Приёмы создания психологического комфорта на уроках музыки.
статья по музыке
Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. Существует немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией (средствами изобразительного искусства), может стать эффективным методом профилактики и лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Очевидным становится утверждение, что необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Так на уроках музыки возможно использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_sozdaniya_psihologicheskogo_komforta_na_urokah_muzyki.docx | 49.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приёмы создания психологического комфорта на уроках музыки
Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. Существует немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией (средствами изобразительного искусства), может стать эффективным методом профилактики и лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Очевидным становится утверждение, что необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Так на уроках музыки возможно использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические.
Исследования учёных по вопросу воздействия музыки на психику человека доказали положительное влияние классической музыки. Особенно советуют произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта. Почему классическая музыка так полезна и активно применяется в музыкотерапии, способствует успокоению, нормализации работы организма?
Главная особенность этой музыки - она написана в ритме сердца (60-70 Гц), поэтому легко воспринимается организмом и способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы и других органов. Замечено позитивное влияние этих композиций даже на примере животных и растений, они быстрее растут и развиваются.
При проведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметили активизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человек полностью вовлекается в прослушивание. Кроме влияния на здоровье, наблюдается и улучшение интеллектуальных способностей - рост IQ, что происходит за счёт мозговой активности во время прослушивания.
Поэтому важно с детского возраста включать классическую музыку для успешного развития ребёнка, формирования чувства гармонии, улучшения памяти, мышления.
Классическая музыка помогает во многих заболеваниях
Повышенная тревожность, депрессивные состояния (Моцарт);
Общеукрепляющие, иммуностимулирующее воздействие (позитивные композиции);
В комплексе с другими методами лечит от заикания;
Нормализует работу сердца и других органов;
Стимулирует память и умственные способности;
Нарушения слуха - улучшает его состояние;
При головных болях в результате перенапряжения, стресса (зачёты, контрольные);
Способствует развитию творческих способностей, росту работоспособности на 50%.
Классификация арттерапевтических методов.
Музыкальная терапия |
|
Фольклорная терапия |
|
Сказкотерапия |
|
Танцевально-двигательная терапия |
|
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством |
|
Драматерапия |
|
Музыкальная терапия
Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии. Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения.
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Говоря о музыкальной терапии, нельзя не сказать о процессе музыкально-творческой деятельности. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ученик учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом.
Примеры упражнений
Упражнение «Ветер». Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно, в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение можно выполнять под музыку, на звук с на одном выдохе сначала звук усиливается (крещендо), затем затихает (диминуэндо).
Упражнение «Аромат цветов». Основано на принципах дыхательной терапии. Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а при вдохе слегка выпячивается.
Упражнение «Качка». Дети, стоя, соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое, ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох носом, в другую – выдох ртом через вытянутые и округлённые губы. При выдохе получается шум, напоминающий звук ф. Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласовано.
Упражнение «Засыпающий цветок». Выполняется успокаивающее дыхание: на одну четверть делается вдох, на три четверти – выдох. При этом дети мысленно представляют себя цветами, закрывающими на ночь свои лепестки в бутоны.
Упражнение-игра «Горка». Направлено на развитие дикции и длины выдоха. Всем желающим предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.
При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.
Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Упражнение «Ладошки». Стоим прямо, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладони на уровне плеч смотрят вперёд. Сжимаем ладони и одновременно шумно и энергично втягиваем воздух носом. Разжимаем ладони – выдыхаем.
Упражнение «Насос». Стоим прямо, руки опущены. Наклоняем корпус слегка вперёд – спина круглая, кисти висят. Наклоняясь, вдыхаем; при выдохе слегка приподнимаемся. Представляем себя насосом, который ритмично подаёт воздух в шину.
Упражнение «Звуковые волны».
1. Пение с закрытым ртом или на гласный звук а. Дети повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.
2. Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска волн представить себя качающимися на волнах. Затем на звук а дети повторяют за учителем волнообразные мелодические рисунки, изображающие волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными, слабыми. Дети должны при этом ощутить разную энергию своих движений и соответствующую смену желаний, устремлений.
Упражнение «Эхо в горах». Выполняется в парах. Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.
Упражнение «Шорох осенних листьев».
1. Играя звуками ч, ш, щ, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.
2. Прочитать детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай.
Выучить его с детьми шёпотом, прислушиваясь к «игре» шипящих звуков. Потом пусть дети по желанию произнесут это стихотворение нараспев или придумают к нему каждый свою мелодию.
Игра «Музыкальные знакомства». Дети произносят нараспев свои имена, поют, по желанию, начало своих любимых песен. В этой игре возможны также звуковые импровизации с гласными звуками. Например, произносят нараспев имена детей данного класса, в которых встречается звук а (Аня, Ваня, Таня, Саша и др.). Звук а - открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, «показывает себя»: ребята раскрывают руки наподобие буквы А. После этого произносятся нараспев имена со звуком о (Оля, Коля, Егор и др.). Звук о – закрытый, внутренний, ласкающий: дети сводят руки в кольцо. Этот звук обволакивает, обнимает, охраняет нас. Аналогичным образом первоклассники импровизируют с другими звуками алфавита.
Упражнение «Найди героя». Пение фольклорной попевки (напр., «Уж как шла лиса»). Для того чтобы исполнение стало выразительным и творческим, нужно предложить ученикам определить, кто поёт (лиса, медведь, заяц, волк и т.д.). В зависимости от того в «чьём образе ученики поют, меняется характер исполнения, темп, штрихи, окраска звука». Этот приём можно применять для исполнения несложных детских песен, а в дальнейшем определять героя и при исполнении вокальных произведений композиторов-классиков.
Упражнение «Я - композитор». Ученикам предлагается попробовать импровизировать в духе классического произведения с ярко выраженным образом в названии (напр., из «Детского альбома» П. Чайковского, «Детской музыки» С. Прокофьева, «Альбома для юношества» Р. Шумана и т.д.):
- учитель предлагает передать в своей мелодии определённое настроение, погрузившись в конкретную ситуацию (соответствующую названию и программному содержанию музыкального произведения);
- ученик поёт свою импровизацию, повторяя ещё раз для того, чтобы эта мелодия зафиксировалась, а не была всё время разной;
- после этого все повторяют эту мелодию;
- записываются ноты мелодии, с их обязательным уточнением у автора;
- необходимо, чтобы в классе была сочинена ещё одна мелодия, тогда будет возможность сравнить два варианта, показав разные подходы к решению данной задачи;
- слушаем произведение композитора в оригинале.
Мелодизация эмоционально окрашенных призывов типа: «Вперёд, друзья, смелее!», «Ах, как мне плохо!», «Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо!»
Мелодизация различных движений человека («Прогулка в парке», «Торжественное шествие», «Бегство на пожар»), образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»), природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь», «Песенка весеннего ручья», «Восход солнца», «Заход солнца» и т.д.)
Предлагаемые ниже формулы самовнушения созданы В.И. Петрушиным. Я выбрала те, которые, по моему мнению, подходят для учащихся 1-8 классов. Каждая формула поётся 3 раза с повышением при повторении на полтона.
Не жди подарка от судьбы
Торжественно
Не жди подарка от судьбы, судьба зависит от борьбы. Учти ошибки прошлых дней и стань умнее и сильней.
Иди к победе сквозь беду и твёрдо верь в свою звезду. Ты сам творец своей судьбы – судьба зависит от борьбы.
Устойчиво стою я на земле
Уверенно
Устойчиво стою я на земле. Вот так! (2 раза топнуть ногой)
Несчастиям моим я дам под зад. Вот так! (поднять вверх колено)
Друзей моих я буду обнимать. Вот так! (на эти слова обнять своего соседа)
Смеяться буду громко я. Вот так. Ха-ха!
Только смеяться
В темпе марша
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться, и снова смеяться.
Успокоение в гневе
Сдержанно
Спокойно, спокойно, уйми свои нервы, Ты глубоко вздохни, спокойствие верни,
Не сделай ошибок, чтоб не почуять боль. И вот уже прошло, что на тебя нашло.
Ты выглядишь глупо, ты выглядишь дико, Дыханьем управляй, все мышцы расслабляй,
И всё потому, что теряешь контроль. Вниманье перестрой на радость и покой.
Что бы со мной не случилось
Напевно
1. Чтоб ни случилось такое, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
2. Улыбнись, улыбнись, мой дружочек, распрямись, как весенний цветочек!
Эту песню легко напевая, ты пойдёшь по тропиночкам рая.
Я забыл про мои неудачи
Напевно
1. Я забыл про мои пораженья, я забыл про мои огорченья,
Я забыл, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
2. Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного.
Не зову, не жалею, не плачу, я забыл все мои неудачи
Да и нет
Упражнение выполняется с ударами двумя руками в грудь на слоги «Да, да, да!» и с вытянутыми вперёд ладонями на слоги «Нет, нет, нет!».
В темпе марша
1. Нашему здоровью – да! Да! Да! Нашим беспокойствам – нет! Нет! Нет!
Нашему покою – да! Да! Да! Всем нашим тревогам – нет! Нет! Нет!
Вере в наши силы – да! Да! Да! Унынью и упадку нет! Нет! Нет!
Стойкости и мужеству – да! Да! Да! Плохим и мрачным мыслям – нет! Нет! Нет!
2. Радости движенья – да! Да! Да! Бездействию и лени – нет! Нет! Нет!
Солнцу в нашей жизни – да! Да! Да! Мраку, подозреньям – нет! Нет! Нет!
Теплоте, сердечности – да! Да! Да! Бездушию и хамству нет! Нет! Нет!
Силе и здоровью – да! Да! Да! Немощи и слабости – нет! Нет! Нет!
3. Жизнь с победной песней – да! Да! Да! Жизни в прозябании – нет! Нет! Нет!
Радость в настоящем – да! Да! Да! Страхам перед будущим нет! Нет! Нет!
Смелости, задору - да! Да! Да! Робости и страху – нет! Нет! Нет!
Интерес к искусству – да! Да! Да! Интереса к сплетням – нет! Нет! Нет!
4. Интересу к людям – да! Да! Да! Интереса к тряпкам – нет! Нет! Нет!
Уверенности к жизни – да! Да! Да! О прошлом сожаленья – нет! Нет! Нет!
Нашей яркой жизни – да! Да! Да! Всем нашим сомненьям – нет! Нет! Нет!
Нашему здоровью – да! Да! Да! Нашим беспокойствам – нет! Нет! Нет!
Фольклорная терапия
Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).
Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.
Сказкотерапия
Музыкальная терапия смыкается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.
В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальной жизни.
Сказкам свойственны тайны и волшебство. Волшебная сказка, как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку, ребёнок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка к сопереживанию и сочувствию.
Здесь можно предложить следующие задания:
- рассказывание сказок (групповое или индивидуальное: известной; известной, но придумать продолжение; придуманной, от первого лица или от имени различных персонажей с элементами мелодической импровизации);
- сочинение сказок;
- сказочные путешествия;
- сочинение сказок на определённую музыкальную композицию;
- придумывание сказки по «первой фразе» ( в т.ч. и музыкальной).
Танцевально-двигательная терапия
Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арттерапии.
В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.
Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.
Упражнение «Цветок».
1. Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского дети складывают ладони вместе, изображая стебелёк, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «цветочный бутон». И, наконец, движениями пальцев показывают, как «бутон» распускается. Нужно «подержать раскрытый цветок», ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (выполняется 3 – 4 раза).
2. Исходное положение – кисти рук, лежащие одна под другой. Под музыку дети начинают движение кистями рук в стороны, тыльными сторонами друг к другу. Затем кисти рук плавно возвращаются в исходное положение. Затем кисти рук плавно возвращаются в исходное положение. Полезно внушать детям, что во время выполнения упражнения от них уходят все болезни и другие неприятности.
Упражнение «Разноцветные рыбки». «Рыбки» показывают, как работают их хвостики. Локти учащихся прижаты к туловищу, трудиться будут только кисти рук. Под музыку «рыбки» бьют «хвостиками» по воде (поочерёдно одной и другой кистями рук с нарастающим темпом выполнения этих движений). Затем учащиеся опускают руки и расслабляются, прислушиваясь к своим ощущениям.
Упражнение «Пузырьки воздуха». Под запись плеска волн дети ходят на мысочках очень тихо, легко и мягко. Учитель говорит: «Почувствуйте себя пузырьками воздуха, невесомыми, воздушными и лёгкими».
Упражнение «Высоко - низко». Дети руками показывают смену регистров в исполняемом учителем музыкальном произведении. Это упражнение может выполняться коллективно – дети, взявшись за руки, становятся в круг или выстраиваются в одну линию.
Упражнение «Снежинки тают». Дети стоят с поднятыми вверх руками. Затем они очень медленно опускают руки, подгибают колени и медленно-медленно приседают. В конечном итоге дети «превращаются в капельки воды», т.е. садятся на пол, обняв руками голени и прижав голову к коленям. Упражнение выполняется под музыку. Пока звучит музыка, ребята танцуют, как снежинки, легко и свободно. Как только музыка останавливается, «снежинки» медленно превращаются в «капельки воды». Учитель говорит: «Положите голову на колени, расслабьте шею… Дышите животиком, спокойно, мягко… Вам приятно быть капельками? Вам уютно или неудобно? Что вы чувствуете?».
Упражнение «Аленький цветочек». Дети вспоминают сказочный аленький цветочек и показывают, как он расцветает: складывают ладони вместе, изображая стебелёк, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают ладони: «цветок» распускается. Нужно «подержать раскрытый цветок», представить, как он светится волшебным светом, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить мышцы рук.
Цветотерапия и терапия изобразительного искусства
Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры (в древних мистериях, магических обрядах, народных праздниках, в изобретении цветомузыки и т.д.), но и в арттерапии.
Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше самочувствие, на наше эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие функциональные изменения в организме: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов.
Красный цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии, а также активно преодолевать жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Жёлтый стимулирует интеллект и общительность. Это последний из тёплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Воздействие зелёного создаёт в организме ощущение мира и равновесия.
Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающими страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции.
Коричневый цвет – это цвет самой земли. Он дарит спокойствие, надёжность и прочность. Он помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты, цвет – защитник.
Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он помогает при общении.
Чёрный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Пристрастие к чёрному цвету может указывать на нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.
На уроках музыки можно при помощи разноцветных физкультминуток повлиять на улучшение самочувствия учащихся.
Произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но и арттерапевтический потенциал.
Упражнение-игра «Цвет и звук». На партах раскладываются разноцветные карточки. Детям предлагается выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению и выполнить следующие задания:
- по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат;
- зазвучать всем вместе (одновременно) и каждому по-своему;
- создать звуковое произведение и исполнить под управлением дирижёра.
Упражнение «Ковёр-самолёт» (после просмотра картины В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт»). Учитель предлагает детям «полетать на ковре-самолёте вместе с Иваном Царевичем». В этом им поможет волшебная кисточка. Стоит только дотронуться ею до картины, и всё вокруг оживёт. Дети располагаются на ковре, звучит расслабляющая, успокаивающая музыка. Учитель говорит: «Закройте глаза, представьте себя в воздухе на ковре-самолёте и посмотрите вниз. Что вы видите? Начинать ответ можно со слов «Подо мной…» (поля, горы, реки, озёра, леса, города, деревни и т.д.)». Дотрагиваясь «волшебной» кисточкой поочерёдно до учеников, учитель предлагает им рассказать, что они видят внизу, вокруг себя, вверху; какие звуки природы слышат; не страшно ли им летать так высоко; холодно им или тепло; легко ли дышится; хочет ли кто-нибудь взлететь ещё выше или, наоборот, спуститься на землю.
Перед началом разноцветных физкультминуток сначала надо дать детям возможность насладиться цветом, а потом уже предлагать упражнение.
Наши красные цветки
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево-вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались)
Головой качают,
(Движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
Жёлтые листья
Что такое листопад? Представьте, что ваши кисти рук – это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки (клёна). Сделайте свои листики твёрдыми, напряжёнными, тугими (педагог проверяет напряжённость пальцев). Хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение ещё раз.
Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной (руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону). Теперь листики дрожат на ветру (быстрые движения пальцами рук).
Зелёная толстушка
Здесь сидеть мне неохота
(Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте)
Я – зелёная толстушка,
(Хлопок в ладоши)
Все зовут меня… лягушка.
Драматерапия
Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека, могут быть успешно использованы в музыкально-образовательном процессе в школе при инсценировании песен и постановке музыкальных спектаклей.
Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение учителем различных ролей между учащимися при инсценировании песен или постановке музыкального спектакля.
Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определённых жизненных ситуаций. Это даёт ребёнку возможность для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счёте, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения. Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.
Заключение
Арт-терапия - она позволяет каждому ребёнку самовыразиться через творчество, она выступает и как средство эмоционального воспитания и образования.
Примененяя на своих уроках арттерапевтические методы, наблюдая за детьми, могу сделать следующие выводы:
- музыкальная терапия регулирует и развивает эмоциональную сферу личности;
- вокалотерапия важна для психического формирования детского организма. Работа со звуком, ритмом, дыханием интервалами, насыщение песни эмоционально-выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному и техническому исполнению песен, но и формирует, корректирует личность человека;
- дыхательная терапия позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека, повышать уровень концентрации внимания и успеваемости, снизить заболеваемость, обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии;
- музыкально-творческая деятельность является залогом устойчивости человека в самых стрессовых ситуациях, занимаясь творчеством, человек творит не только музыку, а, прежде всего, себя;
формулы музыкального самовнушения формируют в учащемся оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение;
- цветотерапия положительно влияет на состояние организма, корректирует имеющиеся отклонения в его физическом здоровье, расширяет влияние на эмоциональную сферу;
- фольклорная терапия регулирует межличностное общение в классе, раскрывает творческие способности личности;
- сказкотерапия обладает эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, т.к. сказка так же многогранна, как и жизнь;
- танцевально-двигательная терапия является залогом здоровой психики, влияет на эмоциональное состояние человека;
- драматерапия эффективно способствует выявлению и регулированию межличностных отношений в классе, даёт возможность ребёнку взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.
Таким образом, возможности уроков музыки в условиях реализации ФГОС НОО, достаточно уникальны. Это связано с тем, что использование современных методов и форм арт-терапии на уроках музыки способствует не только сохранению всех видов здоровья учащихся, но и повышению эффективности урока. В связи с чем, задача каждого учителя музыки заключается в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, а также помочь укреплени
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему
школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Несомненный интерес для формирования в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников.
Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Вместе с тем, педагогу необходимо тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Памятка педагогу.
- Уважай учащегося!
- Не навреди! Ищи в ученике хорошее.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Давай учащемуся ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
В завершении - притча.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...
"Создание психологического комфорта на уроке"
Мастер-класс...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье собраны примеры упражнений, позволяющих организовать этап погружения в иноязычную атмосферу, настроить учащихся на взаимодействие, установить психологический контакт. Данные упражнения способ...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
Создание психологического комфорта на уроках иностранного языка как условие эффективного обучения...
Упражнения для создания психологического комфорта на уроках английского языка
Проблема современных подростков заключается в недостатке коммуникативных умений и навыков, которые помогли бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Выполнение специальных упражнен...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
Данный материал представляет собой сообщение педагога, которое можно будет подготовить на заседание ШМО или педсовета. Это актуальная тема по созданию благоприятной атмосферы ...