Особенности психофизического развития детей-сирот.
статья

Онтогенез или процесс индивидуального развития человека в течение жизни определяется комплексом взаимосвязанных наследственно-биологических и социальных факторов. У детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияние этих факторов носит патогенный характер, что обуславливает возникновение различных форм нарушений психофизического развития – дизонтогений. В последующих разделах (Модуль II, разделы 2.3) будет показано, как нарушения психофизического развития искажают формирование характера и служат основой для образования его акцентуаций и деформаций Согласно концепции дизонтогенеза Макаровой З.С. его первая стадия детерминируется степенью отягощенности наследственного анамнеза и определяет предрасположенность к отклонению, характеризующуюся отсутствием выраженных клинических признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психофизического развития детей-сирот.

Онтогенез или процесс индивидуального развития человека в течение жизни определяется комплексом взаимосвязанных наследственно-биологических и социальных факторов. У детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияние этих факторов носит патогенный характер, что обуславливает возникновение различных форм нарушений психофизического развития – дизонтогений. В последующих разделах (Модуль II, разделы 2.3) будет показано, как нарушения психофизического развития искажают формирование характера и служат основой для образования его акцентуаций и деформаций Согласно концепции дизонтогенеза Макаровой З.С. его первая стадия детерминируется степенью отягощенности наследственного анамнеза и определяет предрасположенность к отклонению, характеризующуюся отсутствием выраженных клинических признаков. Появление выраженных (манифестных) форм дизонтогений происходит уже под влиянием неблагоприятных, в том числе социальных, факторов и определяет вторую стадию отклонений. Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольский Р.В. и другие выделяют основные патологические изменения часто встречаемые у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях:

─ неврологические изменения;

─ отклонения в эмоционально-поведенческой сфере;

─ нарушения нервно-психического, речевого и физического развития;

─ снижение резистенстности, вызывающее повторные инфекции преимущественно респираторного типа;

─ соматовегетативные отклонения;

─ снижение адаптационных возможностей.

В числе социальных факторов дизонтогенетического развития детей-сирот следует назвать депривации различных видов: сенсорную, двигательную, материнскую, социальную. Понятие депривации является базовым для понимания особенностей психофизического развития детей-сирот, поэтому есть основания рассмотреть его во всех подробностях. Явление депривации рассматривается как процесс ограничения потребностей и как психическое состояние, вызванное этим ограничением. Различают психическую и биологическую депривацию. Биологическая депривация является источников отклонений физического развития, так как порождается ограничением витальных потребностей человеческого организма в белках, витаминах, кислороде и др. Психическая депривация – ограничение потребностей в сенсорных стимулах (визуальных, слуховых, осязательных и др.), социальных контактах, эмоциональных связях и пр. Сенсорной депривации подвергаются дети, воспитывающиеся в обедненной информационной среде. Важно уточнить различие между ситуацией, когда ребенок с самого рождения лишен определенных стимулов (в этом случае некоторые потребности могут вообще не сформироваться) и ситуацией, когда потребность уже возникла, а затем предмет ее удовлетворения стал недоступен. В первом случае имеет место привация (например, потребность в любви у ребенка, в отношении которого это чувство не проявляли родители или опекуны, будет сильно искажена и приведет к бедному и недифференцированному содержанию эмоциональной сферы, о чем речь пойдет ниже); вторая ситуация является собственно депривацией.

Если не удовлетворяется одна какая-либо потребность (например, двигательная потребность при тугом пеленании), имеет место парциальная депривация. При неудовлетворении многих потребностей (или одной, но очень важной - материнской) можно говорить о тотальной депривации. Двигательная депривация – ограничение потребности ребенка в движении может вызываться действиями ближайшего окружения. Так, тугое пеленание грудных младенцев препятствует спонтанным движениям новорожденного; отсутствие или недостаточность упражнений с переворачиванием, поддержкой подмышки замедляет формирование способности к смене позы, ползанию, вставанию, сидению, целенаправленному движению рук и пр. В ряде случаев двигательная депривация обусловлена состоянием здоровья малыша, например, при вывихе бедра. Необходимо отметить влияние двигательной депривации на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Дефицит движения не позволяет ощущать ребенку «мышечную радость», вызывающую яркие эмоциональные переживания, и служит основой формирования хронических мышечных зажимов, названных Райхом В. «мышечным панцирем». По мнению основателя телесно-ориентированной психотерапии именно эти зажимы являются «физическим аспектом» характера и детерминируют формирование его деформаций. Так, дети-сироты с глубокой моторной отсталостью характеризуются высокой тревожностью, беспокойством, склонностью к депрессиям, ярости, агрессивности. На фоне хронической гиподинамии может возникнуть компенсаторная двигательная активность в виде раскачиваний тела из стороны, продолжающихся часами; стереотипных движений рук; сосания пальцев, действий с гениталиями и др. действий, закрепляющихся во вредные привычки.

Социальная депривация возникает вследствие ограничения эмоциональных контактов с ближайшим окружением. Очевидно, что социальная депривация тесно связана с другими ее видами, описанными выше, так как удовлетворение потребностей ребенка обеспечивается ухаживающими за ним ребенком взрослыми. Ее разновидность – материнская депривация является сильнейшая патогенным фактором физического и психического развития детей-сирот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития

Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...

Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития

В статье описаны технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ....

Система тьютерского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития

В статье указана структура тьюторского сопровождения. Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятел...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития.

В программе указана цель тьютерского сопровождения:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деят...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...