Отчет по самообразованию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Отчет учителя –дефектолога Рытовой И.В
по теме самообразования
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ «
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж.Руссо
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,о имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Считаю, что длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка. Поэтому я посчитала целесообразным взять тему по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ»
Свою работу над темой по самообразованию я разбила на несколько этапов:
Этапы работы:
1 этап (практический) 2016 – 2017 учебный год
2 этап (практико-внедренческий) 2017 – 2018 учебный год
3 этап (обобщающий) 2018 – 2019 учебный год
Основные направления | Содержание самообразования |
1.Профессиональное | 1.Регулярно знакомиться с современными исследованиями ученых в области дефектологии и нейропсихологии. 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению нарушений, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать периодическую литературу. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей-дефектологов. 5. Принимать участие в научно-практических конференциях. 6. Посещать мастер-классы и участвовать в обмене опытом. 7.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 8. Проводить открытые НОД для анализа со стороны коллег. 9.Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. 10. Участвовать в городских ,областных, региональных, Всероссийских конкурсах. |
2. Психологопедагогическое | 1.Совершенствовать свои НОД в области классической и сов- ременной психологии и педагогики. 2. Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход 3.Изучать современные психологические методики. |
3. Методическое | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через переодические издания: -«Дефектология», -«Логопед», -«Дошкольное воспитание», 2.Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различ- ных форм коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий. 3. Разрабатывать разные формы НОД. 4. Разрабатывать новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и предупреждение речевых нарушений. |
4 Работа с родителями | 1.Включать родителей в совместную коррекционную работу 2.Изучение книги В. Л. Малышевой «Работа с родителями» М., «Просвещение», 1982 3. Изучение книги для родителей С. П. Ефимова «Как готовить ребенка к школе? » - М., «Просвещение», 1982 4. Проведение родительских собраний 5. Оформление и обновление уголка дефектолога 6.Проведение практикумов для родителей с использованием здоровьесберегающих технологии. |
Над темой работаю первый год. В этом году я работала над первым и вторым этапом. Проанализировала затруднения имеющиеся у детей с ОВЗ ,в связи с этим поставила проблему и в соответствии с ней изучила следующую литературу :
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17
3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.Сиротюк А.Л «Упражнения для психомоторного развития дошкольников.
5. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2006.
Определила следующие цели и задачи. Цель : Повышение профессиональной подготовленности в области использовангия здоровьесберегающих технологий на занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса .
Задачи: -повышение уровня свой научно-теоретической подготовки и педагогического мастерства -охрана и укрепление здоровья детей ,повышение сопротивляемости защитных свойств организма - формировать предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём коррекции нарушений с использованием здоровье сберегательных технологии.
-формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Предполагаемый результат:
- Повышение динамике показателей результатов коррекционной работы до 80% - 85%.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
3. Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологии.
5. «Индивидуальная работа с родителями с использованием здоровьесберегающего метода -кинезиологии »
Проработала способы демонстрации результата проделанной работы:
1. Мастер-классы.
2. Размещение разработок НОД и работ учащихся в сетевых образовательных пространствах.
3.Презентации.
Определила формы отчета о проделанной работе:
1.Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
2.Выступления по обмену опытом работы на МО, ГМО.
3.Представление аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.
В план работы по саморазвитию входят следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Массаж и самомассаж.
Виды развивающего массажа, используемые в коррекционной практике:
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
2. Релаксация.
3. Кинезиология.
4.Гимнастика для глаз.
5.Дыхательная гимнастика.
Учитель-дефектолог:______________________И.В.Рытова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию" Коррекция страхов и тревожности методами арт - терапии в условиях детского дома".
Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию
Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...

Отчет по самообразованию учителя иностранного языка
Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...