Измерение расстояний различными способами
план-конспект занятия (7 класс)
Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_urok_2829.docx | 59.96 КБ |
Предварительный просмотр:
План
проведения занятия с кадетами 7-ого класса
по основам военной топографии
Тема №2: «Ориентирование на местности без карты»
Занятие № 1 (Урок № 28,29): «Измерение расстояний различными способами»
Учебные цели: 1. Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами.
Учебные вопросы: 1. Измерение расстояний различными способами.
Время: 40 минут (40 минут)
Место: класс
Руководства и учебно-материальная база: справочный материал, план проведения занятия.
Ход занятия.
1. Вводная часть (5 мин.) – прием доклада командира о готовности класса к занятию, проверка личного состава, внешнего вида.
2. Основная часть (30 мин):
- Первый учебный вопрос: «Измерение расстояний различными способами» - довести до кадет способы определения расстояний до предметов.
3. Заключительная часть (5 мин.) – подведение итогов занятия, указать на недостатки, объявить оценки, дать задание на самостоятельную подготовку.
Преподаватель: _____________________________________
«__» ______ 2022 г.
Справочный материал.
Определение расстояний на местности
Очень часто требуется определять расстояния до различных предметов на местности, а также оценивать их размеры. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальномеров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из-за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз. К числу простейших способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие: глазомерно; по линейным размерам объектов; по видимости (различимости) объектов; по угловой величине известных предметов; по звуку.
1. Глазомерно – это самый простой и быстрый способ. Главное в нем – тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 м). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности. При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше. Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению. При этом необходимо учитывать следующее:
– чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет; чем ближе предмет, тем он кажется больше;
– более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;
– предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;
– ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;
– во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;
– чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;
– предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;
– складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;
– при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;
– при наблюдении снизу вверх – от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз – дальше;
– когда солнце находится позади разведчика, расстояние скрадывается; светит в глаза – кажется большим, чем в действительности;
– чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.
Точность глазомера зависит от натренированности. Для расстояния 1000 м обычная ошибка колеблется в пределах 10–20 %.
2. По линейным размерам.
Чтобы определить расстояние этим способом, надо:
– держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50–60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние;
– действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние.
Например, если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 = 2400; 2400: 8 = 300 м (действительное расстояние).
Чтобы определять расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные размеры различных объектов либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов десантнику надо помнить, так как они требуются и для способа измерения по угловой величине, являющегося для десантников основным. Невооруженным глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Десантник с нормальной остротой зрения может увидеть и различить некоторые предметы со следующих предельных расстояний, указанных в таблице. Надо иметь в виду, что в таблице указаны предельные расстояния, с которых начинают быть видны те или иные предметы. Например, если десантник увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. Пользоваться данной таблицей как справочной не рекомендуется. Каждый десантник должен индивидуально для себя уточнить эти данные. При глазомерном определении расстояний желательно пользоваться ориентирами, расстояния до которых уже точно известны.
3. По угловой величине.
Для применения этого способа надо знать линейную величину наблюдаемого предмета (его высоту, длину либо ширину) и тот угол (в тысячных), под которым виден данный предмет. Тогда расстояние до наблюдаемого предмета определяется по формуле: Р=Вх100/У, где Р – расстояние до предмета; В – одна из линейных величин; У – угол, под которым видна известная наблюдателю линейная величина предмета (объекта); 1000 – постоянный коэффициент. Например, высота железнодорожной будки составляет 4 м, разведчик видит ее под углом 25 тысячных (толщина мизинца). Тогда расстояние до будки составит 4?1000 = 4000, деленное на 25, то есть 160 м. Или разведчик видит танк «Леопард-2» под прямым углом сбоку. Длина этого танка – 7 м 66 см. Предположим, что угол наблюдения составляет 40 тысячных (толщина большого пальца руки). Следовательно, расстояние до танка – 191,5 м. Чтобы определить угловую величину, надо знать, что отрезку в 1 мм, удаленному от глаза на 50 см, соответствует угол в две тысячных (записывается: 0-02). Отсюда легко определить угловую величину для любых отрезков. Например, для отрезка в 0,5 см угловая величина будет 10 тысячных (0-10), для отрезка в 1 см – 20 тысячных (0-20) и т. д. Проще всего выучить наизусть стандартные значения тысячных:
Угловые величины (в тысячных долях дистанции)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа Измерение расстояний от нашего населённого пункта п. Чернышевский до морей.
Практическая работа в 6 классе, построенная на краеведческом материале...
Презентация на тему: "Измерение расстояний".
Данная презентация используется для объяснения материала: какие бывают единицы измерения расстояний, какие и нструменты используются дл измерения. Какие единицы и инструменты были ранее....
Проектно - исследовательская работа по математике "Измерение высоты здания школы различными способами"
Применение 10 способов для измерения высоты здания...
Проектно - исследовательская работа по математике "Измерение высоты здания школы различными способами"
Обучающиеся измерили высоту здания школы 10 способами...
конспект учебного занятия: «Глазомерный способ измерения расстояний, тренировка глазомера»
Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся в измерениирасстояний глазомерным способом...
Способы измерения расстояний, высоты предметов, углов на местности
Методический материал служит для учащихся и руководителей для туристско-краеведческих обьединений и для подготовки к соревнованиям Школа безопасности...
Измерение сопротивления проводника на уроке физики в 8 классе тремя различными способами
На уроках физики в 8 классе при изучении темы "Постоянный ток" выполняется несколько лабораторных работ. В том числе - "Измерение сопротивления проводника". В учебнике описана лабо...