Долгосрочный социально-экологический познавательный проект «Волшебные крышечки».
проект
Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.
Для чего нам нужно так много разных видов крышек? Как их можно использовать и для чего? Ответы на эти вопросы Вы найдёте в проекте "Волшебные крышечки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_1_proekt_volshebnye_kryshechki.docx | 643.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Погорельский детский сад «Фонтанчик»
Долгосрочный социально-экологический познавательный проект «Волшебные крышечки»
Воспитатель: Горшкова Ю.М.
Шадринск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема:
Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…
Для чего нам нужно так много разных видов крышек? Как их можно использовать и для чего?
Цель проекта:
-Привлечь детей и взрослых к решению экологических и социальных задач. Показать, что привычный «мусор» является нужным ресурсом. Крышечки - это стартовая точка к раздельному сбору отходов.
-Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.
-Создать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.
-Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время.
-Поощрять детское экспериментирование, навыки исследовательской работы.
Задачи:
- Внедрение принципов грамотной утилизации отходов и вторичной переработки товаров;
- Сокращение отходов, образующихся в результате добычи ресурсов и производства товаров;
- Оказание посильной помощи животным из зооцентра «Приют Надежды»;
- Определение способов и методов развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей;
- Создание единого пространства, развивающей образовательно-интеллектуальной среды в условиях детского сада, стимулирующих познавательную активность детей.
- Определение содержания авторских обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
- Разработка системы активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.
Объект исследования:
Крышки, их назначение, материалы из которых они изготовлены, использование.
Предмет исследования:
Развитие общих познавательных способностей дошкольников и педагогов.
Срок реализации:
Долгосрочный (09.01.2020 - 31.08.2020)
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Система проектных мероприятий
- Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
- Убедить участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, творческие, художественные, технические возможности.
- Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Приготовить ёмкости для сбора крышечек, напечатать объявления для родителей.
Этапы реализации проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Подбор литературы по заданной тематике
- Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка материала о них.
- Просмотр презентации «Экология в наших руках». Обсудить экологические и социальные проблемы. Обсудить, что может сделать каждый из нас для помощи в решении этих вопросов. Рассказать ребятам, что теперь они могут принять участие в социально-экологической акции, принеся чистые пластиковые крышки в пункт сбора в детском саду.
- Составление объявления для родителей.
- Подготовка ёмкостей для сбора крышечек.
- Изготовление дидактических игр.
- Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
- Выполнение родителями вместе с детьми домашнего задания: рассматривание крышек, иллюстраций, картинок.
- Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
- Детей, играя, знакомить со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах.
«Тонет – не тонет».
«Печатки».
«Чудесный сундучок».
«Собери по описанию, цвету и образцу».
Эстафетная игра «Собери цветок».
- Провести цикл дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары»;
- Начать совместно с родителями сбор крышечек.
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
- Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
- Итоговое занятие «Волшебные крышечки».
Презентация проекта
- Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
- Подготовка материала для выступления в ДОО и к публикации в печатных изданиях.
Этапы экспериментирования.
Изучение тайн крышек.
1. Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеет разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т.д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и квадратные, прямоугольные и круглые. 2. Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.
3. Возьмём весы и взвесим две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.
4.Польём крышки из лейки (как будто прошел дождь). Предложить детям опять потрогать их, рассмотреть. Что произошло? Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – крышки стали мокрыми.
5. Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые утонули. Почему? (имеют вес или пустота заполнилась водой). Замечаем, что во время потопления они булькают, слышен характерный звук (это выходит воздух). Вытаскивая из воды, отмечаем, что они стали скользкие.
6. Склон доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т.д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.
Потом мы решили на эту пластиковую доску положить много крышек и посмотреть, что из этого получится. Так как доска пластиковая и тоненькая, она стала прогибаться тем сильнее, чем больше крышек на нее накладывали.
7. Маятник. В крышке проделали отверстие, продели нитку, подтолкнули, чтобы раскачать маятник и наблюдаем, сколько раз качнётся. Затем укоротили нитку и снова наблюдаем количество колебаний (увеличилось и они стали более частыми).
Прикрепим к крышкам пластилин и посмотрим, что изменилось: изменился вес крышки, натяжение нити, и амплитуда маятника. Сравнить, сделать вывод.
8. На поролон добавить гуашь разных цветов. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и получается интересный, сказочный, волшебный рисунок. Можно рисунки, которые получились, дорисовать кистью.
9.Попробовать сделать маракасы из крышек пластмассовых и железных и проверить, как они звучат. Железные звучат звонко, пластмассовые приглушенно.
10. Добрые крышечки. Мы узнали, что, оказывается, существует акция по сбору крышек от пластиковых бутылок ради доброго дела. Если собрать около 8 тонн пластика (это 1 грузовик), то можно получить довольно большую сумму денег. В общей сложности это 4 миллиона крышечек (1 кг – около 500 штук), цена одной крышки – 7 копеек, а цена 1 тонны пластмассы – около 25 тысяч рублей.
Собранные крышечки отправятся на завод по переработке вторсырья, а деньги за вторсырье будут перечислены в зооцентр «Приют Надежды».
Почему собирают именно крышки, а не целые бутылки?
Сбор и хранение крышек осуществить легче и приятнее, чем сбор бутылок. Кроме того, пластик необходимо сдавать чистым, а помыть крышечку гораздо проще, чем бутылку.
Бутылки занимают больше места, чем крышки – их хранение и транспортировка обходятся гораздо дороже. Себестоимость крышки практически такая же, как у бутылки. Это безопасно. Крышечки сделаны из полиэтилена высокой плотности – это один из самых безопасных пластиков, который не выделяет токсичных химических веществ. Крышечки совершенно безопасны для детей, так как они не имеют острых краев, в отличие от металлических и стеклянных предметов.
Движение по сбору крышек в пользу благотворительных организаций (не только в России, но и за рубежом) – достаточно распространенная практика. Контейнеры для сбора крышечек установлены в крупных супермаркетах, учебных заведениях, спортивных центрах, кафе и ресторанах, на бензоколонках, в полиции и муниципальных структурах.
Это увлекательно. Собирать разноцветные крышечки увлекательно детям и взрослым любого возраста. Это как игра в квест.
Популярность «крышечного» движения обеспечивает и то, что это простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом помогает и экологии, и нуждающимся людям и животным.
С крышками можно придумать много разных игр и поделок.
Вывод:
Крышки бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге. Можно играть с ними и использовать в дидактических и настольно-печатных играх. А также сбор пластмассовых крышек – это благотворительная акция.
Для утилизации пластмассовых изделий есть специальные контейнеры.
Список использованной литературы:
1. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала (выпуск 3). – М.: Издательство: "Скрипторий 2003», 2006.
2. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Л.Д. Комарова. Дидактические и логические игры с цветными крышками.
Издательство: Детство-Пресс, 2007 .
4. Е. Полозова: Развивающие тренажеры из бросового материала
Издательство: ИП Лакоценина, 2009 г.
5. «Филантроп» - Электронный журнал о благотворительности. Статья «Крышечки мира: как обычный мусор превращается в добрые дела».
http://philanthropy.ru/analysis/2017/02/16/46356/
http://www.ecopolicy.ru– Центр экологической политики России.
Конспект интегрированного игрового занятия-сказки в средней группе
«Волшебные крышечки»
Цель:
1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
4.Закрепить и систематизировать знания о крышках: из чего сделаны, их свойства и качества, строение, назначение и хранение. Закрепить названия цветов и оттенков.
5. Формировать умение рисовать крышками на картоне, на цветной бумаге.
6.Учить моделировать, выкладывать из крышек простые изображения.
Словарная работа: Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества крышек.
Предварительная работа:
• Рассматривание и сравнение крышек по форме и цвету.
• Моделирование схем рисунков.
• Разнообразные игры с крышками.
• Рисование крышками на картоне, на цветной бумаге.
• Чтение художественной литературы.
• Опыты и эксперименты с крышками.
Материалы и оборудование:
• Коробочка-шкатулка каждому ребёнку с набором крышек.
• «Чудесный сундучок».
• Карточки-картинки с образцами предметов.
• Гуашь или акварель. Картон или бумага для рисования.
• Магнитофон с музыкальными заставками и музыкальным фоном.
Ход занятия:
Воспитатель: Всё это происходило ранним утром. По небу плавали лёгкие пушистые облака. Яркое, тёплое солнышко согревало всё вокруг своими лучами. Иду я по дорожке. Вдоль неё трава растет, и вижу, лежит в травке чудесный сундучок. Подошла я и слышу странный звук, как будто стучит кто-то. Приоткрыла я крышку и вижу в сундучке забавную игрушку. Вскочила она, встрепенулась, отряхнулась, на меня внимательно посмотрела и поздоровалась. Присмотрелась я повнимательнее и поняла, какую игрушку она напоминает – лошадку, только сделана она вся из шариков. Я назвала её – Лошариком. Решила принести его вам, чтобы вы с ним подружились, поиграли и помогли ему вернуться в сказочную страну «Кругляндию». (Открыть сундучок, достать Лошарика и найти конвертики с заданиями и много разноцветных крышек).
Сундучок, сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок.
Ребята, а это что такое? (крышечки) Их так много. Какие они? Что они нам напоминают? (круги) А что с ними можно сделать? (рисунки, поделки, поиграть…) Поиграем? А это что ещё лежит в сундучке? Конвертики не простые, а с заданиями. Если мы выполним все задания, то поможем Лошарику вернуться в свою страну.
1 задание. «Загадаю – отгадай».
Наши детки просыпаются, В детский садик собираются. (Утро)
Целый день поёт щегол
За окошком в клетке.
И не может сосчитать,
Сколько птиц на ветке. (День)
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят,
И только заводы, вокзалы,
Часы и машины не спят. (Вечер)
2 задание «Составь разноцветный поясок, бусы».
Дети выкладывают из разноцветных крышек узор по образцу. Следить, чтобы дети выкладывали слева направо, составляли простой логический ряд с чередованием цвета на плотной полоске белой бумаги (6 х 20).
3 задание «Сравни фигуры по размеру: длине и ширине».
Дети сравнивают крышки по размеру визуально и приложением. Выложить их так, чтобы получилась башня. Анализировать варианты, подводя к выводу, что для башни надо брать сначала большую крышку, а заканчивать наименьшей.
Сравнить три полоски одного цвета, но разной длины. Разложить крышки по порядку. Просить детей сформулировать вывод: как и по какому признаку они выложили полоски.
Физминутка: «Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки».
4 задание. «Сосчитай-ка – рассуждай-ка».
Несколько небольших, легко узнаваемых предметов лежат в мешочке. Дети их предварительно рассматривают, а затем на ощупь догадываются, что за предмет они достают. По очереди достают предметы и пересчитывают их. Счёт производится количественный.
5 задание. «Нарисуй-ка».
Нетрадиционное рисование крышками. Дети рисуют для Лошарика друзей или картинку в подарок на память.
Мы справились со всеми заданиями, и теперь смело можем провожать нашего Лошарика в его страну Кругляндию, где живут его друзья.
ИГРОТЕКА
Цель:
Закрепить сенсорные, логические и интеллектуальные знания, умения, навыки через игровую деятельность ребенка с крышками.
1.Составь картинку.
Цель: Научить детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость.
ХОД ИГРЫ:
1 вариант: Готовые целые картинки раздаются детям. Им даётся время рассмотреть их внимательно. Затем детям раздаются наборы крышек, предлагается собрать точно такую же картинку.
2 вариант: Детям раздаются наборы крышек, и предлагается собрать изображение.
2.Выложи сам «Цветные пятнышки».
Цель: Учить анализировать форму предметов.
Материал: Контурное изображение предмета, набор крышек.
ХОД ИГРЫ:
1 вариант: Дать детям образец и показать, как можно сложить, что бы получилось, как показано на рисунке. Сделать игру подходящей по сложности.
2 вариант: Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребёнку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится.
3 вариант: Сложность задачи и в том, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше, чем необходимо, придётся отбирать нужные.
3.Волшебная бабочка.
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигура бабочки и много разноцветных крышек для украшения ее крылышек.
ХОД ИГРЫ:
Наряди бабочку в цвета радуги или в одной цветовой гамме.
Вариант: может быть семь комплектов и семь бабочек.
4.Рисуем на песке. Отпечатки.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, формирование умения сличать и объединять предметы, развитие ощущений собственных движений и положительного настроя на совместную работу.
ХОД ИГРЫ:
Смочите песчаный участок, а потом начертите на нём нечто гениальное. Взрослые показывают пример «печати». Пусть малыш дорисует то, что изобразит взрослый.
Затем можно предложить поработать самому, украсив рисунок крышками. Создать целую коллекцию отпечатков, так как малышей буквально завораживает процесс их получения. Пусть в ход идут крышки, ладошки, ведро, формочки, камешки с ракушками, веточки деревьев, шишки и т.д.
5.Юный исследователь: тонет – не тонет.
Попросить детей исследовать, что тонет, а что плавает на поверхности. Пусть малыш опускает в воду крышки разной формы, веса, размера, из различных материалов. Поговорить с детьми о том, почему одни крышки неизменно идут ко дну, а другие победоносно плавают на поверхности.
6.Юный рыболов.
В тарелку или ведёрко выловить крышки по одному ложкой, а пролитую воду собрать губкой
7.Коллекция крышек.
Цель: Познакомить детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.
ХОД ИГРЫ:
1 вариант: Разложить на столе несколько крышек и рассмотреть их. Обратить внимание на то, что они разные. Назвать качества и свойства различных крышек (материал, из которого они сделаны, разная форма, цвет)
2 вариант: Подумать и выложить групповую коллекцию «Крышечки». Периодически пополнять коллекцию новыми крышками, которые приносят из дома дети и воспитатели.
3 вариант: Использовать крышки для заполнения круглых форм в образных картинках (пароход – элюминаторы, дым; поезд – колёса и т.д.)
4 вариант: Разложить в три отделения, по диагонали, в соответствии с чем-то, сравнение на глаз, по образцу.
8.Волшебный цветок.
Цель: Называть цвета, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.
ХОД ИГРЫ:
Дети получают крышечки разного цвета. Предложить составить из лепестков «волшебный цветок». В процессе игры уточнять, какие цвета получаются у детей.
9.Самая высокая башня.
Цель: Грамотно подобранная цветовая гамма снимет у ребёнка напряжение, способствует познавательному развитию. Цветом можно играть, составлять башни разной высоты.
ХОД ИГРЫ:
Кто из детей поставит больше крышек друг на друга.
10.Игра в веснушки.
На картоне нарисованы два больших лица. На каждое положить по 20 крышек – это веснушки. Делать ходы и бросать кубик. Сколько очков выпадет, столько веснушек убирается с лица. Победитель: у кого первого не окажется веснушек.
Варианты других игровых заданий:
1. Выкладывание разных по цвету дорожек.
2. Выкладывание дорожек разной длины, ширины.
3. Выкладывание разноцветных дорожек с чередованием цвета крышек: для детей младшего возраста — чередование двух цветов, для детей старшего дошкольного возраста — более сложные варианты из двух, трех и более цветов (например, 1 красная — 2 желтые — 1 синяя — 2 желтые — 1 красная — 2 желтые и т д. или 1 синяя — 1 синяя перевернута — 1 белая 1 белая перевернута и т. д.).
4. Найди такую же крышку как у меня.
5. Прокати крышку, например красного цвета.
6. Подуй и прокати.
7. «Найди свой домик», «Мамины помощники»: разложить крышки в коробочки соответствующего цвета.
8. Для младшего возраста: собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.
Для детей старшего дошкольного возраста:
• из 6 крышек составь 3 башни разной высоты;
• составь 3 башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;
• красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой — составь башни;
• составь башню из 4 крышек — красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху, не в самом низу и не рядом с желтой; желтая — наверху, а синяя — между красной и желтой и т. п.
9. «Разноцветные бусы». Нанизывание мозаики на шнурки. Варианты:
• собрать бусы одного цвета;
• собрать бусы, чередуя крышки по цвету.
10. «Разноцветный шнурок». Нанизывание мозаики соответствующего цвета на шнурок (желтая крышка — на желтый шнурок и т п.).
11. Выкладывание из шнуров и крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте — букв, цифр.
12. Выкладывание разноцветных ковриков, платочков. Игры «Сделай такой же», «Повтори узор», «Волшебный телевизор».
Варианты игры в старшем дошкольном возрасте:
• предъявить детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;
• выложить узор по словесному описанию (например, в правом верхнем и левом нижнем углу — красный цвет, в правом нижнем и левом верхнем— жёлтый, в центре — белый и т. п.):
• «Волшебный телевизор» показывает какое-либо изображение (узор), программа «переключается» (ребенок должен заметить изменения и внести их в свою «программу»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....
Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"
В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...
Социальный экологический проект "Больше кислорода!"
Социальный экологический проект построен по всем требованиям учебного проектирования. Актуальная для многих россиян тема восстановления зелёных насаждений в городской черте и пригородных районах, -осн...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)
Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные крышечки" (краткосрочная)
Изготовление поделок из пластмассовых крышечек, собраннных детьми в период проведения экологической акции....