Статья "Логопедические игры по постановке звука С-Сь для детей 5-7 лет"
статья

Более подробно можно ознакомиться по адресу:

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%d0%b8%d1%88%d0%b...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Дифференциация звуков С- Сь . Буква С».

Учитель-логопед: Ишангалиева Л.С.

Коррекционно-образовательные цели. Совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Продолжать знакомить с понятиями твердый, мягкий звук. Познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук ,компьютерная игра «Учимся говорить правильно», 2 куклы. Раздаточный материал на каждого ребенка: фишки, сигнальные флажки, предметные картинки, схемы для определения места звука в слове, листы бумаги.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Развитие фонематического восприятия)

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.

- Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуками С - Сь.

  1. Повторение.

Сегодня к нам в гости заглянули подружки Сима и Соня. Они хотят вместе с нами выполнить зарядку для языка.

1.Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

"Научим язычок слушаться".

Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.

"Широкий язык".

Посмотри, какой ленивый язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Удерживать так язычок под счет до 5(10). Долго он может так лежать?

"Почистим зубки".

Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз. Вот, какие чистые стали зубки.

"Язычок - силач".

Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.

2. Характеристика звуков С-Сь по их артикуляционным и акустическим признакам.

Соня приготовила для вас вопросы:

- Какая птица вечно трещит? (Сорока)

- Ночная птица? (Сова)

- Усатая рыба? (Сом)

- Что мы видим, когда спим? (Сон)

- Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (Мы слышим звук С)

- Правильно.

При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает.

Характеристика звука С. (Звук С согласный, твердый, Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук С. Звук С глухой. обозначается синей фишкой).

- Посмотрите у нашей Сони платье тоже синего цвета.

- Сима тоже любит задавать вопросики:

- Число, следующее за числом 6? (Семь)

- Птица с желтой грудкой? (Синица)

- Цвет моря? (Синий)

- Молодцы! Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (Звук Сь)

Характеристика звука Сь. (Звук Сь согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой)

- У Симы платье зеленого цвета

- Чем похожи эти звуки? (Звуки С и СЬ согласные)

- Чем они отличаются? (Звук С твердый, обозначается синей фишкой, а звук Сь мягкий, обозначается зеленой фишкой)

III. Основная часть.

1. Дифференциация изолированных звуков С - Сь.

- Подними сигнальный флажок синего цвета, если услышишь звук С, сигнальный флажок зеленого цвета, если звук Сь.

С, С, Сь, С, Сь, Сь, С, Сь.

2.Дифференциация звуков С - Сь в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги ).

- Сима и Соня очень любят рисовать. Слушаем внимательно слоги, повторяем и рисуем стрелочку, направленную вниз( кончик языка внизу при произношении звука С) синим цветом, если услышим звук [С], стрелочку, направленную вниз - зеленым, если услышим звук [СЬ].

(Произносятся слоги с гласными а,о,у,ы,и,у,е,я,ю).

3.Дифференциация звуков С - СЬ в словах.

Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

Разложить картинки со звуками С - Сь в коробки синего и зеленого цвета

4. Физминутка.

Логоритмическое упражнение «Хитрая лиса»

5.Определение места звука в слове.

- Соня и Сима любят рассматривать картинки и играть в игры с ними. - Послушай слова и определи, на каком месте находится звук С или Сь: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку. Любимый звук Сони С - будем обозначать кружочком синего цвета. А звук, который нравится Симе, Сь -кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

Сани, сено, пес, мост, осина, нос.

Ребенок определяет, какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку.

6.Знакомство с буквой С.

Нарисуем полукруг -

Буква С возникла вдруг.

- Вспомните, чем отличается звук от буквы? Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ. Это буква С ( называем как звук).

Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из пуговиц или шнурков.

IV. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Нашим подружкам очень понравилось у нас в гостях. Давайте с ними прощаться. Прощаемся и вспоминаем, чем занимались на занятии, какие задания было интересно выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

Особенности постановки звуков у детей с дизартрией.

В статье дается подробное описание методики постановки звуков у детей с дизартриями из личного опыта....

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...