Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца
статья
Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течение последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_tehniki_i_metodika_izucheniya_bazovyh_dvizheniy_sovremennogo_tantsa.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца
Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце
Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.
Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип полицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.
Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).
Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).
Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).
Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейкданс как пример мультипликации в современном танце.
Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.
Основные принципы изучения техники движения танца модерн
Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.
Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.
Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие
«уровни» (Levels). Виды levels.
Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце
Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.
- Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.
- Изучение основных позиций рук:
- нейтральное или подготовительное;
- press-position;
- первая позиция;
- вторая позиция;
- третья позиция.
- Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.
- Jerk position.
- Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, Вположения. Перевод рук в различные позиции и положения.
- Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):
Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция; Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция; Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции; Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение; Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
- Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.
- Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.
Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels
Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры:
голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.
Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.
Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.
Изучение isolation (изоляции) головы (стоя, сидя):
- Наклоны (вперед, назад, в сторону);
- Повороты (в сторону);
3. «Маятник»;
4. Круг.
Плечи (стоя и сидя, параллелизм):
1. Accents (вверх, вниз, вперед, назад);
2. Полукруг;
3. Круг.
Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад). Верх корпуса (стоя).
- Bend и bounce (вперед, в сторону, назад);
- Side stretch;
- Deep body bend;
- «Table top» (вперед, в сторону);
- Twist – «table top»;
- Простой круг через «table top» и deep bend;
- Body bend demi-plié с последующим stretch;
- Relax.
Изучение isolation pelvis в (полуприседании):
- Медленные isolation (вперед, назад, в сторону);
- Accents (вперед, назад, в сторону);
- Hipcross (с возвращением в центр);
- Полукруг;
- Круг;
- Hip lift;
- Soul hiplift.
Изучение isolation ног (стоя):
- Knee raise;
- Battements tendus и point-flex;
- Isolation пальцев;
- Круги стопы;
- Knee taise с наклоном верха корпуса вперед;
- Kick ballchange.
Ноги (сидя):
- Point flex стопы;
- Изоляция пальцев;
- Круги стопы;
- Круги от колена;
- Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.
Изучение isolation рук (стоя, сидя):
- Flex кисти;
- Круги кистью;
- Круги предплечьем;
- Тряска кисти.
Методика изучения более сложных isolation на различных levels
Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels.
Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):
- «Маятник» в быстром темпе;
- Круг в быстром темпе;
- Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.
Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):
- Twist плеч;
- Полукруг и круг (поочередно каждым плечом);
- Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции); 4. «Восьмерка»;
5. Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.
Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):
- Accents (из стороны в сторону, дубль);
- Крест (с возвращением в центр);
- Contract-release.
Isolation верха корпуса (стоя):
- Side stretch с последующим twist и наклоном вперед;
- Twist с толчком бедра;
- «Table top» roll;
- «Table top» с толчком бедра;
- Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки.
Isolation pelvis (в полуприседании):
- Yip cross – диагональ;
- Квадрат – диагональ;
- «Восьмерка»;
- Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.
Isolation ног (стоя):
- Полукруг колена;
- Ribberlegs.
Isolation рук (стоя и в полуприседании):
- Удар рукой;
- Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса;
- «Восьмерка»;
- Press;
- Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.
Изучение специальных levels isolations:
Сидя:
- Stretch позвоночника в squat sit позиции.
- Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.
- Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.
- Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.
- Side stretch no II позиции.
- Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).
- Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.
- «Cradle» по frog sit позиции.
Лежа на спине:
- Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.
- Lift головы и шеи.
- Lift грудной клетки и живота.
Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).
Упражнения у станка
Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка.
Последовательность движений и логика построения комбинаций. Изучение базовых движений:
- Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).
- Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).
- Contract-release корпуса и наклон вперед.
- Plié:
- demi-plié contract-release корпуса;
- grand-plié contract-release (лицом к станку);
- grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);
- demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;
- Battements tendus:
- point-flex;
- с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону); heeldrop-bounce (назад).
- Battement tendu jeté piqe.
- Swing balancoire (вперед-назад).
- Battement fondu в координации с движением рук.
- Battement développé point-flex.
- Battements développé через passé contract.
- Kick.
- Kick ballchange.
- Pelvis stretch (лицом к станку).
Литература:
- Верхоляк, А.В. Методика преподавания джаз-танца. Учебная программа / А.В. Верхоляк. – М.: МГУКИ, 2014. – 27 с.
- Калугина, О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин: учеб. -метод. пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с. 3.
- Кох, И. Э. Основы сценического движения: учебник / И.Э. Кох. – Изд. 3-е. – Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2013. – 510 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).
- Никитин, В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: учеб. - метод. пособие / В.Ю. Никитин. –М.: МГУКИ, 2014. –312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение базовой фигуры в танце "Медленный вальс в группе начинающих"
Подробное описание этапов занятия по изучению базовой фигуры...
План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...
Изучение базовой фигуры в танце "Медленный вальс" в группе начинающих
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования...
Методика изучения базовых элементов хип-хопа, основанная на анализу видеоматериала
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что на данный момент не существует обширной методической базы для осуществления подготовки танцоров в данном направлении. Между тем, хип-...
План-конспект занятия с УМК «Знакомство с базовыми элементами современного танца с использованием фитнес оборудования: степ-платформы»
Цель: ознакомление с одним из новых направлений современной хореографии – хип-хоп на степ-платформе. Задачи: • образовательные: обучить базовым навыкам и умениям современного танца с использова...
Методика проведения занятий по современному танцу
Современный танец – это многожанровый и эстетически разноплановыйфеномен. К современному танцу в н...
План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"
Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....