Рабочая программа по основам финансовой грамотности
рабочая программа (10 класс)
Курс по финансовой грамотности в 10-11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofg_10-11.docx | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
10-11 классы
(срок реализации 2 года)
Рабочая программа по элективному курсу «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Курс по финансовой грамотности в 10-11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Изучение элективного курса «Основы финансовой грамотности» даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично меняющемся мире, которые используются для решения финансовых проблем.
Программой отводится на изучение элективного курса «Финансовая грамотность» 10-11 класса68 часов.
В 10 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 11 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Планируемые результаты освоения курса финансовой грамотности в 10-11 классах достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций.
К личностным результатамобучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством:
- осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений;
- личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
- овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;
- готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
- готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.
Познавательны УУДе:
- освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;
- организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
- овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
- установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
- формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные УУД:
- постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы;
- прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов;
- оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей;
- контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей;
- корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов;
- оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные УУД:
- инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
- планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов;
- выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
- выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях;
- участие в диспутах по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
- представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт:
- понимания и грамотного применения финансовых терминов;
- сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
- изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;
- разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты. Ученик научится:
- оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
- видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
- формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
- понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.;
- представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
- понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения;
- различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
- оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
- понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
- разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем;
- отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
- пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
- защищать персональную информацию различными способами;
- понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски. Ученик получит возможность научиться:
- разрабатывать личный план развития;
- принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
- оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
- организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий;
- расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
- оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
- диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
- представлять образ идеального заёмщика для банка;
- взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
- формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
10-11 классы
Тема занятия | Форма организации | Основные виды деятельности |
Банковская система: услуги и продукты (6 ч) | Интегрированное занятие 1. Беседа об особенностях курса «Основы финансовой грамотности». 2. Коллективное целеполагание на курс обучения | Узнают особенности изучаемого предмета и содержание курса; обсуждают цели и задачи курса обучения |
Обсуждение различных сценариев жизни человека. 2. Просмотр видео из плейлиста «Личность в цифровом мире». | Анализируют важные жизненные этапы, факторы и обстоятельства возможных ситуаций; выделяют критерии успешности; составляют свой условный сценарий жизни; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Беседа о целях кредитования, обсуждение примеров ситуаций сопоставления сумм собственных денежных средств и имеющихся потребностей. 2. Работа с текстом параграфа: выделение ключевых понятий и обсуждение принципов организации процессов. 3. Групповая работа «Образ идеального заёмщика». 4. Беседа о преимуществах и недостатках кредитов и займов. | Актуализируют знания о потребностях человека, сопоставляют потребности и количество денежных средств, необходимых для их удовлетворения; читают текст параграфа, объясняют ключевые понятия и рассматривают принципы организации процесса кредитования; формируют образ идеального заёмщика для банка; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся. | |
1. Просмотр видео из плейлиста «Кредиты и займы». 2. Групповая работа с кейсами «Анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам». | Сравнивают и анализируют банковские предложения по кредитам и кредитным картам в разных банках, самостоятельно выделяют критерии сравнения; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Беседа о признаках классификации платежей по кредиту и об оценке стоимости кредита с помощью онлайн калькулятора. 2. Обсуждение проблемы выбора надёжного банка, а также выбора оптимального варианта кредитования и ответственности поручителя по кредитному договору. 3. Выполнение практической работы | Пользуются кредитным онлайн калькулятором на сайтах разных банков, анализируют возможности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; принимают решения исходя из условий практических заданий, объясняют свою позицию | |
1. Работа в парах: заимствование денежных средств в банках и МФО. 2. Беседа о коллекторах и их деятельности. 3. Обсуждение вопроса банкротства физических лиц. Просмотр видео из плейлиста «Кредиты и займы». 4. Индивидуальная рефлексия | Сравнивают принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; узнают об особенностях коллекторской деятельности; рассматривают процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления; оценивают свои знания и умения | |
1. Групповая проектная работа «Создание информационного видеоролика «Всё о кредитах». 2. Формат и содержание выбираются самостоятельно | Выполняют проектную работу: придумывают идею для ролика; ставят задачи; составляют план действий для реализации задач; распределяют обязанности; составляют сценарий; выполняют съёмки и монтаж видео; представляют и обсуждают результат; проводят рефлексию проделанной работы | |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч) | 1. Анализ информационных ресурсов, способствующих взаимодействию человека и государства. 2. Беседа о фондовом рынке. Анализ фондового рынка как инструментов взаимосвязи государства и гражданина. 3. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». 4. Дебаты | Исследуют порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; анализируют функционал и оценивают перспективы развития таких сайтов; актуализируют знания о фондовых рынках, обсуждают их виды, выясняют задачи и принципы работы фондового рынка России; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Страхование: что и как надо страховать (4 ч) | 1. Обсуждение проблемы и особенностей идентификации личности в современной России. 2. Беседа о необходимости обеспечения сохранности персональных данных. 3. Групповая работа «Анализ сервисов государственных услуг». Выполнение практической работы Домашнее задание: выполнение практической работы | Узнают о видах идентификации личности в России и других странах, обсуждают проблемы и перспективы; дискутируют на тему безопасности персональных данных; анализируют ЕСИА, описывают функциональные возможности пор- тала; выполняют практическое задание; проводят опрос о персональных данных и средствах их защиты |
1. Обсуждение места личности в цифровом пространстве. 2. Обсуждение результатов домашнего задания. 3. Дебаты 4. Обсуждение и подведение итогов. Домашнее задание: подготовка выступлений по темам 1-2 | Обсуждают особенности цифрового мира, личности в нём и взаимодействия личности с государством; обсуждают результаты проведённого опроса; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
Собственный бизнес (4 ч) | 1. Беседа об эволюции денег, обсуждение цифровых денег и возможных рисков их использования. 2. Обсуждение факторов изменения стоимости денежных средств. 3. Проведение парной рефлексии с помощью рубрики «Знаю, умею, могу» | Обсуждают этапы эволюции денег, приводят примеры; формируют понимание понятия электронных денег; сравнивают возможности использования разных видов денег; оценивают полученные знания и умения; находят информацию об изготовлении денег в разные периоды истории |
1. Обсуждение причин возникновения денег, развития финансового сектора в цифровом мире; защиты денежных знаков от подделок. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в цифровом мире». 3. Проверочная работа. «Цифровые деньги». Домашнее задание: подготовка докладов (распределение тем) | Сопоставляют факты из истории становления финансовой системы, находят закономерности, делают прогнозы; узнают о способах подделки разных видов денег и возможностях распознавания фальшивых банкнот; показывают осведомлённость о различных формах безналичных денег | |
1. Обсуждение проблемы: почему лучше деньги сегодня, чем деньги завтра 2. Беседа о причинно-следственных связях между стоимостью денег и инфляцией в России. 3. Групповая работа: «Готовим экспертное заключение: положительные и отрицательные последствия инфляции» | Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; узнают о процессах изменения стоимости денег, рассматривают примеры; оценивают процесс инфляции с разных позиций, выделяют положительные и отрицательные стороны | |
Основы налогообложения (6 ч) | 1. Анализ информационных ресурсов, способствующих взаимодействию человека и государства. 2. Беседа о классификации налогов. Анализ налогов как инструментов взаимосвязи государства и гражданина. 3. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». 4. Дебаты | Исследуют порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; анализиют функционал и оценивают перспективы развития таких сайтов; актуализируют знания о налогах, обсуждают их виды, выясняют задачи и принципы работы налоговой системы России; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Личное финансовое планирование (8 ч) | Обсуждение проблемы сопоставления потребностей и финансовых возможностей в жизни человека. 2. Беседа о корректировке процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; об осуществлении контроля за процессом достижения финансовых целей с помощью мобильных приложений. 3. Просмотр видео из плейлиста «Личные финансы». | Выявляют проблемы сопоставления потребностей и финансовых возможностей; обсуждают процесс достижения финансовых целей, предлагают варианты возможных действий; анализируют функционал мобильных приложений; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
1. Беседа о корректировке процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов. 2. Групповая работа «Контроль достижения финансовых целей с помощью мобильных приложений» | Высказывают своё мнение о корректировке процесса достижения финансовых целей, подбирают примеры, рассматривают возможные ситуации; работают в мобильных приложениях; обсуждают результаты и делают выводы | |
1. Обсуждение исследований о преимущественных тратах в разных странах мира. 2. Работа в паре «Анализ структуры расходов семей в разных странах мира» | Анализируют результаты исследований о тратах людей в разных странах мира; анализируют фактическую и статистическую информацию, сопоставляют факты и выделяют закономерности; проводят сравнительный анализ статей расходов, формулируют выводы | |
1. Актуализация информации по теме. 2. Написание эссе по выбранной теме | Сравнивают представленные темы, выбирают наиболее интересную тему для написания эссе; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) | |
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч) | 1. Беседа о факторах, от которых зависит размер государственной пенсионной выплаты. 2. Работа с текстом учебника, выделение ключевых понятий. 3. Круглый стол на тему дополнительных доходов к пенсии (может ли срок выхода на пенсию не иметь принципиального значения при наличии стабильного пассивного дохода). 4. Обсуждение и подведение итогов. | Актуализируют знания и собирают дополнительную информацию о пенсионной системе; обсуждают виды и параметры пенсии, анализируют факторы, определяющие размер пенсии; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
1. Выступления учащихся. Обсуждение содержания докладов, ответы авторов на вопросы, высказывание собственных суждений. 2. Работа с сайтом Пенсионного Фонда РФ, использование пенсионного калькулятора. 3. Обсуждение новой пенсионной формулы. 4. Обсуждение и подведение итогов | Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; представляют результат своей работы; исследуют сайт Пенсионного фонда РФ, описывают его функционал; анализируют новую пенсионную формулу | |
1. Обсуждение возможности получения двух пенсий одновременно. 2. Просмотр видео из плейлиста «Государство и гражданин». | Анализируют возможности получения двух пенсий одновременно; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
1. Обсуждение возможности получения двух пенсий одновременно. 2. Написание эссе на тему «Почему мне необходимо сейчас задуматься о своей пенсии?» | Анализируют возможности получения двух пенсий одновременно; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Систематизируют знания, оценивают умения; формулируют своё отношение к изучаемой теме; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) | |
«Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч) | 1. Беседа о стартапах в России и в мире и способах их реализации. 2. Мозговой штурм: генерирование идей для стартапа и их обсуждение. 3. Дебаты 4. Групповая работа «Формулируем идею стартапа» | Рассматривают сущность стартапов и историю возникновения такого направления деятельности; выдвигают идеи для стартапов, обсуждают их и аргументируют; разрабатывают идею для групповой работы над стартапом |
1. Беседа о важности планирования разных видов деятельности. 2. Обсуждение задач бизнес-планирования. 3. Дебаты 4. Групповая работа «Составляем план развития стартапа» (маркетинговая стратегия и финансовый план) | Обсуждают необходимость планирования деятельности; выделяют и обсуждают задачи бизнес-планирования; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; составляют план развития стартапа | |
1. Групповая работа «Обмен составленными планами между группами». Анализ планов других групп, составление рекомендаций для корректировки. Обсуждение результатов. 2. Групповая работа «Доработка плана после обсуждения с другими группами». Оценка необходимых затрат времени и ресурсов и подготовка к презентации идеи стартапа. 3. Презентация результата. 4. Обсуждение презентаций, подведение итогов | Обмениваются разработанными планами, обсуждают их и формулируют советы; формулируют и высказывают свою точку зрения, при- водят аргументы; анализируют мнения других учащихся; доделывают план, вносят коррективы; анализируют необходимые ресурсы и оценивают количество времени, требуемое на реализацию стартапа; готовят презентацию стартапа; обсуждают результат, делают выводы; проводят рефлексию деятельности | |
Обсуждение представленных идей для стартапов. Презентации результатов. 2. Коллективное прогнозирование возможных проблем при реализации идеи. 3. Дебаты. Домашнее задание: подготовка выступлений по темам | Рассматривают и анализируют представленные группами идеи стартапов, выделяют сильные и слабые стороны; обсуждают возможные проблемы, с которыми могут столкнуться представленные стартапы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся | |
«Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч) | 1. Беседа о видах финансового мошенничества и выборе способа защиты. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в цифровом мире». 3. Выполнение практической работы | Узнают способы мошенничества и обсуждают способы защиты; дискутируют о правилах сбора и обработки информации пользователей, приводят аргументы и рассматривают примеры; проводят опрос окружающих людей о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы |
1. Беседа о телефонном мошенничестве и разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Представление результатов выполненной практической работы. 3. Обсуждение представленных результатов. 4. Групповая работа «Формулирование советов для разных возрастных групп» | Обсуждают телефонное мошенничество, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; представляют результат домашнего задания; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп | |
1. Беседа о фишинге и разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Разработка листовки-предупреждения об этом виде мошенничества. 3. Обсуждение представленных результатов | Обсуждают фишинг, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; собирают информацию и формулируют советы для размещения на листовке-предупреждении; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп | |
1. Беседа о скимминге и снифферинге, разбор возможных ситуаций на примерах. 2. Разработка сценария практического занятия для учеников младших классов об этом виде мошенничества. 3. Обсуждение представленных результатов. 4. Подведение итогов темы | Обсуждают скимминг и снифферинге, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; систематизируют информацию, ищут дополнительные сведения в случае необходимости, разрабатывают сценарий практического занятия для учащихся младших классов; обсуждают с одноклассниками результаты | |
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч) | 1. Обсуждение пройденной темы и всего курса. Обмен мнениями. 2. Практическая работа: топ-5 финансовых лайфхаков | Обобщают и систематизируют проделанную работу, формулируют основные выводы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся |
Раздел | Форма контроля |
Банковская система: услуги и продукты (6 ч) | Практическая работа «Расчет кредита» |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч) | Проект индивидуальный «Информационная брошюра» |
Страхование: что и как надо страховать (4 ч) | Тест «Виды страховых банковских продуктов» |
Собственный бизнес (4 ч) | Работа с сайтом навигатором «Консультант плюс». Закон «О защите прав потребителя» |
Основы налогообложения (6 ч) | Составление налоговой декларации |
Личное финансовое планирование (8 ч) | Практическая работа «Бюджет семьи» |
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч) | Проект индивидуальный «Информационная брошюра» |
«Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.) | Составление бизнес-плана |
«Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч) | Разработка памятки «Кибербезопасность» и проведение акции в школе. |
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч) | Экскурсия в страховую компанию |
2) СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6 ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.
3) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс | |
Название раздела | Количество часов |
Банковская система: услуги и продукты | 6 |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. | 6 |
Страхование: что и как надо страховать | 4 |
Собственный бизнес. | 4 |
Основы налогообложения. | 6 |
Личное финансовое планирование. | 8 |
Итого: | 34 |
11 класс | |
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 |
Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 |
Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 9 |
Итого: | 34 |
Всего: | 68 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Финансовая грамотность»
10 класс, 34 часа
№ | Дано | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 | Банковская система: услуги и продукты (6 ч). Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
2 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Доклад | |||
3 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Повторение | |||
4 | Условия кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
5 | Условия кредитов. | 1 | Доклад | |||
6 | Что такое кредитная история заемщика? | 1 | Повторение | |||
7 | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч). Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
8 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
9 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Повторение | |||
10 | Виды депозитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
11 | Виды депозитов. | 1 | Доклад | |||
12 | Условия депозитов. | 1 | Ответить на вопросы | |||
13 | Страхование: что и как надо страховать (4 ч). Виды страхования в России. | 1 | Ответить на вопросы | |||
14 | Страхование имущества. | 1 | Доклад | |||
15 | Личное страхование. | 1 | Доклад | |||
16 | Страховые продукты. | 1 | Ответить на вопросы | |||
17 | Собственный бизнес (4 ч). Валютный курс. | 1 | Ответить на вопросы | |||
18 | Валютный курс. | 1 | Доклад | |||
19 | Банковские карты. | 1 | Ответить на вопросы | |||
20 | Банковские карты. | 1 | Доклад | |||
21 | Основы налогообложения (6 ч). Налоговый кодекс РФ. | 1 | Ответить на вопросы | |||
22 | Виды налогов в РФ. | 1 | Доклад | |||
23 | Налоговые льготы в РФ. | 1 | Доклад | |||
24 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 1 | Ответить на вопросы | |||
25 | Налоговый инспектор. | 1 | Доклад | |||
26 | Экскурсия в налоговую инспекцию. | 1 | Ответить на вопросы | |||
27 | Личное финансовое планирование (8 ч). Роль денег в нашей жизни. | 1 | Ответить на вопросы | |||
28 | Семейный бюджет. | 1 | Ответить на вопросы | |||
29 | Личный бюджет. | 1 | Доклад | |||
30 | Личные финансовые цели. | 1 | Презентация | |||
31 | Составление личного финансового плана. | 1 | Презентация | |||
32 | Защита своего личного финансового плана | 1 | Презентация | |||
33 | Контрольная работа | 1 | Работа над ошибками | |||
34 | Тестирование | 1 | Работа над ошибками |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Финансовая грамотность»
11 класс, 34 часа
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
1 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (8 ч). Что такое пенсия и кому она положена | 1 | Ответить на вопросы | |||
2 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | Доклад | |||
3 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 | Повторение | |||
4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Ответить на вопросы | |||
5 | Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах | 1 | Доклад | |||
6 | Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) | 1 | Повторение | |||
7 | Решение практических задач и тестов | 1 | Ответить на вопросы | |||
8 | Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) | 1 | Ответить на вопросы | |||
9 | Собственный бизнес: как создать и не потерять (11 ч). Как создать стартап | 1 | Повторение | |||
10 | Как разработать реальный бизнес-план | 1 | Ответить на вопросы | |||
11 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | Доклад | |||
12 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | Ответить на вопросы | |||
13 | Кто может помочь в создании стартапа | 1 | Ответить на вопросы | |||
14 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | Доклад | |||
15 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Возовского сельского совета», часть I: подготовительный этап | 1 | Ответить на вопросы | |||
16 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Возовского сельского совета» часть II: этап игрового моделирования | 1 | Ответить на вопросы | |||
17 | Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» | 1 | Доклад | |||
18 | Игра «Стартап» | 1 | Повторение | |||
19 | Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) | 1 | Ответить на вопросы | |||
20 | Риски в мире денег: как защититься от разорения (6 ч). Какие бывают финансовые риски. | 1 | Доклад | |||
21 | Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. | 1 | Ответить на вопросы | |||
22 | Как управлять инвестиционными рисками | 1 | Доклад | |||
23 | Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» | 1 | Доклад | |||
24 | Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) | 1 | Ответить на вопросы | |||
25 | Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | 1 | Доклад | |||
26 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду(9 ч). Управление рисками и страхование | 1 | Ответить на вопросы | |||
27 | О правильном страховании | 1 | Ответить на вопросы | |||
28 | Идентификация рисков и выбор страховой защиты | 1 | Ответить на вопросы | |||
29 | Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование | 1 | Доклад | |||
30 | Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае | 1 | Презентация | |||
31 | Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». | 1 | Презентация | |||
32 | Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» | 1 | Презентация | |||
33 | Контрольная работа. Тестирование | 1 | Работа над ошибками | |||
34 | Резервный урок | 1 |
Приложение 3
Учебно-методическое обеспечение
1. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2016
2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2015
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
4. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
5. Брехова, Ю., Алмосов, А., Завьялов, Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
6. Воробьева, Т. В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. – 2018. – №6. – С. 170-173.
7. Дивеева, Г. В., Слинкин, С. В., Клюсова, В. В. О профессиональных затруднениях педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по отдельным предметным областям. – «Образование Югории», сетевой научно-методический журнал. – Выпуск 2(44)2017. – С. 15-23.
Интернет-ресурсы:
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
- Журнал «Работа и зарплата»: http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i zarplata;
4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
6. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
7.Вебинары по финансовой грамотности:https://prosv.ru/webinars/umk/financial-competence.html
8.Видеолекции по финансовой грамотности:https://prosv.ru/umk/page/financial-competence.553.html
9. Финансовая грамотность дошкольников:https://academy-prof.ru/blog/finansovaja-gramotnost-v-doshkolnom-obrazovanii
© А.В. Теребенина, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"
Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Рабочая программа по основам финансовой грамотности...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...