Роль и значение физминутки в работе с младшими школьниками.
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Сивкова Светлана Геннадьевна

Значение физминутки и методика ее проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_i_znachenie_fizminutki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  И  ЗНАЧЕНИЕ  ФИЗКУЛЬТУРНОЙ МИНУТКИ

В РАБОТЕ  С  МЛАДШИМИ  ШКОЛЬНИКАМИ.

МЕТОДИКА  ЕЕ  ПРОВЕДЕНИЯ.

                                                                                      Подготовила:

                                                                                      учитель физической культуры

                                                                                      МАОУСОШ № 41 г. Томска

                                                                                      Сивкова С.Г.

         По данным ученых-физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособности. У первоклассников это усугубляется новизной школьного режима с серьезной учебной работой, с необходимостью довольно долго оставаться в статической, вынужденной позе на уроках, находиться в большом коллективе детей. Им особенно трудно удерживать активное внимание, поскольку для детей этого возраста характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения.

         Единовременная продолжительность активного внимания у учащихся, например, первых  классов, составляет 15 – 20 минут, у учеников в 2-х и 3-х классов немного больше. А после 30 – 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а ее качество – на 50%. При этом более половины детей начинают отвлекаться от работы.

          Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом положении; мышцы кисти работающей руки. В начальной стадии утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы, резко меняется поведение учащихся: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают и т.д.    

         Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Эти признаки поведения многих школьников – очевидный сигнал для учителя о том, что школьники утомлены. Такая реакция на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту и т.д.

          Все, выше, перечисленные признаки утомления у школьников 1 – 4-х классов могут быть менее выраженными, могут отступать во времени, если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективны в этих случаях физические упражнения во время физкультурной минутки.

         Физкультурная минута представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Строится он из 3 – 4 упражнений для рук, туловища и ног, не требующих сложной координации. Движения на физкультурной минутке должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. Вынужденные,  во время учебной работы, сгибания в тазобедренных и коленных суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперед, должны сменяться во время физкультурной минуты, выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы; напряжение мышц кистей – их расслаблением; статическое положение – движением с достаточно большой, насколько позволяют условия класса, амплитудой.

         При этом подбираются такие упражнения комплексы физкультурной минутки, которые охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение и лимфообращение, т.е. снимают застойные явления,  вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные минутки необходимо проводить на всех без исключения уроках. В зависимости от вида учебной деятельности, учащиеся могут выполнять упражнения,  сидя или стоя.

         На отдельных уроках, например, в первых классах в начале учебного года, на первых уроках в понедельник, на последних уроках в конце недели, комплекс можно проводить и 2 раза в течении урока. Комплекс продолжительностью 2 – 3 минуты включает 3 – 4 упражнения, каждое из которых повторяется 4 – 6 раз.  

Первое упражнение комплекса должно быть потягивание, выпрямление туловища, разгибание во всех суставах из разных исходных положений с движением рук; второе упражнение – должно содержать движения туловища в правую и левую сторону, вперед и назад, вокруг своей оси; третье упражнение – движения для ног (сгибание и разгибание ног, поднимание согнутых в коленях ног, из положения сидя за партой – приседания и т.д.); четвертое упражнение спокойные и простые движения. Выполнение движений должно быть четким, правильным, красивым, соответствовать ритму дыхания.

         Можно проводить физкультурные минутки под музыку. Музыка является дополнительным фактором для эффективного отдыха детей, положительной эмоциональной зарядкой, а в сочетании с движениями – эффективным средством повышения работоспособности детей.

I класс

1 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки на парте, вытянуты вперед. Поднять  

                          руки вверх, вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки на краю парты, сжаты в кулаки.  

                          Выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до  

                          противоположного края парты, вернуться в исходное положение.

3 упражнение  Исходное положение – руки за головой, локти вперед. Локти  

                          развести в стороны, прогнуться, вернуться в исходное положение.

2 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки на краю парты. Встать, сесть.

2 упражнение  Исходное положение – руки скрестить на парте. Поставить руки на

                          локти, пальцы развести. Положить руки на парту, скрестив их,

                          пальцы развести.

3 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Отвести локти назад,

                          вернуться в исходное положение. Поднять плечи вверх, вернуться в  

                          исходное положение.

3 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение- руки на поясе. Лечь грудью на парту.

                          Выпрямиться и локти отвести назад.

2 упражнение  Исходное положение – локти прижать к туловищу, кисти, сжатые в

                          кулаки, лежат на краю парты. Резко разжать пальцы. Медленно

                          сжать пальцы в кулак.

3 упражнение  Исходное положение – руки на сиденье парты. Прогнуться назад,

                          вернуться в исходное положение.

4 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руками держаться за край сиденья.

                          Выпрямляя ноги и опираясь на спинку сиденья прогнуться.

                          Вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Повернуться направо, затем  

                          локтем  правой руки достать до спинки сиденья; вернуться в  

                          исходное положение. Тоже в другую сторону, локтем другой руки.

 3 упражнение  Исходное положение – локти на столе, пальцы сжаты на столе.

                          Сжимаем и разжимаем пальцы.

5 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – сцепление рук на голове. Поднять руки

                          вверх, ладонями вверх, пальцы сцеплены, вернуться в исходное

                          положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки на сиденье около спинки. Наклониться

                          вперед, стараясь достать руками пола, вернуться в исходное  

                          положение.

3 упражнение  Исходное положение – руки на поясе, встать руки вперед,

                          вернуться в исходное положение.

6 КОМПЛЕКС (стоя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки на поясе, большими пальцами вперед,  

                          наклониться назад прогнувшись, вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Повернуть туловище

                          направо, правую руку в сторону, дотронуться до парты, сзади

                          стоящей, вернуться в исходное положение.

3 упражнение  Исходное положение – руки к плечам. Локти вперед, вернуться в

                          исходное положение. Локти в стороны, вернуться в исходное

                          положение. Локти назад, вернуться в исходное положение.

7 КОМПЛЕКС (стоя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки скрещены за спиной с захватом за

                          предплечья. Подняться на носки, вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Сделать два пружинистых

                          наклона вправо. Тоже влево, не останавливаясь, вернуться в

                          исходное положение.

3 упражнение  Исходное положение – руки к плечам. Повернуться налево, локти

                          поднять в стороны, вернуться в исходное положение. Тоже в

                          другую сторону.

2- 4 класс

1 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки вытянуты вперед. Поднять руки вверх,

                          прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки за голову, повернуться направо,

                          правую руку вытянуть в правую сторону, вернуться в исходное

                          положение. Тоже в другую сторону левой рукой.

3 упражнение  Исходное положение – руками держаться за сиденье. Вытянуть

                          ноги вперед, вернуться в исходное положение.

2 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки на голову, пальцы сцеплены, поднять

                          руки вверх (ладони сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки,

                          вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – локти сцепленных за головой рук на парте,

                          медленно выпрямляясь отвести локти в стороны, вернуться в

                          исходное положение.

3 упражнение  Исходное положение – ноги вытянуты вперед, руки на заднем краю    

                          сиденья,  приподнять ноги от пола, плечи отвести назад, вернуться

                          в исходное положение.

3 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки к плечам. Поднять правую руку вверх,

                          поднять левую руку вверх, прогнуться, посмотреть вверх,

                          вернуться в исходное положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки к плечам. Наклониться вправо, левую

                          руку поднять вверх, вернуться в исходное положение. Тоже влево

                          правой рукой.

3 упражнение  Исходное положение – руки за голову, локти вперед. Выпрямляя

                          поднять правую ногу вперед, локти отвести в стороны, вернуться в

                          исходное положение.  Тоже другой ногой.

4 КОМПЛЕКС (стоя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Наклониться назад

                          прогнувшись, руки вверх – в стороны. Вернуться в исходное

                          положение.

2 упражнение  Исходное положение – руки к плечам. Сесть за парту руки вперед,

                          вернуться в исходное положение.

3 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Поворот вправо,                    

                          вернуться в исходное положение, поворот влево, вернуться в

                          исходное положение.

5 КОМПЛЕКС (стоя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки со сцепленными пальцами внизу.

                          Поднять руки ладонями вверх, прогнуться посмотреть на руки,

                          вернуться в исходное положение

2 упражнение  Исходное положение – руки за спиной. Присесть на носках, руки

                          вперед, вернуться в исходное положение

3 упражнение  Исходное положение – основная стойка. Повернуться вправо, руки

                          за спину, вернуться в исходное положение. Тоже влево.

6 КОМПЛЕКС (стоя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – ноги врозь, руки к плечам. Подняться на

                          носки, поднять руки вверх, вернуться в исходное положение

2 упражнение  Исходное положение – Руки на поясе. Наклониться направо, руки

                          вверх, вернуться в исходное положение. Тоже в другую сторону.

3 упражнение  Исходное положение – руки за спиной. Отставляя левую ногу на

                          носок влево, наклониться влево, правую руку вверх, вернуться в

                          исходное положение. И в другую сторону.

7 КОМПЛЕКС (сидя за партой)

1 упражнение  Исходное положение – руки к плечам, локти в стороны, локти

                          вперед, вернуться в исходное положение

2 упражнение  Исходное положение – руки на поясе. Встать, выйти из-за парты,

                          вернуться в исходное положение

3 упражнение  Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклониться вперед,

                          достать руками дальний край парты, вернуться в исходное

                          положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Значение музыкального фольклора в воспитании младших школьников.

Значение фольклора как важнейшей части музыкального воспитания в современном мире общепризнано. Проблема построения модели образователь­ного процесса на основе многовековых традиций народа, его богате...

Роль воспитателя в становлении межличностных отношений у младших школьников.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки ка...

Песенки-физминутки с видео для младших школьников на английском языке.

Младшие школьники очень любят песенки, особенно, если те сопровождаются видео. Такие небольшие песенки с легко запоминающейся лексикой позволяют учителю не только в игровой форме изучать иностранный я...

Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)

Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)...

Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...

Разработка родительского собрания "Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

quot;Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной пробл...