Роль и значение физминутки в работе с младшими школьниками.
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему
Значение физминутки и методика ее проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_znachenie_fizminutki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ МИНУТКИ
В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
МЕТОДИКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.
Подготовила:
учитель физической культуры
МАОУСОШ № 41 г. Томска
Сивкова С.Г.
По данным ученых-физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособности. У первоклассников это усугубляется новизной школьного режима с серьезной учебной работой, с необходимостью довольно долго оставаться в статической, вынужденной позе на уроках, находиться в большом коллективе детей. Им особенно трудно удерживать активное внимание, поскольку для детей этого возраста характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения.
Единовременная продолжительность активного внимания у учащихся, например, первых классов, составляет 15 – 20 минут, у учеников в 2-х и 3-х классов немного больше. А после 30 – 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а ее качество – на 50%. При этом более половины детей начинают отвлекаться от работы.
Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом положении; мышцы кисти работающей руки. В начальной стадии утомления, характеризующейся процессом возбуждения центральной нервной системы, резко меняется поведение учащихся: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают и т.д.
Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Эти признаки поведения многих школьников – очевидный сигнал для учителя о том, что школьники утомлены. Такая реакция на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту и т.д.
Все, выше, перечисленные признаки утомления у школьников 1 – 4-х классов могут быть менее выраженными, могут отступать во времени, если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективны в этих случаях физические упражнения во время физкультурной минутки.
Физкультурная минута представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Строится он из 3 – 4 упражнений для рук, туловища и ног, не требующих сложной координации. Движения на физкультурной минутке должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. Вынужденные, во время учебной работы, сгибания в тазобедренных и коленных суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперед, должны сменяться во время физкультурной минуты, выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы; напряжение мышц кистей – их расслаблением; статическое положение – движением с достаточно большой, насколько позволяют условия класса, амплитудой.
При этом подбираются такие упражнения комплексы физкультурной минутки, которые охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение и лимфообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные минутки необходимо проводить на всех без исключения уроках. В зависимости от вида учебной деятельности, учащиеся могут выполнять упражнения, сидя или стоя.
На отдельных уроках, например, в первых классах в начале учебного года, на первых уроках в понедельник, на последних уроках в конце недели, комплекс можно проводить и 2 раза в течении урока. Комплекс продолжительностью 2 – 3 минуты включает 3 – 4 упражнения, каждое из которых повторяется 4 – 6 раз.
Первое упражнение комплекса должно быть потягивание, выпрямление туловища, разгибание во всех суставах из разных исходных положений с движением рук; второе упражнение – должно содержать движения туловища в правую и левую сторону, вперед и назад, вокруг своей оси; третье упражнение – движения для ног (сгибание и разгибание ног, поднимание согнутых в коленях ног, из положения сидя за партой – приседания и т.д.); четвертое упражнение спокойные и простые движения. Выполнение движений должно быть четким, правильным, красивым, соответствовать ритму дыхания.
Можно проводить физкультурные минутки под музыку. Музыка является дополнительным фактором для эффективного отдыха детей, положительной эмоциональной зарядкой, а в сочетании с движениями – эффективным средством повышения работоспособности детей.
I класс
1 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки на парте, вытянуты вперед. Поднять
руки вверх, вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки на краю парты, сжаты в кулаки.
Выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до
противоположного края парты, вернуться в исходное положение.
3 упражнение Исходное положение – руки за головой, локти вперед. Локти
развести в стороны, прогнуться, вернуться в исходное положение.
2 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки на краю парты. Встать, сесть.
2 упражнение Исходное положение – руки скрестить на парте. Поставить руки на
локти, пальцы развести. Положить руки на парту, скрестив их,
пальцы развести.
3 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Отвести локти назад,
вернуться в исходное положение. Поднять плечи вверх, вернуться в
исходное положение.
3 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение- руки на поясе. Лечь грудью на парту.
Выпрямиться и локти отвести назад.
2 упражнение Исходное положение – локти прижать к туловищу, кисти, сжатые в
кулаки, лежат на краю парты. Резко разжать пальцы. Медленно
сжать пальцы в кулак.
3 упражнение Исходное положение – руки на сиденье парты. Прогнуться назад,
вернуться в исходное положение.
4 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руками держаться за край сиденья.
Выпрямляя ноги и опираясь на спинку сиденья прогнуться.
Вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Повернуться направо, затем
локтем правой руки достать до спинки сиденья; вернуться в
исходное положение. Тоже в другую сторону, локтем другой руки.
3 упражнение Исходное положение – локти на столе, пальцы сжаты на столе.
Сжимаем и разжимаем пальцы.
5 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – сцепление рук на голове. Поднять руки
вверх, ладонями вверх, пальцы сцеплены, вернуться в исходное
положение.
2 упражнение Исходное положение – руки на сиденье около спинки. Наклониться
вперед, стараясь достать руками пола, вернуться в исходное
положение.
3 упражнение Исходное положение – руки на поясе, встать руки вперед,
вернуться в исходное положение.
6 КОМПЛЕКС (стоя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки на поясе, большими пальцами вперед,
наклониться назад прогнувшись, вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Повернуть туловище
направо, правую руку в сторону, дотронуться до парты, сзади
стоящей, вернуться в исходное положение.
3 упражнение Исходное положение – руки к плечам. Локти вперед, вернуться в
исходное положение. Локти в стороны, вернуться в исходное
положение. Локти назад, вернуться в исходное положение.
7 КОМПЛЕКС (стоя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки скрещены за спиной с захватом за
предплечья. Подняться на носки, вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Сделать два пружинистых
наклона вправо. Тоже влево, не останавливаясь, вернуться в
исходное положение.
3 упражнение Исходное положение – руки к плечам. Повернуться налево, локти
поднять в стороны, вернуться в исходное положение. Тоже в
другую сторону.
2- 4 класс
1 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки вытянуты вперед. Поднять руки вверх,
прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки за голову, повернуться направо,
правую руку вытянуть в правую сторону, вернуться в исходное
положение. Тоже в другую сторону левой рукой.
3 упражнение Исходное положение – руками держаться за сиденье. Вытянуть
ноги вперед, вернуться в исходное положение.
2 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки на голову, пальцы сцеплены, поднять
руки вверх (ладони сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки,
вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – локти сцепленных за головой рук на парте,
медленно выпрямляясь отвести локти в стороны, вернуться в
исходное положение.
3 упражнение Исходное положение – ноги вытянуты вперед, руки на заднем краю
сиденья, приподнять ноги от пола, плечи отвести назад, вернуться
в исходное положение.
3 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки к плечам. Поднять правую руку вверх,
поднять левую руку вверх, прогнуться, посмотреть вверх,
вернуться в исходное положение.
2 упражнение Исходное положение – руки к плечам. Наклониться вправо, левую
руку поднять вверх, вернуться в исходное положение. Тоже влево
правой рукой.
3 упражнение Исходное положение – руки за голову, локти вперед. Выпрямляя
поднять правую ногу вперед, локти отвести в стороны, вернуться в
исходное положение. Тоже другой ногой.
4 КОМПЛЕКС (стоя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Наклониться назад
прогнувшись, руки вверх – в стороны. Вернуться в исходное
положение.
2 упражнение Исходное положение – руки к плечам. Сесть за парту руки вперед,
вернуться в исходное положение.
3 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Поворот вправо,
вернуться в исходное положение, поворот влево, вернуться в
исходное положение.
5 КОМПЛЕКС (стоя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки со сцепленными пальцами внизу.
Поднять руки ладонями вверх, прогнуться посмотреть на руки,
вернуться в исходное положение
2 упражнение Исходное положение – руки за спиной. Присесть на носках, руки
вперед, вернуться в исходное положение
3 упражнение Исходное положение – основная стойка. Повернуться вправо, руки
за спину, вернуться в исходное положение. Тоже влево.
6 КОМПЛЕКС (стоя за партой)
1 упражнение Исходное положение – ноги врозь, руки к плечам. Подняться на
носки, поднять руки вверх, вернуться в исходное положение
2 упражнение Исходное положение – Руки на поясе. Наклониться направо, руки
вверх, вернуться в исходное положение. Тоже в другую сторону.
3 упражнение Исходное положение – руки за спиной. Отставляя левую ногу на
носок влево, наклониться влево, правую руку вверх, вернуться в
исходное положение. И в другую сторону.
7 КОМПЛЕКС (сидя за партой)
1 упражнение Исходное положение – руки к плечам, локти в стороны, локти
вперед, вернуться в исходное положение
2 упражнение Исходное положение – руки на поясе. Встать, выйти из-за парты,
вернуться в исходное положение
3 упражнение Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклониться вперед,
достать руками дальний край парты, вернуться в исходное
положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...
Значение музыкального фольклора в воспитании младших школьников.
Значение фольклора как важнейшей части музыкального воспитания в современном мире общепризнано. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богате...
Роль воспитателя в становлении межличностных отношений у младших школьников.
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки ка...
Песенки-физминутки с видео для младших школьников на английском языке.
Младшие школьники очень любят песенки, особенно, если те сопровождаются видео. Такие небольшие песенки с легко запоминающейся лексикой позволяют учителю не только в игровой форме изучать иностранный я...
Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)
Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников (cтатья)...
Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"
Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...
Разработка родительского собрания "Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"
quot;Роль и значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной пробл...