"ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта"
статья
"ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта
Свое выступление хочу начать словами основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского:
«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ образования согласно профессиональному стандарту является владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
ИКТ-компетентность или по-другому ИКТ-грамотность педагогов представлена четырьмя уровнями развития этой компетентности:
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) – педагог с данной компетентностью лично заинтересован в обучении ИКТ и использовании их в учебном процессе. Он имеет представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владеет технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Майкрософт Офис (MicrosoftOffice), использует сеть Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности.
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) –педагог проявляет устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, занимается поиском педагогических технологий, адекватных современным ИКТ. Такой педагог владеет способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владеет основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщает и распространяет положительный опыт использования ИКТ в изучении предмета, владеет разнообразными приемами сетевого взаимодействия. Также он умеет давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор-наставник) –такой педагог желает передавать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Он умеет самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владеет разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владеет способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.
Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь) –педагог твердо убежден в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желает быть активным участником сетевых педагогических сообществ. Создает информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса, владеет приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ. А также умеет анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса образовательного учреждения, и ищет пути их решения.
Требования профессионального стандарта педагога предполагают наличие как минимум базовой ИКТ-компетентности:
- Умение использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии (электронные, образовательные и информационные ресурсы);
- Умение находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
- Умение вести учебную, планирующую документацию на электронных носителях;
- Умение заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами.
- Знание методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов;
- Знание основных принципов и технических приемов создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов);
- Знание основных технических средств обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целью и направленностью программы в целом или определенного занятия.
Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги. Также профессиональный стандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды .
Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:
- понимание роли ИКТ в образовании,
- учебная программа и оценивание,
- педагогические практики,
- технические и программные средства ИКТ,
- организация и управление образовательным процессом,
- профессиональное развитие.
С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:
1. «Применение ИКТ» – требует от педагога способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.
2. «Освоение знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.
3. «Производство знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.
Мировое педагогического сообщество, в качестве приоритетного направления, рассматривает компетентностный подход к профессиональной подготовке. Под компетентностью в данном случае понимается совокупность качеств педагога, которые дают понятие о его опыте, уровне профессиональной подготовки и общей культуре, достижениях в творчестве. В мировой педагогической среде компетентность личности является центральным понятием, так как она:
- является совокупностью практической и интеллектуальной составляющей образования;
- включает идеологическое объяснение образования и его результат на выходе;
- позволяет включить в себя близкие знания, которые относятся к различным сферам культуры и деятельности человека.
Повышенное внимание уделяется информационной компетенции личности, ведь она является базовой для получения других ключевых компетенций. Соответственно, если человеку удалось в совершенстве овладеть информационной компетенцией, то он сможет стать успешным в любой профессиональной области.
Для формирования информационной компетентности важен личностно-деятельностный подход, который имеет прямую зависимость от качества и степени применения технологических средств в образовательном процессе, от отслеживания учебных достижений учащихся, а также от наличия разработок новых методик и технологий обучения. Результатом этой деятельности должны стать уникальные информационные продукты, например, методики и диагностические программы, которые позволяют оценивать качество и состояние образовательного процесса. А подготовить на высоком уровне такие материалы без достижения высокой информационной компетентности просто невозможно.
С информационной компетентностью напрямую связан и культурологический подход, направленный на формирование личности педагога. Учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен как сохранить культурные образцы деятельности, так и воспроизвести их, а также самостоятельно их создавать, что проявляется в разработке авторских методик, технологий и систем.
В этой связи при рассмотрении информационной компетентности в тесной взаимосвязи с личностно-деятельностным и культурологическим подходом ее следует признать неотъемлемой частью информационной культуры педагога, которая является более широким понятием.
С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:
- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;
- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;
- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебников и пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в учебном процессе;
- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;
- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;
- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.
В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:
- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;
- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;
- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;
- наличие опыта по линии «человек-компьютер».
Под информационной компетентностью педагога следует понимать тип организации своих предметно-специальных знаний, благодаря которым удается принимать взвешенные и правильные решения в ходе выполнения профессионально-педагогической деятельности.
Информационная компетентность является частью его профессиональной компетентности и включает такие слагаемые, как:
- четкое представление об основных методах и понятиях, используемых в информатике, а также наличие теоретических знаний об этой научной дисциплине;
- владение различными способами представления информации, ее безопасное хранение, обработки и передачи при помощи компьютерных технологий;
- наличие навыков работы на компьютере и базовое представление об операционных системах, операционных оболочках и доступных программах;
- знание о том, как можно представить информацию в глобальной сети;
- умение организовать индивидуальную работу учащихся в интернете и посредством доступных интернет-технологий;
- применение ИКТ в организации учебных занятий, учитывая специфику преподаваемого предмета и возрастные особенности обучающихся.
Современной системе образования также необходимо уделять внимание необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, а также будут способствовать творческому развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога
Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...
ФГОС. МОДУЛЬ «САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА". В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ДАНА САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГО...
Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога
Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...
Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога
Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...
ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСАМИ – НЕОБХОДИМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Доклад на педагогическом совете
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....
Проектирование профессионально- личностного развития - как необходимое условие соответствия требованиям профессионального стандарта.
Выступление на городском семинаре....
2021г. Сертификат профессионального тестирования "Правовая компетентность педагога в соответствии с ФГОС", (100 баллов из 100 возможных)
2021г. Сертификат профессионального тестирования "Правовая компетентность педагога в соответствии с ФГОС", (100 баллов из 100 возможных)...