Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития.
материал по психологии по теме

Федотова Ирина Викторовна

В программе указана цель тьютерского сопровождения:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности." Перечислены направления программы:1.Выявление проблем в развитии Наташи, определение воспитательных возможностей семьи Наташи.2.Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по обучению и развитию познавательно-волевой сферы.3. Охват дополнительным образованием.4. Работа с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_n.s.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тьютерского сопровождения  ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

                                                                  Составила: Федотова И.В.                

                           Психолого-педагогическая характеристика ученицы

                                     6 «б» класса Наташи С.

Дата заполнения: 15.09 2005 года

I. Общие сведения о семье и условиях жизни ученика:

Тип семьи (полная, неполная)

Родители ребёнка (ФИО) Светлана Ивановна

Образование родителей: среднее

Материальные условия семьи, жилищные условия  низкие

II. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные)

Состояние здоровья:

болезненность (сколько в целом; пропускает занятий по болезни, характер заболеваний хронические, инвалидность, стоит на учёте в диспансере)

наблюдается выраженное (подчеркнуть замеченное)  тревожность, раздражительность, высокая утомляемость,  расторможенность, заторможенность,  двигательное беспокойство,· головные боли,  головокружения, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость.

 Жалобы со стороны родителей (соответствующие подчеркнуть): чрезмерная усталость, недосыпание, нарушение сна,   страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции.

III. Стоит ли учащийся на учёте в ИДН, наркологическом диспансере, если по вашему мнению тяга к употреблению наркотических средств, алкогольных напитков, злоупотреблению курением: нет

IV. Школьник в системе воспитательных отношений в школе.

в системе «ученик – учитель» (соответствующее подчеркнуть):

отношение с большинством учителей строятся на взаимном уважении  и доверии;

отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, отношения носят конфликтный характер.

Основные причины отчужденности, конфликтов в системе отношений с одноклассниками (соответствующее подчеркнуть):

Пользуется авторитетом и доверием большинства одноклассников, ребята охотно с ним общаются, общается лишь с  отдельными, отношения с большинством не складываются, имеют место конфликты, одноклассники относятся пренебрежительно, не пользуется авторитетом, доверием.

Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений (подчеркнуть):

ученик психологически защищен, любим, взрослые с пониманием, относятся к проблемам своего ребёнка; положение в семье нельзя считать благополучным;  требования взрослых  противоречивы, отношения попустительские; излишне придирчивые, строгие, ребёнок враждебен к родителям, ребенку уделяется недостаточно внимания, чувства защищенности в семье нет, отношения к ребёнку безразличные грубое, жестокое.

Школьник в системе «школа- семья» (подчеркнуть):

между требованиями школы и семьи нет противоречий, семья признает авторитет педагога, сотрудничество с педагогами; должного согласования действий школы и семьи воспитательной  тактики нет, родители не прислушиваются  к мнению педагогов, связь со школой носит, формальный характер, школу  родители посещают.

V. Уровень средовой адаптации школьника:

достаточно высокий, недостаточный, находится на грани школьной социальной дезадаптации.

Личностные качества, мешающие успешной адаптации в микросреде (подчеркнуть),

Безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другие качества, вредные привычки.

VI.Особенности учебной деятельности

Отношение  учащегося к учебной деятельности (подчеркнуть)

Охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам; стремится учиться; интереса к ученью нет, ученье принимает как долг, с интересом относится  к отдельным предметам, учится неохотно, пропускает занятия,

Уровень развития основных характеристик  учебной деятельности, познавательной активности (подчеркнуть)

Достаточно высокий на всех уроках, достаточно высокий лишь на некоторых уроках, в основном низкий. 

Самостоятельность: (подчеркнуть)

учебные задания  выполняет самостоятельно, учебные задания выполняются при оказании стимулирующей помощи одного вида, учебные задания выполняются оказании направляющей: помощи при выполнении учебных заданий чаще других требуется обучающая помощь.

Темп деятельности (подчеркнуть):

Выше среднего показателя класса, близок к среднему показателю класса,  ниже показателя класса, заметно отстает от среднего уровня показателя класса.

Характер трудности учащегося в ученье (подчеркнуть):

Общих проявляющихся по всем предметам; общих, проявляющихся в обучении конкретному предмету.

VII. Развитие школьно значимых психофизиологических  функций.

Фонематический слух, артикуляционных аппарат (подчеркнуть):

 нарушений фонематическом строе речи нет, нарушение в звукопроизношении нет; речь правильная, отчетливая, в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда), учащийся косноязычен (необходимо обследование логопеда).

мелкая моторика (подчеркнуть):

рука развита хорошо, учащийся уверенно владеет ручкой, ножницами, рука  развита недостаточно хорошо, работает с ручкой, ножницами с напряжением, рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

Пространственная ориентация, координация  движений, телесная ловкость  (подчеркнуть):

хорошо ориентируется в пространстве;  координирует движения, подвижен, ловок, отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве; координации движении, недостаточно ловок;  ориентации в пространстве,  координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо,  неуклюж, малоподвижен.

 Координация в системе « глаз-рука» (подчеркнуть):

может правильно перенести в тетрадь график, зрительно  воспринимаемый  на расстоянии с классной доски; графики, зрительно воспринимаемые на расстоянии, переносятся в тетрадь с незначительными,  искажениями; при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

VIII. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)  (подчеркнуть):

определяет содержание, смысл анализируемого точно и ёмко обобщает в слове видит и осознает тонкие различия  при сравнении обнаруживает закономерности. связи; задания,

требующие анализа, сравнения, обобщения и установление закономерных связей

 выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания  с организующей или  направляющей  помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий требующих анализа, сравнения, выделения главного, установление  закономерности, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Произвольность деятельности (подчеркнуть):

удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, но в процессе деятельности часто отвлекается.

трудности преодолевает только при поддержке педагога; деятельность хаотична не продуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая помощь малоэффективна.

Кругозор (подчеркнуть):

представление о мире достаточно развернуты и  конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных растениях, событиях мирового масштаба;

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания бессистемны.

                         Классный руководитель: Федотова И.В

 

   Паспорт Программы.

Наименование

Программы.

Индивидуальная программа развития ученицы 6 класса Наташи С. МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

 

Актуальность проблемы.

1.У Наташи преобладает внешний мотив учебной деятельности, учебу воспринимает как долг. Уровень школьной мотивации средний. Повышенный уровень тревожности.

2.Деформация  психологического здоровья подростка (агрессивное поведение).

3.Низкий уровень родительской компетентности.

4.Враждебные взаимоотношения в семье с младшим братом. Гиперопека со стороны матери, так как у девочки хронические заболевания.  Смерть отца. Бессистемность в воспитании.

Цель

Программы.

 Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Задачи

Программы.

1.Научить Наталью правильно оценивать свои поступки, контролировать своё поведение.

2.Повысить мотивацию учебной деятельности.

3.Повысить уровень родительской компетентности.

4.Развитие познавательных процессов, уровня интеллектуального способностей Наташи.

5.Формирования навыков коммуникативного общения.

6.Разработка индивидуального психолого-педагогического маршрута сопровождения подростка.

Основные мероприятия.

1.Выявление проблем в развитии Натальи.

2.Внедрение инновационных педагогических и психологических    технологий по профилактике и коррекции поведения.

составление программы саморазвития отдельных качеств личности при активном участии Натальи;

ведение дневника саморазвития;

вовлечения в коллективные творческие дела;

часы громкого чтения с последующим обсуждением;

привлечение одноклассников к консультативной работе в помощь Натальи;

вовлечение в самоуправление (ответственная за дежурство);

охват дополнительным образованием.

3.Взаимодействие с психологом и социальным педагогом по коррекции развития  Натальи.

психологические тренинги с психологом;

обсуждение ситуаций неправильного поведения Наташи и практические советы по их устранению совместно с социальным педагогом;

4.  Работа с родителями.

совместные праздники;

родительские собрания;

психологические тренинги с родителями;





посещение на дому;

психологические игры по развитию навыков, родительского поведения и общения в семье;

беседы- консультации с мамой по развитию Наташи;

наблюдение и индивидуальные консультации.

Исполнители мероприятий.

Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог.

 

Ожидаемые результаты Программы.

1.Успешная социализация в социуме.

2.Получение аттестата об основном среднем образовании.

3.Получение профессионального образования. 

4.Личностный рост Наташи.

5.Повышение уровня компетентности мамы Наташи.

Принципы реализации Программы.

1.Комплексность  (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей, коллектива класса).

2.Дифференцированность.

3.Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).

4.Системность.

 

 

Введение

   С. Наталья Александровна родилась 17 апреля 1990 года в посёлке Новоорловск. В данную школу зачислена 1 сентября 1997 года в первый класс. Наташа старший ребёнок в семь, есть младший брат. Живут с матерью, отец умер. Мать Светлана Ивановна работает. Семья живёт 2-х комнатной квартире. У девочки есть уголок для занятий. Девочка очень любит маму, с младшим братом не всегда находит общий язык.

     Физическое развитие находится на удовлетворительном уровне. Девочка имеет хронические заболевания и находится на диспансерном учёте. Группа здоровья третья, но, несмотря на это, посещает занятия по аэробике и занимается успешно. Девочка с особенностями в психофизическом развитии. Она добрая, отзывчивая. С удовольствием помогает маме дома по хозяйству. Любит петь, танцевать, участвовать в театрализованных представлениях. Посещает  занятия хора и театральной студии «Звёздочка» .

    В середине 5 класса по медицинским показаниям Наташа была переведена на индивидуальное обучение на дому.  Затем по просьбе мамы опять была переведена, но не в общеобразовательную школу, а в УКП. В учёбе – старательна, в силу своих способностей, но не может работать самостоятельно.  Все основные предметы даются с трудом, поэтому переходит из класса в класс с большими проблемами в знаниях по математике, русскому языку. Читать не любит. Часто приходит на занятия с неправильно выполненными уроками. Не развита самокритичность: во всех неудачах винит других. У Наташи средний уровень воспитанности.

                                                    Актуальность.

       Согласно Закону РФ “Об образовании” система образования на современном этапе должна обеспечивать “…самоопределение личности, создавать  условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”. Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных образовательных маршрутов, которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.  В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель  – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников Воспитание – вот основная функция учителя в современном обществе, а, как известно, воспитательная практика требует индивидуального подхода, так как каждый человек это личность, которой присущи свои уникальные мысли, капризы, воображение, память, способности и т.д. В конечном счете, личность предстает пред нами в виде совокупности перечисленных и многих других уникальных особенностей, а потому, нет, и не может быть универсальной программы развития ученика, однако можно создать систему, которая бы, подгоняя каждый из критериев под конкретный случай, смогла бы создать программу для каждого ученика.

 

Направления  реализации программы.

Основные направления работы.

Формы, приёмы и методы работы.

Сроки

I.

Выявление проблем в развитии Наташи, определение воспитательных возможностей семьи Наташи.

1. Наблюдение за работой Наташи на занятиях, за поведением  и за взаимоотношениями с одноклассниками на переменах.

 2. Индивидуальная беседа с Наташей о интересах, о проведении свободного времени, о трудностях.

 3. Анкетирование «Десять моих «Я», «Поиск талантов».

 4.Посещение на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни Наташи.

 5. Определение уровня воспитанности  (таблица оценки уровня воспитанности)

сентябрь

 

 

 

сентябрь

 

 

по графику  

сентябрь




два раза в год

II.

Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по обучению и развитию познавательно-волевой сферы.

1.Составление программы саморазвития отдельных качеств личности (после определения уровня воспитанности) при активном участии девочки.

2.Ведение дневника саморазвития с помощью родителей и классного руководителя.

3.Нравственные классные часы, беседы (с участием Наташи)

4.Вовлечение Натальи в коллективные творческие дела:

 5.Часы громкого чтения программных художественных произведений и произведений о нравственности.

6.Просмотр видеороликов, которые отражают ситуации борьбы детей с собственными пороками и пути их преодоления.

 7.Наставничество. Наставником Наташи является руководитель театральной студии «Звёздочка» Светлана Владимировна.

 8. Привлечение одноклассников к помощи Наташи: прикрепление консультантов по предметам. Контроль и помощь консультантам.

9.Вовлечение Наташи в самоуправление (первая четверть - ответственная за дежурство , вторая четверть – затейник)по желанию детей.

10. Контроль за выполнением поручений.

 

октябрь

 

 

 

Ежедневно


 

еженедельн


еженедельн

 еженедельн

 

по субботам 



постоянно

 

 

постоянно 

 



постоянно



постоянно


постоянно

III.

Охват дополнительным образованием.

1.Продолжение занятий Натальи в ДДТ в театральной студии «Звёздочка»

2.Вовлечение Натальи в спортивную секцию по аэробике (ДДТ).

3.Вовлечение Натальи в кружок «Паутинка».

4.Продолжение занятий по бисероплетению.

5.Контроль за посещением кружков.


октябрь

 

сентябрь

 

 

сентябрь

 

 

постоянно

 

IV.

Работа с родителями.

1. Анкетирование.

2. Выставка работ Наташи и мамы.

3.Совместные праздники.

4.Родительские собрания (с участием мамы Наташи)

4.Дни открытых дверей. Приглашение мамы на уроки с целью нацеливания их на помощь Наташи в учебной деятельности, с целью повышения родительской компетенции.

5.Организация встреч родителей Наташи с психологом школы, психологические тренинги.

по графику

по плану 

по плану 

По плану 

 

 сентябрь

 

 


 

по графику психолога 

 

 

 

                                                Осуществление реализации программы.

         Вся работа по реализации программы проводится поэтапно. Успех во многом зависит от установления доверительных отношений между учащейся, педагогами и родительницей.

1 этап – Диагностический. Исследования личности  ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений  совместной деятельности.

 Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Установление контакта с родительницей.(приложение 1)

 Задача: провести психологическое обследование с целью определения хода психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.(приложение 2)

Средства: работа с психологом и социальным педагогом, беседа с мамой, посещение на дому, установление отношений основанных на доверии и взаимопонимании в семье.

2 этап – Вовлечение учащейся в разнообразные виды деятельности. Огромное значение имеет знание информации о психологических особенностях девочки.

Цель: реализация индивидуальной программы развития .

Задача: на основе диагностических данных определить цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.

Средства: тесная комплексная работа всех участников программы с применением данных полученных   после психолого-педагогической диагностики ученицы:

- включение ученицы в различные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность( приложение 3.).

 - удовлетворение потребности в занятиях различными видами творчества.

 - формирование потребности к познанию мира и себя как части его.

- развитие потребности в здоровом образе жизни.

- знакомство со способами развития внимания, памяти.

3 этап-.     Отслеживание результатов деятельности

Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой.  Оценить результативность деятельности по развитию индивидуальности  можно по следующим критериям: (приложение )

-самоосуществимость (реализация потребности ученика стать самим собой);

- самоэффективность (использование потенциальных и реальных возможностей ученика)

-самоудовлетворенность (ощущение учеником чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью) (приложение )

  Показателем  воспитанности является  конкретные действия ученика в различных ситуациях,  его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе (Приложение 7)

 4 этап – Корректирование.

 Корректирование  способствует уточнению и пересмотру воспитательной программы. Подведение некоторых итогов психолого-педагогического воздействия.(приложение 8)

 

                                               Выводы.

  По результатам наблюдений за ученицей МОУ НСОШ Наташей на протяжении 2005-2009 учебных годов, а также диагностических исследований и бесед, были определены особенности познавательной деятельности, интеллектуальных способностей, эмоциональной жизни ребёнка, воли, характера, межличностных отношений. Это помогло  составить программу индивидуального развития, которая повысила ее познавательную деятельность, самооценку, развила интеллектуальные способности мотивацию обучения и вовлекла в  активную внешкольную деятельность.

 У ребенка повысился уровень самостоятельности, что помогло ей  преодолеть ряд комплексов (неуверенность, стеснительность, боязнь критики, растерянность) тормозивших ее развитие. Наибольших результатов она добилась в практической деятельности: научилась вязать крючком, делать из бисера украшения, умеет хорошо стряпать. Активно участвует на всех не только общешкольных внеклассных мероприятиях, но и общепоселковых. Она добилась результатов не только  на классном, школьном, но и на  муниципальном и уровнях.

Достижения Наташи – это совместная работа  школьного психолога, социолога, педагогов дополнительного образования, работников ДШИ и центра поселкового досуга,  которые помогали мне в осуществлении данной программы индивидуального развития ребенка. Хочу отметить помощь со стороны мамы, которая   помогала в  осуществлении всех начинаний. В настоящее время девушка успешно социализировалась. Всё, что было задумано Наташей, достигнуто, кроме получения образования медицинской сестры. Потому что девушка реально этой профессией овладеть не сможет в силу своих способностей. Но она получила специальность повар-кондитер.

Я считаю, что  программа индивидуального развития полностью реализована, так как поставленных целей коллектив добился, созданы предпосылки для дальнейшего  развития коммуникативных, практических навыков девушки. В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности, помочь подростку подготовить его к будущей жизни и это достигнуто.

                                                         Мониторинг отслеживания

- 2009 г. получила аттестат основной школы.

- 2009 г. поступила в Могойтуйское профессиональное училище.

2009-2011 г. активная участница всех мероприятий проводимых в посёлке и училище.

-2010 г. вышла замуж.

-2011 г. ожидает ребёнка.

-2011 г. окончила  училище, получила профессию повар-кондитер .

-2011 г. у Наташи родился мальчик.

                               Литература.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.,2006.

Дереклеева  Н.И. Справочник классного руководителя.. М.: «ВАКО», 2003.

Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум-М,2000

Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. - Ярославль «Академия развития», 1998.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001.

Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксимо, 2008.

Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4 классов. Сост. Д.В.Лубовский. – М.; Воронеж, 2004.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

Селевко Г.К. Познай себя.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Сделай себя сам.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Научи себя учиться.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Утверждай себя.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Найди себя.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Управляй  собой.- М., Народное образование. 2006.

Селевко Г.К. Реализуй  себя.- М., Народное образование. 2006.

Тихомирова А.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. – Ярославль «Академия развития», 1997.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

http// Logpres narod. ru /private/Kro. Doc.

Приложение 1

Дата заполнения

5.09. 2005

Ф.И.О. родителя

Светлана Ивановна

Количество детей в семье

2

Количество членов семьи

3

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

Установлен, но не всегда соблюдается

Состояние здоровья ребенка (наличие хронических заболеваний и др.)

Есть хронические заболевания, часто болеет.

Вредные привычки ребенка (если есть)

Часто бывает не сдержанной, ленится.

С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще всего занимается дома?

Большую часть времени дома проводит с мамой. Чаще всего дома любит стряпать, вязать крючком, слушать музыку, петь.

Как дома ласково называют ребенка?

Доченька, Наташенька, Ната

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

Профилактика заболеваний не проводится, а проводится лечение

Гуляет ли ребенок после школы?

Да.

Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т. д.?

Посещает кружки в ДДТ, поёт в хоре музыкальной школы, посещает занятия театральной студии «Звёздочка» Поселкового центра досуга, гуляет.

Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?

Мама проводит беседы, бывает, что наказывает, но не физически.

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

Да, не драться с братом. По долгу не ходить по улице.

Сколько времени ребенок обычно затрачивает на выполнение домашнего задания?

От 1 – 2,5 часов

Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

Да, я сама читаю по устным предметам Наташе вслух. По математике выполняет задание с учителем.

Приложение 2

Индивидуальные особенности личности ребёнка.

1. Состояние здоровья.

Хронические заболевания

2. Состав семьи.

Семья неполная: мать, брат. Отношения в семье доброжелательные.

5. Учебно-познавательные возможности.

Низкий уровень развития, но   преобладает внешняя мотивация.

6. Отношение к учебной деятельности.

Положительное, но нуждается в поддержке учителя и родителей.

7. Направленность личности.

Способности к пению,  .

8. Тревожность.

Присутствие тревожности, неуверенности.

9. Волевые качества.

Ответственна.

10. Темперамент.

Бывает вспыльчива, доброжелательная.

11. Внимание.

Ниже среднего, не устойчивое. Быстрая утомляемость .

12. Память.

Низкий уровень развития памяти.

13. Мышление.

Низкий уровень развития мышления.

14. Речь.

Есть в речи дефекты.

15.Воображение и творчество.

Хорошее воображение. Творчество на стадии развития.

16. Положение в коллективе.

Пользуется авторитетом у части одноклассников, ровесников.

18. Трудовая активность.

Хорошо выполняет ту работу, которая Наташи нравится.

19. Поведение в школе.

Соблюдает правила поведения в школе.

 

Приложение 3

                                            Анкета «Общение»

                         ВОПРОСЫ                                                                            ОТВЕТЫ

 

1.     Есть ли у тебя трудности в общении:

а) со сверстниками                                                                                       иногда

б) с учителями                                                                                               нет

в) с родителями                                                                                             нет

г) с другими членами семьи                                                                         да

д) с друзьями во дворе                                                                                  нет

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало друзей или нет друзей                                                                      да

б) обижают, дразнятся

в) бью                                                                                                              да

г) нет общих интересов                                                                                 да  

д) мне с ними неинтересно

3.К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к друзьям                                                                                                     редко

б) к учителю                                                                                                    да

в) к маме                                                                                                          постоянно

г) к другим членам семьи                                                                              к бабушке и тёте

д) никому

 Вывод:  Наташе  необходимо помочь в выстраивании отношений с братом, одноклассниками. А также расширить круг общения со сверстниками. Я делаю вывод о том, что у неё ограниченный круг интересов .Надо постараться привлечь к работе родителей.

                                                                                                                                                          Приложение 4.

             ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ПРОЯВИЛА СЕБЯ НАТАША 

Сферы деятельности (где происходит проявление личных качеств)

Развитие интересов ученика

Перспектива развития ученика

Поддержка класса, Кл. руководителя, психолога, родителей

Самоуправление в классе

 Ответственная за дежурство на месяц

Постоянное поручение в культ. массовом секторе

Ребята стараются выполнять просьбы 

Творчество

Любит петь.

 Участие в конкурсах  

 Кл.рук. просит помочь в

Учебно-познавательная деятельность

 Любит гуманитарные предметы

Получать хорошие оценки

Одноклассники помогают в учёбе 

Спортивно-оздоровительная

Занятие спортом 

 Занятие аэробикой в ДДТ.

Включают в соревнования по желанию 

Трудовая и профессиональная подготовка

Занимается бисероплетением, вяжет крючком.  

Сделать работы для выставки 

 Помогает мама

 

Приложение 5

                            Характеристика уровня личностного роста учащейся


п/п

Содержание показателей

Баллы в 2005 уч. году

Баллы в 2009 уч. году

1.

Мотивация учебно-познавательной деятельности

-        учится охотно

-        учится с интересом, но под контролем

-        учится под контролем

-       нет интереса, активность низкая

-       равнодушен к учебе

1

2

 

2.

Сформированность интеллектуальных умений

1

 2 

3.

Степень обучаемости ( по усвоению учебного материала)

1

 2 

4.

Навыки учебного труда (умение планировать и контролировать свою деятельность)

2

3

5.

Результативность индивидуальных занятий (проявление  инициативы)

2

6.

Уровень утомляемости. Соблюдение режима дня и развитие способности внимания.

3

7.

Целеустремленность (умение ставить цель и добиваться ее)

2

4

8.

Дисциплина и организованность

3

4

9.

Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе

2

4

10.

Уровень развития навыков самообслуживания

2

11.

Внешний вид и аккуратность

3

 4 

12.

Интересы и развлечения

2

 4 

13.

Уровень этической культуры

4

 4 

14.

Работа над вредными привычками

3

 4 

15.

Отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни

5

  5

16.

Общественная активность

3

 5 

17.

Исполнение должностных обязанностей

3

 4 

Приложение 6

Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности Натальи 2005-2006 уч. год


№ п/п

качества

самооценка

оценка родителей

педагога

1

гуманность

4

4

4

2

вежливость

4

4

4

3

духовность

4

4

4

4

трудолюбие

4

3

3

5

физическая культура

5

5

4

6

бережливость

3

3

3

7

честность

3

3

3

8

активность

5

5

4

9

любознательность

4

4

4

10

дисциплинированность

4

4

3

11

самостоятельность

4

3

3

12

отношение к учебе

3

3

3

Сумма

47

45

42

Общая сумма

134 / 74%

 

 

Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности Натальи 2008-2009 уч. год


№ п/п

качества

самооценка

оценка родителей

педагога

1

гуманность

4

5

4

2

вежливость

4

4

5

3

духовность

4

4

4

4

трудолюбие

4

4

4

5

физическая культура

5

5

5

6

бережливость

4

5

5

7

честность

4

5

4

8

активность

5

5

5

9

любознательность

4

4

4

10

дисциплинированность

5

4

4

11

самостоятельность

4

4

3

12

отношение к учебе

4

5

3

Сумма

51

52

50

Общая сумма

153 / 85%

     В результате проведенной работы у Наташи повысился уровень воспитанности со 134 баллов до 153 (максимальный бал-180). Она стала более сдержанной,  общительной, трудолюбивой, самостоятельной.. Научилась не отстранятся от проблем, а решать их. Также появились сдвиги в учёбе в сторону улучшения, в этом ей помогают учителя.

Приложение 7

                                      КАРТА УСПЕШНОСТИ НАТАШИ С.

Данные

                             Результаты

2005

2009

Состояние здоровья

удовлетворительное

удовлетворительное

Успеваемость

удовлетворительная

удовлетворительная

Интересы

секция по аэробике, занятия в хоре, в театральной студии

занятия в хоре, в театральной студии, в кружке «Паутинка», бисероплетение.

Дисциплина

хорошая

хорошая

Проблемы

вспыльчивость

-

Удовлетворенность в общении

средняя

хорошая

Работа с родителями

анкетирование

собеседование

индивидуальные беседы о успеваемости

индивидуальные беседы о КТД и о успеваемости

Работа с учителями-предметниками

беседы

активное включение во внеклассную работу

Прогнозируемый результат

станет более общительной и активнее станет участвовать в КТД

сможет организовать себя в дальнейшей жизни

Фактический результат

Участие в конкурсах, .внеклассных мероприятиях

нормальное развитие Наташи (в соответствии с особенностями детей психофизического развития).

Примечание

Заметно повысилась самооценка

Самооценка стала более  объективной. 

Приложение 8

I. Мои достоинства

Я о себе                                                                  Учителя обо мне                                                              

-Добрая                                                                     - Уважительная              

-Активная                                                                 - Энергичная

-Весёлая                                                                    - Общительная

-Оптимистка                                                             - Отзывчивая

        

Мама обо мне                                                       Друзья, обо мне

- Надёжная                                                                - Надёжный друг

-Доброжелательная                                                  - Нежадная

- Хорошая помощница                                            - Артистичная

-Всегда придёт на помощь                                       - Храбрая

     

                                          II. Я хочу изменить и развить:

1. В себе: (черты  характера, привычки, память, внимание и т.д.)

      Не злиться

            Лучше запоминать и быть внимательней на занятиях

      Самостоятельность развивать

2. В учебе:

       Учиться лучше.

             Изменить подчерк

             Научиться быстро читать

3. В выборе будущей профессии:

       Хочу быть медсестрой

       Ещё мне нравиться работа на компьютере

4. В отношениях с другими людьми:

      Не ругаться  с мамой и друзьями

      Чтобы все меня уважали

5. В организации моего свободного времени:

      Меньше  ходить по улице без дела

      Записаться  в кружок «Паутинка»

      Петь не только в хоре, но и дуэтом, и трио, и соло.

- Другое

      Хочу научиться вязать крючком, спицами

      Хорошо стряпать торты.

III. Для достижения этих целей необходимо

      Больше читать.

      Быть усидчивой.

      Не стесняться спрашивать, то что не знаю у учителей.

      Быть сдержанной.

IV. Мне нужна помощь (чья, какая)        

      Педагогов (обучающая, направляющая)

      Мамы (советовать)

      Педагогов ДДТ (обучающая)

 Приложение 9

                       Выдержки из личного дневника Наташи

Срок

                                   Основные события

Удачи

Неудачи

Причины достижений и неудач

12.09. 2005

Ура! Получила по природоведению пятёрку.


Плохо написала диктант. Опять поругалась с мамой. Не справилась с техникой чтения.

Хорошо выучила урок.

Мало читаю. Спорю с мамой.

25.09. 2005

Меня назначили ответственной за дежурство, хорошо меня слушаются девочки. По музыке у меня пятёрки. С мамой не ругаюсь. Ходили в поход классом, было весело.

Мальчики убегают с дежурства, не слушаются меня, пришлось самой убирать. По технологии не получается шить. Опять по истории плохо отвечала. С братом дрались.

Люблю петь, не люблю шить. Мало читаю, но не хочу читать.

28.12. 2005

Был Новогодний праздник, наш класс занял 1 место, я хотела быть снегурочкой, но в сценке играла роль королевы. В начале забыла слова, но потом учительница мне подсказала, и я всё вспомнила. На каникулах поеду к тёте Ире в Читу. Психолог мне рассказала о секретах памяти, теперь я буду хорошо и много запоминать.

За четверть по предметам почти все тройки, только по трём предметам четвёрки. Много пропустила уроков, потому что болею. С Женькой  дрались, вазу разбили. Когда сама читаю по истории, по географии, то плохо запоминаю, а когда читает мама, то запоминаю.

Хорошо репетировали

Дали мне хорошую роль. Мы с мамой сделали красивый костюм королевы. Брат мне не хочет помогать убираться. Много троек, потому что часто болею. Мама сказала, что буду обучаться на дому это плохо, с классом не буду встречаться.

1.03. 2006

Началась «Масленица» и наша театральная студия выступала на празднике. Я была скоморохом. Всем понравилось выступление.

По литературе за стихотворение получила четыре.

Опять нога заболела и никуда не хожу. Ко мне учителя ходят домой и дома учат.

По математике не понимаю как решать неравенства. Не получается вязать «не туго» крючком.

Хорошо готовились к празднику.

Не могу запомнить порядок решения неравенств.

10.03 2006

Ура! Поняла, как решать неравенства, а делить не могу и Ирина Викторовна разрешила пользоваться калькулятором. Помогла соседской бабушке, и она мне дала конфет. Занималась с психологом, играли с ней. И ещё я выполняла тесты. Она меня похвалила. Помогала маме на работе мыть полы. На занятиях аэробикой меня тоже похвалили, я хорошо делаю «шпагат». Скоро будем выступать.

Не получается у меня лучше писать. Я стараюсь писать в прописях. Там получается хорошо, а вот в тетради плохо Опять болит нога и положили меня в больницу. Ни кто кроме мамы и Женьки ко мне не ходит. На репетицию не хожу, но слова учу. Мне сказала Светлана Владимировна, что если выздоровею, то буду выступать. Поругалась с подругами.

Плохо пишу, потому что я мало времени на это трачу.

Никто ко мне не ходит в больницу, так как когда подруги болели, я тоже не ходила.

На занятиях с психологом мне интересно, за неправильный ответ оценки не ставит.

20.04

2007

Хор нашей школы на областном конкурсе занял первое место. Меня похвалила Лидия Николаевна, что я хорошо держала партию и правильно стояла (даже не шевелилась). Мне сказали (на занятиях с психологом), чтобы я взяла обязательства, я долго думала, что взять и мне посоветовала Ирина Викторовна – связать маме к дню рождения тапочки.(Она мне их поможет связать) Мой день рождения прошёл хорошо. Подарили много подарков и учителя мне тоже подарили подарки.(которые ко  мне ходят)

Четверть окончила с тройками. К дню рождения  мама мне не подарила телефон, хотя обещала. Денег нет, но будут деньги и она мне купит. Из-за телефона я с мамой поругалась, но потом помирилась. Всё равно я сама виновата, мама и так на трёх  работах работает, а я со свои телефоном. И с подругами тоже опять стала ссориться.

Я рада, что участвовала в хоре, значит в этом достижении есть и мой вклад.

Ссорюсь со всеми, наверное, потому, что хочу чтобы всё было по-моему. Это плохо.

17. 08 2007

Лето прошло хорошо. Ездила в деревню к бабушке отдыхать. Теперь у меня много друзей. Так же с 9 «б» классом ездила в Агинское, в краеведческий музей. Было интересно. Маме на день рождения связала тапочки.(И.В. помогла и пряжу красную для украшения дала) Маме тапочки понравились и они ей подошли.

Что на лето по литературе задали, я ничего не прочитала. И перед сном по 15 минут не каждый день читала. Писала в прописи только три раза. И очень плохо, что умерла бабушка Маша. Теперь меня ни кто не будет так любить как она. Это

Не выполнила летнее задание, потому что не распланировала своё время. И некогда было делать.

11.12. 2007

 Ура! Я опять в школе учусь. Мне Галина Анатольевна говорит, что подчерк у меня  стал лучше. Конечно, ошибки есть, но теперь буквы «не пляшут», а ложатся на одну строчку. Больше у меня стало четвёрок. Ещё мои поделки из бисера были на выставки поделок. Многим они понравились, хочу их подарить на Новый год.

Когда под диктовку пишу, то от класса отстаю, так как медленно пишу. Очень сильно болит после школы голова, но я всё равно буду стараться. Хочу быть с классом.

Лучше стала писать, потому что много над этим трудилась. В школе устаю – наверное отвыкла, но скоро привыкну. Я очень хочу быть с одноклассниками.

14.06 2009

Очень сильно боялась сдавать экзамены, но сдала. Получила аттестат. Поеду с мамой поступать.

Плохо, что не буду медсестрой. Зато буду программистом.

Выдержки из дневника наблюдений  Федотовой И.В.

Дата

Наблюдения

20.09 2005

Со службой психологической поддержки разработали и скоординировали план работы с Наташей. Приходится с Наташей вести дневник развития. Все записи через неделю анализируем и делаем выводы. Подчерк плохой – это мягко сказано. Строчки не видит, буквы пишет нечётко, так как плохо развита мелкая моторика. Нужно ещё ей заняться вязанием. С мамой Наташа обращается не уважительно. Запоминает плохо. Уровень развития интеллектуальных способностей низкий. Надо над этим работать на каждом уроке.

05.09 2006

При общении с ученицей на уроке и вне урока слежу за её речью, обращаю её внимание на правильное построение высказывания,  постоянно слежу за качеством произношений звуков детьми. Любит, когда я ей читаю стихотворения. Заинтересовалась поэзией Асадова Э., даже в библиотеку записалась. Стала следить за собой. Но беспокойство вызывает плохая память Наташи.

11.04 2006

 В результате проведённых мероприятий имеются следующие успехи: Наташа начал работать на уроках, чувствует ответственность за свою успеваемость. Выучил таблицу умножения на 2 и 3. С одноклассниками устанавливаются дружеские отношения. Перестала закатывать истерики из-за оценок и  из-за неудач. Посещает все кружки, которые выбрала. Мама Наташи отмечает, что Наташа изменилась в лучшую сторону, хотя нюансов ещё много.

05.03 2007

Для активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуальных способностей, использовала данные  приемы обучения: поэлементная инструкция, алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные),  речевой образец, демонстрация действий, чередование легких и трудных заданий, имитационные действия,  создание проблемных ситуаций, найди ошибку, исключение лишнего, образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. Эти приёмы для Наташи оказались очень эффективными. А я ведь их много испробовала.  Делает успехи в общественной жизни. Мама  Наташи молодец, педагогическому коллективу помогает очень хорошо. Инициативы не проявляет, но все поручения  выполняет в срок. Думаю, что высказывание В. Гюго помогло, в беседе я ей его сказала: «Если любишь - не жалей».  Теперь Светлана Ивановна не ссылается на то, что дочь больна  и не делает ничего за неё, только помогает.

18. 12 2007

Итогом проведенной работы в этом году, стало следующее: у Наташи появился интерес к учебе. Она более стала общительной, весёлой. Посещает занятия в ДДТ и ПЦД. Научилась, не отстранятся от проблем, а решать их. Также появились сдвиги в учёбе в сторону улучшения, в этом ей помогают учителя и мама.

15. 02

   2008

Перестала стесняться спрашивать у учителей, то чего не понимает, стала более усидчивой. Почувствовала свою значимость в классном коллективе.

03. 06 2009

   В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь девушке, подготовить её к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка.  Жизнь внесла коррективы в Индивидуальный план развития Наташи. Реальность и значимость наступающих изменений  довольно быстро созналась ею и мамой, ведь от правильного выбора профессии зависит дальнейшая судьба Наташи, в частности – мера подготовленности к продолжению образования после школы.  Малейший успех Наташи станет для нас наградой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития

В статье описаны технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ....

Система тьютерского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития

В статье указана структура тьюторского сопровождения. Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятел...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...