Досуговые мероприятия в работе педагога-организатора
учебно-методический материал
Грамотно организованное досуговое мероприятие -это один из способов решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе обучающихся как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosugovye_meropriyatiya_v_rabote_pedagoga.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуговые мероприятия в работе педагога- организатора
1. Разработка программ досуговых мероприятий.
Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Работа педагога-организатора является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса образовательной организации, что позволяет организовывать досуг обучающихся, и развивать их творческие и интеллектуальные способности, а также способствовать формированию личности ребенка, способного анализировать, проектировать и создавать. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени обучающихся вносят досуговые программы.
Досуговые программы – определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий обучающихся – от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Педагогическая практика отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ:
- • разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы;
- • конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников;
- • праздник, который предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся;
- • игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории возможен в той образовательной организации, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством;
- • длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива.
Структура досуговой программы должна иметь следующие элементы:
1) кому адресована программа;
2) какие потребности удовлетворяет;
3) целевое назначение программы, ее задачи;
4) какие виды досуговой деятельности включает;
5) краткое содержание предлагаемой досуговой деятельности;
6) предполагаемые формы деятельности;
7) возможные варианты участия обучающихся в программе;
8) продолжительность программы;
9) условия, необходимые для реализации программы;
10) участники-организаторы досуговой деятельности (педагоги и обучающиеся);
11) литература, необходимая для освоения программы (обязательная и дополнительная, для организаторов, для участников);
12) ожидаемые результаты реализации программы.
Разработка программы досугового мероприятия включают следующие основные этапы:
- 1. Создание сценария: • определение темы;
- • формулировка цели;
- • определение идеи, учитывая целевую аудиторию;
- • проработка схемы будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их;
- • подбор и исследование материала (художественного или документального);
- • выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.);
- • написание сценария;
- • подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации).
- 2. Составление сметы расходов.
- 3. Распределение обязанностей среди членов постановочной группы.
- 4. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов.
- 5. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
- 6. Репетиционный период.
- 7. Проведение мероприятия.
- 8. Анализ мероприятия.
Цели могут достигаться через комплекс следующих задач:
1) развитие творческих способностей и эмоциональной сферы обучающихся;
2) приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
3) формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
4) укрепление здоровья обучающихся;
5) формирование опыта организации содержательного досуга.
• в отношении содержания культурно-досуговой программы. Необходимо, чтобы оно было связано с:
1) приобщением обучающихся к культуре, и более всего к художественной;
2) овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
3) развитием у обучающихся творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
4) постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
5) воспитанием гуманности, толерантности;
6) формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
7) освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
- • осмысление (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- • осознание своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
- • приобретение практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- • освоение основных средств общения, основ зрительской культуры;
- • повышение культуры взаимоотношений обучающихся и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия обучающихся в совместных досуговых мероприятиях;
- • формирование традиций образовательной организации.
Таким образом, каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентированным на достижение определенных результатов. Правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению обучающихся в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
2. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.
Всю организационную деятельность, связанную с массовыми досуговыми мероприятиями, можно разделить на 4 этапа:
1. Конструирование.
2. Подготовка.
3. Проведение.
4. Анализ.
Первый этап включает следующие направления:
1) четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить детское объединение, отдохнуть и т.п.);
2) определение тематики мероприятия (мероприятие – это единство, объединенное одной темой);
3) определение формы проведения мероприятия;
4) соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту обучающихся, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия;
5) разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры);
6) определение времени и места проведения мероприятия;
7) создание названия мероприятия (название должно быть емким, интригующим);
8) подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия;
9) разработка положения мероприятия (положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявки на участие).
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:
1) дать информацию о проводимом мероприятии; 2) подготовить место проведения мероприятия (оформить согласно тематике мероприятия; подготовить атрибуты, декорации; подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего; определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри); 3) подготовить музыкальное оформление (фоновая музыка, фанфары,сигнальная музыка и т.п.); 4) подготовить световое оформление; 5) подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, видеокамера, ноутбук, проектор, экран и т.п.); 6) подготовить реквизит (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.); 7) подготовить оценочные листы; 8) пригласить жюри (в состав должны входить люди компетентные, пользующиеся у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки). 9) подготовить ведущего (для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты – все это, плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством); 10) продумать, чем заполнить паузы (игры с залом, музыкальные паузы). Подготовка этой части, пожалуй, одна из самых важных и наиболее трудных. Нужно не просто найти игры, а подобрать их так, чтобы на любом этапе зрители смогли участвовать в них. Конкурсы должны в равной мере быть подвижными, интеллектуальными и развлекательными. Но в любом случае соблюдайте принцип: наиболее подвижные игры в начале праздника, более спокойные – в конце; 11) подготовить призы. Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Для участника главное – унести память об этом вечере. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения; 12) подготовить программу мероприятия; 13) написать сценарий; 14) проведение репетиций.
Проведение мероприятия зависит от выполнения вышеперечисленных этапов организации мероприятия, которые выступают частичной гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта.
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
• Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися. Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать. Мероприятие должно идти на мажор и по возрастающей. Четвертый, заключительный этап – анализ мероприятия. Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ мероприятия включает в себя оценку желаемого и полученного результата по следующим пунктам: 1. Цель. 2. Кто присутствовал. 3. Кто принимал участие, количество участников. 4. Соответствие мероприятия уровню развития обучающихся. 5. Активность в подготовительный период, во время проведения мероприятия. 6. Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную. 7. Поставленные задачи выполнены или не выполнены. 8. Что удалось, а что следует улучшить? 3. Технологии и методы, используемые при проведении досуговых мероприятий. Организация досуга – традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающегося видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки.
- В процессе организации досуга активно используется форма коллективных творческих дел. Сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант. Дифференцированный подход в досуговой деятельности, – один из способов решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе обучающихся как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное культурно-досуговое мероприятие для учащихся 5-7 классов "Развеселая масленица"
Сценарий культурно-досугового мероприятия в форме игрового путешествия с играми, конкурсами и сладким угощением "Развеселая Масленица" для учащихся 11-14лет....
Культурно-досуговое мероприятие «Праздник дружбы»
Культурно-досуговое мероприятие для детей младшего школьного возраста....
Организация культурно-досуговых мероприятий.
Методика планирования и проведения культурно-досуговых мероприятий....
"Досуговое мероприятие". "Предновогдние посиделки".
Скоро самый волшебный, самый сказочный праздник – Новый год! Вы знаете, когда его празднуют?Правильно, с 31 декабря на 1 января. В этот праздник издавна на Руси было пр...
Досуговое мероприятия "День народного единства"
Досуговое мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине....
Досуговое мероприятие "По следам 23 февраля"
Цель: приобщение воспитанников детского дома к активному и здоровому образу жизни.Задачи: 1) создать праздничное спортивное настроение; 2) развивать внимание, ловкость, быстроту, спорт...