Программа Магнит добра 2021-2022год
рабочая программа

Тюрикова Ирина Алексеевна

Цель программы: Формирование ключевых компетенций подростков, необходимых для осуществления ими волонтерской социально-значимой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_magnit_dobra_2021-2022god.doc555 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"

(МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от 28.08.2020г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом и.о.директора

МБУ ДО ИЦТ

от 28.08.2020 114 - од

 и.о.директора МБУ ДО ИЦТ                Ковтун В.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2020-2021

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

  НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАГНИТ ДОБРА»

 (углубленный)

Возраст детей: 14-18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Тюрикова И.А,

педагог дополнительного образования

гп. Игрим, 2021


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование ключевых компетенций подростков, необходимых для осуществления ими волонтерской социально-значимой деятельности.

Задачи программы:

Воспитательные

  • создание в группе обучающихся комфортного психоэмоционального состояния, обеспечивающего подросткам чувство уверенности в себе, своих возможностях;
  • развитие стремления к самопознанию, самовыражению и самосовершенствованию;
  • повышение уровня информированности подростков о факторах, влияющих на здоровье и социальное благополучие человека, семьи, сообщества;
  • формирование установки на здоровый образ жизни и навыков ответственного поведения, отрицающих приобщение к психоактивным веществам;

Образовательные

  • освоение подростками основ организаторской деятельности;
  • овладение подростками коммуникативной культурой, навыками рефлексии;

Развивающие

  • формирование мотивов социальной деятельности; развитие личностной и социальной компетенции;
  • удовлетворение потребности подростка в социально – значимой деятельности;
  • создание условий для сотрудничества с другими общественными организациями и объединениями.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2021 – 2022уч.г.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

 16.09.2021

26.05. 2022

36

108

3ч./1 р.н

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2021 – 2022уч.г.

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие по программе

«Эффективное взаимодействие в команде»

6

3

3

1.

«Волонтерство: понятие, история, принципы деятельности, значение»

15

10

5

2.

«Психологическая подготовка волонтера»

12

7

5

3.

Активные формы работы волонтера

21

6

15

4.

Социальная акция

30

5

25

5.

 Социальный проект

21

7

14

6.

Я – волонтер

3

1

2

Итого за год

108

40

68

3.        УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

Вводное занятие по программе

«Эффективное взаимодействие в команде

3

3

6

Раздел 1. Волонтерство: понятие, история, принципы деятельности, значение (15 ч.)

1.1

Подготовительная работа по комплектованию объединения.

6

6

1.2

 «Волонтеры. Кто они?» Понятие «волонтерства».

Инструктажи по правилам и нормам

поведения, по технике безопасности

3

-

3

1.3

Феномен добровольческой деятельности

2

1

3

1.4

Формирование волонтерской команды «Линия жизни», разработка атрибутики.

1

2

3

Раздел 2. Психологическая подготовка волонтера (12 ч.)

2.1

Общение. Структура и средства общения.

3

-

3

2.2

Лидерство

3

-

3

2.3

Принципы организаторской деятельности

3

-

3

2.4

Тренинг личностного роста

-

1,5

1,5

2.5

Тренинг коммуникативных навыков

-

1,5

1,5

Раздел 3. Активные формы работы волонтера (21 ч.)

3.1

Активные формы работы  

1

5

6

3.2

Информационная карта поселка

-

3

3

3.3

Ключевые понятия фандрайзинга

2

1

3

3.4

КТД

1

5

6

3.5

Роль СМИ в волонтерской деятельности

1

2

3

Раздел 4. Социальная акция (30 ч.)

4.1

Понятие «социальная акция», признаки, виды, значение

3

-

3

4.2

Акции

1

11

12

4.3

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

1

14

15

Раздел 5. Социальный проект (21 ч.)

5.1

Понятие «социальный проект», цель, структура, этапы.

3

-

3

5.2

Социальный проект по профилактике здорового и безопасного образа жизни

2

10

12

5.3

Реализация волонтерской деятельности в решении экологических проблем поселка

1

8

9

Раздел 6. Я – волонтер (3 ч.)

6.1

Участие в конкурсах.

-

2

2

6.2

Подведение итогов.

1

1

ИТОГО

108

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

 результаты

Приобретение следующих умений: анализировать свои действия и деятельность коллектива, корректировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор.

Становление партнерских отношений с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами профилактики социально-значимых заболеваний.

Получение навыков социально-значимой волонтерской деятельности в разных сферах жизни:

профилактика социально-значимых заболеваний, вожатская деятельность, и др.

Выработка «внутренней» системы запретов на девиантное поведение.

Обретение внутренней силы, осознание сильных сторон свой личности.

Профориентация членов объединения (настрой на педагогические профессии)

Получение знаний о социально-значимых заболеваниях и способах их предотвращения.

Овладение методикой проведения и организации профилактических тренингов по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркозависимости.

Приобретение навыков актёрского мастерства; навыков импровизации.

Приобретение навыков коллективного творчества при осуществлении творческих замыслов.

Овладение технологией разработки и проведения театрализованных, игровых, конкурсных, концертных программ.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел программы

Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов.

Рекомендации по проведению практической работы

Дидактический и лекционный материал

«Взаимодействие в команде»

Психологические игры и упражнения: «Ожидания и опасения», «Тройки», «Привет!», «Стратегическая игра», «Пропой свое имя», «Ищи и найди», «Расскажи мне обо мне», «Ирландская дуэль», «Семейная фотография», «Какие мы хорошие», «Ужасный секрет»,

Данный блок необходимо проводить в свободном просторном помещении.

Психологические игры. Игры на знакомство, доверие, развитие коммуникативных навыков, сплочение и т.д. Упражнения на групповое взаимодействие:

«Ощущение общности и доверия».

«Сотрудничество вместо конкуренции».

«Творчество вместо стереотипных действий».

«Работа на общий результат».

«Профилактический»

Игра «Черные буквы». Мифы и реальность о ВИЧ/СПИДе.

Беседа: «Умения и качества, которые надо развивать, чтобы не стать зависимым от психоактивных веществ». Сеанс релаксации. Упражнение «Заброшенный сад». Оценка своей способности к саморегуляции Практическое задание: «Мой портрет в лучах солнца».

тренинговые занятия с элементами дискуссии, беседы, «мозгового штурма», ситуационного обучения, лекции, обсуждения в группах, обучения практикой действия (ролевые игры, проигрывание ситуаций ), выступления подростков в роли обучающих

Лекционный материал: «Что следует знать о наркотиках и наркомании способы заражения ВИЧ-инфекцией. СПИД. Развитие СПИДа у ВИЧ инфицированных Развитие болезни. Что такое туберкулез?»

«Вожатский»

Беседа « Имидж вожатого. Стили взаимодействия вожатого с детьми и подростками»

«Дневник вожатого лагеря», пособие «Отрядный уголок», «кодекс чести вожатого».

Практические занятия с элементами лекции, дискуссии, эвристической беседы, взаимодействия в группах, ролевых игр, психолого-валеологических игр и упражнений.

Лекционный материал: «Лагерная смена – основа деятельности в лагере. Планирование лагерной смены. Периоды смены.

Основные функции вожатого в ходе периодов смены

Развитие временного детского коллектива.

Возможно использование видеоматериалов»

«Оформительский»

Практическое задание: Изготовление «визиток» , брошюр, газет, памяток и т.д.

Шрифтовые композиции.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ: Практические занятия, включающие самые разнообразные упражнения, направленные на овладение навыками написания различных видов шрифтов

Лекционный материал: «Разновидности декоративно-оформительских работ»

Наглядные пособия с изображением видов шрифтов.

«Творческий»

Как организовать праздник

Практическое занятие: Освоение и отработка технологии конструирования конкурсно-игровых программ

Практическое занятие: Написание сценария конкурсной игровой программы

Практические и теоретические занятия с элементами групповой дискуссии, беседы, взаимодействия в группах, конструирования, лекции.

Лекционный материал: «Виды массовых мероприятий.

На занятии представлены сценарии разнообразных программ, мероприятий.»

Информационные технологии в работе волонтера

Что такое журналистика? Практическое задание: работа по составлению заголовка.

Деловая игра «Выпуск газеты». Этапы игры. Старт. Основной этап – выпуск газеты. Подведение итогов игры

Буклет «Как создать Социальный видеоролик». Обучение работе в программе Movie Maker.

Для проведения практических занятий необходимы столы, гуашь, ватманы и пр.

Лекционный материал: Журналистика как область творческой деятельности Газета. Азы журналистского дела. Газетно-журнальные жанры . Раздаточный материал в виде газет различных видов.

«Профилактический кинолекторий»

 Просмотр кинофильма с его последующим обсуждением. Эспликация, рефлексия

Форма организации занятий: просмотр кинофильма с его последующим обсуждением. Эспликация, рефлексия.

подборка фильмов:

 Кинолекторий №2 «Заплати другому», режиссер Мими Ледер

 Кинолекторий №3 «Парниковый эффект».

«Социальное проектирование»

Деловая игра: «Социальное проектирование».

Практические и теоретические занятия с элементами групповой дискуссии, беседы, взаимодействия в группах, конструирования, лекции.

В ходе практической работы основное внимание следует уделить работе в мини-группах.

Лекционный материал: «Виды социальных проектов. Структура социального проектирования.

Наглядность: образцы разнообразных социальных проектов.

6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РУЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля*

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

На входе

Начало года

Выявление первоначальных знаний

тестирование.

Протокол аттестации.

Личная карточка ученика

В процессе

В середине учебного года

Определение степени усвоения обучающимся учебного материала. Определение результатов обучения.

Контрольные задания, тестирование.

Протокол аттестации.

Личная карточка ученика.

Итоговый

В конце учебного года

Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения.

выполнение самостоятельных заданий, тестирование 

Протокол аттестации.

Личная карточка ученика.

Формы контроля/ фиксации/ отслеживания уровней освоения программы

Личностные результаты

Формы контроля/ фиксации/ отслеживания

Метапредметные результаты

Формы контроля/ фиксации/ отслеживания

Предметные результаты

Формы контроля/ фиксации/ отслеживания

Получение подростками навыков эффективного взаимодействия со своими сверстниками

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

Освоение подростками элементов организаторской работы

Участие в практической деятельности в коллективе объединения и со сверстниками других ОО

Получение подростками знаний о составляющих здорового образа жизни

Тест-зачеты по блокам программы, взаимоопрос

Формирование мотивации на успех, здоровый образ жизни

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Приобретение навыков командной деятельности

Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова)

Привитие навыков здорового образа жизни

Рефлексия, педагогическое наблюдение

Выработка мотивации к волонтерской деятельности

Сохранность контингента

Освоение инновационных форм профилактической деятельности

Волонтерская деятельность, деятельность по принципу «равный-равному»

Приобретение первичного опыта волонтерской деятельности.

Интерес к волонтерской деятельности, рефлексия, активность воспитанников

Умение подростков взаимодействовать с членами команды, преодолевать конфликтные ситуации в команде путем сотрудничества

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

Освоение знаний и умений организаторской работы

Участие в практической деятельности в коллективе объединения и со сверстниками других ОО

Получение знаний о пагубном влиянии психоактивных веществ на организм и личность человека

Тест-зачеты по блокам программ

Формирование установки на успех, здоровый образ жизни и приобретение навыков ответственного поведения, отрицающих приобщение к психоактивным веществам;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Приобретение навыка слаженной работы в команде

Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова)

Реализция волонтерских инициатив с привлечением других организаций

занимающихся проблемами профилактики социально-значимых заболеваний.

Отзывы партнеров

Приобретение практических умений по оказанию адресной помощи сверстниками людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Волонтерская деятельность по первичной профилактике употребления психоактивных веществ и асоциального поведения в подростковой и молодежной среде.

Количество волонтерских проектов, охват, отзывы участников

Электронный журнал фиксации участия в деятельности. Книжка волонтера

Увеличение количества воспитанников, выполняющих проектную деятельность, количество реализуемых проектов объединением

Тест-зачеты по блокам программы

Формирование уверенности в себе

Формирование мотивов социальной деятельности

Опросник Созонова

Рефлексия, педагогическое наблюдение, вовлеченность в деятельность

Становление партнерских отношений с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами профилактики социально-значимых заболеваний.

Использование данных технологий в деятельности объединения,

Передача технологий др. объединениям

Приобретение умения выполнять исследовательскую и проектную деятельность

Количество волонтерских проектов, охват, отзывы участников

Рефлексия, наблюдение

Выработка «внутренней» системы запретов на девиантное поведение.

Рефлексия, педагогическое наблюдение

Профориентация членов объединения

Количество воспитанников, ориентированных на психолого-педагогические профессии

Освоение с инновационных форм профилактической деятельности

Освоение технологии социального театра

Участие в создании социальных постановок, работа по передаче технологии сверстникам.

Количество волонтерских проектов по социальному театру, охват, отзывы участников

7. Информационные источники

  1. Бриг. Сборник больших ролевых игр./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2006
  2. Использование театральных методик в обучении по принципу «Равный -равному». Практическое руководство./Издано Фондом ООН в области народонаселения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организацией здоровья семьи. Москва, 2009
  3. Татарникова П.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. СПБ «Петроградский и К°»,2012
  4. Фопель К. Создание команды. М., «Генезис» 2012 .
  5. Фопель К. Сплоченность и  толерантность в группе. М., «Генезис», 2012
  6. Фопель К. Энергия паузы. М., «Генезис» 2013 .
  7. Энциклопедия вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2015
  8. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости, ИППП. / Авт. колл. Яшина Е., Камалдинов Д., Новосибирск ,2011.

Список дополнительной литературы

для педагога.

1. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М.: «Искусство», 2014

2.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М.: Всероссийское театральное общество,2007

3.О детских организациях с надеждой и тревогой. Дискуссионные материалы. / Ред. коллегия: Волохов А. В. , Кочергин В. Н. и др., Челябинск,2009

4.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2013

5.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддиктивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2014

6.Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Учебное пособие-словарь//Сост. Ковалева А.Г..-М.: Собеседник, 2016

7.Педагогические отряды  лагерей актива России./ Под ред. Возжаева С. Н., Возжаевой Е. Н. . М. , «Авантитул» 2013 .

8.Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. СПБ «Петроградский и К°»,5 томов, 2019

9.Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013

10.Уроки для родителей или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. / Авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю. и др., М «Бонфи».,   2000

Список  дополнительной литературы

для обучающихся

1.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2015

2.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддитивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2004

3.Полезные привычки. Пособие для учителя/ авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Ижевск «Удмуртский Университет»,  2008.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 п/п

Месяц

Число

Раздел. Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

сентябрь

16

Вводное занятие по программе

«Эффективное взаимодействие в команде

3

2

1

Наблюдение

2

23

Вводное занятие по программе

«Эффективное взаимодействие в команде

3

1

2

Наблюдение,

рефлексия,

способы диагностики организованности коллектива

Раздел 1. Волонтерство: понятие, история, принципы деятельности, значение (15 ч.)

15

10

5

3

сентябрь

30

Подготовительная работа по комплектованию объединения

3

2

1

Тест-зачет, самостоятельная работа, выступление в роли обучающих

4

октябрь

7

Подготовительная работа по комплектованию объединения

3

1

2

5

14

«Волонтеры. Кто они?» Понятие «волонтерства».

Инструктажи по правилам и нормам

поведения, по технике безопасности

Контроль знаний «на входе».

Контрольное занятие                          по КИМ.

3

1

2

Зачет по блоку,

6

21

Феномен добровольческой деятельности

3

1

2

7

28

Формирование волонтерской команды «Линия жизни», разработка атрибутики.

3

1

2

Практическая работа, контрольное самостоятельное задание.

Раздел 2. Психологическая подготовка волонтера (12 ч.)

12

9

3

8

4

Общение. Структура и средства общения.

3

1

2

9

ноябрь

11

Лидерство

3

2

1

Практическая работа: написание социального проекта

10

18

Принципы организаторской деятельности

3

2

1

11

25

Тренинг личностного роста

Тренинг коммуникативных навыков

3

2

1

Раздел 3. Активные формы работы волонтера (21 ч.)

21

5

16

12

декабрь

2

Активные формы работы  

3

1

2

13

декабрь

9

Активные формы работы  

3

2

1

Выступление в роли обучаюших, организация программ для сверстников, контрольный опрос.

14

16

Информационная карта поселка 

3

2

1

15

23

Ключевые понятия фандрайзинга

3

2

1

16

30

КТД

3

2

1

Наблюдение, рефлексия, вожатская практика,

выступление в роли обучающих.

17

январь

13

КТД

3

2

1

Выпуск газеты, практическая самостоятельная работа, работа с группой объединения ВК

18

20

Роль СМИ в волонтерской деятельности

3

2

1

Раздел 4. Социальная акция (30 ч.)

30

5

25

19

27

Понятие «социальная акция», признаки, виды, значение

3

2

1

20

февраль

3

Акции

3

3

3

Выпуск газеты, практическая самостоятельная работа, работа с группой объединения ВК

21

10

Акции 

Контроль знаний «в процессе».

Контрольное занятие                          по КИМ.

3

3

22

17

Акции

3

23

24

Акции

3

3

24

март

3

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

3

3

Участие в деятельности объединения, отзывы о деятельности, реализация социально-значимых проектов, творческие достижения

25

10

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

3

3

26

17

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

3

3

27

24

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

3

3

28

апрель

31

Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей.

3

3

Раздел 5. Социальный проект (21 ч.)

21

6

15

29

7

Понятие «социальный проект», цель, структура, этапы.

3

3

30

14

Социальный проект по профилактике здорового и безопасного образа жизни 

3

3

31

21

Социальный проект по профилактике здорового и безопасного образа жизни

3

3

32

28

Социальный проект по профилактике здорового и безопасного образа жизни 

3

3

33

май

5

Социальный проект по профилактике здорового и безопасного образа жизни

3

3

34

12

Реализация волонтерской деятельности в решении экологических проблем поселка 

Контроль знаний «итоговый».

Контрольное занятие                          по КИМ.

3

3

35

19

Реализация волонтерской деятельности в решении экологических проблем поселка

3

3

Раздел 6.

Я – волонтер (3 ч.)

3

1

2

36

26

подведение итогов деятельности, участие в конкурсах.

3

1

2

Итого за год

108

37

71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательная программа "Дорогою добра"

основана на духовно-нравственном воспитании...

Рабочая программа кружка "Добрые дела"

Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса....

Календарно- учебный график Юный эколог 2021-2022год

Календарно- учебный график Юный эколог 2021-2022год...

Рабочая программа Магнит добра 2020-2021

Рабочая программа Магнит добра 2020-2021...

Рабочая программа воспитания 2021-2022год

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2021 - 2022год

Данная Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья Специализированног...