Семинар по психологии (СЭВ) "Божья коровка"
план-конспект

Елена Евгеньевна Сергиенко

Психологический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bozhya_korovka_sev.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Шкуринской

Тема: «Божья коровка»

 ( профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

Учитель-логопед

Штоколова  Н.Н.

Педагог-психолог

Сергиенко Е.Е.

23 марта 2022г

                 

         Мы живем в сложное время. Нестабильная, тревожная   ситуация в мире, экономические проблемы, эпидемия  коронавирусной инфекции и её последствия… . А еще бесконечные заморозки по ночам…. И  как-то даже не верится, что весна все-таки наступает. Но все же, все длиннее дни, на улице   теплеет, хотя и чуть медленнее, чем нам хотелось бы.  Природа понемногу пробуждается, выходит из спячки. Свежий весенний воздух радует легкие. Душа поет!.. Не будем ей мешать!

    – Когда снег растает, во что он превратится?

    – Разумеется, в воду.

    – А вот и нет! Он превратится в весну!
     В феврале совсем не случайно всего лишь 28 дней: все очень-очень-очень ждут весну!
     Все проходит. Весна всегда возвращается.

      Возвращение  весны ― это то, что добавляет позитивного настроения. Есть, конечно, исключения, но у большинства людей приход весны вызывает положительные эмоции. Особый весенний настрой ― вовсе не выдумка, мы все его ощущаем.

      И у многих это связано с романтическим цветением садов и пением птиц. 

      А для многих весна начинается не с цветением деревьев или первой зеленью, а с особого, чуть заметного в сыром ветру запаха свежести, которого зимой нет. "Весной пахнет" – говорят многие, и они, безусловно, правы.

       Весной дует самый что ни на есть настоящий ветер перемен, он дует так сильно, что способен принести перемены в жизнь каждого…

Люблю весну за каждый день,
За жар и зной, прохлады тень,
За дождь и грозы, что придут,
За те цветы, что расцветут.
За то, что шумом верениц
Весна вернет к нам стаи птиц.
За то, что в каждом новом дне
Весна рождается во мне.    

                        Ольга Детушева

     Сегодня мы  «подпитаемся» свежестью, новизной весны, погреемся в лучах весеннего солнышка, будем холить, лелеять себя, зарядимся позитивом. Поможет нам в этом удивительный символ весны, удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения – божья коровка.

      Сейчас это нам просто необходимо. Ведь сейчас мы особенно нуждаемся в разрядке, ведь ситуация в мире очень напряженная; в некотором тайм-ауте перед последним рывком. Еще немного-и конец учебного года, долгожданный отпуск… Но силы, кажется, на исходе. Каждый из нас, наверняка испытывал:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;    -резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;          -рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

- ухудшение  чувства юмора, учащение жалоб на здоровье, изменение продуктивности работы,   снижение самооценки и др.

Причины  возникновения СЭВ всюду одинаковы - трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс… . И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.

      Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

      По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Тема: «Божья коровка»

Цели: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и укрепления психологического здоровья педагогов

Задачи:

-обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;

-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, слайдовая презентация, цветные карандаши,  раздаточный материал  

Семинар «Божья коровка» ориентирован на педагогов специальной (коррекционной) школы.

Количество участников: 25-30 человек.

Данная система включает в себя несколько направлений:

- игры и упражнения;

- арт-терапевтические техники ( речедвигательная ритмика, вокалотерапия, смехотерапия, и т.д.;

- релаксационные методики

Это  в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию

Структура семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

Этап II. Упражнения:

- «Спорим, что вы не знали, что…» (в детстве у меня было прозвище…, я хорошо умею…, в семье меня называли…., в свободное время я люблю…., моя любимая песня…., мой любимый цветок… и т.д.);

- психологический тест: «Чего Вам не хватает?»

-техника «Удивительный символ-божья коровка»;

- Речедвигательная ритмика

-упражнение «Весенние песни о главном»;

- упражнение «Смех над собой и своими проблемами»;

- упражнение «Золотая рыбка»;

Этап III. Рефлексия семинара. «Цветочная поляна божьей коровки». Притча А. Стражного «Путь ввысь»

Ход семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

  Специалисты сферы образования в большей степени подвержены риску эмоционального выгорания в связи  с использованием в работе с людьми ресурсов своей психики.

           В практической деятельности таких специалистов возникает проблема профессиональной деформации, более известная как «Синдром эмоционального выгорания» (далее – СЭВ).

«Синдром эмоционального выгорания»:

-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека;

-этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

В основе возникновения эмоционального выгорания лежит ряд основных причин:

1. Личностные, т.е. некая предрасположенность личности к эмоциональному выгоранию – заниженная самооценка, пессимизм, трудоголизм, перфекционизм и пр.

2. Организационные, связанные с условиями труда специалиста, ритмом работы и технологиями ее выполнения.

3. Ролевые, связаны с необоснованно предъявленными требованиями к специалисту, неопределенностью его роли и статуса в коллективе и пр.

При этом, учитывая вышесказанное важно отметить, что специалист с эмоциональным выгоранием может «передать» свое состояние коллегам и даже детям, с которыми он непосредственно работает.

Однако на эмоциональное выгорание можно посмотреть как на особый механизм психологической защиты, проявляющийся в форме некого исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. В таком случае выгорание носит конструктивный характер, поскольку позволяет педагогу контролировать свои эмоции и экономно расходовать энергию своей психики.

Симптомы появления СЭВ:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

Профилактика профессионального выгорания:

1.Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

2.Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Способы саморегуляции:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном- отвлечение;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;

-рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

-«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-чтение стихов или молитв;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

            Эмоциональное выгорание, как и любые другие проблемы, лучше предотвратить,  чем бороться с их последствиями.  Поскольку мы имеем дело с эмоциями, то одним из прекрасных средств профилактики эмоционального выгорания является метод арт-терапии. Но самое главное-позитивное мышление, умение находить позитивные моменты в различных ситуациях. Сегодня мы будем позитивно мыслить, релаксировать,  проявлять самоиронию, восполнять собственные ресурсы позитивным мировосприятием, любить, холить, лелеять себя. Вместе с божьей коровкой откроем свои сердца для позитива

 Этап II. Упражнения:

1)«Креативная божья коровка» Возьмите божью коровку. Передавая божью коровку друг другу,  говорить - «Спорим, что вы не знали, что…»(в детстве у меня было прозвище…, я хорошо умею…, в семье меня называли…., в свободное время я люблю…., моя любимая песня…., мой любимый цветок… и т.д.);

2) Психологический тест: «Чего Вам не хватает?»

Предлагаю поисследовать свои актуальные потребности, выберите картинку, которая понравилась  (️в коллаже - постарайтесь не привязываться к персонажам, а именно почувствовать изображение и определить, что оно Вам понравилось), что она может рассказать:

Описание: Психологический тест: чего Вам не хватает?

Картинка 1

Возможно, у Вас есть чувство усталости, ограничение контактов, снижение социальной активности. Необходим покой, отдых и наполнение ресурсами.

Картинка 2 

Возможно,  у Вас существует внутренняя потребность в действии, в переменах, желание больше общаться с людьми. Необходимо укрепить веру в себя или найти внешние точки опоры, чтобы активно реализовать всё, что запланировано.

Картинка 3

Возможно,  у Вас есть потребность в эмоциональном принятии окружающими, в понимании, в делах присутствует вдумчивый аналитический подход к проблемам, преобладание стремления к покою и умиротворению. Необходимо уделить внимание своим желаниям и наладить отношения с близкими.

Картинка 4

Возможно, у Вас есть скептическое отношение к мнению окружающих, Вас поддерживает опора на себя, но существует потребность отстоять свои права.

Необходимо расставить приоритеты, подумать, какой практический опыт был бы полезен прямо сейчас для решения актуального вопроса.

Картинка 5

Возможно, есть неудовлетворенная потребность в физиологическом комфорте и заботе со стороны. Возможны физические недомогания. Необходимо укрепить своё здоровье, особенно связь с телом. Подумайте, часто ли организм дает физиологический сбой? С чем это может быть связано?

Картинка 6

Возможно, у Вас есть потребность в обладании жизненными благами, стремление доминировать, потребность в самореализации.  Необходимо акцентировать своё внимание на уже имеющихся благах, поблагодарить эту жизнь за то, что есть.

Картинка 7

Возможно, у Вас существует потребность в протестах, отстаивании собственной точки зрения, так как есть нетерпимость к мнению других.

Картинка 8 

Возможно Вы испытываете потребность в устойчивости жизненных приоритетов, социальной адаптации. Этот цвет может говорить о необычном подходе человека к решению проблем.

3)Техника «Удивительный символ-божья коровка»

В современном мире, характеризующимся научным и техническим прогрессом, обереги не утратили актуальности.  Используя защитные обереги, человек старается оградить себя и близких от отрицательного внешнего воздействия.

Талисманы уберегают владельца от сглаза и другого негатива, привносят в его жизнь массу позитивных моментов. Сегодня мы изготовим позитивный  оберег- божью коровку

4) Упражнение «Смех над собой и своими проблемами».

«Действительно, когда дело уже сделано и ничего нельзя изменить, лучше просто посмеяться над проблемой».

Феликс Кирсанов

    Основная часть психологических проблем иллюзорна, то есть придумана. Высмеивание проблем нередко помогает разрушить схему их создания и лишить «статусности» и энергии. Особенно полезно смеяться над теми проблемами, над которыми смеяться невозможно и немыслимо.

       Чувство юмора относится к числу психологических ресурсов, А, кроме того, повышает продолжительность и значительно улучшает качество жизни.  Очень полезно уметь смеяться над собой и своими проблемами.  Смех и юмор помогают снять тревожно-эмоционально-напряженный компонент ситуации. Говоря проще, уменьшить уровень стресса.  А когда вы снизите текущий стресс, то это позволит вам переключится от кратковременных к долгосрочным стратегиям обдумывания и эффективного решения. Излишняя серьезность приведет к жесткости и ригидности. Постарайтесь перестать относиться к себе слишком серьезно, не бойтесь быть смешным. 

Надо повернуть проблему так, чтобы она смогла вызвать в нас хоть небольшую улыбку. Это проблему не решит (к сожалению), но настроение изменит и поможет взглянуть на «проблему со стороны», принять лучшее решение. 

Как же быстро себя рассмешить?

1. Абсурдизация проблемы. «Могу ли я съесть тонну булочек?», «А что было бы, если бы машина ломалась каждый день?» и др.

2. Смещение временных рамок. Вспомните ли вы эту проблему через неделю? Год? Десять лет? На смертном ложе?

3. Смешной рефрейминг проблемы. Вы (Саша) беспокоитесь о том, что вас неправильно понял друг Коля.

И когда эта проблема прозвучит как абсурдная, пропущенная через смещение временных рамок, прошедшая через смешной рефрейминг - Вы сможете взглянуть на «проблему со стороны» и принять лучшее решение. 

       Мы должны ответить на еще более общий вопрос: почему люди смеются? Без сомнения, смех — это «универсальное» свойство всех человеческих существ. Каждое общество, каждая цивилизация, каждая культура имеют свои формы смеха и юмора

      В основе всех шуток лежит ожидание внезапного поворота, который неизбежно влечет за собой совершенно иное толкование всех предыдущих фактов.

     Только лишь иного толкования мало. Новая модель должна быть нелогичной, лишенной тривиальности. Н. Например, солидный господин, направляясь к своей машине, поскальзывается на банановой кожуре и падает. Если он в кровь разбивает голову, вы вряд ли будете смеяться. Скорее, вы броситесь к телефону вызывать «скорую помощь». Но если он сотрет липкую кожуру с лица, озираясь вокруг, а затем встанет на ноги, вы начнете смеяться. 

      Причина, по-моему, в том, что в данном случае человеку не причинен реальный ущерб - смех является естественным сигналом того, что тревога была ложной. Смех — это сигнал «Все хорошо!».

Хотим рассказать вам притчу.

                                           Смех над проблемой

        В один из дождливых дней одна жизнерадостная девушка в роскошном белом пальто шла под зонтом по улице города. При ней, как обычно, были великолепный макияж, безупречная прическа и, несмотря на сырость, прекрасное настроение.     

      Тут неожиданно проезжавший мимо автомобиль наехал на лужу и так нещадно окатил ее мутной водой с ног до головы, что буквально не оставил на ней сухого места. Девушка в шоке застыла на некоторое время, приходя в себя. Всё было решительно испорчено: макияж, прическа, белое пальто.

        На противоположной стороне улицы стояли люди, которые прятались от грозы под крышей автобусной остановки. Они были свидетелями этой картиной сцены и все, как один, замерли, сочувствуя девушке. Они ожидали, что девушка после столь неприятного происшествия либо разругается, либо разрыдается или, скорее всего, сделает то и другое. Однако девушка, придя в себя... рассмеялась. Она рассмеялась таким заливистым хохотом, что люди, стоявшие на остановке, одобрительно зашумели, словно болельщики, приветствующие победу своей команды.

     Девушка сложила зонтик, который был ей уже ни к чему, и с улыбкой продолжила свой путь. А люди поддержали ее аплодисментами. И, глядя ей в след, каждый вдруг понял.

«Действительно, когда дело уже сделано и ничего нельзя изменить, лучше просто посмеяться над проблемой».

Феликс Кирсанов

Почему так важно развивать самоиронию

Умение подшутить над собой и своими недостатками – качество сильного и уверенного в себе человека.

       Если вы видите, что человек смеётся над собой, можете быть совершенно уверены, что он не дурак, так как способность подшучивать над собой — это явный и бесспорный признак ума.

Сергей Довлатов

Коротко о людях, которые не умеют посмеяться над собой. Отсутствие самоиронии влечет неуверенность, вечные обиды, неумение постоять за себя и неловкое молчание. Обижаясь на шутки в свой адрес, вы показываете свою слабость и получаете недопонимание со стороны других людей, особенно, если вы сами постоянно подкалываете других.

Характер человека никогда нельзя понять вернее, чем по той шутке, на которую он обижается

Георг Кристоф Лихтенберг

   Как вы сами относитесь к людям, не умеющим посмеяться над собой? Какие чувства они у вас вызывают? Какие выводы вы можете сделать из своих ответов?

Не будьте занудой, ведь никто не любит людей, не умеющих посмеяться над собой и своими недостатками.

Преимущества самоироничных людей

Посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других.

Алексей Иванов

     Умение признать свои недостатки и посмеяться над ними – качества уверенных в себе людей. Обретая его, вы получаете преимущество перед другими. Т.к. всегда будете готовы к колкостям и сможете найти подходящий ответ. Самоирония дарит вам позитив и креативное мышление.

    Если вы сами подметите свои недостатки и пошутите над ними – то никто больше не сможет сделать этого.

   Не путайте самоиронию с самоунижением

    Следует помнить про тонкую грань между самоиронией и самоунижением. Первое – добрая, безобидная шутка, второе – жалкое оскорбление вашей личности и принижение собственного достоинства.

   Придумывая шутку, никогда не оскорбляйте себя! Не позволяйте это делать никому! Ни себе, ни другим!

    Подведем итог. Умение посмеяться над собой, говорит о высоком интеллекте человека. Оно избавляет вас от обид и неуверенности. Развивая самоиронию, вы получаете внешнее одобрение.

А теперь приведем примеры самоиронии, «посмеемся над собой»

4)Техника  «Речедвигательная ритмика» («Фоноритмика»)

      Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

       Экспериментальная технология «Речедвигательная ритмика»: автор – А.Я. Мухина – доцент дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова.

    Способствует:

-нормализации межанализаторных взаимодействий;

-тренировке диафрагмального дыхания;

-развитию темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;

-развитию неречевых процессов: слухового внимания и памяти; развитие произвольного внимания;

Применяется в любом возрасте.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : А- О-У-Э-И-Ы

А: Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. При произнесении [А] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. Незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.

 О: Руки впереди внизу округло соединены. При произнесении [О] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бѐдер. С мышечным напряжением.

 У: Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. При произнесении [У] кисти выводятся вперѐд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается. Сильная.

 Э: Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. При произнесении [Э] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания. Вначале - незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем – полное расслабление.

 И: Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении [И] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки. Значительная.

Ы: Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повѐрнуты к себе. При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается. Очень сильная

5) Упражнение «Весенние песни о главном»;

6)Упражнение «Золотая рыбка»;

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. На доске висит контур рыбы с глазом и ртом.  Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я прошу каждого подойти к аквариуму и поймать «свою золотую рыбку». Загадайте желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (маленькие рыбки- это чешуйки большой рыбы).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся и всегда будут вам сопутствовать успех, удача, отличное расположение духа.

Этап III. Рефлексия семинара.

Притча А. Стражного «Путь ввысь»

      Первые лучи солнца окаймили горизонт лёгким пурпуром. По скользкой от росы крыше поползли божьи коровки. Одни карабкались вверх, чтобы увидеть рассвет, другие – чтобы оказаться как можно дальше от края крыши.
            – Скорее! Скорее! Какое это чудо, восход солнца! – торопили друг друга первые. Они взбирались на самый верх, расправляли крылья и улетали. 
            – Нет-нет, мы не упадём, не упадём! – убеждали себя другие. И на полпути падали.
            Каждое утро божьи коровки снова и снова карабкаются вверх. Одни – чтобы увидеть восход солнца, другие – чтобы оказаться как можно дальше от края крыши. 

Желаем вам  не прекращать свой путь ввысь, верить в свои силы!

Желаем вам здоровья, успехов, стремления не поддаваться профессиональным рискам и эмоциональному выгоранию. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку, позитивно смотрите на мир, своевременно восполняйте  свои ресурсы.

Любите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вязание носков "Божья коровка"".

Данная презентация предназначена в помощь учащимся при выполнении работы по вязанию носков "Божья коровка"....

Пошив прихватки "Божья коровка"

Презентация "Пошив прихватки Божья коровка.Цель урока                  Обработка среза прихватки окантовочным швом ...

Мастер -класс "Божья коровка" в технике канзаши

Мне понравились работы Олеси Ульяновой, оцените...

Конспект занятия по тестопластике. Божья коровка.

Уважаемые коллеги! Хочу сегодня пригласить вас в удивительный мир – мир тестопластики. Лепка из соленого теста имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Благодаря данному виду деят...

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Божья коровка".

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники в изостудии "Палитра для дошкольников". Материал будет интересен воспитателям детских садов....