Программа экологического воспитания "Зеленое детство"
проект

РУССКИХ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль, о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Мы часто слышим слова: «природа-мать». И это не только поэтический этикет, а емкое и точное определение естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей. Наша уникальная планета - древняя колыбель жизни, бесконечна и непредсказуема. На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения. В настоящее время, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего многообразия природы не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было столь зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов»

                    Программа экологического воспитания

                                 школьников

                      «Зеленое детство»

                                                                         

                                                                            Автор:

                                                                                                  Русских О.Н.

                                                                                                  МОУ «СОШ № 35»

                                                                                                 

                                                                                           

                                                                                               

                            г.  Ижевск,   2022 год

3. Программа экологического воспитания школьников

«Зеленое детство»

                                      « Экологическое воспитание – это не

                                       часть воспитания, а новый смысл и

                                       цель современного образовательного

                                       процесса – как уникального средства

                                       сохранения и развития человечества

                                       и продолжение человеческой

                                       цивилизации…»       

                                                                                          Г. Ягодин, Л. Третьяков

А) Пояснительная записка к программе:

             Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей  во всем мире обрушивается  гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины  более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль, о том, что,  только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

         Мы часто слышим слова: «природа-мать». И это не только поэтический

этикет, а емкое и точное определение естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей. Наша уникальная планета -  древняя колыбель жизни, бесконечна и непредсказуема.

          На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения.

         В настоящее время, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего многообразия природы не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было столь зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле. Цель программы  формировать у школьников: систему научных знаний о взаимосвязях в природе;  уважительное  отношению ко всему живому; экологически обоснованные мотивы поведения и деятельности. Задача педагогического коллектива школы состоит в стремлении донести данную проблему до каждого ребенка. Во исполнение данных  задач нами разработана программа по экологическому воспитанию школьников «Зеленое детство

Б) Цели и задачи программы:

Формировать у школьников:

  •  систему научных знаний о взаимосвязях в природе;
  •  уважительное  отношению ко всему живому;
  • экологически обоснованные мотивы поведения и деятельности

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к  растительному и животному миру;
  • формирование навыков  поведения человека в природе;
  • формирование экологического мышления и экологической культуры.

В) Основные направления экологического воспитания

  • формирование системы экологических знаний;
  • формирование системы взглядов и убеждений;
  • организация практической деятельности.

Поэтапное осуществление экологического  воспитания:

1 ступень обучения(1-4 классы):

 

  • формирование норм поведения в природе, умение   видеть красоту природы, понимая ее ценности;

2 ступень обучения(5-7 классы):

  • формирование  интеллектуального  и

эмоционального отношения школьников в природе, воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей Среды, углубление научных знаний о взаимосвязях в природе,

о современных проблемах экологии.

3 ступень обучения (9-11 классы):

  • развитие  у  учащихся экологического мышления, формирование убежденности в необходимости всесторонней защиты окружающей Среды

 Г)  Принципы  экологического   воспитания

  1. Принцип целостности окружающей среды,  

  формирующий  у учащихся понимание единства окружающего мира.

  1. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

  1. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период

  1. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению  учащихся в практическую деятельность

  1. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой

Д)  План мероприятий по выполнению программы:

  1.Изучение предмета «основы экологии»

в 10-11 классах

                                                                                                            в течение года  

  2. Изучение  факультативных  курсов  природоохранной       направленности    

      в 10-11 классах

                                                                                                           в течение года

  3.Изучение экологических проблем на уроках биологии,  географии,                                                            

    физики, химии,  ОБЖ, истории, обществознания, МХК, ИЗО,

     технологии     в рамках        межпредметных  связей  

                                                                                                           

                                                                                                          в течение 2 лет

4. Проведение научно-практической конференции

 «Человек и биосфера» на основе интеграции экологии,  

 химии, географии, физики, технологии

                                                                                                           в течение года

5. Оформление выставки литературы в  библиотеке

 «Земля – наш общий дом »

                                                                                                          сентябрь,    май                                                                                                                                                                                                                                

7.Экскурсии учащихся в природу

  (по планам классных руководителей)                                                                                

                                                                             1-7 классы                                                                                    

                                                                                                          ежегодно

8.Экскурсии  учащихся на промышленные предприятия города, республики

(по планам классных руководителей)

                                                        8-11 классы                                     ежегодно                                                                                                                                        

9. Проведение конкурсов:

  • рисунков «Мой город»(1-4 классы)    

                                                                                                                    март,  

  • проектов «Экология города»(8-10 классы)

                                                                                                              январь

  • стихов «Защищая природу - защищаю Родину»

(1-11 классы)                                                                                  сентябрь                                                

                                                                                                                                             

10. Участие в городской акции «Чистый город»

  • очистка родников по улицам Кирова, Родниковая

                                                                                                   апрель-сентябрь

  • озеленение пришкольной территории (высадка рябин)

                                                                                                   апрель-сентябрь

11. Озеленение  учебных кабинетов

       в течение года                                                                         ежегодно

12. Проведение Дня Защиты  природы

                                                                                                         1 раз в четверть

13. создание рекламных буклетов по экологическому воспитанию

                                                                                                               ноябрь

Е)  Предполагаемые результаты:

    По ходу выполнения программы учащиеся получат:

  • положительную мотивацию к изучению предмета экология;
  • сформируют навыки поведения человека в природе (1 – 4 классы)
  • разъяснение по проблеме загрязнения атмосферы;
  • озеленят пришкольную территорию (высадка рябин).

5. Заключение

               Экологические проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями городских и республиканских органов управления, предприятий, организаций, всех жителей нашего города. Сегодняшнее развитие нашего города не должно осуществляться во вред окружающей среде. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

 Для решения  проблемы экологии атмосферы нужно:

  • в школах:

  * педагогическому коллективу проводить разъяснительную работу по

    проблеме  загрязнения воздуха   среди детей,  начиная с  начальной школы;

    -  в  городе:

 *  перевести котельные на газовое топливо;

 * построить очистные сооружения ливневой канализации;

 *  снизить загрязнение от автомобильного автотранспорта;

 * проводить озеленение и благоустройство территории города;

 

6. Список литературы:

1.Баранов О.Г., Буторина М.П., Гагарин С.А., Забродин Н.А., Загребина Т.А., и др.  «Воздушный бассейн Ижевска»  – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований.- 2002. – 96с.(стр.3, 44- 47)

2.Туганаев В.В., Попов Н.М., Ковальчук А.Г. «Доклад об экологической обстановке в г. Ижевске в 2005г.» – Ижевск:  Издательский дом «Удмуртский университет» -2006 -48с.(стр.6, 17-19, 37, 46  )

3. Государственный доклад о состоянии окружающей  природной среды Удмуртской Республики в 2000г. – Ижевск, 2001. – 195с.(стр.15)

4. Кротов Ю.А., Карелин А.О., Лойт А.О. «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде.» Справочник. – СПб.: Мир и семья, 2000. – 360с. (стр. 20-23)

5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебник для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений. 10 –е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2006. – 302с.(стр. 226-234, 290-293)

6. Максаковский В.П.» Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. 14 –е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 398с. (стр. 38-43)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Добрая дорога детства»

Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...

программа вокального кружка "Детство"

Программа разработана на 4 года обучения вокалу...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Программа ЛОЛ "Флотилия детства"

Программа 1 смены ЛОЛ 2016...

Рабочая программа "Добрая Дорога Детства" (ЮИД)

Программа кружка «Добрая Дорога Добра» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». Данная программа направлена на формирование у детей...