Дети-сироты
рабочая программа

Гончарова Ирина Викторовна

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского обще­ства стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Ис­следования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мо­тивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чув­ство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на се­мейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к само­стоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реа­лизовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целена­правленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, остав­шимися без попечения родителей для создания условий их полноценной соци­альной адаптации и интеграции в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-siroty.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

работы

с детьми-сиротами

«Мы вместе»





  1. Введение.

Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.

Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.

  1. Актуальность.

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.

III. Цель программы:  Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.

Задачи:

- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;

- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающее уважение  личности ребенка (на уровне «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», «педагог-педагог»);

- формировать у учащихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;

- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)

- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

- защищать личные и имущественные права ребенка;

-   создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень  информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.

IV. Срок реализации программы: 2018 – 2022 гг.

V. Нормативно – правовые основания для разработки Программы развития

VI. Исполнители и участники программы.

Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.

Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях, проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности ЗУН учащихся.

На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.

В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).

Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием опекунов.

Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.

Участники:

- приёмные и опекаемые дети;

- приёмные родители и опекуны;

- учителя – предметники;

- окружающий социум;

- отдел опеки и попечительства Администрации Новоалександровского района.

VII. Принципы реализации программы:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2.     Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.

4.     Принцип повышения роли общественных организаций.  В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

V. Механизм реализации программы.

Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;

выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;

постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.

К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический совет, возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Социально-педагогическая поддержка семей данной категории.

1. Сбор сведений о детях-сиротах, их семьях.

2. Контрольные посещения семей, воспитывающих детей-сирот, составление актов обследования, беседы с опекунами.

3.Проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.

4. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:

- выяснение особенностей семейного воспитания;

- характера взаимоотношений подростка и приемных родителей, опекунов (опросник «Наедине с собой»);

- выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование (анкетирование «Мое

отношение к школе»).

5. Повышение правовой и педагогической компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, родительские собрания:

  • «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии»;
  • «Как общаться с ребенком»;
  • «Организация летнего отдыха».

сентябрь

сентябрь,

март

по мере необходимости

в течение года

в течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

2. Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности.

1. Проведение диагностики познавательной деятельности;

определение умственного развития;

диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.

2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, его взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.

3. Организация контроля успеваемости.

4. Организация контроля посещения занятий.

5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.

6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

кл.руководители

3. Организация внеурочной занятости

детей-сирот

1. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка (анкета «Мои интересы»).

2. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).

3. Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с интересами и способностями детей)

4. Организация контроля занятости в свободное время.

5. Проведение бесед и практикумов:

  • «Правила поведения при посещении общественных мест»
  • «Как переходить улицу»
  • «Как готовить домашние задания»
  • «Приемы самоконтроля»
  • «Работа с тетрадью»
  • «Секреты успеха на уроке»

в течение года

сентябрь

в течение года

в течение года

в течение года

кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

кл.руководители

4. Защита прав и интересов

детей-сирот и опекаемых детей.

1. Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками.

2. Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека).

3. Организация отдыха опекаемых детей в каникулярное время.

4. Участвовать        в    рассмотрении    конфликтов    с подопечными     и     своевременно     оказывать     им социальную поддержку.

сентябрь

в течение

года

каникулы

в течение

года

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители,

библиотекарь

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Зам. директора по ВР, кл.руководители

VIII. Ожидаемые результаты.

- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в станице;

- развитие активной жизненной позиции детей;

- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

Приложение

Индивидуальный план развития ученика 6-а класса

Филина Виталия

Динамика педагогического сопровождения

Наблюдение опекуна Лягаевой Светланы Ивановны

за подростком

Отношение к школе:

-ходит в школу с желанием

-отсутствует желание учиться

2.

Причина неуспеваемости:

-нежелание учиться

-ослабленное здоровье

-бытовые условия (отсутствие места для занятий, отсутствие контроля и т. д.)

- частые конфликты в семье

-отрицательное отношение со стороны одноклассников

-перегрузки в школе

3.

Отношения ученика с учителями:

-с учителем математики

- с учителем русского языка

- с другими учителями

4.

Какую помощь оказывают опекуны ребенку:

-регулярная проверка домашних заданий

-совместное выполнение домашних заданий с ребенком

-наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе

- обсуждение школьных проблем

Наблюдение классного руководителя за подростком

Отношение к школе, учебной деятельности

- математика

- русский язык

- литература

- история

- география

- биология

- иностранный язык

- физическая культура

- информатика

2.

Внеучебная деятельность:

- спортивная секция

- трудовые дела

- участие в праздниках

3.

В контакт с детьми вступает:

- легко

- с трудом

4.

В общении с детьми проявляет:

- грубость

- доброжелательность

- равнодушие

5.

Поведение в школе:

- адекватное

-повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность)

- повышенная расторможенность (двигательная, словесная)

- стремление к уединению

6.

Отношение одноклассников:

- пользуется авторитетом

- дружелюбное отношение

- безразличен

- нелюбим

7.

Самооценка:

- адекватная

- завышенная

- заниженная

8.

Отношение опекунов к школьным занятиям ребенка:

- опекуны посещают школу по собственной инициативе

- по приглашению учителя

- поддерживают только телефонную связь

9.

В общении со взрослыми проявляют:

- воспитанность

- фамильярность

Отслеживание успеваемости Филина Виталия

3 четв.                                                               год

Русский язык

3

3

3

3

3

Литература

3

3

3

3

3

Математика

3

3

3

3

3

Природоведение

3

3

3

3

3

История

3

3

3

3

3

Ин. Язык ( английский)

3

3

3

3

3

Информатика

3

3

3

3

3

Музыка

5

5

5

5

5

ИЗО

5

5

5

5

5

Физкультура

5

5

5

5

5

ОБЖ

4

4

4

4

4

Технология

5

5

5

5

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

"Сохранение жилых помещений детей-сирот: изменения в жилищном законодательстве, касающиеся детей-сирот и лиц из числа детей-сирот"

В материале освещены изменения в жилищном законодательстве в плане обеспечения жилыми помещениями из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и те проблемы, ко...