё раздражает-

Задачки в уме он пусть порешает.

Если возникло желание крикнуть-

Это опасно- можно привыкнуть!!!

Если обидели чем-то до боли-

Можете плакать , но только не в школе.

Если на что-то всерьёз разозлитесь-

Вы свою злость показать не стремитесь!!!

Лучшее средство от злости- улыбка!

Пусть она станет Вашей визиткой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке

рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;  разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;  создать условия для формирова...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье собраны примеры упражнений, позволяющих организовать этап погружения в иноязычную атмосферу, настроить учащихся на взаимодействие, установить психологический контакт. Данные упражнения способ...

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Создание психологического комфорта на уроках иностранного языка как условие эффективного обучения...

Упражнения для создания психологического комфорта на уроках английского языка

Проблема современных подростков заключается в недостатке коммуникативных умений и навыков, которые помогли бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Выполнение специальных упражнен...

Приёмы создания психологического комфорта на уроках музыки.

Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. Существует немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических воз...