"Игры, развивающие речевое дыхание"
статья

Зенченко Елена Владимировна

"Игры, развивающие речевое дыхание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvivayushchie_rechevoe_dyhanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

      Для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «З», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

       Взрослый обращает особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («Ау», «Иа», «Уа» и т.д.), он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.

        Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагают подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогут ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

ЧЕЙ ОДУВАНЧИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?

Цель:   Развитие у ребенка умения длительно, плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

  Ход игры:   Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может Сделать это дунув на цветок 3-4 раза.

ВОДИЧКА.

Цель:  Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, напряженно), формирование правильного произношения звука «С».

 Материал:   Кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры:     Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

              Водичка, водичка,

              Умой мое личико,

              Чтобы глазки блестели,

              Чтобы щечки краснели,

               Чтоб смеялся роток,

               Чтоб кусался зубок.

 Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему « спеть» песенку водички. Ребенок  поет «длинную песенку», т.е. произносит звук «С – с – с».

                                                       

ПУЗЫРЬ.

Цель:    Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Ход игры:   Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь», наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные « трубочкой» (один на один).

              При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3-4 раза.  Затем дети берутся за руки и двигаются назад расширяя круг и говоря:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

     образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!».  Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

         

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:       Ветер, ветер, ты могуч,

                                                           Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад.

        Сделайте снежинки ваты (рыхлые комочки). Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.        Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.                 

                                                                         Листопад

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже не говорящие дети.                                                                     

                                                      Бабочка

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки - На березовой ветке!

   Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

                                                                              Шторм в стакане

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха Должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....

Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах

Уважаемые коллеги логопеды!Каждому из нас, естественно, очень знакома обидная ситуация затянувшейся во времени автоматизации вновь поставленного звука. Когда от занятия к занятию приходится многократн...

Вместе с мамой.Игры, развивающие речевое дыхание.

Игра на дыхание занимает времени немного, но очень хорошо настраивает детей на рабочий лад, раскрепощает, способствует развитию интереса и улучшению запоминания лексического материала, а главным образ...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Данные упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи....

Развивающее пособие для развития речевого дыхания и пальчиковой гимнастики «Футбол»

Материал предназначен для воспитателей, учителей - логопедов....