Дети-сироты
рабочая программа
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti-siroty.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
работы
с детьми-сиротами
«Мы вместе»
- Введение.
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.
- Актуальность.
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.
III. Цель программы: Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.
Задачи:
- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;
- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающее уважение личности ребенка (на уровне «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», «педагог-педагог»);
- формировать у учащихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;
- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)
- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- защищать личные и имущественные права ребенка;
- создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.
IV. Срок реализации программы: 2018 – 2022 гг.
V. Нормативно – правовые основания для разработки Программы развития
VI. Исполнители и участники программы.
Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.
Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях, проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности ЗУН учащихся.
На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.
В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).
Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием опекунов.
Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.
Участники:
- приёмные и опекаемые дети;
- приёмные родители и опекуны;
- учителя – предметники;
- окружающий социум;
- отдел опеки и попечительства Администрации Новоалександровского района.
VII. Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.
4. Принцип повышения роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
V. Механизм реализации программы.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;
выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический совет, возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.
Мероприятия
Срок
Ответственные
1. Социально-педагогическая поддержка семей данной категории.
1. Сбор сведений о детях-сиротах, их семьях.
2. Контрольные посещения семей, воспитывающих детей-сирот, составление актов обследования, беседы с опекунами.
3.Проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.
4. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:
- выяснение особенностей семейного воспитания;
- характера взаимоотношений подростка и приемных родителей, опекунов (опросник «Наедине с собой»);
- выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование (анкетирование «Мое
отношение к школе»).
5. Повышение правовой и педагогической компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, родительские собрания:
- «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии»;
- «Как общаться с ребенком»;
- «Организация летнего отдыха».
сентябрь
сентябрь,
март
по мере необходимости
в течение года
в течение года
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР, кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители
кл.руководители
кл.руководители
2. Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности.
1. Проведение диагностики познавательной деятельности;
определение умственного развития;
диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.
2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, его взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.
3. Организация контроля успеваемости.
4. Организация контроля посещения занятий.
5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.
6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
кл.руководители
кл.руководители
кл.руководители
кл.руководители
кл.руководители
3. Организация внеурочной занятости
детей-сирот
1. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка (анкета «Мои интересы»).
2. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).
3. Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с интересами и способностями детей)
4. Организация контроля занятости в свободное время.
5. Проведение бесед и практикумов:
- «Правила поведения при посещении общественных мест»
- «Как переходить улицу»
- «Как готовить домашние задания»
- «Приемы самоконтроля»
- «Работа с тетрадью»
- «Секреты успеха на уроке»
в течение года
сентябрь
в течение года
в течение года
в течение года
кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители
кл.руководители
4. Защита прав и интересов
детей-сирот и опекаемых детей.
1. Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками.
2. Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека).
3. Организация отдыха опекаемых детей в каникулярное время.
4. Участвовать в рассмотрении конфликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку.
сентябрь
в течение
года
каникулы
в течение
года
Зам. директора по ВР, кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители,
библиотекарь
Зам. директора по ВР, кл.руководители
Зам. директора по ВР, кл.руководители
VIII. Ожидаемые результаты.
- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в станице;
- развитие активной жизненной позиции детей;
- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
Приложение
Индивидуальный план развития ученика 6-а класса
Филина Виталия
Динамика педагогического сопровождения
Наблюдение опекуна Лягаевой Светланы Ивановны
за подростком
Отношение к школе:
-ходит в школу с желанием
-отсутствует желание учиться
2.
Причина неуспеваемости:
-нежелание учиться
-ослабленное здоровье
-бытовые условия (отсутствие места для занятий, отсутствие контроля и т. д.)
- частые конфликты в семье
-отрицательное отношение со стороны одноклассников
-перегрузки в школе
3.
Отношения ученика с учителями:
-с учителем математики
- с учителем русского языка
- с другими учителями
4.
Какую помощь оказывают опекуны ребенку:
-регулярная проверка домашних заданий
-совместное выполнение домашних заданий с ребенком
-наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе
- обсуждение школьных проблем
Наблюдение классного руководителя за подростком
Отношение к школе, учебной деятельности
- математика
- русский язык
- литература
- история
- география
- биология
- иностранный язык
- физическая культура
- информатика
2.
Внеучебная деятельность:
- спортивная секция
- трудовые дела
- участие в праздниках
3.
В контакт с детьми вступает:
- легко
- с трудом
4.
В общении с детьми проявляет:
- грубость
- доброжелательность
- равнодушие
5.
Поведение в школе:
- адекватное
-повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность)
- повышенная расторможенность (двигательная, словесная)
- стремление к уединению
6.
Отношение одноклассников:
- пользуется авторитетом
- дружелюбное отношение
- безразличен
- нелюбим
7.
Самооценка:
- адекватная
- завышенная
- заниженная
8.
Отношение опекунов к школьным занятиям ребенка:
- опекуны посещают школу по собственной инициативе
- по приглашению учителя
- поддерживают только телефонную связь
9.
В общении со взрослыми проявляют:
- воспитанность
- фамильярность
Отслеживание успеваемости Филина Виталия
3 четв. год
Русский язык
3
3
3
3
3
Литература
3
3
3
3
3
Математика
3
3
3
3
3
Природоведение
3
3
3
3
3
История
3
3
3
3
3
Ин. Язык ( английский)
3
3
3
3
3
Информатика
3
3
3
3
3
Музыка
5
5
5
5
5
ИЗО
5
5
5
5
5
Физкультура
5
5
5
5
5
ОБЖ
4
4
4
4
4
Технология
5
5
5
5
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
"Сохранение жилых помещений детей-сирот: изменения в жилищном законодательстве, касающиеся детей-сирот и лиц из числа детей-сирот"
В материале освещены изменения в жилищном законодательстве в плане обеспечения жилыми помещениями из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и те проблемы, ко...