Рабочая программа по истории казачества. На 2016-2017 учеьный год.
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 47.49 КБ |
КТП | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № _1__
от «_29___» ____августа_ 2016 года
Председатель педсовета
______________ /О.Г.Анохина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По Истории и современности кубанского казачества
Направление: духовно-нравственное
Уровень образования (класс): основное общее, 5 класс
(первый год обучения)
Количество часов: 34
Учитель Кушнарёва Татьяна Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы «История кубанского казачества» для учреждений дополнительного образования детей и (или) в 5-9 классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар, 2007. Авторы-составители: Ратушняк В.Н., Ратушняк О.В., Мирук М.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории кубанского казачества разработана на основе программы «История кубанского казачества. Программа для учреждений дополнительного образования детей и (или) в 5-9 классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края». – Краснодар, Перспективы образования, 2007. Авторы-составители: Ратушняк В.Н., Ратушняк О.В., Мирук М.В.
Количество часов по истории кубанского казачества по учебному плану ОУ в 5 классе составляет 34 часа в год.
Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества в 5-9 классах, является формирование:
- познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
- всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры Кубанского казачества;
- чувства гордости за свою малую родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
- представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
Содержание курса
5 класс (34 часа) по старой программе
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества (4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.
Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и исскустве.
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов)
Религиозные традиции и духовная жизнь запорожских и донских казаков. Кавказ-место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки-старообрядцы на Кубани в XVII веке. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектанством. Святые обители.
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верования.
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание Крещение Господне. Святки. Масленица, прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещение. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров Покрова). Престольные /храмовые праздники.
Войсковые праздники. День благоверного князя Александра Невского. Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.
Народные знания. Народная метеорология. Народные предания об устрой стве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремёсла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Горное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий войсковой фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык –диалекты и говоры.
Тема 4. Культура физического воспитания казачества (6 часов)
Физическое воспитание казачьей молодёжи в семье общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий спас.
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества (6 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Скотоводство. Лошадь в жизни казака.Корова-кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Традиции кубанского казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведённой в течение учебного года.
5 класс (34 часа) Обновлённая программа
Тема 1. Происхождение и становление казачества (2 часа)
Понятие казачества. Версии происхождения казачества. Кого называли и считали казаками? Казачьи войска на территории Российской империи (особенности и отличия, территориальная принадлежность).
Тема 2. Современные кубанские казаки (4 часа)
Кто такие казаки в условиях современности? Позиционирование казачества как народа.
Казак и казачье общество. Кто такие атаманы? Основные виды деятельности современных казаков (краткое описание).
Атаман Кубанского казачьего войска (фамилия и имя, чин, фотография). Численность Кубанского казачьего войска (членов казачьих обществ отдельно и вместе с членами казачьих семей).
Структура Кубанского казачьего войска (войско, казачьи отделы, районные, городские, станичные и хуторские казачьи общества).
Атаманы казачьих отделов (округа).
Атаманы районных, городских, станичных и хуторских казачьих обществ (применительно к территориальному расположению школы) (фамилии и имена, чины, фотографии).
Тема 3. Казачьи традиции и обычаи (4 часа)
Основные казачьи традиции и обычаи. Казачьи заповеди. Казачья семья. Особенности казачьего семейного воспитания.
Основные народные знания, обычаи и поверья.
Казачий говор и его основные отличия.
Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа)
Воспитание казака как будущего воина. Роль физического воспитания в подготовке будущего казака. Народные казачьи игры и забавы как элементы физического воспитания. Приоритетные направления физической подготовки: рукопашный бой, верховая езда, владение холодным оружием.
Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань (7 часов)
Образование Запорожской Сечи. Особенности быта и организации управления на Запорожье. Участие запорожских казаков в боевых походах. Взятие Запорожья Петром I. Окончание периода существования Запорожской Сечи во времена царствования Екатерины II.
Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань.
Черноморское казачье войско. Атаман Сидор Белый.
Прошение казаков о выделении земель на Кубани. Депутация А. Головатого в Петербург. Осмотр кубанских земель М. Гуликом.
Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота императрицы Екатерины II.
Высадка черноморских казаков на Тамани. Переселение черноморских казаков на Кубань сухопутным путем.
Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара.
Утверждение и применение «Порядка общей пользы», его роль в жизнедеятельности черноморского казачьего войска.
Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани
(5 часов)
Донские казаки: формирование и служба Российскому государству. Роль донцов в присоединении к России территорий Прикубанья. Волнения и бунты донских казаков и их исход. Уход казаков на Дон, расселение на Кубани.
Образование Кубанского конного линейного войска.
Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы.
Образование Кавказского линейного казачьего войска(1832 г.) Образование Новой Линии и её роль в обороне границ Кубани.
Тема 7. Роль Православия в дореволюционной казачьей среде (4 часа)
Позиционирование казаков, как воинов Веры Православной. Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и донских казаков.
Роль Кирилла Россинского в духовной жизни черноморского казачества.
Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством на Кубани.
Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный календарь.
Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные праздники.
Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе (3 часа) Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско.
Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Правящие архиереи епархий, окормляющих Кубанское казачье войско.
Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества.
Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.
Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов (1 час)
Военные конфликты казаков и горцев и их причины. Поиски путей примирения. Выстраивание торговых взаимоотношений. Интеграция горской культуры и заимствование её отдельных элементов казаками. Куначество.
Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа)
Тематическое планирование с характеристикой учебных универсальных действий
Темы | Содержание | Характеристика учебных универсальных действий |
5 класс. 1-й год обучения Тема 1. Происхождение и становление казачества (2 часа) | Урок 1. | Стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи |
Урок 2. | ||
Тема 2 Современные кубанские казаки (4 часа) | Урок 3. | Устанавливать историческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением казачества Применять подбор информации для составления портфолио. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя Стремиться к пониманию нравственных принципов собственного развития. |
Урок 4. | ||
Урок 5. | ||
Урок 6. | ||
Тема 3. Казачьи традиции и обычаи (4 часа) | Урок 7 | Представлять Усвоить основы духовной традиции казачества, основные понятия Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. |
Урок 8 | ||
Урок 9 | ||
Урок 10 | ||
Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа) | Урок 11 | |
Урок 12 | ||
Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань (7 часов) | Урок 13 | Иметь представление о Православном храме как общем доме христиан, месте общественного Православного богослужения. Различать основные части храма. Знать об особенностях церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Эмоциональному откликаться на произведения искусства. |
Урок 14 | ||
Урок 15 | ||
Урок 16 | ||
2-е полугодие с корректировкой | ||
Урок 17. Образование Запорожской Сечи. Особенности быта и организации управления на Запорожье. Участие запорожских казаков в боевых походах. Взятие Запорожья Петром I. Окончание периода существования Запорожской Сечи во времена царствования Екатерины II. | ||
Урок 18. Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань. Черноморское казачье войско. Атаман Сидор Белый. Прошение казаков о выделении земель на Кубани. Депутация А. Головатого в Петербург. Осмотр кубанских земель М. Гуликом. | ||
Урок 19. Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота императрицы Екатерины II. Высадка черноморских казаков на Тамани. Переселение черноморских казаков на Кубань сухопутным путем. Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара. Утверждение и применение «Порядка общей пользы», его роль в жизнедеятельности черноморского казачьего войска. | ||
Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани (5 часов) | Урок 20. Донские казаки: формирование и служба Российскому государству. Роль донцов в присоединении к России территорий Прикубанья. | Знать о происхождении церковного богослужения. Знать о значении молитвы и различных ее видов. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Усвоить значение понятий: «Молитва», «Благодать». |
Урок 21. Волнения и бунты донских казаков и их исход. Уход казаков на Дон, расселение на Кубани. | ||
Урок 22. Образование Кубанского конного линейного войска. Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы. | ||
Урок 23. Образование Кавказского линейного казачьего войска(1832 г.) | ||
Урок 24. Образование Новой Линии и её роль в обороне границ Кубани. | ||
Роль Православия в дореволюционной казачьей среде (4 часа) | Урок 25. Позиционирование казаков, как воинов Веры Православной. Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и донских казаков. | Знать историю появления колоколов на Руси и о колокололитейном искусстве русских мастеров. Различать разновидности колокольных звонов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей |
Урок 26. Роль Кирилла Россинского в духовной жизни черноморского казачества. | ||
Урок 27. Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством на Кубани. | ||
Урок 28. Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный календарь. Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные праздники. | ||
Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе (3 часа) | Урок 29 Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско. | Знать историю происхождения монашества. Осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монашества в истории России. Осознать смысл духовного подвига монашества. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. Анализировать жизненные ситуации сточки зрения нравственности. |
Урок 30. Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Правящие архиереи епархий, окормляющих Кубанское казачье войско. | ||
Урок 31. Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества. Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества. | ||
Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов (1 час) | Урок 32 Взаимоотношения казаков и горских народов | |
Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа) | Урок 33 Традиции кубанского казачества и современность. | |
Урок 34 Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведённой в течение учебного года. |
Учебно-методическое обеспечение
а) список литературы для педагога
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
- Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
- Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
- Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
- Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
- Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
- Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
- Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
- Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
- Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
- Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
- Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
- Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
- Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
- Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
- Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
- Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
- Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
- Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
- Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.
б) список литературы для учащихся
- Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
- О.В. Матвеев Учебник по истории кубанского казачества 5 класс,
Краснодар, 2007 г.;
- В.Н. Ратушняк, Б.Е. Фролов Учебник по истории кубанского казачества
6 класс, Краснодар, 2008 г.;
- В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк Учебник по истории кубанского
казачества
- 7 класс, Краснодар, 2009 г.;
О.В. Матвеев Учебник по истории кубанского казачества 8 класс,
Краснодар, 2009 г.;
- П.П. Матющенко, В.И. Черный Учебник по истории кубанского
казачества 9 класс, Краснодар, 2010 г.;
в) технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска.
г) экранно – тематические пособия
Презентации, диски песен.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей общественных дисциплин СОШ № 4 от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Немелинцева М.А._______________ ______________ 20__ года |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________М.А.Немелинцева
« » августа 2016 г.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АПШЕРОНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История и современность кубанского казачества
Класс: 5 Б, 8 А.
Учитель Кушнарёва Татьяна Анатольевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Первый год обучения.
Планирование составлено на основе рабочей программы
истории и современности кубанского казачества
учителя Кушнарёвой Т.А.., утвержденной решением педсовета от __ августа 2016 года, протокол № 1
КТП 5 класс. 1-й год обучения
№ урока | Содержание | Кол-во часов | План | Факт | Оборудование урока | Характеристика учебных универсальных действий | ||||||||
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества (4 часа) | ||||||||||||||
1 |
| Урок 1. Что такое казачество, кто такой казак? | ПК, проектор, м/м презентация | Стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | ||||||||||
2 | Урок 2. Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
3 | Урок 3. Казачество прошлое и современное: общее и особенное. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
4 | Урок 4. Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов) | ||||||||||||||
5 | . | Урок 5. Религиозные традиции и духовная жизнь запорожских и донских казаков. | ПК, проектор, м/м презентация | Устанавливать историческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением Православия на Руси. Применять подбор информации для составления портфолио. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя Стремиться к пониманию нравственных принципов собственного развития. | ||||||||||
6 | Урок 6. Кавказ-место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
7 | Урок 7 Казаки-старообрядцы на Кубани в XVII веке. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
8 | Урок 8 Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
9 | Урок 9 Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектанством. Святые обители. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
10 | Урок 10 Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верования. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
11 | Урок 11 Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание Крещение Господне. Святки. Масленица, прощеное воскресенье. Великий пост. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
12 | Урок 12 Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещение. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров Покрова). Престольные /храмовые праздники. Войсковые праздники. День благоверного князя Александра Невского. Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов) проведено 4 часа по старой программе | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | |||||||||||||
13 | Урок 13 Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье. | ПК, проектор, м/м презентация | Представлять Казачий войсковой фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. | |||||||||||
14 | Урок 14.Народные знания. Народная метеорология. Народные предания об устрой стве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
15 | Урок 15. Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремёсла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Горное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
16 | Урок 16. Казачий войсковой фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык–диалекты и говоры. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
2-е полугодие | ||||||||||||||
Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа) | ||||||||||||||
17 | Урок 17.Воспитание казака как будущего воина. Роль физического воспитания в подготовке будущего казака. Народные казачьи игры и забавы как элементы физического воспитания. Приоритетные направления физической подготовки: рукопашный бой, верховая езда, владение холодным оружием. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань (7 часов) | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | |||||||||||||
18 | Урок 18. Образование Запорожской Сечи. Особенности быта и организации управления на Запорожье. Участие запорожских казаков в боевых походах. Взятие Запорожья Петром I. Окончание периода существования Запорожской Сечи во времена царствования Екатерины II. Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань. Черноморское казачье войско. Атаман Сидор Белый. Прошение казаков о выделении земель на Кубани. Депутация А. Головатого в Петербург. Осмотр кубанских земель М. Гуликом. | ПК, проектор, м/м презентация | Иметь представление о славных подвигах казаков Знать об кубанских атаманах. Знать о роли «Порядка общей пользы», в жизнедеятельности черноморского казачьего войска. Эмоционально откликаться на деятельность. | |||||||||||
19 | Урок 19. Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота императрицы Екатерины II. Высадка черноморских казаков на Тамани. Переселение черноморских казаков на Кубань сухопутным путем. Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара. Утверждение и применение «Порядка общей пользы», его роль в жизнедеятельности черноморского казачьего войска. Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани (5 часов) | ||||||||||||||
20 | Урок 20. Донские казаки: формирование и служба Российскому государству. Роль донцов в присоединении к России территорий Прикубанья. | ПК, проектор, м/м презентация | Знать о формировании и службе казачества Российскому государству Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Усвоить значение понятий: «Новая линия». Образование Кавказского линейного казачьего войска | |||||||||||
21 | Урок 21. Волнения и бунты донских казаков и их исход. Уход казаков на Дон, расселение на Кубани. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
22 | Урок 22. Образование Кубанского конного линейного войска. Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
23 | Урок 23. Образование Кавказского линейного казачьего войска(1832 г.) | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
24 | Урок 24. Образование Новой Линии и её роль в обороне границ Кубани. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
Роль Православия в дореволюционной казачьей среде (4 часа) | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | |||||||||||||
25 | Урок 25. Позиционирование казаков, как воинов Веры Православной. Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и донских казаков. | ПК, проектор, м/м презентация | Знать о влиянии церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков. Знать историю появления колоколов Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей | |||||||||||
26 | Урок 26. Роль Кирилла Россинского в духовной жизни черноморского казачества. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
27 | Урок 27. Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством на Кубани. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
28 | Урок 28. Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный календарь. Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные праздники. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе (3 часа) | ||||||||||||||
29 | Урок 29 Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско. | ПК, проектор, м/м презентация | Знать историю происхождения монашества. Осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу. Осмыслить роль монашества в истории России. Осознать смысл духовного подвига монашества. | |||||||||||
30 | Урок 30. Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Правящие архиереи епархий, окормляющих Кубанское казачье войско. | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | ||||||||||||
31 | Урок 31. Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества. Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества. | ПК, проектор, м/м презентация | ||||||||||||
Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов (1 час) | ||||||||||||||
32 | Урок 32. Взаимоотношения казаков и горских народов | ПК, проектор, м/м презентация | Анализировать жизненные ситуации сточки зрения нравственности. | |||||||||||
Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа) | ЦОР, таблицы по истории и культуре КК | |||||||||||||
33 | Урок 33. Традиции кубанского казачества и современность. | ПК, проектор, м/м презентация | Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. | |||||||||||
34 | Урок 34. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведённой в течение учебного года. | ЦОР, карта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 10 класс 2016-2017
новое положение...
рабочая программа по истории 6 класс 2016-2017 уч.г.
рабочая программа по истории 6 класс под редакцией Торкунова А.В....
Рабочая программа по литературе 5 класс 2016-2017
По учебнику И.Сухих...
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс, 2016-2017 уч.год
Рабочая программа по математике 7 класс на 2016-2017 уч.год рассчитана на 210 часов (по плану 175 часов + 35 часов школьный компонент). Школьный компонент отводится на расширение знаний базо...
рабочая программа по МХК 11 класс 2016-2017
программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 2016-2017 уч.год...
Рабочая программа кружка "История казачества"
Рабочая пограмма дополнителного образования...
Комментарии
РП+КТП по истории казачества
Исправлено