Воспитание здорового и безопасного образа жизни
проект

Аверина Полина Анатольевна

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с девиантным поведением и исследование влияния воспитательной работы на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков в школе для обучающихся с девиантным поведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_pedagogika_zdorovya.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки:

«Педагогика здоровья»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

Автор работы (проекта): Аверина Полина Анатольевна

Руководитель: Татарникова Лариса Гавриловна, доктор педагогических наук, профессор

Руководитель: Резников Марк Арнольдович, старший преподаватель

Заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека: Алексеев Сергей Владимирович, доктор п.н., профессор

г. Санкт-Петербург

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с девиантным поведением………………………………………6

Глава 2. Исследование влияния воспитательной работы на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков в школе для обучающихся с девиантным поведением.………………………………… …..20

Заключение……………………………………………………………………….31

Библиографический список………………………………………………..……..33


ВВЕДЕНИЕ

Возросшая в последнее время актуальность темы здорового образа жизни так волнует современное общество, потому что люди хотят дольше жить и чувствовать себя при этом хорошо. Разнообразные государственные и негосударственные организации призывают людей к пониманию того, что неблагоприятные условия жизни и вредные привычки негативно влияют на состояние здоровья. Реальность такова, что наличие заболеваний может плохо сказаться на социальной сфере деятельности человека. Однако не всегда такая пропаганда находит отклик, люди продолжают употреблять алкоголь, курить, переедать, не начинают заниматься спортом. Этот список можно продолжить дальше. Корень проблемы отчасти кроется еще в детстве каждого человека. Воспитание здорового образа жизни у детей часто волнует родителей, которые стремятся задействовать своего ребенка в разнообразных спортивных секциях, учат его гигиене и стараются развивать всесторонне. Однако важным моментом того, подойдет ли такая система ценностей ребенку является то, подают ли родители сами правильный пример.

Вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно если речь идет о подростках  с девиантным поведением, так как они, несмотря на свой юный возраст, легко попадают под пагубное влияние своего неблагополучного социального окружения. Особенно остро стоят проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и употреблением алкоголя.

Подобные пагубные пристрастия толкают подростков на совершение правонарушений, препятствуют успешной социализации и гармоничному развитию личностей воспитанников. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность каждой личности в отдельности, именно поэтому так важно заниматься профилактикой зависимостей и формированием культуры здорового образа жизни на протяжении всего периода обучения подростков с девиантным поведением в школе.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нашей нации в целом. Именно поэтому так необходима образовательная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся с девиантным поведением.

Существует достаточно материалов о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков в общеобразовательных школах, но при работе с подростками с девиантным поведением имеется своя специфика, и не все методы оказываются успешными. Семьи таких подростков и их окружение, в основном, оказывают негативное влияние на обучающихся, кроме того, такие ребята часто настроены скептически по отношению к школьным мероприятиям и не доверяют словам педагогов из-за негативного опыта в предыдущих школах. Данное противоречие нуждается в разрешении, поэтому данная тема дипломной работы является крайне важной для моей профессиональной деятельности.

Объектом моего исследования является здоровый и безопасный образ жизни подростков с девиантным поведением, предметом исследования является воспитательная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков с девиантным поведением.

Целью исследования было определить влияние воспитательной работы на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков с девиантным поведением.

Гипотеза исследования заключалась в том, что воспитательная работа позволяет добиться повышения культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков в школе для обучающихся с девиантным поведением.

Можно выделить следующие задачи проводимого мной исследования:

- изучение педагогических средств, способствующих формированию здорового и безопасного образа жизни, изучение особенностей обучающихся с девиантным поведением;

- изучение эффективности проводимой в школе воспитательной работы по повышению культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с девиантным поведением;

- изучение эффективности методик по повышению культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с девиантным поведением.


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Происходящие изменения мировоззрения людей в развивающемся обществе актуализируют повышение внимания к детям, поведение которых отклоняется от общепринятых норм, к детям, оказавшимся в состоянии социальной изоляции. Это может быть обусловлено падением уровня жизни, ослаблением государственной системы физического воспитания, распространением алкогольных напитков и наркотиков.

На основании этого можно полагать, что неустойчивая и напряженная социальная, идеологическая, экологическая, экономическая обстановка, которая сложилась на сегодняшний день в современном обществе, определяет возрастание различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Ситуация усугубляется возрастанием в молодежной среде вредных привычек, прежде всего, потребления наркотиков и алкоголя, курения табака.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать о возрастании роли профилактики и коррекции, предполагающих необходимость в формировании привычек здорового образа жизни у детей с девиантным поведением. Общеизвестно, что подобная деятельность, несомненно, способствует улучшению здоровья подростков с девиантным поведением, улучшению их жизни в целом. Особую важность этому придает тот факт, что подростки являются той частью населения, состояние здоровья которого является предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы, показателем социального благополучия (Кузнецова А.А.).

Уточним сущность понятия «девиантное поведение». Итак, Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе) (Змановская Е.В., Рыбников В.Ю., с. 31).

Для отличия поведенческих девиаций от других похожих феноменов, а также для констатации их наличия и динамики у конкретного человека, необходимо выделение общих свойств и специфических особенностей.

Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют два общих свойства девиантного поведения. Первое общее свойство – поведение является отклоняющимся от общепризнанных или официально установленных социальных норм. Второе общее свойство – обязательное общественное осуждение этого явления (Змановская Е.В., Рыбников В.Ю.).

Теперь необходимо выявить особенности девиантного поведения. Первой специфической особенностью отклоняющегося поведения является деструктивность - способность наносить реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Второй особенностью является то, что девиантное поведение является стойко повторяющимся (многократное или длительное). Третьей особенностью является то, что девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Его нельзя отождествлять с патологическими состояниями или психическими заболеваниями. Четвертой особенностью является снижение качества жизни и социальная дезадаптация.  Пятой особенностью является выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. У различных людей в разном возрасте одни и те же виды отклоняющегося поведения проявляются по-разному (Тагирова Г.С.).

Шестой особенностью является то, что термин «девиантное поведение» имеет возрастные ограничения. Так, данный термин применим к детям в возрасте не ранее 7 – 9 лет. Только в пределах этой возрастной категории, а иногда и позже, ребенок способен понимать и контролировать свое поведение.

Седьмой особенностью, по мнению О. В. Лишина и А. К. Лишиной, является согласованность девиантного поведения с общей направленностью личности. При этом девиантное поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, кризисной обстановки или следствием самообороны (Лишин О.В., Лишина А.К., с. 109).

Восьмой особенностью является то, как человек переживает девиантное поведение – как чуждое для себя и нежелательное или как привлекательное и привычное. Во многом, судьбу девиации определяет сознательное отношение человека к девиантному поведению. Девятой особенностью, по мнению Е. В. Змановской является то, что девиантное поведение функционально. Данное поведение существует постольку, поскольку реализует значимые потребности и приносит явную или латентную выгоду личности (группе) (Змановская Е.В., Рыбников В.Ю., с. 31).

Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют три подхода к классификации видов отклоняющегося поведения.

Первый подход – социально-правовой. В социологии поведенческие девиации рассматриваются как социальные явления, а право под отклоняющимся поведением подразумевает все, что может противоречить принятым на сегодняшний день правовым нормам и запрещаться под угрозой наказания.

Второй подход – клинический. В современном обществе присутствует тенденция нездорового отношения к девиантному поведению. Люди, столкнувшись с наиболее выраженными формами такого поведения, стремятся, прежде всего, получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь. Возможно, это связано с тем, что в научной литературе, которая рассматривает вопросы девиантного поведения, также господствует клинический подход. Данный подход считается наиболее разработанным и привычным.

Третий подход – психологический. Основывается на выделении социально-психологических различий отдельных видов девиантного поведения личности (Змановская Е.В., Рыбников В.Ю.).

В соответствии с такими критериями, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения Е. В. Змановская выделяет три основные группы поведенческих отклонений:

- антисоциальное (делинквентное) поведение;

- асоциальное (аморальное) поведение;

- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (Змановская Е.В., с. 34).

Следует отметить причины, которые способствуют развитию девиантного поведения, способы его предупреждения и преодоления.

В психологии выделяют следующие причины девиантного поведения:

- нарушение в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза;

- влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских;

- влияние характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением;

- выраженное протекание подросткового кризиса;

- членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.

В современном мире, к этим причинам прибавляются новые: размывание понятия благородства, влияние СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.

Профилактика девиантного поведения – это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний. При работе с подростками, проявляющими признаки девиантного поведения, крайне важно стремиться к их социализации, то есть к усвоению ими культурно-исторического опыта, который поможет сформировать социально приемлемые формы поведения (Шипицына Л.М., с. 226).

Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. С её помощью можно снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло, с наименьшими функциональными затратами.

Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику (Клейберг Ю.А., Юдакова Г.В., с. 161).

Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика – это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов.

Третичная профилактика – это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.

Общие цели профилактики:

- помощь в осознании форм собственного поведения;

- развитие личностных ресурсов и стратегий с целью приспособления к требованиям окружающей среды или изменения сложившихся дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы.

Выделяют несколько задач профилактики. Первая задача – формирование установки на результативное психологическое, социальное и физическое развитие, становление у человека благоприятного отношения к окружающему миру, стремления вести здоровый образ жизни.

Вторая задача – развитие установки на социальное и поддерживающее поведение. Каждый человек должен иметь возможность делиться своими печалями, неудачами, радостями, ощущать поддержку близкого человека, который есть не у всех. Поэтому, крайне важно сформировать у людей социально-поддерживающее поведение, вызвать у них желание оказания помощи своим близким, активировать их ресурсы с целью поиска поддержки, при необходимости. Те люди, у которых сформирована социальная поддержка (семья и друзья) способны более эффективно преодолевать стрессы, они гораздо легче справляются с возникающими проблемами.

Третья задача – формирование протективных факторов социально-действенного и здорового поведения, поведенческих стратегий, личностно-средовых ресурсов у всех категорий граждан. Человек, который эффективно использует поведенческие стратегии и копинг-ресурсы, имеет социально-поддерживающее окружение, становится наиболее защищенным в стрессовых ситуациях. В данном случае происходит снижение вероятности проявления многих форм девиации, например, агрессивности, употребления химических веществ, суицидального поведения и др.

Четвертая задача – формирование знаний, умений и навыков в сфере противодействия различным формам девиантного поведения у детей в подростковом возрасте, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование подростка о последствиях девиантного поведения, в сочетании с развитием тактик и навыков адаптивных видов поведения, помогает сформировать у него образ жизни, который способствует сохранению здоровья.

Пятая задача – развитие установки на изменение дезадаптивных форм поведения. Такая работа ведется с группой риска и членами их семей. Нужно формировать у них желание изменить свое поведение. Этому способствуют краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

Шестая задача – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы. Работа ведется с подростками, у которых уже сформировано девиантное поведение. До формирования адаптивных форм поведения, индивид проходит длинный и трудный путь, который начинается с осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, понимания разрушительности своего поведения до появления желания изменить дезадаптивные формы поведения на адаптивные. Человек должен осознать, что девиация разрушает и уничтожает его, препятствует его нормальной жизнедеятельности. Для этого нужно понять свои подлинные чувства, справиться с теми психологическими защитами, которые личность выстраивает для отступления от решения проблем, осознать собственные поведенческие проявления и изъявить желание изменить их на адекватные формы поведения.

Седьмая задача – формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. У каждого человека должна быть возможность получить помощь и поддержку социально-поддерживающего окружения. А если у человека данные сети отсутствуют, то, нужно создать искусственную структуры, которая сможет оказывать необходимую поддержку. Надлежит расширять обучение и формировать у сверстников и взрослых навыки социально-поддерживающего поведения.

Восьмая задача – вознаграждение стремления индивидов к изменению дезадаптивного поведения и минимизации ущерба от подобного поведения. Работа ведется с теми людьми, у которых девиантное поведение приобрело устойчивую форму. В подобном случае все силы направлены на развитие у человека стимула уменьшить и прекратить различные проявления отклоняющегося поведения.

На сегодняшний день имеются разнообразные формы профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Первая форма профилактики девиантного поведения подростков – это создание социокультурной среды. В основе этой формы лежат представления о детерминирующем воздействии культурной и социальной среды на появление девиаций у подростков.

Вторая форма – информирование. Данная воспитательно-профилактическая деятельность с девиантными подростками проводится в форме бесед, лекций, распространения литературы или фильмов и других интерактивных материалов.

Третья форма профилактической работы – это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Данное направление работы связано с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Имеется в виду, что подростки употребляют психоактивные вещества, которые улучшают настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

Четвертая форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах. Это, к примеру, тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе этого тренинга происходит изменение установок на отклоняющееся поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, развитие способности говорить «нет», если происходит давление со стороны сверстников и т.д. Также к этой форме относится тренинг аффективно-ценностного обучения. Он основывается на представлении о том, что девиантное поведение тесно связано с эмоциональными нарушениями. С целью предупреждения этой проблемы подростков учат распознавать и выражать эмоции приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом (Змановская Е.В., с. 163).

Пятая форма профилактической работы – это организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим телом и окружающим миром. Особенно ценным считается умение личности достигать нормального нравственного, психического и физического состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды. Здоровый образ жизни – это соблюдение условий повседневной жизни, позволяющие сохранить и восстановить естественное состояние организма, и которое предотвращает приобретение каких-либо заболеваний.

Шестая форма – это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Это форма используется в тех случаях, когда уже сформировано девиантное поведение. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Седьмая форма профилактики девиантного поведения подростков – это активизация личностных ресурсов. Участие в группах общения и личностного роста, творческое самовыражение подростков, занятия подростков физической культурой - все это активирует личностные ресурсы, которые обеспечивают здоровье и активность личности, устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Профилактика отклоняющегося поведения основывается на представлении о факторах риска, которые определяют отклонения в поведении.

Г. С. Тагирова выделяет следующие факторы риска:

- индивидуальные (неспособность правильно выражать свои чувства, недостаточный самоконтроль, низкая самооценка);

- семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, низкий экономический статус семьи, асоциальное поведение родителей – систематическое употребление алкоголя и наркотиков);

- социальные (неспособность адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.) (Тагирова Г.С., с. 26).

Следует отметить, что риск развития отклонений в поведении оказывается реальным практически для каждого подростка. Именно поэтому программы по профилактики девиантного поведения подростков ориентируются на все группы подростков вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежат. Программы должны способствовать формированию у подростков умений и навыков противостоять давлению, обеспечивающих развитие личной устойчивости в отношении всех факторов риска отклоняющегося поведения; носить опережающий характер, по времени предшествовать возникновению реальной возможности приобрести первый опыт девиантного поведения; при организации профилактики обязаны учитываться условия безопасности при обучении: эмоционально благоприятная, спокойная атмосфера, формирующая социально приемлемые модели поведения, которые отрабатываются при взаимодействии со сверстниками и другими людьми.

В настоящее время профилактика девиантного поведения посредством установки на здоровый образ жизни считается наиболее эффективной в работе с подростками.

Так, физическая культура и спорт рассматриваются как эффективная форма профилактики девиантного поведения у подростков, которая способствует воспитанию нравственно-этических, психических и физических качеств, связанных с формированием гармонично и всесторонне развитой личности. Исходя из того, что физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест в мотивационной структуре подростков, применение специально подобранных физических упражнений в процессе профилактики девиантного поведения является наиболее эффективной.

Н. Г. Новичкова отмечает, что в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью (Новичкова Н.Г.).

По мнению М. М. Миннегалиева, физическая культура является составной частью общей культуры личности, поэтому во многом определяет ее нравственный и социальный статус и служит решающим фактором предупреждения и преодоления девиаций в поведении подростков. Активное вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению (Миннегалиев М.М., с. 315).

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Швейцария и др.) позволяет выделить основные направления в деятельности сотрудников школы, работающих в тесном взаимодействии с другими специалистами, прежде всего, с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими здоровый образ жизни. В их программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы:

- рациональный режим учебы и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность;

- эффективное, научно обоснованное закаливание;

- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

- комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

- учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;

- вред и польза самолечения;

- пропаганда воздержания от вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

- формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, о мерах профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены (Василькова Т.А., с. 45).

Особое место в работе воспитателя занимает борьба с вредными привычками. Отдельно следует выделить проблему употребления алкоголя как наиболее доступного психостимулятора (Полянцева Ю.Д.).

В.Е. Каган выделяет основные направления при работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков:

- деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

- деятельность по формированию у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

- деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

- деятельность по социальной реабилитации подростка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

- посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации (Каган В.Е.).

Центральное место в работе воспитателя с подростками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у подростков отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. Необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Важно обращать внимание на моральный урон, который наносят люди, имеющие алкогольную зависимость своим родным и близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак взрослости и возмужания.

Деятельность воспитателя должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя подростками.

Основным методом работы воспитателя по формированию здорового образа жизни является профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии. Организация свободного времени подростков крайне важна, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем. Необходима яркая реклама деятельности секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подростки могли выбрать приемлемое занятие. Если интересы подростка лежат в какой-либо редкой области, и он не может реализоваться на школьных кружках и секциях, необходимо подобрать ему необходимый кружок в досуговых организациях по месту жительства.

Воспитатель должен знать интересы, склонности и увлечения подростков и помочь организовать содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга (экскурсии в интересные места, спортивные мероприятия, коллективные игры и др.). Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать спортивные состязания, выезды на природу и др. (Василькова Т.А.).

Подводя итог, можно выделить условия, при которых профилактика посредством установки на здоровый образ жизни будет эффективной в работе с девиантными подростками:

- создание социально-поддерживающего окружения, социокультурной и физкультурно-оздоровительной среды и активное вовлечение в нее подростков;

- использование здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, технологий обучения здоровью и воспитания культуры здоровья;

- увеличение программ, направленных на формирование здорового образа жизни и информирования о негативных последствиях девиантного поведения и вреде курения, алкоголя и наркотиков на здоровье подростков (Кузнецова А.А.).


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫИ ПОВЕДЕНИЕМ

В специальной общеобразовательной школе № 2 (открытого типа) обучаются подростки с девиантным поведением, часто из неблагополучных семей. Большая часть обучающихся зависимы от курения и не скрывают этого, почти все периодически употребляют алкоголь, очень многие подростки пробовали наркотики. Во многих семьях отсутствует какой-либо режим дня, родители не заботятся о правильном питании своих детей и их здоровом образе жизни. В связи с этим, основная ответственность по формированию у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни ложится на школу.

Целью проводимого мной исследования было определить влияние воспитательной работы на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков с девиантным поведением, отследить изменения в образе жизни подростков с девиантным поведением под влиянием воспитательной работы.

Гипотеза исследования: воспитательная работа школьной службы сопровождения позволяет добиться повышения культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков с девиантным поведением.

Виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Место проведения: специальная общеобразовательная школа №2 (открытого типа) для обучающихся с девиантным поведением.

Время проведения: сентябрь 2016 года – май 2017 года.

Выборки участников: 10 вновь поступивших обучающихся 7 класса (все мальчики).

Методики: наблюдение, анкетирование и устный опрос.

Для улучшения физического здоровья обучающихся в течение 2016-17 учебного года проводились следующие мероприятии:

- система воспитательских часов на темы «Здоровый образ жизни», «Нет наркотикам!», «Режим дня», «Профилактика гриппа», «Об опасности алкоголя», «Нет курению!» и других;

- лекции врачей-специалистов, индивидуальные воспитательные беседы, встречи со спортсменами, показы тематических фильмов;

- экскурсии в музей гигиены и в центр реабилитации «Обитель исцеления», где ребята получили возможность пообщаться с наркозависимыми, увидеть в реальности, как наркозависимость разрушает жизнь человека;

- прогулки в парках, уроки на свежем воздухе, подвижные игры, Дни здоровья;

- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, особенно привлечение к разнообразным спортивным мероприятиям и включение в работу спортивных секций - общей физической подготовки и спортивных танцев;

- участие подростков в районных и городских соревнованиях по мини-футболу, настольному теннису, пауэрлифтингу, плаванию, участие в городских соревнованиях «Веселые Старты»;

- еженедельное посещение бассейна Олимпийского резерва;

- интересные выезды, направленные на приобщение к здоровому образу жизни – посещения скалолазных и батутных центров, веревочных парков и тому подобных мест;

- контроль гигиены и режима дня обучающихся, контроль организации бесплатного питания;

- работа с родителями.

Результативность данных мероприятий можно проверить по следующим критериям:

- физическая активность – посещение спортивных секций, четвертная отметка по физкультуре;

- режим дня – количество часов сна, количество часов на свежем воздухе, количество приемов пищи;

- общая гигиена – опрятный внешний вид;

- отказ от вредных привычек – частота употребления алкоголя, количество выкуриваемых в день сигарет;

- заболеваемость – количество учебных дней, пропущенных по болезни.

Подросткам с девиантным поведением очень важна психологическая поддержка, ведь их необходимо научить справляться со стрессом без алкоголя и наркотиков. Для улучшения психического здоровья обучающихся в течение 2016-17 учебного года проводились следующие мероприятии:

- занятия по релаксации с использованием массажных кресел;

- психологические консультации для обучающихся и их родных;

- индивидуальная психокоррекционная работа;

- тренинги, направленные на профилактику девиантного поведения, развитие умения решать конфликты социально приемлемыми способами и развитие ответственности за свои поступки;

- работа по профессиональной ориентации – профориентационные занятия, а также выезды на предприятия города и в учреждения среднего и высшего профессионального образования, посещения ярмарок вакансий, мастер-классы, тематические воспитательские часы и др.;

- создание комфортной обстановки в школьном коллективе, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Результативность данных мероприятий можно проверить по следующим критериям:

- уровень тревожности (по методике А.М. Прихожан);

-  количество правонарушений;

- количество учебных дней, пропущенных без уважительных причин.

Что же касается работы по формированию культуры безопасного образа жизни, то для этого в школе проводятся следующие мероприятия:

- тематические воспитательские часы и индивидуальные беседы

- инструктажи по безопасности и тематические общешкольные линейки;

- участие в акциях, олимпиадах и конкурсах;

- викторины, игры по станциям (сотрудничество с ГБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»), просмотр тематических видеороликов;

- закрепление знаний на практике во время школьных выездов на экскурсии;

- вовлечение подростков в работу кружков «Автодело» и «Безопасное детство».

Результативность данных мероприятий можно проверить по следующим критериям:

- наличие случаев школьного травматизма;

- наличие случаев детского дорожно-транспортного травматизма;

- знание правил безопасности (результаты анкетирования).

Результаты проведенного исследования показали, что по критериям физического здоровья обучающихся наблюдается явное улучшение.

Подростки, поступив в нашу школу, массово начали посещать спортивные секции (было 10% посещаемости, стало – 100%). Объясняется это тем, что обучающиеся находятся в школе до шести часов вечера, и воспитатели стараются вовлечь ребят в работу кружков и секций разнообразной направленности.

Как можно увидеть на приведенной ниже диаграмме (Рисунок 1) и в Таблице 1, у большинства подростков улучшились четвертные оценки по физкультуре; объясняться это может тем, что в предыдущих школах обучающиеся часто пропускали занятия. Кроме того, занятия построены так, чтобы подросткам было интересно – на уроках часто играют в футбол, баскетбол и настольный теннис, занимаются на тренажерах.

Динамика отметок по физкультуре

Отметки по физкультуре

В предыдущей школе

В нашей школе

«2»

10%

-

«3»

40%

-

«4»

30%

40%

«5»

20%

60%

Таблица 1 - Динамика отметок по физкультуре

В отношении количества часов сна в сутки наблюдается негативная динамика (см. Таблицу 2) – причиной этому могло послужить то, что в нашей школе учатся подростки из разных районов города, так что многие из них тратят по два часа на дорогу домой, и из-за этого они вынуждены вставать раньше, чем в предыдущих школах. Кроме того, из-за долгого пребывания в школе обучающиеся вынуждены общаться со своими старыми друзьями только в вечернее время, поэтому они часто приходят домой и ложатся позже.

Динамика по количеству часов сна в сутки

Количество часов сна в сутки

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

6 часов

-

10%

7 часов

10%

30%

8 часов

40%

30%

9 часов

30%

20%

10 часов

20%

10%

Таблица 2 - Динамика по количеству часов сна в сутки

Что касается количества часов прогулок в день, наблюдается также некоторое уменьшение (см. Таблицу 3). Половина обучающихся в мае 2017 года гуляют только по три часа в день, а на начало сентября таких подростков было только 20%. Объясняется это также тем, что обучающиеся много времени проводят на школьных кружках и секциях, а также в дороге.

Динамика по количеству часов прогулок в день

Количество часов прогулок в день

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

2 часов

40%

40%

3 часов

20%

50%

4 часов

-

10%

5 часов

40%

-

Таблица 3 - Динамика по количеству часов прогулок в день

Как можно увидеть на приведенной ниже диаграмме (Рисунок 2) и в Таблице 4, в отношении количества приемов пищи в день наблюдается позитивная динамика: 50% подростков в мае 2017 года питаются пять раз в день. Школа предоставляет бесплатное трехразовое питание (для проживающих в общежитии – пятиразовое), так что эта еда достаточно сбалансирована по соотношению белков, жиров, углеводов и витаминов.

Динамика по количеству приемов пищи в день

Количество приемов пищи в день

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

3 раза

20%

-

4 раза

30%

40%

5 раз

40%

50%

6 раз

-

10%

8 раз

10%

-

Таблица 4 - Динамика по количеству приемов пищи в день

Что касается количества употребления алкоголя, изменения пока незначительные, что, возможно, связано с недостаточным периодом исследования и негативным влиянием социального окружения (см расположенную ниже Таблицу 5).

Динамика по употреблению алкоголя в месяц

Сколько раз подросток употребляет алкоголь за месяц

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

0

10%

10%

1

10%

20%

2

30%

30%

3

10%

10%

4

20%

20%

6

20%

10%

Таблица 5 – Динамика по употреблению алкоголя в месяц

В отношении количества выкуриваемых за день сигарет наблюдается некоторая позитивная динамика (как можно увидеть на приведенном ниже Рисунке 3 и в Таблице 6), связанная отчасти с тем, что подростки не имеют возможности курить, пока находятся в школе, а также с проводимой воспитательной работой по формированию культуры здорового образа жизни.

Динамика по количеству выкуриваемых сигарет в день

Количество сигарет за день

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

0

20%

30%

3

10%

10%

4

10%

30%

5

10%

20%

6

10%

10%

10

20%

-

12

20%

-

Таблица 6 - Динамика по количеству выкуриваемых сигарет в день

Рисунок 3. Динамика по количеству сигарет в день

В отношении заболеваемости подростков также наблюдается позитивная динамика – во втором полугодии обучающиеся пропускали меньше дней по болезни, чем в первом, как можно увидеть на Таблице 7, приведенной ниже:

Динамика заболеваемости обучающихся

Первое полугодие 2016-17 учебного года

Второе полугодие 2016-17 учебного года

Количество пропущенных по болезни дней

49

34

Таблица 7 – Динамика заболеваемости обучающихся

Таким образом, можно прийти к выводу, что у обучающихся школы для подростков с девиантным поведением за прошедшие с начала учебного года два месяца наблюдаются незначительные изменения в отношении употребления алкоголя и опрятности внешнего вида; количество часов прогулок и сна в сутки несколько снижается. Вместе с тем, у обучающихся школы наблюдается отчетливая позитивная динамика в отношении посещения спортивных секций, отметок по физкультуре, регулярных приемов пищи и количества выкуриваемых в день сигарет; также наблюдается снижение заболеваемости обучающихся.

Что же касается психического здоровья, то результаты обследования показали, что уровень тревожности обучающихся в течение года постепенно снижается, что связано как с адаптацией к новой школе, так и с работой по стабилизации психического состояния подростков. Данную динамику можно отследить на Таблице 8, приведенной ниже:

Динамика уровня тревожности

Тревожность

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

Школьная

Высокий уровень – 70%

Высокий уровень – 20%

Самооценочная

Высокий уровень – 60%

Высокий уровень – 30%

Межличностная

Высокий уровень – 60%

Высокий уровень – 40%

Магическая

Высокий уровень – 40%

Высокий уровень – 40%

Таблица 8 – Динамика уровня тревожности

Кроме того, в качестве критериев психического здоровья я рассматривала количество правонарушений подростков, и в этом отношении наблюдается явная положительная динамика – за 2016-17 учебный год ни один из участников исследования не совершал правонарушений.

Что же касается количества прогулов, в этом отношении также наблюдается явная позитивная динамика, как можно увидеть на приведенной ниже таблице 9.

Динамика прогулов обучающихся

Первое полугодие 2016-17 учебного года

Второе полугодие 2016-17 учебного года

Количество пропущенных без уважительной причины дней

35

22

Таблица 9 – Динамика прогулов обучающихся

Результаты проводимой работы по формированию безопасного образа жизни можно проверить по количеству случаев внутришкольного и дорожно-транспортного травматизма, а также с помощью анкетирования подростков с целью проверки знаний о правилах безопасного поведения. За 2016-17 учебный год случаи внутришкольного и дорожно-транспортного травматизма с участниками исследования отсутствовали, результаты анкетирования же показали повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения, как можно увидеть в приведенной ниже Таблице 10.

Динамика знаний о правилах безопасного поведения

Сентябрь 2016 г.

Май 2017 г.

Процент правильных ответов

61%

85%

Таблица 10 – Динамика знаний о правилах безопасного поведения

Таким образом, можно заключить, что воспитательная работа оказывает позитивное влияние, как на физическое здоровье обучающихся, так и психическое, а также на формирование безопасного поведения у подростков, то есть, гипотеза исследования подтверждается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение дипломной работы хотелось бы отметить, что индивидуальный подход в работе с обучающимися с девиантным поведением имеет первостепенное значение. Таким подросткам крайне не хватает внимания и уважительного отношения взрослых, веры в их силы, ведь их самооценка часто занижена, а собственная жизнь, как им кажется, не представляет достаточной ценности, поэтому они и относятся к своему здоровью достаточно легкомысленно.

Целью дипломной работы было определить влияние воспитательной работы на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подростков с девиантным поведением. Для выявления этого влияния было проведено исследование, позволяющее отследить динамику вновь поступивших обучающихся по следующим критериям здорового и безопасного образа жизни:

1. Физическое здоровье:

- физическая активность – посещение спортивных секций, четвертная отметка по физкультуре;

- режим дня – количество часов сна, количество часов на свежем воздухе, количество приемов пищи;

- общая гигиена – опрятный внешний вид;

- отказ от вредных привычек – частота употребления алкоголя, количество выкуриваемых в день сигарет;

- заболеваемость - количество учебных дней, пропущенных по болезни.

2. Психическое здоровье:

- уровень тревожности (по методике А.М. Прихожан);

-  количество правонарушений;

- количество учебных дней, пропущенных без уважительных причин.

3. Формирование культуры безопасного образа жизни:

- наличие случаев школьного травматизма;

- наличие случаев детского дорожно-транспортного травматизма;

- знание правил безопасности (результаты анкетирования).

В ходе исследования использовались методики наблюдения, анкетирования и устного опроса. Результаты проведенного исследования показали, что в отношении употребления алкоголя и опрятности внешнего вида изменения незначительны, количество часов прогулок и сна в сутки несколько снижается. Вместе с тем, у обучающихся школы наблюдается позитивная динамика в отношении посещения спортивных секций, отметок по физкультуре, регулярных приемов пищи и количества выкуриваемых в день сигарет; также наблюдается снижение заболеваемости обучающихся.

Что же касается психического здоровья, то результаты обследования показали, что уровень тревожности обучающихся в течение года постепенно снижается, так же, как и количество совершаемых подростками правонарушений и прогулов.

Результаты проводимой работы по формированию безопасного образа жизни показали, что случаи внутришкольного и дорожно-транспортного травматизма с участниками исследования отсутствовали, а уровень знаний подростков о правилах безопасного поведения в течение года повысился.

Таким образом, можно заключить, что воспитательная работа оказывает позитивное влияние, как на физическое здоровье обучающихся, так и психическое, а также на формирование безопасного поведения у подростков, то есть, гипотеза исследования подтверждается.


                             БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абросимова М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова - Казань: Медицина, 2007. - 220 с.
  2. Алексеев С.В. Асимметричная интеграция безопасности, экологии и здоровья человек как механизм становления образования для устойчивого развития. https://cyberleninka.ru/article/v/asimmetrichnaya-integratsiya-bezopasnosti-ekologii-i-zdorovya-cheloveka-kak-mehanizm-stanovleniya-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo
  3. Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: науч. докл. докт. дис. - Екатеринбург: ЮНИВЕР ПРЕСС, 1997. - 17 с.
  4. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 378 с.
  6. Беличева С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В М. Фокин. - М., 1993. - 162 с.
  7. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учеб. пособие / В.В. Бойко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 259 с.
  8. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
  9. Всемирная организация здравоохранения. http://www.who.int/ru/
  10. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров. - Новосибирск: СОРАН, 2008. - 280 с.
  11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. М.: Альфа - М, 2009. 416 с.
  12. Едимская Н.А. Обусловленность здоровья человека антропогенной деятельностью. Научная картина мира в духовной экологической цивилизации / Н.А. Едимская. - Барнаул: Изд - во БГПУ, 2000. - 211 с.
  13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006. 560 с.
  14. Зайцев Г.К., В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. Педагогика здоровья.// Образовательные программы по валеологии.- СПб, 1994.- 78 с.
  15. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  16. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие / Е.В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
  17. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 29-32.
  18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Изд-во " Сфера", 2003. - 160 с.
  19. Ковальчук М.А., Кузнецова И.В Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова; под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - 240 с.
  20. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников: Книга для учителей и родителей /Д.В. Колесов. - Минск: Педагогика, 2001. - 144с.
  21. Кузнецова А.А. Профилактика девиантного поведения посредством формирования установки на здоровый образ жизни. https://www.scienceforum.ru/2016/1738/19953
  22. Лишин О. В., Лишина А. К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография / О. В. Лишин, А. К. Лишина. - М.: АПКиППРО, 2009. - 316 с.
  23. Макаренко А.С. Мудрость воспитания / А.С. Макаренко. М.: Просвещение, 1989. - 260 с.
  24. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделеевич. - М.: Речь, 2001. - 445 с.
  25. Миннегалиев М. М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи / М.М. Миннегалиев // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Международной научно-практической конференции - Уфа, 2010. С. 313 – 315.
  26. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
  27. Новиков В.В. Социальная психология. М.: Издательство института психотерапии. 352 с.
  28. Новичкова Н. Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: диссертация канд. пед. наук / Н. Г. Новичкова. - Челябинск, 2009. - 184 с.
  29. Полянцева Ю.Д. Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением. Омск, 2011. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=510184
  30. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б.  Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1972. 247 с.
  31. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва — Воронеж, 2000. http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM#$p1
  32. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ. ред. Ю.А. Клейберга, Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2004. - 416 с.
  33. Семечкин Н.И. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. 376 с.
  34. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 408 с.
  35. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.: Речь, 2004. 216 с.
  36. Специальная психология / под ред. Шипицыной Л.М. Санкт-Петербург: «Речь», 2010. - 253 с.
  37. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для учит. и родит. / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
  38. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова // Педагогическое общество России. - 2003. – 128 с.
  39. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей  / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
  40. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: КСП+, 2000. 448 с.
  41. Шихирев П.Н. Социальная установка // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. С. 86 - 103.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Статья ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье раскрывается система работы на уроках информатики, которая направлена на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"

    Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска.     Воспитание экологической культуры...