Ролевая игра «Семейный бюджет»
методическая разработка (8 класс)
В работе представлена подробная технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevaya_igra_.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролевая игра «Семейный бюджет»
Тип урока: ролевая игра | ||||
Задачи: формирование у учащихся финансовой грамотности. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||
Умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Формирование у учащихся навыков: анализа финансового состояния семьи; элементарных финансовых расчетов; заполнения финансовых документов; | Регулятивные: умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на занятии, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности в ходе занятия. | ||
Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы. | ||||
Коммуникативные: учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других. | ||||
Организационная структура урока | ||||
Этап занятия | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Создание атмосферы психологического комфорта. Делит учащихся на группы по 6-8 человек. | Настраиваются на учебную деятельность. | ||
II. Создание проблемной ситуации | Вводит учащимся проблему через жизненную историю. – Я расскажу вам одну историю, что произошла с мальчиком, сыном моих хороших знакомых. Летом Никита вдохновился паркуром и стал просить родителей купить ему велосипед. У него уже был велосипед, но он хотел особый, трюковой, фирменный, а стоил он очень дорого. Рассуждал же мальчик так: раз родители меня любят, то и желание мое исполнят. Просит учащихся ответить на вопросы: –Как вы думаете, что надо учитывать для такой покупки? –Достаточно ли для этого нашего желания? – Что еще надо знать, чтобы принять такое решение? | Слушаю историю учителя. Ищут пути решения возникшей проблемы. | ||
II. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему занятия. Формулируют задачи урока путем ответа на вопросы: – О чем эта тема? – Какие вы видите цели в ней? – Чему мы должны научиться на уроке? | Записывают в тетрадь тему занятия. Участвуют в формулировании целей и задач занятия, отвечая на вопросы учителя. | ||
III. Подготовка к игре | Предлагает учащимся просмотреть обучающий видеофильм «Расходы. Доходы. Бюджет» https://www.youtube.com/watch?v=a6d-_r2PIbs Объясняет учащимся условия игры: – Вам в игре предстоит оформить бюджет семьи. Например, семья Ивановых состоит из 6 человек. Дедушка и бабушка получают соответственно каждый пенсию. Папа – работает в офисе. Мама – ищет работу и получает пособие как безработная. Сын – 10 лет. Дочь – 5 лет. Надо распределить сумму доходов по статьям расходов, в соответствии с потребностями членов семьи, которые вы определите сами и заполните таблицу. Бюджет совместный (общий котел). Обязательно учтите в расходах условия, в которых находятся семьи. У кого- то дети учатся в университете на коммерческой основе, а школьники получают дополнительное платное образование в английской или в музыкальной школе и т.п. – Когда бюджет будет готов, расскажите, как вы решили проблему его формирования и каким он получился. Условия игры вы найдете в сопроводительных листах на своем столе. Там же у вас находится лист с заданным составом вашей семьи, источниками и суммой доходов и некоторыми неизбежные расходами, а также варианты статей расходов. Объясняет учащимся правила игры: семья должна быть дружной. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов. Необходимо соблюдать правила поведения и не мешать шумом соседям. Раздает командам карточки для виртуальных семей (см. Приложение 2) | Просматривают видеофильм. Внимательно слушают условия игры. Внимательно слушают правила игры. Получают карточки для игры | ||
IV. Игра | – Данный этап отражает жизнь семьи в течение одного месяца, семьи получают доходы и принимают решения о расходах. – Глава семьи на основе обобщенных данных делает сообщение, в котором содержится анализ принятых решений. | Команды заполняют бланк бюджета | ||
V. Итоги игры | На основе полученных от семей данных и принимая во внимание оценки других семей, учитель определяет семью-победительницу. При этом учитывается не только положительный или отрицательный итог бюджета, но и направление расходов (например, семья, вложившая больше денег в здоровье и образование, должна получить преимущества по сравнению с другими семьями). – Ребята, сегодня на занятии мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей. | Проводят самооценку и рефлексию | ||
VI. Закрепление материала | Организует фронтальный опрос. – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? – Что значит экономить? – Чем отличается экономный человек, от жадного? – На чем можно сэкономить? – На чѐм нельзя экономить? – Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет. | Отвечают на вопросы. - Хорошо работать, хорошо учиться, экономить - Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.) - На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости | ||
VII. Домашнее задание | Предлагает учащимся дома рассказать о результатах работы над деловой игрой по теме «Семейный бюджет». | Записывают д/з. Выполняют д/з вместе с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра "Семейная экономика"
В игре принимают участие группы, формируемые в классе(далее эти группы именуются «семьями»). Каждая группа придумывает себе фамилию.На станциях предлагаются задания, их выполнение оцениваю...
Деловая игра «Семейный бюджет»
Мероприятие по семейному воспитанию...
Квест-игра "Семейный бюджет"
Занятие-игра по станциям "Семейный бюджет". Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся 5 класса. П...
Сюжетно-ролевая игра Семейный бюджет
Развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей к деловому взаимодействию в хо...
Деловая игра: «Семейный бюджет. Как не утонуть в экономическом кризисе»
Игра для 8 - 11 класов, моделирует жизнь семьи с разными видами доходов и расходов, которые необходимо учитывать и перенаправлять в рамках семейного бюджета, чтобы не оказаться в долгах и реализовать ...
Деловая игра "Семейный бюджет"
С 27 по 31 марта обучающиеся приняли участие в онлайн-марафоне по финансовой грамотности. На закрытии недели для обучающихся 8-11 классов была проведена деловая игра "Семейный бюджет".Дети у...