Развивающее пособие для развития речевого дыхания и пальчиковой гимнастики «Футбол»
методическая разработка

Дементьева Татьяна Николаевна

Материал предназначен для воспитателей, учителей - логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дементьева Татьяна Николаевна

учитель-логопед,

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №25 «Успех»,

г. Канск.

Развивающее пособие для развития речевого дыхания и пальчиковой гимнастики «Футбол»

Дыхание является основой внешней (произносительной) речи. От его правильности зависит чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).

У детей с речевой патологией физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы.

Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Данное пособие изготовлены мною самостоятельно и используется для развития физиологического дыхания.

Цели: развитие речевого дыхания; мелкой моторики рук.

Задачи: выработать глубокий вдох и длительный выдох; активизировать губные мышцы, стимулировать мелкую моторику рук ребенка; формировать умение работать в парах.

Участники: дети от двух до десяти лет(в игре могут участвовать от 2 до 4 детей).

Ожидаемый результат: Вырабатывается длительный плавный и сильный выдох. Разовьётся пальцевая моторность и межполушарное взаимодействие.

Материал: пластиковые панели, пластиковый уголок, силикон, стаканчики от йогурта, котельные трубочки, мячики разных размеров и разного веса, каретка от яиц.


Правила игры «Футбол»
Цель игры — забить как можно больше голов сопернику.

Участники (в игре могут участвовать от 2 до 4 детей) сидят друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктельную трубочку, должны переместить мячик на поле "соперника" и "забить гол в ворота". Выигрывает тот, кто забьёт больше "голов".

Рекомендации игрокам:

- делаем плавный сильный вдох через нос (набираем полную грудь воздуха)
- во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- дуем плавно, а не толчками на свой футбольный мяч, направляя воздушную струю с помощь губ то сильно, то слабее, перемещая мяч на поле соперника.

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос

 - касаться руками мяча запрещено.

Рекомендации педагогу:

На протяжении всей игры необходимо осуществлять контроль за правильностью дыхания.
- для того чтобы выдохнуть необходимо сделать глубокий  вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох производим плавно, а не толкаем его;
- губы складываются трубочкой и делаем плавный выдох, губы не сжимать, и не надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок пытается выдыхает через нос, зажмите ребенку ноздри, для того чтобы он понял как должен выходить воздух).
- следим, чтобы щеки у ребенка не раздувались, и не поднимались плечи.

- следим, чтобы мышцы рук, груди, шеи у детей не напрягались.

От напряжения у детей часто начинается усиленное слюноотделение, поэтому необходим носовой платок или салфетки. 
Необходимо иметь в виду когда проводим игры на развитие дыхания, что дыхательные упражнения могут вызвать головокружение, и утомить ребенка. Поэтому игру необходимо ограничивать по времени (песочные часы как раз хорошо подойдут для контроля времени).

Второй вариант игры «Пальчиковый футбол»

Цель игры — забить как можно больше голов сопернику.

Участники (в игре могут участвовать от 2 до 4 детей) на пальцы надевают футболистов, изготовленных из картона с прорезями для указательного и среднего пальца, пальцы детей передвигаются по игровому полю забивая одним пальцем мяч в ворота соперника выигрывает тот, кто забьёт больше "голов". В игре можно играть одной рукой, а так же для межполушарного развития двумя руками, надев на пальцы обеих рук футболистов.

Рекомендации игрокам:

- двигаемся по полю пальцами только поочередно;
- забиваем гол в ворота одним пальцем, а не двумя.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой

. –– М.: Книголюб, 2004. – 56 с. - (Логопедические технологии.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...

Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...

Упражнения пальчиковой гимнастики для развития речевого дыхания

Упражнения  пальчиковой гимнастики для  развития речевого дыхания...

Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития речевого дыхания

Представлен комплекс упражнений по развитию длительной целенаправленной воздушной струи....

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ "ФУТБОЛ"

Дыхание является основой внешней  ( произносительной) стороны речи. От его правильности зависит чистота и красота голоса и его измененмй ( тональных оттенков).У детей с речевой патологией физиоло...