Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития
статья на тему

В статье описаны технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития.

Кривицкая Виктория Николаевна, учитель-логопед

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и, прежде всего —  учителя-логопеда.

Проводя логопедическое обследование детей, мы обращаем внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. Некоторые из них отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для некоторых характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Запас сведений и представлений у части детей ограничен, не вполне сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Их речь характеризуется бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, примитивной формой общения. Выработка плана коррекционно-педагогической работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. Составлению плана работы предшествует тщательное исследование речевых возможностей детей.

Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач,дефектолог, логопед, психолог, педагог и др.).

В дальнейшем, приступая к занятиям, педагог-логопед находится в постоянном рабочем контакте со специалистами. В планирование коррекционно-развивающей работы входит составление перспективного плана индивидуальных и групповых занятий, постановка индивидуальных задач, программ и выбор приемов преодоления речевых расстройств каждого учащегося, которые фиксируются в индивидуальной карте.

 Контингент обучающихся в школе детей составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья  и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза,  нарушениями  опорно-двигательного аппарата, дети с системным недоразвитием речи, с дизартрией.

Рассмотрим некоторые подходы в использовании технологий логопедического сопровождения детей с проблемами в развитии на примере учащихся начальных классов.

Ученица 1 класса Настя Б.

Грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Движения языка ограничены вверх и в стороны. В статичном положении язык не удерживается. Мягкое небо малоподвижно. Испытывает трудности в артикуляционных переключениях. Назализованный голос. Слюнотечение. Тяжелые нарушения звукопроизношения.

Словарный запас ограничен.Нарушения коммуникативной функции речи. Ограниченность жизненного и вербального опыта

В данном случае мы  используем следующие формы и методы коррекционно-развивающего воздействия:

  1. каждое занятие обычно начитается с массажа. Он улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует их движения, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Применяется общий массаж, массаж лицевых мышц, логопедический массаж рук с помощью карандашей, массажных мячиков.
  2. в логопедической работе над речевым дыханием широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
  3. артикуляционные упражнения для губ, языка, щек, неба
  4. развитие пальчиковой моторики подготавливает почву для последующего развития и формирования речи. Ведь пока движения пальцев скованны, неловки, развитие речи будет затруднено. В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Психологами давно доказано, что формирование речи находится в прямой зависимости от развития пальцев рук. Для развития ручной моторики успешно применяются игры с песком, водой, мелкими камешками, крупами, пуговицами, шнурование.
  5. Игры на развитие фонематического слуха: «Поймай картинку», «Переверни слово», «Придумай слова», «Звонит-сигналит» и т.п.  

Ученик 2 класса Алексей А.

Системное недоразвитие всех сторон речи: сенсомоторной, словаря, грамматического оформления. Эмоциональная окраска речи сопровождается жестами и мимикой. Письменную речь понимает частично.

Трудности формирования учебных навыков ребенка обусловлены резидуально-органической симптоматикой поражения ЦНС и рядом энцефалопатических расстройств (синдром психомоторной возбудимости, аффективная неустойчивость).

Наряду с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с этим ребенком мы используем инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы: например активизация речевой моторики с помощью аквапроцедур и песочной терапии.

  1. Песочная терапия  – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. Перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Кроме того, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка.  Игры-драматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. Песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию и очищать энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние». Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
  2. Акватерапия. Вода оказывает не только лечебное действие, но и педагогическое. Игры с водой развивают творческий потенциал ребенка, активизируют воображение, образно-логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, стабилизируют эмоциональное состояние. Кроме оздоровительного эффекта эти приемы работы способствуют коррекции дефектного звукопроизношения, нормализует просодику речи. «Ручная артикуляция» - один из таких приемов.
  3. Имаготерапия( кукольный театр). Театральная деятельность  стимулирует творческую активность ребенка, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь.  Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов в организации адекватного дефекту коррекционно-развивающего обучения.

Литература

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений  - М.: Сфера,2007
  2.  Бычкова М.М. Карташова Г.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи//Логопед, 3,2008
  3. Киселенко Т.Е.Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
  4. Мунгалова О.А. Использование природосообразных технологий в логопедической работе// Педагогическое обозрение, 6,2008
  5. Поваляева М.Н. Справочник логопеда. – Ростов-наДону, Феникс.2007
  6. Шигина Г.Ф. Попкова Е.Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008.№5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система тьютерского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития

В статье указана структура тьюторского сопровождения. Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятел...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития.

В программе указана цель тьютерского сопровождения:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деят...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...