Деловая игра "Полисы"
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Акимов Евгений Алексеевич

Деловая игра "Полисы" представляет собой экономическую стратегию, где игрокам предстоит достичь успеха в условиях ограничености ресурсов и постоянно изменяющейся экологической ситуацией. Игра подходит для детей с 13 до 17 лет, а также для взрослых. Данную игру можно использовать на внеурочных занятиях или как учебное пособие по финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Полисы»

Цель игры: привести свой город к экономическому и\или экологическому благоденствию.

Правила игры

В игре принимают участие четыре команды. Каждой команде выдаётся карта игрового мира, а также карточки зданий, торговли, баллов и проектов. Каждый полис (иначе говоря, город) имеет свои стартовые условия, как экономические и экологические, так и географические. Ваша задача – развить сильные стороны своего государства и укрепить слабости, при этом, не нарушая экологического баланса. Игра представляет собой экономико-экологическую стратегию, поэтому боевой системы в ней нет.

Атрибутика

1) Мировая карта. Лист, со схематичным изображением полисов и природной ситуацией на ней. Стрелкой на ней показано движение воздушных масс, значки – обозначают ресурсы.

2) Карточка зданий. Лист, на котором описаны все возможные здания, их стоимость и свойства.

3) Карточка торговли. Лист, на котором отображены цены на ресурсы.

4) Карточка баллов. Лист, на котором отображены баллы за то или иное действие.

5) Карточка проектов. Лист, на котором отображены экономические и экологические проекты, а также их стоимость.

Порядок игры

Кон делится на несколько фаз.

1) Фаза старта.  Игроки могут собрать ресурсы со своей территории и построек.

2) Фаза торговли. Игроки могут обмениваться ресурсами, заключать торговые и иные договоры, а также приобретать ресурсы на бирже.

3) Фаза строительства. Игроки могут строить и разрушать имеющиеся здания.

После окончания действий в фазе команды говорят об этом ведущему, а также сообщают обо всех построенных зданиях и количестве ресурсов.

Условия игры

Постройки

Каждая постройка имеет своё предназначение. В этой игре постройки делятся на несколько типов:

1) Промышленные. Позволяют добывать ресурсы, производят большое количество промышленных отходов.

2) Сельскохозяйственные. Позволяют возделывать плодородную почву. Со временем истощают её.

3) Морские. Позволяют добывать полезные ископаемые из моря. Истощают морские глубины, загрязняют воду.

Ресурсы и экономика

В игре есть несколько видов ресурсов: нефть, природный газ, каменный уголь, золото, ртуть, алмазы, лес, плодородная почва, медь. Каждый из этих ресурсов нужен для постройки того или иного сооружения. Ресурсы можно либо добывать из недр, либо покупать и обменивать у других игроков, либо покупать на бирже.

Цены на ресурсы зависят от их количества и ценности. Так, золото и алмазы являются самыми дорогими ресурсами в начале игры, а лес и уголь – самыми дешёвыми. Если у двух игроков накопилось более 1000 единиц ресурса, то цена на его продажу снижается на 10% за каждые дополнительные 500 единиц.

Биржа является универсальным контролёром цен. Она устанавливает свои цены на ресурсы и в начале фазы торговли объявляет текущие цены и наличие тех или иных ресурсов. Игроки могут устанавливать свои цены на ресурсы.

Деньги (кредиты – cr) – являются универсальным товаром. С их помощью можно приобретать постройки и их можно инвестировать в различные проекты. Внимание! Банкротство приведёт к поражению в игре!

Деньги приобретаются за счёт продажи ресурсов либо за счёт кредитов, которые можно либо брать у других игроков и биржи, либо раздавать их самостоятельно. Процентная ставка  может быть выше, чем процентная ставка биржи. Биржа устанавливает процентную ставку исходя из интересов накопления ресурсов.

Биржа

Ведущий в этой игре, или биржа, это универсальный торговый партнёр. Биржа изначально имеет по 2000 единиц каждого ресурса и 20 000 cr. Торговля происходит по ценам согласно карточке торговли. Биржа фиксирует все построенные здания, записывает очки и ведёт подсчёт экологической опасности (ЭО).  При отсутствии кредитов биржа может осуществлять бартерный обмен ресурсами. Однако, обмен должен быть эквивалентен денежной сумме (в cr) за указанный товар. То есть, биржа должна отдать столько товара, сколько стоит предлагаемый товар в cr. Так же биржа следит за изменением цен на ресурсы. Изменённые цены становятся базовыми для всех, однако игроки могут устанавливать и свои цены на товары. Однако с биржей игроки торгуются только по базовым ценам.

 Экология

Экологическая ситуация представлена круговоротом воздушных и водных масс, а также истощением почвы и загрязнением моря. Процент экологической опасности может либо возрастать, либо уменьшаться.  Экологическая опасность – это общая переменная для всех полисов. Поэтому в конце кона (раунда) она считается с построек, возведённых всеми, а не только той команды, где находится воздушный поток.

Каждый новый кон воздушный поток переходит от одного полиса к другому. Соответственно, к каждому полису воздух приходит всё более и более загрязнённый. В зависимости от уровня экологической опасности вырастают и цены на постройку зданий и выполнение проектов. Так, если по итогам раунда, уровень экологической опасности (ЭО) вырос на 18%, то и цены на все здания, как в ресурсах, так и в кредитах, выросли на 18% у той команды, на чей территории находится воздушный поток. Но этот эффект можно и уменьшить. Если уровень экологической опасности достигнет 200%, то все команды терпят поражение! При повышении уровня экологической опасности команды обязаны уплатить штраф, пропорциональный возросшему уровню опасности. После достижения 100% вместе с возросшим процентом взимается и штраф за текущий уровень опасности. Вид платежа устанавливает биржа. Если у команды отсутствуют средства на выплату, то ей устанавливается выплата новым ресурсом или денежный эквивалент.

Процент ЭО начисляется единовременно за каждую новую постройку!

Проекты

Полисы совместно или поодиночке могут осуществлять различные проекты. Проекты делятся на два вида: экономические и экологические. Проекты не являются обязательно единовременными, средства можно вкладывать с течением времени. Выполнение проекта даёт дополнительные баллы и влияет на карту мира. Так, выполнение экологического проекта даёт снижение уровня экологической опасности, а выполнение экономического проекта – бонус к ресурсу (по выбору игрока).

Условия победы

В игре есть три способа победы:

1) Экономический. Заработать 10 000 каждого ресурса или  заработать 1 000 000 cr, или единолично провести три экономических проекта.

2) Экологический. Единолично провести три экологических проекта и снизить уровень экологической опасности на 50%

3) Общая победа по очкам. Набрать максимально возможное количество очков (200).


Карточка зданий

Нефтедобывающая станция. Цена: 300 меди, 500 железа.(700 cr) Даёт прирост +150 нефти за ход (по одной на каждое месторождение). Повышает ЭО на 2% Можно усовершенствовать до нефтеперерабатывающего завода. Цена: 500 золота. Прирост +100 (итого +350 за ход) Повышает уровень ЭО на 5% (итого 7%)

Станция по добыче природного газа. Те же цены, что и н\д завод.

Золотая шахта. Цена: 300 алмазов, 600 леса.(1500 cr) Прирост +150 золота\ход. Уровень ЭО +3%. Улучшить шахту:150 золота (1000 cr) (+100 золота, ЭО +2)

Медная шахта. Цена: 150 алмазов, 300 леса. Прирост+150 медь\ход. ЭО+4. Улучшить шахту:100 золота (1350 cr) (+150 медь, ЭО +3)

Ртутная разработка: Цена: 600 золота, 200 прир.газ.(2000 cr) +300 ртуть\ход. ЭО +5. Улучшить разработку: 3000 cr. (+50 рт\ход. ЭО+5)

Алмазная шахта: 400 нефть, 100 пр.газ, 50 медь. (3000 cr). +70 алм\ход. ЭО+3.Усовершенствование: 100 железа. (+50 алм\ход). ЭО+1

 Железная шахта: 500 уголь, 200 лес. (1500 cr). +100 жел\ход. ЭО+7. Усов. 100 прир.газ. (+50 жел\ход). ЭО+3.

Ферма: 50 жел, 100 лес. (500 cr). +200 cr\ход. ЭО+2. Усов. 100 уголь. (+100 сr\ход) ЭО+1

Лесопилка: 100 алм, 100 жел, 100 мед. (+150 лес\ход). ЭО+4. Усов. 50 нефть. (+50 лес\ход). ЭО+4.

Угольная шахта: 50 алм.100 жел.100 лес. (+150 уголь/ход).(1000 сr) ЭО+4. Усов. 100 мед. ЭО+4

*в скобках указаны цены на здания в cr. То есть, можно или построить за ресурсы, или купить за cr.


Карточка торговли

Нефть и газ – 50 сr\за 10 единиц.

Алмазы – 200 cr\ за 10 единиц.

Золото – 170 сr\ за 10 единиц.

Уголь – 30 cr\ за 10 единиц.

Лес – 20 cr\ за 10 единиц.

Ртуть – 100 cr\за 10 единиц.

Медь – 70 cr\за 10 единиц.

Железо – 50 cr\ за 10 единиц.


Карточка баллов

Постройка «нефть и газ» Т1 +2 Т2 +4.

Постройка «алмазы и ртуть» Т1 +4, Т2+5

Постройка «лес и уголь» Т1+3, Т2+7

Постройка «золото» Т1+4, Т2+7

Постройка «ферма» Т1+2, Т2+5

Постройка «железо» Т1+3 Т2+3

Постройка «медь» Т1+5 Т2+1

*Т – тип. Очки за улучшение зданий суммируются. Так, ферма Т2 даёт в итоге 7 очков.

Сольный экономический проект +50 баллов +10 за единовременное исполнение.

Сольный экологический проект + 50 баллов +10 за единовременное исполнение.

Групповой проект (любой) +10, 15, 30 баллов (в зависимости от количества вложенных ресурсов).

Единовременный торговый контракт +2 балла.

Долговременный торговый контракт (более трёх ходов) + 5 баллов каждой стороне. После четвёртого хода +1 за каждый ход.

Безвозмездный дар +20 баллов за каждый дар.

Единовременная выдача кредита +3 балла

Мировой кредитор +7 баллов.

Погашение кредита +3 балла. +2 за досрочное.


Карточка проектов (можно выполнить только один раз)

Экономические

Субсидировать средства в развитие добывающей промышленности. 25 000 cr. Или 5000 медь, 5000 ртуть, 5000 нефть, 5000 газ. Награда: удвоенное количество любых двух указанных ресурсов или денег.

Субсидировать средства в развитие добычи ценных металлов. 50 000 cr. Или 5000 зол, 5000 ртуть. Награда: удвоенное количество любого указанного ресурса или денег.

Субсидировать средства в развитие сельского хозяйства. 20 000 cr. Или 5000 уголь, 5000 железа, 5000 лес. Награда: Утроенное количество денег, снижение ЭО всех ферм до 0.

Экологические

Построить очистные сооружения. 30 000 cr. Или 5000 жел, 5000 газ, 5000 зол. Награда: снижение ЭО на 17%. Снижение ЭО одного из зданий (любого) до 0. Процент ЭО здания вычитается из общего ЭО.

Провести очистку воды: 30 000 cr. Или 5000 алм, 5000 медь. Награда: снижение ЭО на 17%.  Снижение ЭО всех зданий, построенных на воде до 0.

Провести восстановление зелёной зоны: 40 000 cr. Или 4000 лес, 5500 зол.
Награда: снижение ЭО на 17.% Все лесопилки производят вдвое меньше ЭО и на 100 ед. больше леса.


Карточка начальных условий

Полис 1. Полис богат залежами нефти и железа. Есть небольшие запасы золота, природного газа и угля. Имеется небольшая лесополоса и малая площадь плодородных почв. Морские ресурсы представлены залежами алмазов. Изначальное количество ресурсов: 100 зол, 300 нефть, 300 жел, 100 газ, 50 ртуть, 50 алм, 50 медь, 50 уголь, 50 лес. Максимальное количество ферм – 2. Максимальное количество лесопилок – 1.  Максимальное количество нефтяных скважин – 5. Максимальное количество железных шахт – 5.  Максимальное количество алмазных шахт – 2.Стартовая сумма кредитов – 3000.

Полис 2. Богат залежами алмазов и меди. Есть незначительное количество ртути и природного газа. Незначительная лесополоса. Половина алмазных залежей находится на морском дне. Изначальное количество ресурсов: 50 зол, 50 нефть, 50 жел, 50 газ, 400 алм, 150 ртуть, 50 лес, 50 уголь, 200 медь. Максимальное количество ферм – 0. Максимальное количество лесопилок – 1. Максимальное количество алмазных шахт – 4. Максимальное количество медных шахт – 4. Максимальное количество газовых скважин – 1. Максимальное количество ртутных разработок – 1. Стартовая сумма – 7500 cr.

Полис 3. Богат залежами угля. Имеет самые большие посевные площади. Имеются незначительные залежи золота. Морские ресурсы представлены природным газом. Богатая лесополоса. Изначальное количество ресурсов: 300 газ, 500 уголь, 200 лес, 100 зол, 50 ртуть, 50 алм, 50 медь, 50 нефть, 50 жел. Максимальное количество ферм – 6. Максимальное количество лесопилок – 4. Максимальное количество угольных шахт – 5. Максимальное количество золотых шахт – 1. Максимальное количество газовых скважин – 3.  Стартовая сумма – 1500 cr.

Полис 4. Богат залежами нефти и ртути. Богатая лесополоса. Есть неразработанные медные и золотые залежи. Морские ресурсы ничем не представлены.  Изначальное количество ресурсов: 500 нефть, 300 ртуть, 300 лес, 50 жел, 50 медь, 50 алм, 50 уголь, 50 зол, 50 газ. Максимальное количество лесопилок – 4. Максимальное количество ферм – 0. Стартовая сумма – 4000 сr. Максимальное количество ртутных разработок – 4. Максимальное количество нефтяных скважин – 3. Максимальное количество медных шахт – 2. Максимальное количество золотых шахт – 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....