Ролевая игра «Семейный бюджет»
методическая разработка (8 класс)

В работе представлена подробная технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Тип урока: ролевая игра

Задачи: формирование у учащихся финансовой грамотности.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование у учащихся навыков: анализа финансового состояния семьи; элементарных финансовых расчетов; заполнения финансовых документов;

Регулятивные: умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на занятии, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности в ходе занятия.

Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Организационная структура урока

Этап занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Создание атмосферы психологического комфорта.

Делит учащихся на группы по 6-8 человек.

Настраиваются на учебную деятельность.

II. Создание проблемной ситуации

Вводит учащимся проблему через жизненную историю.

– Я расскажу вам одну историю, что произошла с мальчиком, сыном моих хороших знакомых. Летом Никита вдохновился паркуром и стал просить родителей купить ему велосипед. У него уже был велосипед, но он хотел особый, трюковой, фирменный, а стоил он очень дорого. Рассуждал же мальчик так: раз родители меня любят, то и желание мое исполнят.

Просит учащихся ответить на вопросы:

–Как вы думаете, что надо учитывать для такой покупки?  

–Достаточно ли для этого нашего желания?

– Что еще надо знать, чтобы принять такое решение?

Слушаю историю учителя.

Ищут пути решения возникшей проблемы.

II. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему занятия.

Формулируют задачи урока путем ответа на вопросы:

 О чем эта тема?

– Какие вы видите цели в ней?

– Чему мы должны научиться на уроке?

Записывают в тетрадь тему занятия. Участвуют в формулировании целей и задач занятия, отвечая на вопросы учителя.

III. Подготовка к игре

Предлагает учащимся просмотреть обучающий видеофильм «Расходы. Доходы. Бюджет» https://www.youtube.com/watch?v=a6d-_r2PIbs 

Объясняет учащимся условия игры:

– Вам в игре предстоит оформить бюджет семьи. Например, семья Ивановых состоит из 6 человек. Дедушка и бабушка получают соответственно каждый пенсию. Папа – работает в офисе. Мама – ищет работу и получает пособие как безработная. Сын – 10 лет. Дочь – 5 лет. Надо распределить сумму доходов по статьям расходов, в соответствии с потребностями членов семьи, которые вы определите сами и заполните таблицу. Бюджет совместный (общий котел). Обязательно учтите в расходах условия, в которых находятся семьи. У кого- то дети учатся в университете на коммерческой основе, а школьники получают дополнительное платное образование в английской или в музыкальной школе и т.п.

– Когда бюджет будет готов, расскажите, как вы решили проблему его формирования и каким он получился. Условия игры вы найдете в сопроводительных листах на своем столе. Там же у вас находится лист с заданным составом вашей семьи, источниками и суммой доходов и некоторыми неизбежные расходами, а также варианты статей расходов.

Объясняет учащимся правила игры: семья должна быть дружной. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов. Необходимо соблюдать правила поведения и не мешать шумом соседям.

Раздает командам карточки для виртуальных семей (см. Приложение 2)

Просматривают видеофильм.

Внимательно слушают условия игры.

Внимательно слушают правила игры.

Получают карточки для игры

IV. Игра

– Данный этап отражает жизнь семьи в течение одного месяца, семьи получают доходы и принимают решения о расходах.

– Глава семьи на основе обобщенных данных делает сообщение, в котором содержится анализ принятых решений.

Команды заполняют бланк бюджета

V. Итоги игры

На основе полученных от семей данных и принимая во внимание оценки других семей, учитель определяет семью-победительницу. При этом учитывается не только положительный или отрицательный итог бюджета, но и направление расходов (например, семья, вложившая больше денег в здоровье и образование, должна получить преимущества по сравнению с другими семьями).

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.

Проводят самооценку и рефлексию

VI. Закрепление материала

Организует фронтальный опрос.

А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

– Что значит экономить?

– Чем отличается экономный человек, от жадного?

– На чем можно сэкономить?

– На чѐм нельзя экономить?

– Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

Отвечают на вопросы.

- Хорошо работать, хорошо учиться, экономить

- Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

- На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости

VII. Домашнее задание

Предлагает учащимся дома рассказать о результатах работы над деловой игрой по теме «Семейный бюджет».

Записывают д/з.

Выполняют д/з вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Семейная экономика"

В игре принимают участие группы, формируемые в классе(далее эти группы именуются «семьями»). Каждая группа придумывает себе фамилию.На станциях предлагаются задания, их выполнение оцениваю...

Деловая игра «Семейный бюджет»

Мероприятие по семейному воспитанию...

Квест-игра "Семейный бюджет"

Занятие-игра по станциям  "Семейный бюджет". Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся 5 класса. П...

Сюжетно-ролевая игра Семейный бюджет

Развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей  к деловому взаимодействию в хо...

Деловая игра: «Семейный бюджет. Как не утонуть в экономическом кризисе»

Игра для 8 - 11 класов, моделирует жизнь семьи с разными видами доходов и расходов, которые необходимо учитывать и перенаправлять в рамках семейного бюджета, чтобы не оказаться в долгах и реализовать ...

Деловая игра "Семейный бюджет"

С 27 по 31 марта обучающиеся приняли участие в онлайн-марафоне по финансовой грамотности. На закрытии недели для обучающихся 8-11 классов была проведена деловая игра "Семейный бюджет".Дети у...