программа ДТО "Мягкая игрушка"
рабочая программа
Рабочая программа ДТО "Мягкая игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dto_myagkaya_igrushka_kim_t.v.doc | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по вопросам образования администрации
Михайловского муниципального района Приморского края
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Центр детского творчества» с. Михайловка
Михайловского муниципального района
РАССМОТРЕНА методическим советом МБО ДО «ЦДТ» с. Михайловка от 15 мая 2019 г. Протокол № 4 | ПРИНЯТА на педагогическом совете МБО ДО «ЦДТ» с. Михайловка Протокол № 4 от 22 мая 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБО ДО «ЦДТ» с. Михайловка ____И.И. Мирошникова От 17.06.2019 № 45-д |
МЯГКАЯ ИГРУШКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 4 года
Ким Татьяна Владимировна, педагог
дополнительного образования
с. Михайловка
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность программы «Мягкая игрушка» заключается в том, в сегодняшней России идет возрождение традиционной игрушки. Игрушка – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Игрушка неизменный спутник ребёнка, его друг, главное действующее лицо в играх, забавах, она пробуждает у ребёнка мысль, даёт широкие возможности для познания окружающей действительности. Шить игрушки одно удовольствие, они одновременно просты и сложны в изготовлении. Игрушка - часть культуры народа, мастер вкладывает в образ игрушки свою фантазию, выдумку, изобретательность.
Для раскрытия перед ребенком многогранных возможностей декоративно-прикладного творчества, приобщения его к большому и многообразному миру искусства программу введены разделы «изонить», «бисероплетение». На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт ручного труда, рисования, закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, счете, осваивают технологический процесс - работу с лекалами, выкройками, сборку деталей и самостоятельно учатся находить способы и средства для придания индивидуального облика своей игрушки.
Цель программы
Цель программы - развитие у обучающихся способностей к творческому самовыражению и самореализации в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки, бисероплетения и изонити.
Освоение программы предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач:
Задачи программы:
Развивающие задачи:
- развить природные задатки мотивации к творчеству и способности детей (восприятие, память, репродуктивное и наглядно-образное воображение, фантазию, наблюдательность);
- развить в детях такие качества личности, как: творческое отношение к делу, чувство меры и вкуса, настойчивость в стремлении доводить начатое дело до конца;
- через использование нестандартных форм и методов организации образовательного процесса уметь самостоятельно строить свою жизнь, быть активной личностью, адаптироваться к социальным условиям современности.
Воспитательные задачи:
- воспитать стремление к красоте, умение разглядеть и оценить прекрасное в творениях человеческих рук;
- через уважительное отношение и терпимость друг к другу, воспитать чувства человеческого достоинства, коллективизма и справедливости, формировать общую культуру поведения, общения;
- воспитать стремление к рефлексии и анализу результатов своего труда, настойчивости в достижениях поставленных задач и преодолении трудностей;
- через систему и последовательность занятий поддержать в детях уверенность в собственных силах, воспитать такие качества личности, как: целеустремлённость, трудолюбие, усидчивость, бережливость, аккуратность и тщательность в работе с материалами и инструментами.
Обучающие задачи:
- знакомить детей с различными видами игрушек (каркасной, объёмной, плоской, шарнирной и др.);
- знакомить детей с различными видами тканей, швов, выполнять изделия согласно алгоритму работы, научить работать безопасно и качественно;
- обучить плоскостному моделированию в технике «изонить»;
- способствовать побуждению детей к самостоятельному поиску путей совершенствования технологии изготовления игрушек, использованию новых материалов для осуществления своих творческих замыслов;
- научить пользоваться литературными источниками.
Направленность программы
Дополнительная общнобразовательная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» имеет художественную направленность и ориентирована на профессиональном определении, формировании определённых знаний, умений и навыков, в развитии творческой индивидуальности каждого ребёнка.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от пособия для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений «Кружок
изготовления игрушек-сувениров» - Молотобарова О.С.- М.: Просвещение, 1990г. Модифицирована и разработана в соответствии с комплексной образовательной программой Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие». Программа обобщает многолетний опыт работы педагогов по декоративно-прикладному направлению и способствует формированию у ребенка интереса к истории народного творчества, к профессиям декоративно-прикладного характера.
В данной образовательной программе есть новые разделы, которых нет в типовой программе Министерства просвещения СССР, 1986 года. Это разделы по изготовлению сувениров, интерьерных и обрядовых игрушек, игрушек по новым технологиям из разнообразных современных материалов, которые вызывают у детей большой интерес к изучению.
В программе широко применяются современные методики, органично сочетающие в себе элементы развития навыков художественного освоения мира и индивидуальные творческие способности обучающихся.
В настоящее время хочется не только «сесть в поезд новых технологий», но и внести что-то свое, которое позволит увлечь, заинтересовать обучающихся. И очень многое мы получаем от своих учеников, благодаря их приспособляемости в этом мире.
На занятиях важную роль играет последовательное выполнение различных технологических операций, рациональная организация творческой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку, межпредметная интеграция и опора на ранее освоенные и апробированные знания, умения и навыки.
При проведении занятий используются медиа и интернет ресурсы. Это помогает педагогу получить необходимую информацию о современных видах рукоделия, модных тенденциях, что позволяет удовлетворять запросы обучающихся и повысить профессионализм самого педагога.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 14 лет. Прием в детское творческое объединение осуществляется по желанию ребенка и с согласия родителей, без предъявления требований к базовым знаниям.
Группы комплектуются из одновозрастных детей или погодков, в которых занимаются одновременно мальчики и девочки. Дети, прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровн
Объем и срок освоения программы
Данная программа среднесрочная, срок ее реализации 4 года. Общее количество учебных часов -576ч. Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы, 7 – 14 лет.
Этапы реализации программы:
Программа построена по принципу перехода от простого к сложному, при этом каждая ступень обучения имеет свои правила. Дети работают с разнообразным материалом, знакомятся с различными видами техники прикладного творчества.
1 этап (первый, второй-год обучения) – ознакомительно-развивающий.
На начальном этапе обучения дети изучают основы швейного дела: учатся обмеловывать и вырезать детали, изучают виды швов и их применение, а так же пришивают пуговицы и делают нитяные петли. Дети изготавливают простейшие игрушки, раскраивают, смётывают, сшивают детали, набивают основу, оформляют, соблюдая алгоритм работы. Воспитанники умеют использовать приобретенные знания, умения и навыки необходимые для изучения наиболее сложных изделий, таких как полу объемные, объёмные, каркасные игрушки. Знакомятся с классификацией и свойством бисера, основными приёмами бисероплетения, условными обозначениями, последовательностью изготовления изделий из бисера. К концу первого года обучения дети самостоятельно выполняют игрушки - сувениры из ткани и бисера.
2 этап (третий, четвертый- год обучения) – углубляюще-развивающий.
На данном этапе программой предусмотрено шесть дополнительных разделов:
- Материаловедение - дети учатся классифицировать ткани по видам, назначению и применению, разбираться в цветовых сочетаниях.
- Игрушки из бисера – учатся гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам знакомятся с технологией работы с бисером, получают знания для создания игрушек, украшений из бисера, цветочных композиций.
- Игрушки из носочков - работают с тканями в полоску, трикотажем и махровой тканью.
- Лоскутная кукла - сочетают разнообразные материалы, изготавливают волосы из пряжи, делают утяжку лица, оформляют игрушки дополнительными деталями.
- Кукла в народном костюме - знакомятся с историей народной игрушки и элементами народной одежды.
- Изонить – осваивают ниточный дизайн, создают художественный образ путем пересечения цветных нитей на картоне.
Приступая к изготовлению изделия, дети рассматривают различные варианты образцов, оценивают их достоинство и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант для заданных условий. Постепенно вырабатывается критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия.
3этап- с последующим переходом в группу мастер-класс.
Форма обучения
Форма обучения – очная, групповая.
Особенности организации образовательного процесса.
Группы комплектуются из одновозрастных детей или погодков, в которых занимаются одновременно мальчики и девочки. Дети, прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне. Состав группы постоянный.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Занятия кружка проводятся ежедневно, согласно расписанию:
Первый год обучения:
72 часа в год (в неделю 2 часа / 2 раза по 1 часу / дети 6-8 лет);
Второй год обучения:
144 часа в год (в неделю 4 часа / 2 раза по 1,5часа и 1 раз 1 час / дети 8-9 лет).
Третий год обучения:
144 часа в год (в неделю 4 часа / 2 раза по 2 часа / дети 9-10 лет).
Четвертый год обучения:
216 часов (в неделю 6 часов / 3 раза по 2 часа /
или 2 раза по 3 часа / дети с 10 лет).
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- историю народной игрушки;
- виды мягкой игрушки; виды бисерной игрушки;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
- названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек, технологию изготовления мягкой игрушки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работу самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Общие требования к оформлению кабинета.
- Соответствие кабинета нормам СанПин;
- Чистота, освещенность, проветриваемость кабинета;
2.Методическое обеспечение программы:
- Методические разработки и планы конспекты занятий;
- Дидактические материалы ( инструкционные карты, трафареты, шаблоны, таблицы, карточки задания, схемы, тесты, кроссворды, книги, журналы)
Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
5. Бисерная цепочка «пупырышки»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
6. Цепочка «зигзаг»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
7. Цепочка «змейка».
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
8. Цепочка с цветами из шести лепестков
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мною разработана система отслеживания и оценивание результатов по образовательной программа, на основании методических разработок: Е.А.Гурбина «Занятия по прикладному искусству» Изд. 2-е- Волгоград: Учитель, 2010г.,Путятина Е.Б. Учимся шить мягкие игрушки. Практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
Методическое пособие декоративно-прикладного искусства Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» издательство «Учитель», 2015г.
Процесс обучения предусматривает виды контроля, направленные на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной и творческой активности обучающихся, развитие и реализацию индивидуальных, а также предпринимательских способностей обучающихся:
- вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме, позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- рубежный - проводится после завершения изучения каждого блока, закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
- итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.
Результативность
Результативность полученных знаний определяется при выполнении самостоятельной творческой работы определенного уровня сложности по темам программы и ее оценкам в поселковых, районных и краевых выставках, конкурсах и ярмарках.
Учебные результаты
Текущие результаты обучения отслеживаются по направлениям:
- Усвоение теоретической части программы.
- Наработка практических навыков и умений при выполнении заданий в творческих группах и индивидуально.
- Владение специальной терминологией.
Отслеживание ведется формами: собеседование, повседневное наблюдение, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, работа по тематическим картам, выполнение контрольного задания.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам
- развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти;
- работа со специальной литературой;
- формирование самоконтроля, повышение волевых черт характера обучающихся;
- умение работать в группе;
- умение соблюдать правила техники безопасности в процессе учебы;
- умение соблюдать правила этикета, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Формы отслеживания результатов: наблюдение, анкетирование, проведение культурно-массовых мероприятий и праздников, изучение мнений обучающихся, родителей, учителейшколы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-й год обучения (72 часа)
№ | Наименование разделов и тем | В том числе | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
всего | теоре- тических | практи-ческих | |||
I. | Введение | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Тест |
1.2. | Мои любимые игрушки | 1 | - | 1 | Тест |
II. | История изготовления игрушек | 2 | 1 | 1 | |
2.1. | Игрушки со всего мира | 1 | 1 | - | Опрос |
2.2. | Игрушечных дел мастера | 1 | - | 1 | Творческая работа |
III. | Основы швейного дела | 8 | 3 | 5 | |
3.1. | Материалы и инструменты | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
3.2. | Виды ручных швов | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест, творческая работа |
3.3. | Алгоритм пошива игрушек | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворд |
3.4. | Мешочек для рукоделия | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос, творческая работа |
3.5. | Пришивание пуговиц | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа |
3.6. | Изготовление декоративных игольниц | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа |
IV. | Простейшие игрушки | 14 | 1,5 | 12,5 | |
4.1. | Сказочная геометрия | 3 | 0,5 | 2,5 | Творческая работа |
4.2. | Игрушки на основе шара | 3 | 0,5 | 2,5 | Творческая работа |
4.3. | Плоскостные игрушки | 8 | 0,5 | 7,5 | Творческая работа |
V. | Объемная игрушка | 14 | 1 | 13 | |
5.1. | Игрушки из декоративных тканей | 7 | 0,5 | 6,5 | Творческая работа |
5.2. | Игрушки из меха | 7 | 0,5 | 6,5 | Творческая работа |
VI. | Бисероплетение | 12 | 1 | 11 | |
6.1. | Игрушка из бисера | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
6.2. | Украшения из бисера | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
VII. | Сувениры | 14 | 2,5 | 11,5 | |
7.1. | Подарки первоклассникам | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа |
7.2. | Новогодние сюрпризы | 3 | 0,5 | 2,5 | Творческая работа |
7.3. | Валентинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа |
7.4. | Подарки для родителей | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа |
7.5. | Подарки для друзей | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа |
VIII. | Выставки, праздники, конкурсы, экскурсии | 5 | 1 | 4 | Выставочные работы, игра,соревнование |
IX. | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | Тест |
Итого часов: | 72 | 13 | 59 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1-й год обучения
- Введение в образовательную программу.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство педагога и обучающихся. План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 1.2. Мои любимые игрушки.
Практика. Рисуночный тест «Мои любимые игрушки».
- История изготовления игрушек.
Тема 2.1. Игрушки со всего мира.
Теория. Беседа: «Игрушки со всего мира». Рассматривание иллюстраций, образцов игрушек.
Тема 2.2. Игрушечных дел мастера.
Практика. Лоскутная аппликация «Игрушечных дел мастера». Составление узоров из лоскутных элементов: полос, квадратов, кругов.
III. Основы швейного дела.
Тема 3.1. Материалы и инструменты.
Теория. Беседа: «Магазин тканей».
Виды тканей и применение их в быту. Определение тканей по внешнему виду, по виду переплетения, по запаху при горении.
Нитки для шитья, нитки для вышивания.
Инструменты: иголки и булавки, ножницы, линейка, карандаш, мел, утюг.
Практика. Конструирование на бумаге, переплетение полосок бумаги по типу саржевого и полотняного переплетения. Сравнительный анализ.
Тема 3.2. Виды ручных швов.
Теория. Беседа: «В гостях у Ниткина и Иголкина».
Технология выполнения и применение ручных швов. Словарь терминов.
Практика. Изготовление образцов. Работа с лоскутками ткани.
Швы: строчка, петельный, через край, косой.
Тема 3.3. Алгоритм пошива игрушки .
Теория. Понятие - алгоритм. Последовательность выполнения работы при изготовлении мягкой игрушки.
Практика. Составление алгоритма пошива игрушки. Решение кроссворда № 2.
Тема 3.4. Мешочек для рукоделия.
Теория. Беседа: «Бережливый портняжка».
Просмотр иллюстраций, образцов.
Практика. Выполнение эскиза, изготовление изделия по схеме №1. Оформление фурнитурой.
Тема 3.5. Пришивание пуговиц .
Теория. Понятие о фурнитуре. История появления пуговиц. Просмотр образцов.
Практика. Подбор ниток, в зависимости от толщины ткани, по цвету. Способы пришивания пуговиц.
Пуговицы с 2-мя отверстиями.
Пуговицы с 4-мя отверстиями.
Тема 3.6. Изготовление декоративной игольницы .
Теория. Виды игольниц, их функциональное назначение.
Практика. Изготовление игольниц по схеме № 1.
IV. Простейшие игрушки.
Тема 4.1. Сказочная геометрия.
Теория. Беседа: «Самодельные игрушки в развитии и воспитании детей».
Игрушки на основе геометрических фигур, просмотр иллюстраций и образцов. Рекомендации по выбору материала, инструментов применяемых швов.
Практика. Выбор образца. Работа с шаблонами, изготовление игрушек по схеме № 1.
Тема 4.2. Игрушки на основе шара.
Теория. Приемы и способы изготовления шара. Особенности набивки, скрепление деталей. Рекомендации по выбору материала, инструментов применяемых швов.
Практика. Выполнение утяжки. Изготовление игрушки по схеме №1.
Тема 4.3. Плоскостные игрушки .
Теория. Понятие о жесткой основе. Способы работы с основой из картона, поролона. Рекомендации по выбору материала, инструментов применяемых швов.
Практика. Изготовление игрушек по схеме № 2.
V. Объемная игрушка.
Тема 5.1. Игрушки из декоративных тканей.
Теория. Виды декоративных тканей. Правила раскроя. Просмотр образцов игрушек.
Практика. Работа по схеме № 2.
Тема 5.2. Игрушки из меха.
Теория. Виды меха. Работа с искусственным мехом. Правила раскроя меха. Уход за меховыми игрушками.
Практика. Работа по схеме № 2. Реставрация меховых игрушек.
VI. Бисероплетение.
Тема 6.1. Игрушка из бисера.
Теория. Игрушки из бисера. Просмотр образцов.
Практика. Выполнение игрушки по схеме.
Тема 6.2. Украшения из бисера.
Теория. Цепочки из бисера.
Практика .
Изготовление украшений по схеме.
VII. Сувениры.
Тема 7.1. Подарки первоклассникам.
Теория. Рассматривание образцов. Правила пользования трафаретами и шаблонами.
Практика .Изготовление закладок по выбору.
Тема 7.2. Новогодние сюрпризы.
Теория. Празднование Нового года в других странах мира. Сходство и различия в проведении праздника разными народами.
Практика. Изготовление елочных игрушек, новогодних подарков.
Тема 7.3. Валентинки.
Теория. История праздника «День Святого Валентина». «Валентинки».
Практика. Изготовление «Валентинок».
Тема 7.4. Подарки для родителей .
Теория. Беседа: «Весенний праздник», «Защитники Отечества».
Практика. Изготовление поздравительной открытки, подарков
Тема 7.5. Подарки для друзей.
Теория. В день рождения (День ангела). Именные поздравительные открытки, подарки.
Практика. Придумывание сюжета, составление эскиза, проработка деталировки, выполнение задуманного проекта.
VIII. Выставки, праздники, конкурсы, экскурсии .
Теория. Инструктаж.
Практика. Участие в праздничных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Игровая программа «День именинника».
IX. Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2-й год обучения (144 часа)
№ | Наименование разделов и тем | в том числе | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
всего | теоре- тических | практи-ческих | |||
I. | Введение в образовательную программу. | 2,5 | 1,5 | 1 | |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
1.2. | Мои любимые игрушки | 1,5 | 0,5 | 1 | Беседа, рисуночный тест |
II. | История изготовления игрушек | 2,5 | 0,5 | 2 | |
2.1. | Игрушки со всего мира | 1,5 | 0,5 | 1 | Опрос, творческая работа |
2.2. | Игрушечных дел мастера | 1 | - | 1 | Творческая работа |
III. | Основы швейного дела | 6,5 | 2,5 | 4 | |
3.1. | Материалы и инструменты | 1,5 | 0,5 | 1 | Тест, творческая работа |
3.2. | Виды ручных швов | 1,5 | 0,5 | 1 | Тест, творческая работа |
3.3. | Алгоритм пошива игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение кроссворда |
3.4. | Словарь терминов | 1,5 | 0,5 | 1 | Опрос |
3.5. | Мешочек для рукоделия | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа, анализ работ |
IV. | Простейшие игрушки | 27 | 2,5 | 24,5 | |
4.1. | Цельнокроеные игрушки | 5,5 | 0,5 | 5 | Опрос, творческая работа |
4.2. | Игрушки на основе валика | 6,5 | 0,5 | 6 | Опрос, творческая работа |
4.3. | Игрушки на основе шара | 5,5 | 0,5 | 5 | Опрос, творческая работа |
4.4. | Плоскостные игрушки | 6,5 | 0,5 | 6 | Опрос, творческая работа |
4.5. | Ленивые игрушки | 3 | 0,5 | 2,5 | Творческая работа, анализ работ |
V. | Объемные игрушки | 30,5 | 2 | 28,5 | |
5.1. | Набивные игрушки из декоративных тканей | 7,5 | 0,5 | 7 | Опрос, творческая работа |
5.2. | Игрушки из меха | 12 | 1 | 11 | Опрос, творческая работа |
5.3. | Комбинированные игрушки | 11 | 0,5 | 10,5 | Творческая работа, анализ работ |
VI. | Бисероплетение | 44 | 1,5 | 42,5 | |
6.1. | Игрушка из бисера | 16 | 0,5 | 15,5 | Опрос, творческая работа |
6.2. | Украшения из бисера | 14,5 | 0,5 | 14 | Опрос, творческая работа |
6.3. | Цветы | 13,5 | 0,5 | 13 | Творческая работа, анализ работ |
VII. | Изонить | 8 | 1,5 | 6,5 | |
7.1. | Заполнение угла | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа |
7.2. | Заполнение дуги и круга | 1,5 | 0,5 | 1 | Творческая работа |
7.3 | Изготовление панно | 5,5 | 0,5 | 5 | Творческая работа, анализ работ |
VIII. | Сувениры | 14 | 2,5 | 11,5 | |
8.1. | Подарки детям | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа |
8.2. | Новогодние сюрпризы | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа |
8.3. | Валентинки | 2,5 | 0,5 | 2 | Творческая работа |
8.4. | Подарки родителям | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
8.5. | Карандашницы | 2,5 | 0,5 | 2 | Творческие выставочные работы |
IX. | Выставки, праздники | 7,5 | 0,5 | 7 | Выставочные работы, игра,соревнование |
X. | Заключительное занятие | 1,5 | 0,5 | 1 | Тест |
Итого часов: | 144 | 15,5 | 128,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения (144 часа)
I. Введение в образовательную программу.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство педагога и обучающихся . План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 1.2. Мои любимые игрушки.
Теория. Беседа: «Такие разные»
Практика. Рисуночный тест «Мои любимые игрушки».
II. История изготовления игрушек.
Тема 2.1. Игрушки со всего мира.
Теория. Беседа: «Игрушки со всего мира». Рассматривание иллюстраций, образцов игрушек.
Практика. Аппликация.
Тема 2.2. Игрушечных дел мастера .
Практика. Лоскутная аппликация «Игрушечных дел мастера». Составление узоров из лоскутных элементов: полос, квадратов, кругов.
III. Основы швейного дела.
Тема 3.1. Материалы и инструменты.
Теория. Беседа: «Магазин тканей».
Виды тканей и применение их в быту. Определение тканей по внешнему виду, по виду переплетения, по запаху при горении.
Нитки для шитья, нитки для вышивания.
Инструменты: иголки и булавки, ножницы, линейка, карандаш, мел, утюг.
Практика. Конструирование на бумаге, переплетение полосок бумаги по типу саржевого и полотняного переплетения. Сравнительный анализ.
Тема 3.2. Виды ручных швов.
Теория. Беседа: «В гостях у Ниткина и Иголкина».
Технология выполнения и применение ручных швов. Словарь терминов.
Практика. Изготовление образцов. Работа с лоскутками ткани.
Швы: строчка, петельный, через край, косой.
Тема 3.3. Алгоритм пошива игрушки .
Теория. Понятие - алгоритм. Последовательность выполнения работы при изготовлении мягкой игрушки.
Практика. Составление алгоритма пошива игрушки. Решение кроссворда № 2.
Тема 3.4. Словарь терминов.
Теория. Значение слова в профессиональной терминологии.
Практика. Оформление альбома, составление словаря по алфавитному указателю. Полезные советы.
Тема 3.5. Мешочек для рукоделия .
Теория. Беседа: «Бережливый портняжка ».
Просмотр иллюстраций, образцов.
Практика. Выполнение эскиза, изготовление изделия по схеме №1. Оформление фурнитурой.
IV. Простейшие игрушки.
Тема 4.1. Цельнокроеные игрушки .
Теория. Беседа: «Характерные особенности национальных игрушек». Технология изготовления цельнокроеных игрушек на контурной основе.
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 1.
Тема 4.2.Игрушки на основе валика .
Теория. Беседа: «История матерчатой куклы».
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 1. Оформление головы, волос, лицо, одежда.
Тема 4.3.Игрушки на основе шара.
Теория. Приемы и способы изготовления шара, особенности набивки, скрепления. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 1.
Тема 4.4. Плоскостные игрушки .
Теория. Понятие о жесткой основе. Способы работы с основой из картона и поролона.
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 2. Эскиз, выбор основы, подбор материала, крой деталей.
Тема 4.5. Ленивые игрушки.
Теория. Особенности изготовления игрушек, специфика набивки сыпучим материалом. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 1.
V. Объемные игрушки.
Тема 5.1. Набивные игрушки из декоративных тканей .
Теория. Виды декоративных тканей. Правила раскроя. Просмотр образцов игрушек.
Практика. Работа по схеме № 2.
Тема 5.2. Игрушки из меха .
Теория. Виды меха. Работа с искусственным мехом. Правила раскроя меха. Уход за меховыми игрушками.
Практика. Работа по схеме № 2. Реставрация меховых игрушек.
Тема 5.3. Комбинированные игрушки .
Теория. Способы соединения меха с тканью. Цветовое решение.
Практика. Работа по схеме № 2.
VI. Бисероплетение.
Тема 6.1.Игрушка из бисера .
Теория. Беседа: «Искусство Бисероплетение». Основные приемы, техника плетения из бисера.
Практика. Плетение бисерной игрушки по схеме.
Тема 6.2. Украшения из бисера .
Теория. Технология изготовления украшения из бисера (подбор материала, изготовления каркаса по схеме).
Практика. Изготовление украшения из бисера.
Тема 6.3. Цветы.
Теория. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов.
Практика Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветка. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
VII. Изонить.
Тема 7.1. Заполнение угла .
Теория. Введение в технику изонити. Основные приемы изонити.
Практика. Составление геометрических узоров и выполнение сколка.
Тема 7.2. Заполнение дуги и круга.
Теория. Подготовка к работе с изонитью. Последовательность заполнения дуги и круга.
Практика. Нанесение разметки и проколка шилом отверстий по разметке. Заполнение дуги и круга.
Тема 7.3. Изготовление панно.
Теория. Подготовка к работе с изонитью. Последовательность выполнения.
Практика. Составление узора. Изготовление панно в техники изонить.
VIII. Сувениры.
Тема 8.1. Подарки детям.
Теория. Рассматривание образцов. Правила пользования трафаретами и шаблонами.
Практика. Изготовление закладок по выбору.
Тема 8.2. Новогодние сюрпризы.
Теория. Празднование Нового года в других странах мира. Сходство и различия в проведении праздника разными народами.
Практика. Изготовление елочных игрушек, новогодних подарков.
Тема 8.3. Валентинки .
Теория. История праздника «День Святого Валентина». «Валентинки».
Практика. Изготовление «Валентинок».
Тема 8.4. Подарки родителям.
Теория. Беседа: «Весенний праздник», «Защитники Отечества».
Практика. Изготовление поздравительной открытки, подарков.
Тема 8.5. Карандашницы .
Теория. Изделие по выбору в любой изученной технике или сочетание различных техник. Работа с литературой, разбор схем.
Практика. Придумывание сюжета, составление эскиза, проработка деталировки, выполнение задуманного проекта.
IX. Выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.
Теория. Инструктаж.
Практика. Участие в праздничных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Игровая программа «День именинника».
IX. Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3-й год обучения (144 часа)
№ | Наименование разделов и тем | В том числе | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
всего | теоре- тических | практи-ческих | |||
I. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
1.2. | Давайте познакомимся | 1 | - | 1 | Тест |
II. | Основы швейного дела | 6 | 2 | 4 | |
2.1. | Материаловедение | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
2.2. | Виды ручных швов | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
2.3. | Фурнитура | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа, опрос |
III. | История изготовления игрушек | 14 | 3 | 11 | |
3.1. | Мир игрушек | 8 | 2 | 6 | Викторина, творческая работа |
3.2. | Игрушечных дел мастера | 8 | 2 | 6 | Тест,творческая работа |
IV. | Простейшие игрушки | 14 | 2 | 12 | |
4.1. | Игрушки на основе конуса | 8 | 1 | 7 | Опрос, творческая работа |
4.2. | Игрушки из шариков | 6 | 1 | 5 | Опрос, творческая работа |
V. | Объемная игрушка | 14 | 2 | 12 | |
5.1. | Игрушки из декоративных тканей | 6 | 1 | 5 | Тест, творческая работа |
5.2. | Игрушки из меха | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, мини-выставка |
VI. | Бисероплетение | 32 | 3 | 29 | |
6.1. | Игрушка из бисера | 16 | 1 | 15 | Опрос, творческая работа |
6.2. | Украшения из бисера | 8 | 1 | 7 | Тест, творческая работа |
6.3. | Цветы из бисера | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, мини-выставка |
VII. | Сувениры | 30 | 2 | 28 | |
7.1. | Подарки для друзей | 10 | 0,5 | 9,5 | Опрос, творческая работа |
7.2. | Новогодние сюрпризы | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.3. | Валентинки для любимых | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.4. | Подарки для родителей | 10 | 0,5 | 9,5 | Творческая работа, мини-выставка |
VIII. | Игрушки по замыслу | 18 | 1,5 | 16,5 | |
8.1 | Функциональные игрушки | 6 | 0,5 | 5,5 | Опрос, творческая работа |
8.2 | Тряпичные куклы | 6 | 0,5 | 5,5 | Опрос, творческая работа |
8.3 | Интерьерная игрушка | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа, мини-выставка |
IX. | Выставки, праздники, конкурсы, экскурсии | 12 | 1 | 11 | Выставка, игра, соревнование |
X. | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка, тест |
Итого часов: | 144 | 18,5 | 125,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-й год обучения (144 часа)
I. Введение в образовательную программу .
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство педагога и обучающихся. План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
II. Основы швейного дела.
Тема 2.1. Материаловедение .
Теория. Беседа: «История Ниткина и Иголкина».
Виды тканей и применение их в быту. Определение тканей по внешнему виду, по виду переплетения, по запаху при горении.
Нитки для шитья, нитки для вышивания.
Инструменты: иголки и булавки, ножницы, линейка, карандаш, мел, утюг.
Практика.
Аппликация из ткани
Тема 2.2. Виды ручных швов.
Теория. Организационный момент.
Технология выполнения и применение ручных швов. Словарь терминов.
Практика. Изготовление образцов. Работа с лоскутками ткани.
Швы: строчка, петельный, через край, косой.
Тема 2.3. Фурнитура .
Теория. Беседа «Фурнитура».
Практика. Аппликация из пуговиц.
III. История изготовления игрушек .
Тема 3.1. Мир игрушек.
Теория. Беседа: Беседа «Русская самодельная игрушка».
Рассматривание иллюстраций, образцов игрушек.
Практика. Изготовление игрушки
Тема 3.2. Игрушечных дел мастера .
Теоретическая часть. Беседа: «Куклы обереги». Организационный момент. Инструктаж по ТБ.
Практика. Изготовление игрушки
IV. Простейшие игрушки .
Тема 4.1. Игрушки на основе конуса .
Теория. Беседа: «Геометрия в нашей жизни».
Практика. Составление эскиза.
Изготовление игрушки по схеме № 1.
Тема 4.2.Игрушки из шариков .
Теория. Беседа: Приемы и способы изготовления шариков. .
Практика. Изготовление игрушки по схеме № 2. Раскрой игрушки (схема № 3).
V. Объемные игрушки .
Тема 5.1. Игрушки из декоративных тканей .
Теория. Виды декоративных тканей. Правила раскроя. Просмотр образцов игрушек.
Практика. Работа по схеме № 2.
Тема 5.2. Игрушки из меха .
Теория. Виды меха. Работа с искусственным мехом. Правила раскроя меха. Уход за меховыми игрушками.
Практика. Работа по схеме № 2. Реставрация меховых игрушек.
VI. Бисероплетение.
Тема 6.1.Игрушка из бисера .
Теория. Беседа: «Искусство бисероплетения». Основные приемы, техника плетения из бисера.
Практика. Плетение бисерной игрушки по схеме.
Тема 6.2. Украшения из бисера .
Теория. Технология изготовления украшения из бисера (подбор материала, изготовления каркаса по схеме).
Практика. Изготовление украшения из бисера.
Тема 6.3. Цветы из бисера .
Теория. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов.
Практика. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветка. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
VII. Сувениры .
Тема 8.1. Подарки для друзей .
Теория. Правила пользования шаблонами.
Практика. Изготовление сувениров по выбору.
Тема 8.2. Новогодние сюрпризы .
Теория. Празднование Нового года в других странах мира. Сходство и различия в проведении праздника разными народами.
Практика. Изготовление елочных игрушек, новогодних подарков.
Тема 8.3. Валентинки для любимых.
Теория. История праздника «День Святого Валентина». «Валентинки».
Практика. Изготовление «Валентинок».
Тема 8.4. Подарки родителям .
Теория. Беседа: «Весенний праздник», «Защитники Отечества».
Практика. Изготовление поздравительной открытки, подарков.
IX. Игрушки по замыслу.
Теория. Беседа «Игрушка -подушка», Беседа «Народная игрушка»
Практика. Практическая работа (раскрой, сшивание, оформление).
Кукла- Ангелочек. Изготовление игрушки по схеме.
X. Выставки, праздники, конкурсы , экскурсии .
Теория. Инструктаж. Способы подготовки материала для дальнейшей разработки выставочных работ. Правила и особенности оформления выставки.
Практика. . Работа над выставочными работами. Подбор ткани. Составление композиций из отдельных элементов . Оформление изделий. Участие в оформлении экспозиции выставок . Участие в праздничных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Игровая программа «День именинника».
IX. Заключительное занятие .
Подведение итогов учебного года. Творческое задание на лето.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4-й год обучения (216 часов)
№ | Наименование разделов и тем | В том числе | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
всего | теоре- тических | практи-ческих | |||
I. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Тест |
1.2. | Игра - путешествие «По стране мастеров» | 1 | - | 1 | Игра - путешествие |
II. | Декоративно-прикладное искусство | 2 | 1 | 1 | |
2.1. | Путешествие в мир прекрасного | 1 | 1 | - | Игра - путешествие |
2.2. | Игра - фантазия «Свой мир украшу я сама» | 1 | - | 1 | Игра - фантазия |
III. | Основы швейного дела | 10 | 3,5 | 6,5 | |
3.1. | Виды швов | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест |
3.2. | Материаловедение | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест |
3.3. | Работа с лекалом | 4 | 2 | 2 | Опрос |
3.4. | Способы раскроя тканей | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
IV. | Мягкая игрушка | 44 | 3 | 41 | |
4.1. | Виды мягких игрушек | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
4.2. | Плоская игрушка | 8 | 0,5 | 7,5 | Творческая работа |
4.3. | Объемная игрушка | 12 | 0,5 | 11,5 | Творческая работа |
4.4. | Каркасная игрушка | 10 | 0,5 | 9,5 | Творческая работа |
4.5. | Игрушки из носочков | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
4.6. | Лоскутные игрушки | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа |
V. | Бисероплетение | 58 | 3 | 55 | |
5.1. | Игрушка из бисера | 30 | 1 | 29 | Опрос , творческая работа |
5.2 | Украшения из бисера | 12 | 1 | 11 | Опрос , творческая работа |
5.3. | Цветы | 16 | 1 | 15 | Творческая работа, мини-выставка |
VI. | Изонить | 26 | 2,5 | 23,5 | |
6.1. | Техника выполнения изонити | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест |
6.2. | Изготовление панно на жесткой основе | 12 | 1 | 11 | Опрос, творческая работа |
6.3. | Декоративное панно с использованием фурнитуры | 12 | 1 | 11 | Опрос, творческая работа |
VII. | Полезные игрушки для дома и друзей | 40 | 3,5 | 36,5 | |
7.1. | Подушки-игрушки | 8 | 0,5 | 7,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.2. | Новогодние игрушки | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа |
7.3. | Валентинки | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.4. | Прихватки, шкатулки | 6 | 0,5 | 5,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.5. | Карман для мелочей | 4 | 0,5 | 3,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.6. | Талисманы, обереги | 8 | 0,5 | 7,5 | Творческая работа, мини-выставка |
7.7. | Грелки на чайник, карандашницы | 8 | 0,5 | 7,5 | Творческая работа, мини-выставка |
VIII. | Проекты | 22 | 2 | 20 | |
8.1. | Береги и знай свой край | 12 | 1 | 11 | Защита проекта |
8.2. | Редкие птицы и животные | 10 | 1 | 9 | Защита проекта |
IX. | Выставки, праздники | 10 | 1 | 9 | |
X. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Викторина, тест |
| Итого часов: | 216 | 21,5 | 194,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4-й год обучения (216 часов)
- Введение в образовательную программу .
Тема 1.1. Вводное занятие .
Теория. Знакомство педагога и обучающихся . План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 1.2. Игра - путешествие «По стране мастеров».
Практика. Викторина. Анкетирование, тестирование.
II. Декоративно-прикладное искусство.
Тема 2.1. Путешествие в мир прекрасного.
Теория. Народные промыслы и ремесла. Декоративно-прикладное искусство, его влияние на современную культуру. Предметная среда человека.
Тема 2.2. Игра - фантазия «Свой мир украшу я сама».
Практическая часть. Лоскутная аппликация.
III. Основы швейного дела.
Тема 3.1. Виды швов.
Теория. Технология выполнения ручных швов.
Практика. Отработка навыков выполнения ручных швов. Изготовление образцов.
Тема 3.2. Материаловедение.
Теория. Материалы для изготовления игрушек. Цветовое решение. Способы обработки ткани с осыпающимися краями, придание тканям жесткости.
Практика. Подбор материала для игрушки с учетом цветового сочетания. Обработка
края ткани пламенем свечи, желатином, крахмалом, клеем ПВА.
Тема 3.3. Работа с лекалом.
Теория. Правила изготовления лекала. Увеличение или уменьшение выкроек. Работа со специализированной литературой.
Практика.
Работа с выкройками.
Тема 3.4. Способы раскроя тканей .
Теория. Правила раскроя тканей, искусственного меха.
Практика. Работа с готовой выкройкой, раскрой деталей игрушки, размещение
набивочных отверстий.
IV. Мягкая игрушка.
Тема 4.1. Виды мягких игрушек.
Теория. Беседа «Разноцветная семейка».
Практика. Изготовление мягкой игрушки на основе шара по выбору. Перетяжка
пальчиков, оформление отделочными материалами, дополнительные детали.
Тема 4.2. Плоская игрушка.
Теория. Разновидности основы для плоскостных игрушек. Утяжка.
Практика.Изготовление игрушки, ноги и нижние лапы которых выкраиваются с
туловищем, с висячими ручками, ножками (лапами). Работа по схеме №1, №2
Тема 4.3. Объемная игрушка.
Теория. Выточка - как способ придания объема игрушкам. Технология выполнения и место их расположения на деталях.
Практика. Работа с лекалом, нанесение выточек на крой, изготовление игрушек
по схемам №1, №2.
Тема 4.4. Каркасная игрушка.
Теория. Технология изготовления каркаса из медной, алюминиевой проволоки.
Обмотка, закрепление каркаса.
Практика. Изготовление каркасной игрушки, работа по схеме №1.
Тема 4.5. Игрушки из носочков.
Теория. Особенности работы с трикотажем, махровой тканью, тканью в полоску.
Набивка деталей, формирование игрушки.
Практика. Изготовление игрушки по схеме №1, №2.
Тема 4.6. Лоскутные игрушки.
Теория. Техника лоскутного шитья. Игрушки закрутки, игрушки из фестонов.
Практика. Выполнение игрушки по выбору. Работа по схеме №1, №2.
V. Бисероплетение.
Тема 5.1.Игрушка из бисера .
Теория. Основные приёмы используемые для изготовления плоских и объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Цветовое и композиционное решение.
Практика. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление.
Тема 5.1.Украшения из бисера.
Теория. Различные техники объёмного плетения на проволоке. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практика. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги, брошь) на основе
изученных приёмов. Сборка и оформление изделия
Тема 5.1.Цветы.
Теория. Основные приёмы используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практика. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление.
VI. Изонить.
Тема 6.1. Техника выполнения изонити .
Теория. Правила заполнения угла и окружности.
Практика. Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур на учебных карточках.
Тема 6.2. Изготовление панно на жесткой основе .
Теория. Выполнение сколка на жесткой основе (СD диски, виниловые пластинки, пластиковая посуда).
Практика. Изонить на основе образца. Подставка под горячее.
Тема 6.3. Декоративное панно с использованием фурнитуры.
Теория. Правила подготовки основы для панно в техники изонити, подбор цветовой гаммы, фона.
Практика. Подбор цветовой гаммы, фона, материала. Эскиз по выбору, оформление работы в рамку.
VII. Полезные игрушки для дома и друзей.
Тема 7.1. Подушки - игрушки.
Теория. Беседа «Ярмарка народных промыслов». Викторина «Где, кто, как?».
Практика. Раскрой подушек различной формы: квадрат, прямоугольник,
фигурная,
силуэтная подушка. Сшивание деталей, набивка, оформление.
Тема 7.2. Новогодние игрушки.
Теория. Празднование Нового года в других странах мира. Сходство и различия в проведении праздника разными народами.
Практика. Изготовление елочных игрушек, новогодних подарков.
Тема 7.3. Валентинки.
Теория. История праздника «День Святого Валентина». «Валентинки».
Практика. Изготовление «Валентинок».
Тема 7.4. Прихватки, шкатулки.
Теория. Беседа «Предметная среда человека, потребность украшать и
преобразовывать». Новые технологические приемы: совмещение,
аппликации с объемными деталями.
Практика. Творческие работы по выбору.
Тема 7.5. Карман для мелочей.
Теория. Технология изготовления лоскутной аппликации, разновидности
многослойной аппликации. Объемные коврики, карманы. Демонстрация
образцов.
Практика. Эскиз сказочного героя. Аппликация, из лоскутков ткани нашитая на
Картон или поролон. Оформление.
Тема 7.6. Талисманы, обереги.
Теория. Беседа: «Талисманы и обереги для украшения домашнего интерьера»
Практика. Изготовление символических, зодиакальных, обрядовых талисманов.
Тема 7.7. Грелки на чайники, карандашницы.
Теория. Тип, форма, конструкция, материал и техника исполнения. Основа для изделия. Декоративные элементы.
Практика. Работа над изделием по выбору.
VIII. Проекты.
Тема 8.1. Береги и знай свой край.
Теория. Выбор проекта, составление индивидуальных планов. Работа с методической литературой. Работа над эскизами.
Практика. Работа над изделиями, оформление. Защита проекта.
Тема 8.2. Редкие птицы и животные.
Теория. Выбор проекта, составление индивидуальных планов. Работа с методической литературой. Работа над эскизами.
Практика. Работа над изделиями, оформление. Защита проекта.
IX. Выставки.
Теория. Инструктаж.
Практика. Участие в праздничных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Игровая программа «День именинника».
X. Итоговое занятие .
Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Рекомендации для
самостоятельного творчества. Поощрение.
V. Методическое обеспечение программы
Настоящая программа является модифицированной и имеет общекультурный базовый уровень, она выполнена на основе программ данной направленности
- Программы для учреждений дополнительного образования детей /Под ред. Ф.Е. Штыкало //Н.А. Волкова Дизайн игрушки. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. Вып. 8. – 88 стр.
- Программа дополнительного образования детей Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» издательство «Учитель», 2009г.
Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 11. – М.: Гоу ЦРСДОД, 2004. – 80 с. «Бисерная фантазия». 2004г
Основные способы и формы работы с детьми
Программой предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребёнок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, что бы ни допустить потери внимания к предмету, и вместе с тем подготовить его к более серьёзной работе в последующем),используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы учебной работы обучающихся.
Микрогруппа - форма предполагает самостоятельную работу обучающихся и оказание помощи каждому со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма работы предоставляет возможностьобучающимся самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Особым приемом при организации групповой работы является ориентирование детей на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников.
Программа предусматривает следующие методы проведения занятий:
- словесные: беседа, объяснение, пояснение, убеждение, поощрение, рассказ;
- наглядные: демонстрация готовых игрушек, выставка;
- аналитические: наблюдения, сравнения с готовыми образцами, самоанализ, анкетирование, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ;
- практические: индивидуальная работа.
Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного процесса
80 % учебного времени данной программы отводится на классические
методики, которые строились на принципах наглядности, системности и целостности, личностной ориентации, практической направленности. И 20% с использованием инновационных технологий.
Теоретическая часть занимает не более 30 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение уделяется коллективному анализу ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего организма. Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы:
- метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей, сувениров в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в плане их восприятия детьми);
- метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.);
- метод театрализации обучения (постановки с использованием изготовленных игрушек сказочных героев).
Несмотря на свою интенсивность, занятия в объединении включают в себя разнообразные формы организации деятельности детей:
- коллективно- творческие игры, праздники, дни именинника;
- тематические беседы;
- творческие конкурсы;
- ярмарки, выставки;
- физкультминутки для снятия мышечного напряжения и усталости.
Контроль осуществляется в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
VI. Список литературы
- Белова Н.Р. Мягкая игрушка. - М.: «Рипол Классик»; СПб.: «Валерии СПД», 2000. - 336 с., (Серия «Энциклопедия рукоделия».)
- Гавриченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьем игрушки. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 144 с. - (Внимание: дети!).
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. - 48 с.
- Кочеткова С.В. Мягкая игрушка: Игрушки с бисером. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - 80 с.
- Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. – М.: Ниола 21 век, 2006.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка - М.: изд-во «Народное творчество», 2000. - 304 с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Н.К. Беспятова. - М.: Айрис – пресс, 2004. - 176 с. -(Методика).
- Путятина Е.Б. Учимся шить мягкие игрушки. Практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. -
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт - сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
- Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.
Приложение № 1
ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИИ
воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» (срок реализации – 4 года)
Сроки проведения:
- Предварительный – сентябрь текущего учебного года;
- Текущий – декабрь текущего учебного года;
- Рубежный - проводится после завершения изучения каждого блока, закрепляет знания и умения, связанные технологической
- Итоговый – май текущего учебного года.
Цель: предварительный мониторинг – Определение стартового уровня развития практических навыков у детей кружка « Мягкая игрушка»;
Текущий мониторинг – оценить качество усвоения воспитанниками знаний за первое полугодие освоения программы дополнительного образования кружка « Мягкая игрушка»;
Итоговый мониторинг – определение уровня развития знаний, умений и практических навыков при изготовлении игрушки к концу учебного года..
Форма проведения (для всех видов мониторинга): контрольное задание, индивидуальный опрос по техники безопасности, дидактическая игра.
Итоговый мониторинг – дополнительно уровень умений и навыков может определяться по активности участия воспитанника в программах, конкурсах, выставках.
Содержание (для всех видов мониторинга): воспитаннику кружка предлагается выполнить задания по следующим темам:
- Техника безопасности.
- Владение иглой и ножницами;
- Обвести по шаблону изогнутые линии;
- На развитие глазомера, чувства симметрии;
- Раскрой;
- Набивка и сборка изделия;
- Виды швов;
- Материаловедение;
- Цветоведение;
Форма оценки: Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития:
25-22 – высокий уровень.
21-16 – средний уровень.
10-0 – низкий уровень.
Критерии оценки:
- высокий уровень воспитанник самостоятельно отвечает на вопросы ,не испытывает затруднений при выполнении задания. Соблюдает технику безопасности при работе с инструментами, владеет терминологией.
- средний уровень воспитанник в основном правильно отвечает на вопросы. Называет правила по техники безопасности, не всегда грамотно пользуется инструментами, терминологией, может самостоятельно исправить ошибки, работает по шаблону.
- низкий уровень воспитанник допускает значительные ошибки при ответе на вопросы. Испытывает затруднения в использовании инструментов, шаблонов, постоянно требуется помощь педагога при выполнении задания.
Методика определения результата: результативность полученных знаний определяется при выполнении самостоятельной творческой работы определенного уровня сложности по темам программы и участия выставках, конкурсах, ярмарках.
Форма фиксации результата: протокол (приложение 1, 2, 3, 4), карточка учета творческого роста (приложение 5,6,7,8) для каждой группы разного года обучения в объединении «Мягкая Игрушка».
Итогом воспитательной работы по программе являются степень сфорсированности качеств личности: аккуратность и воля, целеустремленность и настойчивость, инициативность и ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи. Воспитательный процесс осуществляется как на занятиях, так и во время организованных мероприятий. Форма контроля наблюдение.
Приложение 2
Протокол результатов диагностики
уровня художественно-творческих способностей обучающихся
детского творческого объединения «Мягкая игрушка».
……. учебный год.
ФИО педагога – руководителя объединения – Ким Т..В.
Образовательная программа и срок реализации – «Мягкая игрушка»,
срок реализации 4 года.
№ учебной группы –
Год обучения –
Сроки проведения:
начальный или входной контроль – в начале учебного года;
текущий контроль – в течение всего учебного года;
промежуточный или рубежный – по окончании изучения темы или
раздела, в конце месяца, полугодия;
итоговый контроль – в конце учебного года или курса обучения.
№ | Вид диагностики | Предворительный контроль | Текущий контроль | Рубежный контроль | Итоговый контроль |
ФИО воспитанника | |||||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. |
Приложение 3
Контрольные задания
для определения уровня художественно-творческих способностей обучающихся детского творческого объединения «Бумажная страна»
Задания для мониторинга.
1-2- год обучения.
- Задание:
- Вдеть нитку в иголку, сделать узелок;
- Прошить на заранее приготовленном лоскутке ткани по прочерченной линии наметочным швом.
- Задание: обвести шаблон на бумаге.
- Задание: обвести шаблон и вырезать по контуру.
- Задание: на заданном контуре круга нарисовать солнышко – лучи, глаза, нос, рот и другие детали на усмотрение ребенка.
- Задание: Дидактическая игра «Размести шаблон». Каждому из учащихся раздаются шаблоны различной формы. Необходимо на заданной площади разместить как можно больше шаблонов.
- Задание: Тест «Виды швов».
Учащиеся работают по перфокартам:
- Сметочный. 2. Стачной. 3. Потайной. 4. Через край. 5. Петельный.
Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке.
- Задание: Решить кроссворд № 1.
Вопросы к кроссворду №1
«Технология пошива мягкой игрушки»
- Как при раскрое располагаются парные детали?
- Вид мягкой игрушки.
- Назовите вид шва, которым сшивают детали из ткани (2 слова).
- Как называются вырезанные из картона или ватмана детали игрушки, составляющие ее выкройку?
- Каким швом сшивают мех? (2 слова).
- Вид мягкой игрушки.
- Какую проволоку используют для каркаса?
- Как называют приспособление, которое мы используем для того, чтобы сделать лапы, руки, ноги подвижными?
- Назовите технологический процесс оформления головы игрушки, при котором на лице выделяются щечки и оно получается улыбающимся?
- Назовите ворсистый материал, используемый для пошива игрушек-зверей.
- Вид хорошо деформирующейся ткани.
- Наполнитель мягкой игрушки.
1 | с | и | м | м | е | т | р | и | ч | н | о | ||||
2. | о | б | ъ | е | м | н | а | я | |||||||
3. | н | а | з | а | д | и | г | о | л | к | у | ||||
4. | л | е | к | а | л | а | |||||||||
5. | ч | е | р | е | з | к | р | а | й | ||||||
6. | п | л | о | с | к | а | я |
7. | а | л | ю | м | и | н | е | в | а | я | |||
г | |||||||||||||
8. | ш | а | р | н | и | р | |||||||
9 | у | т | я | ж | к | а | |||||||
10. | п | л | ю | ш | |||||||||
11. | т | р | и | к | о | т | а | ж | |||||
12. | в | а | т | а |
Задания для мониторинга.
3-4 год обучения.
- Задание: Тест «Работа по шаблону».
Обвести шаблон по контуру, а затем с припуском на шов.
- Задание: Дидактическая игра «Словарь».
На отдельных карточках напечатаны термины и определения к ним.
Задание: за 1 мин подобрать пару.
Шаблон | Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое |
Раскрой | Вырезание деталей игрушки |
Набивка | Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом |
Фурнитура | Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия |
Оформление | Завершающий этап изготовления игрушки, придающий ей выразительность и индивидуальность |
- Задание: Тест «Основы цветоведения».
- Что такое цветоведение?
а) Наука о цветах;
б) наука о сочетании цветовых оттенков;
в) краски.
2) Сколько цветов радуги?
а)12;
б) 7;
в) 9.
3) Как называют цвета: черный, серый, белый?
а) Скучные;
б) ахроматические;
в) вечерние.
4)Как называют цвета: синий, голубой, фиолетовый?
а) Водные;
б) холодные;
в) ледяные.
5)Как называют цвета: красный, оранжевый, желтый?
а) Теплые;
б) горячие;
в) солнечные.
Ответы: 1) – б; 2) – б; 3) – б; 4) – б; 5) – а.
- Задание: Дидактическая игра «Веселая дорожка».
Задание: на доске изображен рисунок дорожки.
Ребенок, ориентируясь на свой глазомер, должен определить:
а) сколько шагов по дорожке сделает человечек;
б) найти середину дорожки;
в) отметить высоту дерева, если оно отражается в воде.
5. Задание: Тест «Техника безопасности».
1) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?
а) Справа, кольцами к себе;
б) слева, кольцами от себя;
в) на полу.
2) Передавать ножницы следует:
а) острием вперед;
б) кольцами вперед с сомкнутыми концами;
в) броском через голову.
3) Чем необходимо пользоваться при шитье плотной ткани, чтобы
избежать проколов пальцев?
а) Наручником;
б) напальчником;
в) наперстком.
4) Куда необходимо вкалывать булавки и иголки при работе?
а) В игольницу;
б) одежду;
в) клубок ниток.
5) Какой длины должна быть нитка при шитье?
а) 10-15 см;
б) 30-35 см;
в) 1-2 м.
6) Как следует поступить со сломанной иглой?
а) Выбросить в мусорную корзину;
б) отдать руководителю;
в) вколоть в игольницу.
Ответы: 1) – а; 2) – б; 3) – в; 4) – а; 5) – б; 6) – б.
- Задание: Тест «Материаловедение».
Тестирование проводиться в форме игры: дети по очереди вытягивают из «цветка» лепесток с цифрой, которая обозначает номер карточки.
На карточках – различные виды материала, используемые в изготовлении игрушки: трикотаж, ситец, искусственный мех, синтепон и другое . Дети должны определить название материала на своей карточке.
- Задание: Решить кроссворд №2
Вопросы кроссворду № 2
«Алгоритм пошива игрушки»
- Процесс, в котором используется вата, синтепон.
- Процесс, результатом которого являются вырезанные из ткани детали (2 слова).
- Процесс вырезания выкройки игрушек из картона или бумаги (2 слова).
- Процесс сметывания и сшивание деталей.
- Процесс соединения элементов игрушки в единое целое.
- Процесс изготовления эскиза или графического изображения игрушки.
- Процесс нанесения на бумагу контура деталей игрушки со всеми обозначениями и надписями (2 слова).
- Процесс работы над мордочкой игрушки и изготовление украшений и одежды.
1 | н | а | б | и | в | к | а | |||||||||||||||||||||
2 | р | а | с | к | р | о | й | д | е | т | а | л | е | й | ||||||||||||||
3 | и | з | г | о | т | о | в | л | е | н | и | е | л | е | к | а | л | |||||||||||
4 | с | о | е | д | и | н | е | н | и | е | ||||||||||||||||||
5 | с | б | о | р | к | а | ||||||||||||||||||||||
6 | з | а | р | и | с | о | в | к | а | |||||||||||||||||||
7 | с | о | с | т | а | в | л | е | н | и | е | в | ы | к | р | о | й | к | и | |||||||||
8 | о | ф | о | р | м | л | е | н | и | е |
Технология изготовления мягкой игрушки.
Схема №1:
Алгоритм пошива игрушки
- Выбираем интересующую игрушку.
- Нарисуем эскиз.
- Составим выкройки.
- Изготовим лекала.
- Раскроим детали игрушки.
- Соединим детали кроя.
- Набьем заготовки.
- Соберем игрушку из элементов.
- Оформим игрушку.
Схема №2:
Правила изготовления шаблона
Выкройку переводим на кальку или прозрачную бумагу (контроль качества).
- Все детали, имеющие симметрии, складываем пополам.
- Вырезаем выкройку из кальки (контроль качества).
- Обводим детали из кальки на картон (контроль качества).
- Вырезаем детали из картона (контроль качества).
- Подписываем название детали, количество штук.
- Шаблон кладем в конверт, подписываем название игрушки.
Примечание. Контроль качества осуществляется учеником под руководством педагога путем прикладывания выполненной детали к выкройке игрушки.
Схема №3:
Правила раскроя игрушки
Способ1
- Ткань прикладываем на стол в 1 слой изнаночной стороной вверх.
- Стрелочкой отмечаем долевую нить (д/н) или направление ворса (если мех).
- Прикладываем шаблон, соблюдая д/н.
- Оставляем место на припуски, если работа ведется швом «назад иголку», и не оставляем место между деталями, если работу ведем краевыми швами.
- Шаблон обводи фломастером, мелом, мылом, карандашом, гелевой ручкой.
- Отмечаем контрольные точки.
- Обводим деталь по линии припуска на швы, если это необходимо.
- Вырезаем детали кроя по линия припуска или по линии самой детали по необходимости.
Способ2
Если у вас тонкая ткань или трикотаж, то парные детали можно прошить на швейной машинке.
- Ткань складываем по долевой нити лицевой стороной вовнутрь.
- Шаблон прикладываем ближе к краю, обязательно оставляя место для припусков на швы.
- Шаблон обводим глеевой ручкой или карандашом.
- По линии прокладываем шов «вперед иголку».
- Прошиваем на машинке или швом «назад иголку», оставляя незашитым место для выворачивания и набивки.
- Только после этого детали вырезаем.
От качества кроя зависит качество конечного результата.
Схема № 4:
Правила кроя деталей из меха
- Шаблон обводят на изнаночной стороне, прикладывая детали близко друг к другу, не оставляя припуски на швы и стараясь соблюсти направление ворса в крупных игрушках.
- Мех расстригают кончиками ножниц, разрезая только основание меха (ткань, на которой крепится ворс), стараясь не повредить ворс.
Схема №5:
Соединение деталей из меха
- Работа ведется по изнаночной стороне.
- Соединяем контрольные точки: 3 петельных стежка на одном месте – так делают закрепку.
- Убирая ворс внутрь работы, сшиваем детали меховым швом, оставляя небольшое отверстие для выворачивания и набивки.
Схема №6:
Правила заполнения игрушки набивочным материалом
- Прежде чем вывернуть, сшитую форму, если вы работали швом «назад иголку» или на швейной машине, сделайте по углам и на крутых изгибах надсечки.
- Затем вывернуть форму.
- Приступаем к набивке, распушаем и расправляем набивочный материал, ни в коем случае не скручиваем его комочками.
- Начинаем заполнять форму с самых удаленных мест, проталкиваем небольшими порциями набивочный материал при помощи колышка.
- Следим, чтобы игрушка наполнялась равномерно.
- Не набиваем слишком плотно, но не оставляем пустых мест.
- Если игрушку выполняем с использованием проволочного каркаса, то вставляем его в вывернутую форму до набивки. Заполняя форму, стараемся набивать игрушку так, чтоб проволока не выступала близко к поверхности игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"
Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...
Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка" .
Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка" для детей 11-15 лет, рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в неделю....
Летняя образовательная программа "Народная игрушка"
Данная образователная программа разработана для работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, имеет художественно-эстетическую направленность. В период нахождения детей в лагере, они познакомятся ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шьём игрушки сами"
Дополнительная общеобразовательная программа "Шьём игрушки сами"Предназначена для детей 8-11 лет. Срок обучения 1 год....
Комплект конспектов занятий по программе Мягкая игрушка
1.Конспект занятия "Изготовление игрушки- сувенира "Звезда"2. Конспект занятия "Мама для мамонтёнка"3. Конспект занятия "Попугай Кеша"4. Конспект занятия "Знаем , умеем, покажем"5. конспек...
Дополнительная общеобразовательная программа "Глиняная игрушка
1 разделДанный раздел программы включает в себя знакомство с глиной как с художественным материалом, знакомство с инструментами и приспособлениями, используемые при лепке, знакомство с правилами и при...
Комплект тестов-опросов для определение уровня знаний, умений и навыков у обучающихся по образовательной общеразвивающей программе "Мягкая игрушка"
опросы- тесты для проведения промежуточного и итогового мониторинга по освоению образовательной программы "Мягкая игрушка"...