материал к уроку по истории казачества
план-конспект урока (5 класс)
Быт и хозяйственный уклад казачества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kazachestvo_martynova.docx | 95.79 КБ |
Предварительный просмотр:
2.1. Быт и хозяйственный уклад казачества
Материалы подготовила: Мартынова Л.В.
На плетнях развешана посуда:
банки , склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овёс едят.
Александр Сигачёв
Поселения и жилища донских, запорожских
и слободских казаков
Территорию Луганщины в XVI-XVIII веках начинают осваивать донские, запорожские, слободские казаки.
Первые сведения о казачьих городках на Дону и его притоках относится к XVI веку. Первоначально, поселения донских казаков назывались юртами. Небольшие казачьи городки поселения обносились плетнем, а вдоль него насаживали кусты терновника и насыпали земляной вал. Подобные укрепления были достаточны для отражения нападений татарских и турецких набегов.
Как свидетельствуют письменные и фольклорные источники, наиболее древним типом построек, сооружаемых казаками, были землянки и полуземлянки. (фото 1 Полуземлянка) Земляные постройки хорошо соответствовали особенностям казачьего военного быта: на время длительных походов такие жилища забрасывали или разрушали. Для того чтобы соорудить их вновь, не требовалось особого строительного материала и больших затрат времени. Стены землянок состояли из плетенного хвороста и камыша, обмазанных глиной. Интерьер в таких жилищах был крайне прост– лавки вдоль стен, глиняная и деревянная утварь.
По мере заселения и хозяйственного освоения Луганского края жилище казаков приобретает своеобразные черты. Казаки В XVI-XVII вв. сооружают наземные деревянные постройки – «курени», которые размещали на сваях, высоком каменном фундаменте или деревянной подклети. (фото 2 Курень на сваях) Термин «курень», как считают некоторые историки, происходит от монгольского «куря» - стойбище, круг; да и расположение в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Курени первоначально крылись чаканом, камышом, лубом или тесом, а позже железом.
В конце XVII –первой четверти XVIII в. казацкие городки на Дону и его притоках постепенно получают наименование станиц. Самым распространенным типом жилища в станицах к началу XVIII века становится двухэтажный дом - курень с четырехскатной крышей, крытый камышом, квадратный в плане. Первый этаж - подклеть строили из камня и использовали для хозяйственных нужд. Второй - из деревянных пластин, которые затем окрашивали в зеленый, синий, желтый цвета или обмазывали глиной. Второй этаж снабжался галдареей - вид крытой веранды, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. По периметру дома выше подклети делался деревянный балкончик - балясник, служивший для открытия и закрытия ставен. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат: стряпная, спальня, чистая или зала.
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. Красный угол у казаков это наиболее почетное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обращенный на юго-восток. Иконы в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В красном углу , кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей. (фото 3 Красный угол)
Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой
Принадлежность ю, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.
Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь, но большую часть времени казачья семья проводила в летней кухне. Летняя кухня– это отдельностоящее или пристроенное к зданию сооружение, предназначенное для приготовления пищи и отдыха. К кухне примыкает мастерская казака-гончара.
Во дворе усадьбы расположены хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз, конюшня, навес для сельскохозяйственных орудий. Амбары предназначались для хранения запасов зерна. Это складское помещение внутри делилось на отделения, которые назывались закромами или сусеками(засеками). Небольшие по объёму амбары после постройки замазывались глиной либо смолой, после чего заливались водой. Если вода не вытекала, вырубали дверь и ставили крышу, после чего амбар просушивался. Погреб представлял собой яму с крытым верхом и укреплёнными стенами или же нижнюю нежилую часть дома, подвал. Стены погреба обычно выполняют из кирпича, камня, бетона, дерева. Погреб был постоянным помещением для хранения припасов, в частности сельскохозяйственной продукции. Баз представлял собой огороженное место для скота.
В середине XVIII в. казачья знать начала строить жилища из кирпича. Жилище имело два этажа, внешнюю лестницу с парадным крыльцом, деревянный балкон - балясник, но ставни и двери из тонких досок, кованые решетки на окнах, необычайно толстые стены придавали дому своеобразный вид - их называли домами-крепостями. В интерьерах домов появились лепные потолки и печи из цветных изразцов. Полы устилались персидскими коврами. Вдоль стен с одной стороны ставили лавки, а с другой - стулья с шелковыми подушками, шитыми золотом. На стенах висели ружья, сабли, пояса с серебряными пряжками, сафьянные мешочки для пуль и богато украшенная конская сбруя. В таких домах жила войсковая знать донских казаков.
При строительстве жилища казаки использовали для возведения стен саман. Саман – это смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза. Смешивали саман женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпич-сырец, который затем сох на солнце. Поэтому такое жилище строили летом.
Широкое распространение на Дону, Кубани и Приазовье получил турлучный тип строения жилища. Турлук (турлучное строение) – это плетневое, обмазанное глиной строение. Другое название мазанка. Что из себя представляет дом, построенный таким методом. На расстоянии полуметра, делаются из шестов воткнутых в землю два параллельных "забора" Шесты втыкаются на расстоянии друг от друга и переплетаются лозой, как корзина. Параллельно делаются перевязки между этими двумя рядами. Два этих параллельных забора обмазывались глиной, иногда с добавлением коровяка. Пространство между ними залаживалось камышом или мелким хворостом. Так вот получалась стена. Подобные строения пригодны только для южных районов, где среднегодовые температуры не столь низки.
В XVIII веке у донских казаков появились казачьи хутора. Исторически хутора были распространены преимущественно в Малороссии Хутор — это малый населённый пункт, состоящий из одного иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином. В состав хутора входили избы (крытая соломой хата-мазанка), погреб, колодцы, хлев, огороды, сады. (фото 4. Утро на хуторе. Андрей Лях)
У донских казаков в Российской империи хутор — это поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
В течение нескольких столетий (вплоть до начала XX века) на территории Области Войска Донского широко распространенным типом жилища был курень. Вот картина обустройства казачьего куреня в конце XIX века.
«Внутри жилища существовала большая главная комната, всегда убранная и готовая к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т. е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лица и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей). По божнице и между самими иконами висели в пучочках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, покрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки (длинные скамьи, чаще без стоек и обычно укрепленные вдоль стен). В богатых домах с одной стороны главной комнаты ставили несколько стульев, которые изготавливались в двух видах, или раздвижные из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев. Возле двери стоял подставчик (постав) - шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, из-за которых хорошо видна расставленная в типичном для хозяйки дома порядке серебряная посуда. Из зала (главной комнаты) дверь вела в общую спальню (спальную комнату, называемую долгушкой). Здесь стояла парадная кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки - кровать-лежанка. При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, помимо печи для хлеба, размещались плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах-поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра-казаны и медные объемистые кубы для воды. Кухню куреня в низовой станице украшали самовар и турки - сосуды для варки кофе, который по примеру своих прабабушек - пленных турчанок, любили казачки».
В 40-50-х гг. XX в. донские казаки стали строить каменные дома. Жилище называли "хата". Хата делилась на 3 комнаты, идущие одна за другой таким образом, что фасад дома располагался вдоль улицы. Первая комната также назвалась "хата". Здесь располагалась печь, на которой зимой готовили пищу и спали на припечке. Летом спали на полу, застеленном циновками из некрашенного чакана (сочное болотное растение рогоз широколистый), на тонких самодельных матрасах. Укрывались лоскутными одеялами. По стенам "хаты" развешивалось множество семейных фотографий в рамках. Вторая комната - "чулан" - парадная. В этой комнате помещались иконы, здесь принимали гостей и отмечали семейные праздники. Третья комната - "сарайчик". В ней хранились припасы, зерно, мука.
Земли Луганщины во второй половине ХVII – начале ХVIII в. активно обживали и запорожские казаки. Поселения запорожцев располагались на южной территории среднего Подонцовья и назывались «зимовниками».
Зимовником называли хозяйство, хутор у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).В Запорожье зимовники возникли в первой половине XVI века. ( фото 5 Запорожский зимовник 17-18 вв.)Вначале их использовали для содержания скота зимой. Со временем в Запорожье, особенно в Новой Сечи (1734—1775 годы), зимовники превратились в большие хозяйства, где наряду со скотоводством развивалось земледелие и пчеловодство. Зимовники основывали, как правило, 3-4 семейных запорожца. В каждом зимовнике было 2-3 избы и разные хозяйственные строения. Основным типом жилищ запорожских казаков были землянки и наземные деревянные постройки – мазанки. Эти жилые помещения, как правило, состояли из двух помещений – сеней и жилой комнаты. В середине жилища запорожцев располагалась печь. Запорожские казаки зимой занимались хозяйством, рыбачили, охотились в плавнях, лесах, степях в своих зимовниках зимой. В остальной период запорожцы находились в Сечи.
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название «Сечь» происходит от слова «секти», «высекать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края (иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка»).
Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества. Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь.
Первые упоминания о слободах в Древней Руси относятся к X—XI вв., более широкое распространение получили с XII века. Слобода, в тот период времени часть торгово-промышленной части города, посада, ранее подола, делилась на сотни. В слободе жили слободские люди. В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь, слободскими казаками, и освобождение от податей было для них побудителем. В конце XVII – начале XVIII вв. в Подонцовье появляются слободы. По казацкой традиции было образовано пять слободских полков. Так на южной окраине Московского государства образовалась Слобожанщина, восточная и южная граница которой проходила по территории Луганщины и отделяла ее от владений донских казаков. Преимущественно населением Слобожанщины становятся переселенцы с Малороссии, главным занятием которых было земледелие. Дворы слободских жителей были небольшими по размеру, огороды большие. Жилые дома деревянные, зачастую бревенчатые избы, крытые соломой. Мазанку слобожанина трудно представить без окружающих ее садов, пасеки. ( фото 6. Украинская хата. И.Е.Репин.)
В первой половине XVIII века льготы слободам были отменены, и они превратились в обычные сёла или поселения городского типа.
Домашняя утварь
Казачья кухня раскрывает особенности быта и культуры казаков. При любом количестве комнат в казачьем курене обязательно выделялась в самостоятельное помещение комнатка (кухня), где готовили и ели пищу.
В этой комнате находилась печь (символ домашнего очага), дающая тепло, уют, еду. На Дону использовались разнообразные печи, как по конструкции, так и по назначению. На нижнем Дону большое распространение получили печи-голландки. По поводу происхождения названия «голландка» существовало множество версий. Появились «голландки» в конце XVII — начале XVIII века. Вернее, существовали они, конечно, и раньше, просто с этого времени их начали украшать изразцами. Интересно, что сами голландцы называли такие изразцовые печи русскими. Название «голландка» фигурирует в быту до сих пор. Правда, с начала XVIII века модель заметно эволюционировала. Это связано с появлением угля, который может гореть только на колоснике. Во второй половине XIX века в печи появляются колосники и поддувало. Традиционно печь топилась дровами и отходами производств деревообработки, такими как щепа, горбыль, кора. Отапливать дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, поэтому чаще печь топили бурьяном, соломой, камышом, тростником и другими травянистыми растениями, а также кизяком (прессованные и высушенные на солнце брикеты из смеси навоза и соломы). В печи варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили». Чугунная плита с конфорками позволяла регулировать температуру приготовления пищи. Если убрать все конфорки, то пища будет готовиться на открытом огне, а если при готовке необходимо блюдо потомить, то достаточно передвинуть чугунок на грубку. На плите стоял чугунный утюг, ступа в которой подсушивались зерна кофе. Считалось, что кофе, истолченный в ступе, пить приятнее, так как не терял вкусовых качеств. Для приготовления выпечки и хлеба использовали противни и духовой шкаф, встроенный в печку. ( фото 7 Казачья кухня)
Кроме элементов печи, интересны и приспособления для работы с ней: кочерга- для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи; печной совок - для очистки печи от золы; ухват или рогач - ставить и доставать из печи чугуны; чапелы, садник - деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки; подстановка для золы.
Под рукой у казачки всегда была необходимая мебель и кухонная утварь. Громоздкой мебели в кухне не было. Казаки-умельцы изготавливали своими руками табуретки, лавки, столы-конторки, подвесные люльки, полки для посуды. Вдоль стен стояли скамьи, на которых размещались ведра с водой, чашки для теста, скалка и рубель для разглаживания белья. В набор кухонной посуды обязательно входили медные чайник, самовар, кофейник, куб для воды, различные кастрюли, умывальник. В кухне хозяйка хранила сборы лечебных трав, пучки укропа и приправы для приготовления пищи.
Перед тем, как сесть за стол, члены семьи мыли руки, вытирая общим холщовым полотенцем. Стоя крестились на икону в переднем углу, произнося при этом в полголоса благодарственную молитву за хлеб, соль. В святом углу стоял треугольный столик, покрытый всегда белой скатертью.
Для приготовления и подачи пищи на стол использовалась различная посуда: глиняная, деревянная, металлическая, медная, фаянсовая, стеклянная.
Например, чтобы сварить любимое и традиционное блюда казаков – уху, были необходимы котел на подставке треножнике для ухи, глиняная шумовка, махотка с солью, набор деревянных ложек, большая ложка - «чулба».
Первая металлическая посуда у казаков появляется, благодаря многочисленным походам, из которых они привозили её в качестве добычи и использовали в повседневном быту. Так появляются восточного производства кумганы (металлический или керамический сосуд для воды - узкогорлый кувшин с носиком, ручкой и крышкой), дагестанские подносы, персидские пиалы, кофейники-турки.
Посуду из фаянса, фарфора и стекла привозили на Дон торговые казаки из центральной России, Украины, а также из заграничных походов. Дорогая посуда считалась роскошью, ею пользовались богатые казаки. Самая красивая посуда выставлялась в горке, из неё угощали знатных и уважаемых гостей по большим праздникам. А некоторые образцы, например, чаши из амальгамы (дутого зеркального стекла), стояли для красоты. Бытовали на Дону китайские тарелки, западноевропейская и восточная посуда, дагестанские подносы.
Широко использовалась и отечественная медная посуда. Красная медь издавна привлекала русских мастеров. Её податливость, пластичность были необходимым качеством для производства. К тому же она была очень красива. Перед праздниками посуду чистили до блеска кислыми помидорами и песком.
К числу ценнейших памятников русской материальной и художественной культуры относятся медные изделия второй половины XVIII века. На некоторых заводах делались изделия только из красной меди. Медную посуду обязательно лудили изнутри, чтобы предохранить медь от окисления. Также изделия из меди и латуни иногда покрывали полудой снаружи, что придавало им блеск серебра.
Наиболее ценными считались огромные тазы для варенья. Считалось, что варенье, сваренное в таком тазе, имеет особый вкус. Оставшиеся продукты, заготовки на зиму казаки хранили в подклетах, подвалах, кладовках.
Изготовлением и продажей на местный рынок деревянной и глиняной посуды занимались как иногородние, так и отставные казаки. Самым популярным материалом издавна считалась древесина. Дерево – один из наиболее распространённых материалов для изготовления посуды и утвари в небогатых крестьянских и казачьих хозяйствах. Предметы были самыми разными по назначению: совсем простые – ложки, миски и посложнее – маслобойки, большие ступы, корыта. Деревянные изделия вырезали вручную с помощью ножа и стамески (корыта для стирки, огромные ковши для зерна и миски для муки, совки для насыпания, гребень вставленный в донце для вычесывания шерсти, самопрялки для получения пряжи и даже напольные большие весы). ( фото 8 Кухонная посуда)
Большое распространение получила и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки, корчаги, макитры, кубышки, бочонки под квас и вино. Причем такую посуду можно было увидеть в семье и бедного, и зажиточного казака
Гончарным производством занимались в станицах, где почва была глинистая. Для производства строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле и состоящие из 2 комнатушек – сеней и теплушки, где стояли два станка и полки для просушки. Гончар делал в день летом до 140 горшков, зимой 70. Сделав 3 тысячи штук, он складывал их в горн, вырытый в земле, рядом с гончарней и выжигал. Делали и поливные горшки. Они были дороже, на их изготовление затрачивалось больше времени. В среднем гончар делал 15 тыс. горшков, которые продавал скупщикам на месте по 15-20 руб. за тысячу штук.
Керамическую посуду ценили за удивительную способность сохранять свежесть молочных продуктов, компотов, кваса, воды. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые - для молока, темные - для кваса, с узким горлом - для постного масла, черная керамика - для приготовления пищи в печи, большие макитры - для засолки овощей были светлой окраски, чтоб видеть в темноте в погребе.
( фото 9.Домшняя утварь донских казаков)
В подклетах казачьих куреней, особенно на нижнем Дону, в большом количестве использовались плетеные изделия. Плетение – это одно из старинных ремесел. Всевозможные плетеные корзинки, кошевки, лукошки, короба, сундучки, можно было увидеть в каждом казачьем доме. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили, переносили, перевозили зерно, муку, овощи, рыбу. Из лозы плели чемоданы, сундуки, в которых хранили белье, одежду. Самым обычным материалом были тола (лоза) ивы, чакан (разновидность камыша). Узор плетения был разнообразным.
Традиционная система питания
В казачьих семьях любили хорошо, вкусно поесть и угостить гостей. Стол ломился от еды, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, мясо, птица, дичь, моченые яблоки, соленья, пироги, донская рыба все выставляли перед гостями. Еду подавали в фаянсовой, фарфоровой посуде. Гордостью любой хозяйки было большое блюдо под рыбу и супница.
К главному церковному празднику «Воскресение Господне» казачки готовились особенно тщательно. Пекли куличи, делали творожные пасхи, красили яйца и готовили множество вкуснейших блюд. Традиционным подарком и угощением была сырная или творожная пасха, которая делалась из тщательно протертого творога, в специальной форме – пасочнице. Обязательно выпекали куличи. Для выпечки использовали высокие металлические формы в виде цилиндра. В нее закладывали пасхальное тесто и ставили в духовку. Когда кулич был готов, верхушку его обильно смазывали взбитым яичным белком с сахаром, и посыпали разноцветной присыпкой, что придавало куличу нарядный вид.
А вот пища, которую казаки брали с собой в походы, была очень простой. Состояла она из сухарей, сухой и провесной рыбы, толчи, крупы, гречишной муки, свиного сала. Искусны были казаки готовить кашицу и кислое питие. Горячего вина или другого крепкого напитка они возить не смели.
Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства.
Еду готовили рано утром, на весь день. Замешивали тесто на хлеб. Обычным меню были суп-лапша, картошка в мундире, яичница, сало, борщ, вареники, творог со сметаной. ( фото 10. Казачий завтрак. А.П.Лях) Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга — пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла.
Летом и осенью пища была более разнообразной из-за включения в рацион большого количества овощей и фруктов. Ужин, как правило, не готовился, подавали на стол, то, что осталось от завтрака и обеда. В праздники готовили особенные блюда разнообразные пироги, колбасы.
Молочные блюда — важная часть повседневного рациона казачьей семьи. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали варенец, ряженку, сметану, творог.
Из мяса готовили первые блюда (борщ, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, каша с мясом), начинку для пирогов.
Блюда из рыбы — основа питания казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. (фото 11 Казачья уха )Из рыбного филе готовили котлеты. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).
Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у казаков был борщ с мясом. Готовили блюда из баклажанов, томатов, перца и др. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были так же популярны.
Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казачьих семей в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту.
Традиционным казачьим десертом был нардек — арбузный мёд. Обычно его ели с бурсаками.
Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу, парили её в печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда.
Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. В то время когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и др. (Пироги — праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Любимое блюдо во время поста пампушки, которые подавались к столу с приправой. Из теста так же готовили вареники с разнообразными начинками, галушки и лапшу. Из пресного теста делали “хворост” и “орешки”. Их обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира Из муки варили кисель для поминальной и постной трапезы. Из кислого теста пекли блины и оладьи.
В праздники и на свадьбы казаки готовили курник. (фото 12.Курник) Традиционно тесто для курника делали сдобное, дрожжевое, оно лучше держит орнамент, которым украшали пирог. Курники пекут круглыми, с курицей, грибами, рисом, яйцами и зеленью, каждая из начинок разделяется тонкими блинами. Курник символизировал собой достаток и процветание казачьей семьи.
Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), квас, кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и др. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: — молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался травяной чай. Травяные чаи на Дону называли ещё и взварами, и готовили из чабреца, душицы, зверобоя, шиповника, мяты.
Пищу готовили, в печи зимой в хате, летом - тоже в хате или в кабыце – летней печи во дворе. По казачьему обычаю, за столом необходимо было съесть все, что было на столе.
Во время военных походов режим питания был совсем другим, менялся также и набор продуктов. Отправляясь в поход, казак должен был брать с собой запас продуктов, которого должно было хватить на несколько месяцев. Поэтому в дорогу брали то, что не портилось и долго могло быть пригодным для употребления. Основу рациона в походах составляли: сухари, крупы, мука, сало. Воду же казаки возили в деревянных флягах, привязанных к седлу. В походы также брали рыболовные сети. Употребление спиртных напитков во время походов строго запрещалось. Каждый казак имел при себе деревянную ложку, без которой он не мог ходить в походы. Каждый казак носил кожаный пояс, а через плечо навешивал кожаный кошелек. В кошельке хранились огниво, кремень и трут. К поясу же были привязаны заточка и ложечник. С помощью шила чинили конскую сбрую, а в ложечнике хранилась деревянная ложка.
Будучи непритязательными в еде и соблюдавшие все посты, казаки все же любили вкусно поесть и угостить гостей. Свадьба была одним из торжеств, когда стол буквально ломился от яств. Главным блюдом на столе был круглик — пирог с рубленым мясом. Чтобы не обидеть хозяина, гости обязаны были отведать все блюда. Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой».
Хозяйственный уклад казаков
Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат способствовали быстрому заселению донского края. Однако условия существования в степях Луганского края долгое время были крайне тяжелыми, поскольку почти до конца XVII в. казакам приходилось отстаивать право на жизнь в обстановке постоянных военных набегов татар.
Донские казаки не имели возможности перейти к оседлой жизни земледельцев и вынужденно довольствовалась иными источниками существования. Ими стали военная добыча и с 1570 г. государево жалованье, в составе которого поступали на Дон хлеб, соль, вино, порох. Но и в благоприятные времена военная добыча и царское жалованье не могли обеспечить всех потребностей казаков. Поэтому с самого начала существования казачества на Дону большое значение имела также собственно хозяйственная производительная деятельность.
При этом надо отметить, что развитие получали прежде всего коллективные формы хозяйствования. Всю полученную добычу казачьи отряды складывали и делили поровну, доставая "из общей сумы". Отсюда пошло старинное казачье слово "односум". Любимыми изначальными занятиями донцов была охота, которую называли гульбою, и рыбная ловля. Гулебщики выезжали на охоту иногда большими отрядами до 100 человек. В осенне-зимний период уходили надолго. Пропадали в степях по два и более месяцев, добывая дичь. Были и любители ближней охоты, называвшиеся камышниками. С капканами и тенетами они промышляли по камышам близ своих городков.
Диких животных хватало на всех. В донских краях обитали волки, лисицы, медведи. Высокие и сочные травы питали многочисленные стада лосей, зубров, оленей, сайгаков, диких лошадей; здесь прятались змеи. В изобилии водились орлы, соколы, ястребы, филины; повсюду летали стаи диких голубей, тетеревов, куропаток, гусей, журавлей, лебедей. Охота, таким образом, выступала для казаков и развлечением, и добыванием "хлеба насущного". Казаки торговали добычей. К ним приезжали купцы и охотно брали мясо и шкуры диких зверей, битую птицу, яйца диких птиц. Взамен казаки получали хлеб, одежду, оружие.
Вторым хлебом казаков была рыба. Обилие рыбы дало казакам возможность не ощущать особого недостатка в продуктах питания. На Дону и его притоках ловились белуги, осетры, карпы, лещи, стерляди, судаки, головачи, окуни и прочая рыба. Иногда в казачьи сети попадались огромные осетры и белуги. ( Фото 13.Рыбная ловля на Дону).
Большинство казаков ловили рыбу для собственного потребления. В таких случаях ловля проводилась обычно в одиночку при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором по тонкому льду и время от времени ударяя обухом по льду, после чего рыба всплывала брюхом кверху. Выходили на рыбную ловлю на каюках-лодках, долбленых из цельного ствола дерева, чаще всего вербы. Каюки казаки делали каждый сам для себя с помощью нехитрых инструментов - топора и различных тесел, которые изготовливались в станичной кузнице.
Орудия лова у казаков были следующие:
- Удочка. Состоит из удилища, обычно изготавливавшегося из тала, и лески. Леска крупно вилась из 6 или 8 белых конских волос. На одном конце лески прикреплялись два крючка средней величины и свинцовое грузило. Другой крепился к удилищу.
- Перемет. Состоял из длинной бечевы, на которой на определенных расстояниях на волосяной или нитяной леске подвешивались крючки с приманкой. Переметы растягивались поперек водоема. Осмотр снасти осуществлялся с лодки.
- Вентерь относится к заставным орудиям лова. Он плелся из крепких пеньковых ниток в виде большого мешка в форме конуса, натянутого на деревянные обручи. В середину вентеря ввязывали горла. Горла образовывали посередине вентеря узкое длинное отверстие, куда рыба могла свободно войти, но выйти не могла.
- Бредень относится к волоковым орудиям лова и представляет собой небольшую двуручную сеть с мешком (мотней) в центре, к которому приделаны короткие крылья, привязанные к палкам. За одну палку брался человек таким образом, чтобы палка стояла перпендикулярно ко дну реки. Второй рыбак с помощью другой палки натягивал бредень во всю длину, и тогда оба шли вдоль реки по течению и вытягивали бредень на берег. Бреднями ловили по вечерам или ночью.
- Сапетка – накидное орудие лова. Плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической корзины без дна. Лов с помощью сапетки осуществлялся на мелководье во время нереста рыбы путем накидывания сапетки на рыбу.
Особым видом зимнего рыболовства, казачьим праздником, было багренье. Вот как выглядит картина багренья:
( фото 14 Багренье под Уральском.1898 г. Фото П.Лаббе.)
«С осени, с началом первых холодов, рыба идет на зимовку. Она собирается в станки (стада) и, выбрав себе место, опускается на дно, где и проводит время до теплых дней. Казаки следят и замечают эти места. Обычно около Рождественских праздников особая комиссия из стариков, определяла, что лед достаточно окреп, чтобы выдержать всё Войско. Назначался день. Заблаговременно приготовлялись багры, чистилась сбруя, подновлялись сани, пеклись багренные витушки и накануне, в ночь, казаки на лучших конях выезжали на багренье. Ехали туда же жены и дети. Выезжали целыми станицами, ездили и в одиночку, но все сливались в один поток саней и двигались, не нарушая порядка, куда вёл головной. Там ставили лошадей в строгие правильные ряды. Казаки выстраивались на обоих берегах реки, и ждали. Казачки веселыми группами толпились сзади.
На лед, на середину реки, выходил багренный атаман и давал знак к началу багрения.. С длинными баграми в руках прыгали казаки с яра в глубокий снег, катились по нему вниз и бежали по льду на стремя Останавливались и пешнями начинали пробивать во льду небольшие проруби. Проходило несколько секунд. Толстый лед прорублен. Почти одновременно поднимались древки багров, образуя целый лес, и тотчас же погружались в проруби. Начиналось багрение. Рыба, напуганная шумом, поднималась и шла подо льдом, но встречала на своем пути багры и, поддетая крюком, подтягивалась ко льду. Сейчас же пробивалась большая прорубь и через мгновение рыба, подхваченная еще несколькими подбагренниками, же билась на льду и замерзала. Подъезжали сани, казаки, часто с трудом, клали на них огромную рыбу и увозили в барак на берегу, куда складывался весь улов».
Важную роль в хозяйственной жизни казаков занимало сельское хозяйство. Юртовая земля станицы (юртовая станичная земля считалась достоянием всего станичного общества и подлежала разделу на паевые наделы по мужским душам) делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.
Кроме этого небольшая часть земли отводилась под огороды, бахчи, а влажные места под луга. Лес, являлся собственностью станицы, но в хозяйстве казаков он использовался исключительно как топливо и сырьё для плетения корзин, плетней и т.д. Главным предметом земледелия считалось выращивание пшеницы. Пшеница преимущественно сеялась яровая. Далее в севообороте значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.
С выращенным урожаем казаки распоряжались по-разному. Всё зависело от его количества, состава семьи. Но если были излишки, то их свозили для продажи в общественные и частные амбары-ссыпки. Жители станицы занимались также овощеводством. Несмотря на господствовавшую примитивную систему земледелия, хлебопашество постепенно становится ведущей отраслью казачьего хозяйства. Юридическое закрепление земли за казаками оформляется в конце XVIII в. и подтверждается рядом указов Екатерины II и прежде всего Жалованной грамотой об утверждении границ земли Войска Донского от 24 мая 1793 г. Российское государство, согласно грамоте, выступая в качестве верховного собственника земли, предоставляло ее в "вечное владение" Войску Донскому. За это они обязывались нести военную службу со своим конем, вооружением и обмундированием.
Следовательно, все земли, находившиеся во владении Войска Донского, делились на земли войскового запаса и станичные (юртовые) земли. Первые служили фондом для наделения станиц землей, а также отдавались в оброчное содержание. Вторые использовались для покосов, выпаса скота и хлебопашества. Каждый казак имел право на часть сенокосных и пастбищных угодий. Раздача последних производилась ежегодно на станичных сборах. Земля под хлебопашество большей частью станиц не распределялась по паям. Захваченные издавна участки земли переходили" по наследству от отца к сыну. Пахотные поля, принадлежавшие одной или нескольким семьям, делились на участки, часть которых засевалась, а другая находилась в залежи.
Одним из занятий донских казаков было скотоводство, в том числе коневодство. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец. ( фото 15. Волы. Фото И.В.Болдырева). Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой, его также продавали, что приносило немалые доходы. Казак, снаряжаясь на службу, на вырученные деньги от продажи скота, покупал всю необходимую воинскую амуницию. К тому же он уходил на службу на своём собственном коне.
Скотоводство у казаков имело полукочевой, пастбищный характер. Казаки частично выращивали скот, а частично добывали у неприятеля. Содержали скот на пастбищах: летом подальше от городков, а зимой поближе.
Особым родом казачьих занятий была «баранта». Это захват казаками скота у тюркских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб. Баранта тем отличается от военных набегов, что нападающие, из опасения кровной мести, идут без огнестрельного и даже без острого оружия, а берут ожоги, вместо копий, обух и нагайку.
Своим стадам и табунам лошадей казаки готовили на зиму сено, которое всегда оставалось в лугах, ибо в городке было тесно и существовала опасность пожара. Чтобы оно уцелело при неприятельских набегах, казаки со всеми своими соседями установили правило: сена ни в коем случае не жечь.
Полевые и сенокосные работы в те времена выполнялись всей станицей, как правило, где-то в одном месте и в одно время. Работающих людей оберегали дневные и ночные конные разъезды. Они прикрывали от нападения татар и калмыков, от грабежей и убийств степняков-кочевников. При возникновении опасности нападения из станицы посылали стариков со знаменами по полям и покосам. А скот прятали или на островах, или на дальних пастбищах.
Особое внимание уделялось казачеством отбору лошадей. Разведение лошадей было одним из популярных и почетных занятий казаков в степях нашего края. Этим занимались с XVII в. Табуны лошадей в XVIII в. увеличились численно и улучшились качественно. Особенно славились в это время табуны Краснощековых, Туроверовых, Ефремовых, войскового атамана Алексея Иловайского.
Сначала казаки не имели своих пород лошадей, но потом появились чисто донские конские породы. Официальной датой возникновения донской породы принято считать 1770 год, когда казачий атаман М. И. Платов основал первый на Дону конный завод. Видный военачальник Платов участвовал в турецких, персидских походах восемнадцатого столетия и пополнял свой завод трофейными лошадьми – арабскими, персидскими, турецкими. Так была сформирована стародонская лошадь. Широкую известность она получила во время Отечественной войны 1812 – 1814 годов, когда в составе русской армии 60 тысяч казаков под командованием атамана М. И. Платова сражались против войска Наполеона. Донские лошади пользовались большим спросом за границей, в частности, в Пруссии, где ремонт своей кавалерии донскими лошадями проводил еще король Фридрих II. ( фото 16. Табун лошадей. Донская порода.)
В XVIII–XIX вв. на территории Луганщины были основаны четыре конных завода – Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский, Лимаревский. Размещение крупных заводов в наших краях не было случайным: большую роль играли благоприятные природные условия и обширные степные пастбища и сенокосы. Стрелецкий конезавод был организован в 1805 г. в царствование императора Александра III, здесь был создан тип верховой лошади, которая впоследствии была признана как самостоятельная порода — «Стрелецкая». Деркульский конезавод основан в 1765 г. при царствовании Екатерины II, здесь разводили лошадей Украинской породы. Лимаревский конезавод основан в 1815 г., здесь выращивали породы кавалерийских лошадей и лошадей для упряжи. В 1892 г. была выведена Орловско-Растопчанская порода.
В1846 году на месте бывшей слободы Провальской в Донецком округе был учрежден Войсковой конский завод, который должны были поставлять жеребцов-производителей для станичных табунов войска, а родившиеся кобылы частью выдаваться беднейшим казакам по удешевленной расценке.
Для завода отвели 22882 десятины земли. В 1871 году на заводе было 1597 лошадей.
Казаки занимались и торговлей, которая приносила им немалый доход.
В грамоте от 30 декабря 1618 года московский царь Михаил Фёдорович дозволил казакам торговать всякими товарами. На продажу «московитам» казаки предлагали редкий товар ясырь – пленных турок, татар, черкешенок, турчанок и представителей других соседних народов, с которыми донцам приходилось часто схватываться. Товар этот казаки поставляли на Русь вплоть до начала XVIII столетия. Кроме ясыря продавали лошадей, различные предметы военной добычи, а несколько позже – трофеи звериного и рыбного лова: соленую и вяленую рыбу, зубровые и лосиные шкуры, меха выдры, бобра, соболя, черной лисицы. Сами же донцы покупали для себя пшеничную и гречневую муку, овес, пшено, горох, циновки, холст, сермяжное сукно, юфть, шубы, бумагу, восковые свечи, таганы, связки железа, мыло, решета, сита, гвозди и многие другие необходимые в быту товары. Продуктом первой необходимости являлась для казаков соль, которую они привозили первоначально из походов в турецкие и татарские земли. С середины XVII столетия казаки стали самостоятельно добывать ее отчасти в Манычских озерах, а в большей степени в районе устья реки Тор, где вскоре возник Бахмутский городок.
Вся внутренняя торговля, сопровождавшаяся обменом товаров с приезжими великорусскими купцами, происходила на ярмарках, ежегодно устраиваемых в больших населенных пунктах. К их числу относились ярмарки в станицах Михайловской, Луганской, Усть - Аксайской, Казанской, Урюпинской, Филоновской, Митякинской, Старочеркасской и некоторых других. ( фото 17.Возвращение казаков с ярмарки в Цимлянскую станицу. 1875-1876. Фото И.В.Болдырева ). Торговые отношения Дон поддерживал практически со всеми соседними народами и странами.
Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе завести на юге России "виноградные и арбузные сады".
В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен. Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.
Говоря о ремеслах казаков, нельзя не упомянуть ткачество. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольник, рубахи. Часто бывало, что натканного в девичестве полотна хватало потом на шитье всей намалой семьи и на долгие годы – до старости. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин, такую в жены казаки не брали. Поэтому ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста были в каждой казачьей хате. Позже с развитием промыслов в ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.
Казацкая одежда
Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В XVI –XVII веках костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.
Одежда запорожского казачества
Основной одеждой запорожских казаков были рубашки (укр. сорочки), шаровары, шапки и жупаны. Походной одеждой казаков были две пары шаровар, сорочка, кафтан из грубого сукна, шапка и свита с кобеняком.
Элементы одежды запорожских казаков:
- Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
- Рубашка (сорочка) – широкая, изготовленная из грубого полотна, украшенная вышивкой;
- Жупан –тёплая верхняя одежда, род сюртука. Жупан был достаточно облегающим и длиной до колен, чтобы не мешать быстро вскочить на коня. Его застёгивали на крючок или пуговицу у воротника и подпоясывали поясом. Традиционно жупаны шили из обычного сукна или кармазина, особого сукна малинового или тёмно-красного цвета.
- Кафтан –верхняя, преимущественно мужская одежда. Его одевали поверх рубашки. .Он мог быть шёлковым, парчовым или суконным. Кафтан подпоясывали широким шёлковым поясом, вытканным золотыми или серебряными нитями. Военная старшина носила длиннополый кафтан с разрезанными рукавами без пояса, а простым казакам запрещалось носить кафтаны.
- Свита –мужская и женская верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна, разновидность кафтана. Свиту шили однобортной или двубортной с застёжкой на левой стороне. Нередко украшали вышивкой
- Кобеняк – мужская верхняя плечевая одежда, достаточно широкая, чтобы можно было её зимой надевать поверх кожуха. Главной отличительной особенностью кобеняка был капюшон. Он обычно забрасывался за спину, а в дождь или сильный мороз его надевали сверху на шляпу, защищая таким образом лицо.
(Фото 18 Запорожский казак. С.И. Васильковский)
В мирное время запорожцы одевались довольно богато: рубашка с шёлковыми застёжками, шаровары, красные сапоги.
На голове запорожцы носили брыли, остроконечную меховую шапку или кобур — суконную красную шапку с бобровой опушкой. На кафтан через правое плечо на перевязи вешался самопал, за поясом — два пистолета и нож. Саблю в мирное время носили редко, только на Раду. В это же время поверх кафтана надевали стальную сетку-кольчугу. Бороду и голову брили, оставляя прядь волос в виде косы, которую закручивали за левое ухо три-четыре раза. Тяжелой обидой было взять запорожца за чуб — он был для него священным.
Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Согласно ней, казаки носили оселедец на левую сторону, потому что «слева у человека черт сидит, на худое толкает» (казаки его оселедцем и смахивали). Но чуб означал связь с Богом: считалось, что за него Бог вытащит казака в рай. Зная об этом, турки срезали у пленных казаков оселедцы, чтобы снизить боевой дух врага. (Фото 19. Прическа запорожского казака- оселедець.)
Нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. После упразднения Запорожской Сечи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.
В 1763 году гетман Кирилл Разумовский подписал специальную инструкцию о казацкой одежде, согласно которой жупан должен быть суконным, тёмно-синим с красными отворотами и подпоясанный красным поясом. Под ним должен быть белый полужупан и белые штаны. Шапка с чёрной с мушевой околицей и низким дном. Плащ должен был быть синим.
Запорожская одежда имела то преимущество, что она не сковывала движений казака и была приспособлена к тёплому климату.
Одежда слободского казачества
Одежда слободского казака состояла из черкески с откидными рукавами, нижнего полукафтанья, широких шаровар и делалась всевозможных цветов, преимущественно ярких, на кумачевой подкладке. Черкеска – русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа и казаков
Обкладывалась черкеска и полукафтанье кругом тканью другого цвета, и называлась эта обложка «подпушком», цвет которого всегда был другой; так, например, если черкеска делалась желтого цвета, то подпушек лазоревый; если дымчатая, то подпушек зеленый. Полукафтанье подпоясывалось поясом, на который обращали большое внимание. Стоили пояса обыкновенно не дешево; пуговицы на нём делались из серебра. Шапки носили меховые. Полковники сверху одежды надевали мантию. Одежда выборных (ранговых) казаков не отличалась ничем от одежды прочих. Волосы казаки подстригали кружком, подбривая голову немного выше ушей. Бороду казаки брили и носили длинные усы. (фото 20. Одежда слободского казачества)
Одежда донских казаков
Одежда донских казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военной службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.
- В XVI-XVII вв. костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд. (Фото 21.Мужской костюм донского казака 16-17 вв.)
- Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. В XVII веке зипуном называлась мужская наплечная одежда, она была повседневной одеждой. У донских казаков зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назывались «походами за зипунами». С зипунами носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до XVIII в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. Фото 22 Форменная одежда донских казаков 19 век
В течение XIX в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу Первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Элементы мужского костюма донских казаков
- Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. Термин «зипун» известен с XVI века.
- Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
- Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи. Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
- Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
- Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
- Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
- Полушубок из овчины. Надевали в морозы на оголённое тело Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
- Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя;
- Косоворотка— рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Косоворотка представляет собой исконно русскую рубаху и использовалась в древние времена повсеместно: она широко применялась как для повседневной носки, так и для праздничной. Каждодневный вариант отличался простотой изготовления, а торжественный украшался разнообразной вышивкой, тесьмой и даже живыми цветами. На свадьбах и прочих праздниках такая рубаха считалась главным нарядом мужчины. Косоворотки мужчины носили навыпуск, а для того, чтобы подчеркнуть стройность собственной фигуры подпоясывались поясом.
- Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время. Лампас — символ казачьей независимости (вроде личного флага) и освобождения от всех платежей. У донских казаков цвет лампасов— красный. (фото 23. Мужской костюм донского казака 20 век
Головные уборы у казаков
Головные уборы у казаков считаются особенным элементом мужского костюма. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Фуражка и шапка были, есть и будут предметом почитания, поклонения и гордости казака. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Шапка в жизни казака не всякая играла важную роль, а лишь специального образца. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции «клобука» перешли сначала к киверу, а затем — к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан быть в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Брошенная оземь, она означала, что в предстоящем споре он ставит в заклад свою голову (отвечает головой), т. е. цена проигрыша — жизнь.
Фуражка донских казаков в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. ( фото 24. Фуражка донского казака). Она носилась сдвинутой козырьком в одну сторону, а с другой из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время Первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета.
Фуражка играла большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических, прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить о том, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажал голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из сумы простеленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи перепоручается Богу и христианам. Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду.
Папаха является элементом военной формы одежды казаков. Папаха для донского казака изготовляется с околом из овчины или искусственного меха (черного или белого цвета) с алым верхом, надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а нижний край папахи — на расстоянии 3 — 4 см над бровями. Колпак папахи суконный, у высших чинов обшит в (виде перекрестия и вокруг) широким галуном серебристого цвета. К папахе пришивали красный колпак– тумак. В него казаки вкладывали стальную пластину защищавшую шею и голову от ударов. Папахой с тумаком свободно сбивали саблю у противника. Надавать тумаков — казачье выражение. Вот еще казачье выражение — «спапашиться» то есть взять папаху и встать на защиту своей станицы.
Папаха - это не просто шапка, задача которой только сохранять тепло. У казаков ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".
Папаха — ценнейшая вещь. Ей казак голосует на кругу, в нее за отворот казак прячет ценные бумаги, письма из дома, приказы. Уставная высота папахи — три вершка (13 сантиметров), но на деле папахи у казаков были совершенно разной формы и высоты. В СССР папаху запретят, на казаков наденут буденовку, но не навсегда. В 1936 году, когда реабилитируют казачество, в знак прощения казакам папаху вернут. В 1943 году, когда Сталин возродит форму царской армии, папаха вернется на головы полковников, генералов и маршалов и с того времени уже никуда не денется.
Покрывали казаки голову башлыком. Башлык это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения от холода, дождя и солнечного зноя. Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Его шили из сложенного вдвое в основном светло-серого или почти белого сукна, иногда из красного (праздничные, парадные башлыки Повседневные башлыки изготавливали из грубого домашнего сукна. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков. По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает. ). ( Фото 25. Башлык и папаха у донского казака.20 век.)
Волосы донские казаки подстригали в кружок – одинаково и спереди, и сзади. Эта прическа стала традиционной и получила название «под горшок».
Усы у казаков были неотъемлемой частью его военной формы. Усы казака имели огромное значение как для него самого, так и для общины, в которой он состоял. Сбривание усов воспринималось казачьей общиной как предательство и желание покинуть ряды казаков. Казаки в первую очередь воспринимали свои усы не как атрибут чего-либо, а как признак славы и достоинства мужчины.
Символическую роль у казаков играла и серьга в ухе. ( фото 26 Казацкая серьга).Ее носили и запорожские, и донские казаки. Однако далеко не каждый казак имел право их носить. В левом ухе серьга говорила о том, что казак единственный сын у родителей, а в правом, что он является последним мужчиной в роду. А если казак был единственным ребенком у своих родителей, то он носил серьгу и в левом, и в правом ухе. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию – командир при равнении строя направо и налево чётко видел, кого следует беречь в бою. Сама серьга изготавливалась в виде полумесяца из серебра, так как любой другой металл окислялся
Элементы женского костюма донских казаков
Казаки в станицах и хуторах в XVII- XVIII веках в основном вели натуральное хозяйство, многое делали сами, в лавках покупали самое необходимое, поэтому женщины сами шили одежду, могли и прясть, но домотканую одежду предпочитали надевать дома. Женский казачий костюм был самобытен. Фото 27.Одежда донских казачек 16-17 век).. Иногда каждая станица, каждый род имели особый наряд, который отличался хотя бы деталями. Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских одеяний России, т.к. формировался под влиянием культур России, Украины и Востока. Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда пришли. Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:
- Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
- Сукман. Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
- Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
- Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
- Запон — белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
- Шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
- Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в XIX-XXвеке;
- Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
- Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
- Башлык — капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
- Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
- Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки;
- Кубелек ( или кубилек)– парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор. ( фото 28 Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм . 19 в. Фото И.В.Болдырев)
Каждодневный наряд казачки включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.
- Кружева, как и вышивка, используемые в украшении одежды, считалось, обладают магическими свойствами. В древности это были магические знаки, которые защищают голову, грудь и руки, служили оберегом от злых духов. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Казачки любили покрасоваться и украшали кружевами и прошивками, которые называли батистовками блузы или кофты. По праздникам надевали фартук, сшитый из дорогой ткани и украшенный кружевами, лентами, прошвами. Изделия украшались орнаментом. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий. Для орнамента использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности), растительные мотивы (листья, цветы).
Головные уборы казачек
Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями.
Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку (фаньжон). Это шелковая кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом и очень украшали.
Из-под головного убора казачки всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках). Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой.
Молодые казачки повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке.
После замужества казачка делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. (фото 29 Казачка в головном уборе- шлычка) Такую шапочку носили донские казачки. Кроме того, голову покрывали наколкой. Это овальной шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В XIX веке среди казачек получает распространение головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы.
Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка (небольшой узорчатый платок), а на казимирку – шаль.
Украшения.
Что касается украшений у казачек, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом, серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки. Вообще, жемчуг был любимым украшением донских женщин.
Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Виды обуви у казаков и казачек:
- Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной
- Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги.
- Чевяки– низкие кожанные или сафьяновые башмаки без твёрдого задника.
- Башмаки – кожаная обувь до щиколоток с ремешками, изготавливалась из телячьей шкуры.
- Посталы (поршни) – самая примитивная повседневная обувь из кожи
С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна. Мужчины, как и женщины, носили с обувью грубые бумажные или шерстяные белые чулки. Среди казаков было распространено поверье, что чулки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, которые боятся запаха овец, т. к. овцы едят тарантулов. Поэтому казаки и казачки даже летом охотно ходили в шерстяных чулках.
С нарядной одеждой казаки носили обувь европейского типа: гусарики (праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди), баретки (полуботинки на низком каблуке с узкими носами), гетры (высокие ботинки с застежкой на боку). Суровой зимой носили валенки только зажиточных казаки. В начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их также носили с белыми шерстяными чулками, и сейчас на станичных улицах приходится встречать отголоски этой старинной моды. В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История казачества"
Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российски...
Образец оформления стенда "Страницы истории казачества Дона"
Данный материал подготовлен в рамках оформления для кабинета истории информационно-методического стенда "Страницы истории казачества Дона"...
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Внеклассное мероприятие "История казачества"
Внеклассное мероприятие "История казачества"...
Презентация по литературе "История казачества"
Данная презентация позволяет обучающимся познакомиться с историей зарождения казачества на Дону....
Рабочая программа по истории казачества. На 2016-2017 учеьный год.
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.Стремиться к осоз...
История казачества Заиграевского района
Автор изучаеь историю казачества через историю своей семьи...