Отчет по самообразованию" Коррекция страхов и тревожности методами арт - терапии в условиях детского дома".
методическая разработка (6 класс) по теме

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nad_dannoy_temoy_rabotayu_pervyy_god.docx16.77 КБ
Файл celi_korrekcionnoy_raboty.docx11.37 КБ

Предварительный просмотр:

Над данной темой работаю первый год. Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются,  плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются определенные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда это эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. Кроме того ребенок, постоянно испытывающий страхи, отличается повышенным уровнем тревожности. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является арт- терапии.

Чтобы определить наличие страхов и тревожности у детей я использую тест «Сказка». Вот несколько  примеров:

Цель сказки — попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

"Один мальчик вернулся домой с прогулки и мама ему говорит: " Хорошо что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?"

Типичные нормальные ответы. «Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. «Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т. д.

Сказка  «Дурной сон»

"Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон» . Что увидел во сне мальчик? "

Типичные нормальные ответы. «Не знаю, что ему приснилось»; «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»; «Один страшный фильм ужасов»; «Ему приснился страшный зверь»; «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание
. «Ему приснилось, что кто – то умер»; «Ему приснилось, что он умер»; «Его забрали незнакомые люди»; «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.

Также, определить тревожного ребенка можно по следующим критериям;

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

У тревожных детей занижена самооценка, они не уверены в себе, поэтому их следует хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили. Таких детей нельзя сравнивать с другими ребятами, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад. Лучше избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить.

Приведу ряд упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с повышенным уровнем тревожности:

«Настроение и походка»

Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие  капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».

"Закончи предложение"

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание. Каждое начало предложения необходимо повторять несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

 "Драка"
Эта игра поможет ребенку расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

Такие упражнения можно проводить на коррекционных часах в группе или индивидуально.

Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.



Предварительный просмотр:

Цели коррекционной работы:

  1. снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;
  2. сформировать у детей адекватную самооценку, развить представление о собственной значимости;
  3. воспитать уверенность в себе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...

Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.

Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....

Терапия искусством воспитанников детского дома.

Сегодня возникает потребность максимально включить ребёнка в практическую игровую деятельность, связанную с его созидательным началом, с формированием его психологического и нравственного здоровья, ми...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Отчет воспитательной работы по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2017-2018 учебный год

Деятельность воспитательной работы нашей группы направлена на решение важной социально-значимой задачи – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществеВ этом учебном году ра...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...