Программа экологического воспитания "Зеленое детство"
проект
Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль, о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Мы часто слышим слова: «природа-мать». И это не только поэтический этикет, а емкое и точное определение естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей. Наша уникальная планета - древняя колыбель жизни, бесконечна и непредсказуема. На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения. В настоящее время, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего многообразия природы не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было столь зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экологического воспитания для для реализации в школе | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа экологического воспитания
школьников
«Зеленое детство»
Автор:
Русских О.Н.
МОУ «СОШ № 35»
г. Ижевск, 2022 год
3. Программа экологического воспитания школьников
«Зеленое детство»
« Экологическое воспитание – это не
часть воспитания, а новый смысл и
цель современного образовательного
процесса – как уникального средства
сохранения и развития человечества
и продолжение человеческой
цивилизации…»
Г. Ягодин, Л. Третьяков
А) Пояснительная записка к программе:
Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль, о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.
Мы часто слышим слова: «природа-мать». И это не только поэтический
этикет, а емкое и точное определение естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей. Наша уникальная планета - древняя колыбель жизни, бесконечна и непредсказуема.
На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения.
В настоящее время, кажется, мы уже осознали, что не трудно лишиться всего многообразия природы не только по злому умыслу, но и по недомыслию. Природа щедра, но она не прощает ошибок. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было столь зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед потомками: долг перед будущим, как за сохранение природы, так и за сохранение самой жизни на Земле. Цель программы формировать у школьников: систему научных знаний о взаимосвязях в природе; уважительное отношению ко всему живому; экологически обоснованные мотивы поведения и деятельности. Задача педагогического коллектива школы состоит в стремлении донести данную проблему до каждого ребенка. Во исполнение данных задач нами разработана программа по экологическому воспитанию школьников «Зеленое детство
Б) Цели и задачи программы:
Формировать у школьников:
- систему научных знаний о взаимосвязях в природе;
- уважительное отношению ко всему живому;
- экологически обоснованные мотивы поведения и деятельности
Задачи:
- воспитание бережного отношения к растительному и животному миру;
- формирование навыков поведения человека в природе;
- формирование экологического мышления и экологической культуры.
В) Основные направления экологического воспитания
- формирование системы экологических знаний;
- формирование системы взглядов и убеждений;
- организация практической деятельности.
Поэтапное осуществление экологического воспитания:
1 ступень обучения(1-4 классы):
- формирование норм поведения в природе, умение видеть красоту природы, понимая ее ценности;
2 ступень обучения(5-7 классы):
- формирование интеллектуального и
эмоционального отношения школьников в природе, воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей Среды, углубление научных знаний о взаимосвязях в природе,
о современных проблемах экологии.
3 ступень обучения (9-11 классы):
- развитие у учащихся экологического мышления, формирование убежденности в необходимости всесторонней защиты окружающей Среды
Г) Принципы экологического воспитания
- Принцип целостности окружающей среды,
формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
- Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
- Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период
- Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность
- Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой
Д) План мероприятий по выполнению программы:
1.Изучение предмета «основы экологии»
в 10-11 классах
в течение года
2. Изучение факультативных курсов природоохранной направленности
в 10-11 классах
в течение года
3.Изучение экологических проблем на уроках биологии, географии,
физики, химии, ОБЖ, истории, обществознания, МХК, ИЗО,
технологии в рамках межпредметных связей
в течение 2 лет
4. Проведение научно-практической конференции
«Человек и биосфера» на основе интеграции экологии,
химии, географии, физики, технологии
в течение года
5. Оформление выставки литературы в библиотеке
«Земля – наш общий дом »
сентябрь, май
7.Экскурсии учащихся в природу
(по планам классных руководителей)
1-7 классы
ежегодно
8.Экскурсии учащихся на промышленные предприятия города, республики
(по планам классных руководителей)
8-11 классы ежегодно
9. Проведение конкурсов:
- рисунков «Мой город»(1-4 классы)
март,
- проектов «Экология города»(8-10 классы)
январь
- стихов «Защищая природу - защищаю Родину»
(1-11 классы) сентябрь
10. Участие в городской акции «Чистый город»
- очистка родников по улицам Кирова, Родниковая
апрель-сентябрь
- озеленение пришкольной территории (высадка рябин)
апрель-сентябрь
11. Озеленение учебных кабинетов
в течение года ежегодно
12. Проведение Дня Защиты природы
1 раз в четверть
13. создание рекламных буклетов по экологическому воспитанию
ноябрь
Е) Предполагаемые результаты:
По ходу выполнения программы учащиеся получат:
- положительную мотивацию к изучению предмета экология;
- сформируют навыки поведения человека в природе (1 – 4 классы)
- разъяснение по проблеме загрязнения атмосферы;
- озеленят пришкольную территорию (высадка рябин).
5. Заключение
Экологические проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями городских и республиканских органов управления, предприятий, организаций, всех жителей нашего города. Сегодняшнее развитие нашего города не должно осуществляться во вред окружающей среде. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Для решения проблемы экологии атмосферы нужно:
- в школах:
* педагогическому коллективу проводить разъяснительную работу по
проблеме загрязнения воздуха среди детей, начиная с начальной школы;
- в городе:
* перевести котельные на газовое топливо;
* построить очистные сооружения ливневой канализации;
* снизить загрязнение от автомобильного автотранспорта;
* проводить озеленение и благоустройство территории города;
6. Список литературы:
1.Баранов О.Г., Буторина М.П., Гагарин С.А., Забродин Н.А., Загребина Т.А., и др. «Воздушный бассейн Ижевска» – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований.- 2002. – 96с.(стр.3, 44- 47)
2.Туганаев В.В., Попов Н.М., Ковальчук А.Г. «Доклад об экологической обстановке в г. Ижевске в 2005г.» – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет» -2006 -48с.(стр.6, 17-19, 37, 46 )
3. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 2000г. – Ижевск, 2001. – 195с.(стр.15)
4. Кротов Ю.А., Карелин А.О., Лойт А.О. «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде.» Справочник. – СПб.: Мир и семья, 2000. – 360с. (стр. 20-23)
5. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебник для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений. 10 –е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2006. – 302с.(стр. 226-234, 290-293)
6. Максаковский В.П.» Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. 14 –е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 398с. (стр. 38-43)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа «Добрая дорога детства»
Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...
программа вокального кружка "Детство"
Программа разработана на 4 года обучения вокалу...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Программа ЛОЛ "Флотилия детства"
Программа 1 смены ЛОЛ 2016...
Рабочая программа "Добрая Дорога Детства" (ЮИД)
Программа кружка «Добрая Дорога Добра» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». Данная программа направлена на формирование у детей...