Дисфункциональная семья как фактор риска.
презентация к уроку

Трифонова Олеся Александровна

Дисфункциональная семья как фактор риска. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде. Типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков: Конфликтные семьи. Конфликты в семьях могут проявляться в открытой форме (ссоры, скандалы, физическое насилие) и скрытой или не ярко выраженной форме. В не зависимости от формы проявления в большинстве случаев конфликты в семье приводят к возникновению детских и подростковых нервозов, снижают самооценку и повышают риск правонарушений несовершеннолетних. К причинам семейных конфликтов, возникающих между родителями, можно отнести: разные взгляды на воспитание детей и семейную жизнь, неоправданные ожидания от семейной жизни, пьянство или наркомания одного из родителей, супружеская неверность, насилие, бытовая неустроенность и многое другое. Конфликты между родителями и их детьми могут возникнуть вследствие разногласий по поводу должной, с точки зрения родителей, ответственности подростка, поведения и отношения к учебе, взаимоотношений в семье, нравственных и моральных ценностей. Конфликты между детьми и родителями могут возникнуть при демонстрации неуважения к старшим со стороны подростка, его инфантильности, ссорах с братьями или сестрами. В неблагополучных семьях ограниченность общения с окружающим миром способствует разрастанию конфликтов с вовлечением в них детей. В результате у подростка, испытывающего агрессию и насилие со стороны родителей, падает успеваемость в школе, проявляется девиантная направленность поведения: замкнутость, отчуждение, агрессия. Нравственно неблагополучные семьи. К таким семьям относятся семьи с алкоголезависимыми и наркозависимыми родителями. Данный тип семей занимает особое место в проблеме семейного неблагополучия, так как данный вид девиации получил широкое распространение, особенно это актуально в отношении алкоголизации населения. Подростки в семьях с алкоголезависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности и отчуждения. Происходит оскудение эмоционально-волевой сферы, задерживается развитие коммуникативных способностей и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Также отсутствие должного родительского воспитания и заботы приводит к эмоциональной холодности, черствости, неразвитости эмпатии, развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков (например, издевательство над животными, одноклассниками). В таких семьях подростки не рассказывают родителям о своих чувствах, переживаниях, проблемах и становятся недоверчивыми к окружающим. Не получив должного воспитания и знаний от своей семьи, они долго остаются незрелыми в отношении со сверстниками и инфантильными. В тоже время подростки, беря на себя ответственность за своих младших братьев или сестер и девиантных родителях, вынуждены быстро становиться взрослыми. В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля за поступками, поведением и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм. В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность. Криминальная семья. На формирование личности детей большое влияние оказывает наличие судимых родственников. Дети и подростки в криминальной семье рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. Подросток, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивают девиантные формы поведения. При этом большое давление на него оказывает общественное мнение, авторитет старших правонарушителей, что только усугубляет положение. Тот или иной тип неблагополучной семьи влияет на выбор и интенсивность проявления стиля воспитания. Так, в отечественной литературе представлено несколько особых стилей воспитания в неблагополучных семьях. 1.Негармоничный стиль воспитания. В данном стиле выделяют шесть типов негармоничного воспитания, которые могут привести к формированию девиаций у подростка: Потворствующая гиперпротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей подростка, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за провинности. В результате у детей формируется «завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний» Подростки, сталкиваясь с трудностями и не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение. Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над подростком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения. Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями подростка, жесткой системой запретов и в некоторых случаях слежкой. Это приводит к формированию в ребенке чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать и принимать решения, к отсутствию инициативы и ответственности за свои поступки. В результате подросток в такой семье стремится к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формирует конфликтный тип личности. У него возникает «страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ» Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют потребности и интересы подростка, его психофизиологические особенности. Как результат подростки, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть. Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает подростка в явной или скрытой формах. В первом случае, родитель проявляет непринятие своего ребенка, испытывает к нему раздражение. Во втором — не смотря на внутреннее недовольство и неприязнь, родитель все же исполняет свои родительские обязанности. В данном случае подросток ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше и т. д. Отвержение может проявляться вместе с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться и с недостатком контроля и равнодушием. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. Некоторые подростки, не получив любви от своих родителей ищут внимание на стороне или уходят в себя, погружаясь в собственные фантазии. Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки, срыванием зла родителями в отношении своего ребенка. Подростки в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склонны к жестокости. Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к подростку, мало интересуются его делами, переживаниями. Подростки в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. Гиперпротекция может проявляться в сочетании с хорошим эмоциональным контактом и с эмоциональной холодностью. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то подросток растет в ситуации вседозволенности, он не способен к самоорганизации, контролю своего поведения. При гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью подросток тяжело переживает безразличие родителей, формируют в нем комплекс неполноценности. В результате, дети и подростки вырастают агрессивными, способными добиваться своих целей обманом и силой. 2.Хаотический стиль или непоследовательное руководство. Данному стилю свойственно отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к подростку, выраженные разногласия в стиле воспитания. Данный стиль воспитания влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность и импульсивность, а также импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию подростков. Причины формирования зависимой структуры личности и появления предрасположенности к зависимому поведению кроются в глубоком детстве и напрямую связаны со стилем воспитания семейной системы, в которой развивается личность ребенка. Известно, что личность человека развивается периодами, где стабильный этап сменяется кризисом, по окончании которого снова наступает стабильный период. Психологическая грамотность,  информированность родителей об изменениях, происходящих с личностью ребенка на разных возрастных этапах,  играет важнейшую роль в формировании независимой  личности. Хотелось бы отметить кризис 13 лет. По статистике именно в этом возрасте начинаются эксперименты с психоактивными веществами. Этому есть несколько причин. 1. Это один из способов чувствовать себя частью референтной группы; 2. К окончанию этого возрастного этапа основные характеристики личности уже заложены. И если сформировалась зависимая структура личности, то начинают проявляться разного рода зависимости (эмоциональная, компьютерная, химическая и т.д.). Если на предыдущих этапах доверительные отношения с родителями не были сформированы, на этом этапе их уже вряд ли удастся сформировать, и родители окончательно теряют контакт с ребенком. В 13 лет – кризис социальной эмансипации. Протекает бурно, ярко, революционно. В народе называется кризис второй перерезки пуповины. Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы, задачи. И если родители не поддерживают стремление к самостоятельности и отделению, не дают ребенку совершать свои собственные ошибки и нести ответственность за них, не обсуждают это со своими детьми, а разными способами культивируют зависимость от себя, то они упускают последний шанс помочь своему ребенку стать независимой, самостоятельной и отдельной от них личностью. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Это главная ценность для данного возрастного периода. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей и значимых взрослых. Базальная потребность этого возраста в понимании и близости. Подросток нуждается в понимании и доверии со стороны родителей и их поддержке. В то  же время важно постепенно передавать ответственность за свои выборы подростку. Если родители обесценивают выборы подростка, много и часто критикуют его, не поддерживают, он будет искать всё это вне дома в различных референтных группах сверстников. Заключение Начало употребления подростками наркотиков, алкоголя имеет корни в нарушениях семейной системы, а не только в неблагоприятных воздействиях социальной среды. Поэтому, когда в семье встает вопрос о возможном или реальном употреблении подростком наркотиков, худшее, что семья может сделать для подростка – это повесить всю ответственность на него, тем самым усилив его симптом. Конструктивным выходом будет комплексный системный подход к возникшей проблеме: с одной стороны, исследование социальной среды, подтолкнувшей его к употреблению, а с другой, изучение сложившихся отношений в семье, спровоцировавших возникновение и поддержание проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_v_vysotu.pptx600.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисфункциональная семья как фактор риска Педагог –психолог МОУ СОШ № 2 Трифонова О.А.

Слайд 2

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Слайд 3

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие : каждый автор вкладывает в него свой смысл. Определение «неблагополучная семья» «деструктивная семья» « дисфункциональная семья» семья «группы риска» «негармоничная семья»

Слайд 4

причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал Причины, вызывающие семейное неблагополучие Причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов)

Слайд 5

личность ребенка среда окружающие родители

Слайд 6

Криминальные семьи» Конфликтные семьи. Нравственно неблагополучные семьи Типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков: Конфликты в семьях могут проявляться в открытой форме (ссоры, скандалы, физическое насилие) и скрытой или не ярко выраженной форме. семьи с алкоголезависимыми и наркозависимыми родителями наличие судимых родственников

Слайд 7

Thank You! Особые стили воспитания в неблагополучных семьях. Негармоничный стиль воспитания, в данном стиле выделяют 6 типов негармоничного воспитания : 1. Потворствующая гиперпротекция 4. Эмоциональное отвержение 2. Доминирующая гиперпротекция 5. Жестокие взаимоотношения 3. Повышенная моральная ответственность 6. Гипопротекция 2. Хаотический стиль или непоследовательное руководство

Слайд 8

в таких семьях родители не только равнодушны, но и неуважительны и грубы по отношению к ребенку, подавляют его волю семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой семьи с отсутствием эмоциональных контактов семьи с нездоровой нравственной атмосферой за внешним благополучием семьи скрыто безразличие по отношению к ребенку = > ребенок ищет эмоционально – значимые отношения вне семьи ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни Классификация Г. П. Бочкаревой В основе – переживания ребенка

Слайд 9

Классификация Б. Н. Алмазова семьи с недостатком семейных ресурсов конфликтные семьи нравственно неблагопо – лучные педагогически некомпетент-ные разрушенные или неполные с родителями карьеристами конфликтно – демонстративное поведение ребенка протест против конфликта различия в мировоззрении подчинение другого своей воле педагогичекие знания родителей устарели либо выдуманы навязывание образцов поведения

Слайд 10

Воспитательно – сильные Воспитательно – устойчивые Воспитательно – неустойчивые Воспитательно – слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними Воспитательно – слабые с постоянно конфликтной атмосферой Воспитательно – слабые с агрессивно – негативной атмосферой Маргинальные (пограничные): с алкогольной, сексуальной деморализацией Правонарушительные Преступные Психически отягощенные Классификация Г.М.Миньковского Г. М. Миньковский вместо абстрактного противопоставления «благополучных » и «неблагополучных» семей на основании критерия воспитательный потенциал выделяет типы семей:

Слайд 11

Причины формирования зависимой структуры личности и появления предрасположенности к зависимому поведению кроются в глубоком детстве и напрямую связаны со стилем воспитания семейной системы, в которой развивается личность ребенка. Известно, что личность человека развивается периодами, где стабильный этап сменяется кризисом, по окончании которого снова наступает стабильный период. Психологическая грамотность, информированность родителей об изменениях, происходящих с личностью ребенка на разных возрастных этапах, играет важнейшую роль в формировании независимой личности.

Слайд 12

Причины : Кризис 13 лет. По статистике именно в этом возрасте начинаются эксперименты с психоактивными веществами. Это один из способов чувствовать себя частью референтной группы К окончанию этого возрастного этапа основные характеристики личности уже заложены

Слайд 13

13 лет – кризис социальной эмансипации Протекает бурно, ярко, революционно. В народе называется кризис второй перерезки пуповины. Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы, задачи. И если родители не поддерживают стремление к самостоятельности и отделению, не дают ребенку совершать свои собственные ошибки и нести ответственность за них, не обсуждают это со своими детьми, а разными способами культивируют зависимость от себя, то они упускают последний шанс помочь своему ребенку стать независимой, самостоятельной и отдельной от них личностью. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками . Это главная ценность для данного возрастного периода. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей и значимых взрослых. Базальная потребность этого возраста в понимании и близости. Подросток нуждается в понимании и доверии со стороны родителей и их поддержке. В то же время важно постепенно передавать ответственность за свои выборы подростку. Если родители обесценивают выборы подростка, много и часто критикуют его, не поддерживают, он будет искать всё это вне дома в различных референтных группах сверстников.

Слайд 14

Заключение Начало употребления подростками наркотиков, алкоголя имеет корни в нарушениях семейной системы, а не только в неблагоприятных воздействиях социальной среды. Поэтому, когда в семье встает вопрос о возможных или реальных зависимостях разного рода ,худшее, что семья может сделать для подростка – это повесить всю ответственность на него, тем самым усилив его симптом. Конструктивным выходом будет комплексный системный подход к возникшей проблеме: с одной стороны, исследование социальной среды, подтолкнувшей его к употреблению, а с другой, изучение сложившихся отношений в семье, спровоцировавших возникновение и поддержание проблемы.

Слайд 15

Список литературы 1.Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос , 2004 2. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье // Социологические исследования. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, — 2003. — № 4. 3.Лисицын С.А. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / — СПб.: Издательство «ЛОИРО», 2006. 4.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. — М.: Академия, 2006. 5.Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 6.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. — М.: Дрофа, 2005..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье детей и школьные факторы риска»

М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...

Факторы риска, развитие наркотического поведения у подростков.

Факторы риска. Наркотики. Исследование причины употребления....

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.

Одной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального об...

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

доклад на педсовет "Факторы риска профессиональной деформации педагога"

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагог...