Аналитическая справка по мониторингу познавательного развития
методическая разработка

Рытова Ирина Валерьевна

Аналитическая справка по мониторингу познавательного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_monitoring_2017.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка
о результатах мониторинга освоения детьми  рабочей программы  детей с ОВЗ зачисленных в дефектологическую службу  ДОУ №2 «Радуга»
с января 2017 года

Цель мониторинга: определение степени усвоения детьми образовательной программы в
области «Речевое развитие» по итогам коррекционной работы за 2014-2015 учебный год.
Объект мониторинга: группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (от3 до 7 лет жизни).
Диагностический инструментарий:    Е.А Стребелева  «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».М-2005

Предлагаемая  методика направлена на изучение  уровня познавательного развития детей  дошкольного возраста 3-7 лет и позволяют определить  основные параметры познавательного развития ребенка :принятие задания ,способы решения , обучаемость  во время диагностического обследования ,отношение к результату своей деятельности. Данные методики основаны на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности  психолого-педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

При анализе результатов обследования основное внимание  следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия  помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка результатов  производиться в баллах :

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

2 б а л л а ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после

обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 б а л л а ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе

диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 б а л л а ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).

В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу (1012 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей ха-

рактеризуется наличием отдельных звуков. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в
условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов. В дальнейшем с ними необходимо        ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмом.         Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Результаты психолого-педагогического обследования подробно фиксируются в протоколе обследования познавательного развития  детей дошкольного возраста .

С января по апрель на занятия с дефектологом  было зачислено 14 человек .  Всем детям рекомендованы занятия с дефектологом ,Из них  2- ребенка со смешанным расстройством психологического  развития (F -83) .После проведения мониторинга выявлено : 2 ребенка  набрали от 6 -8 баллов -  I группа  (14.3%) , 7 детей  -набрали от 19-23 баллов- II группа ( 50%),5 детей набрали от 24 – 27 баллов – III группа (35.7 %) .С нормой развития детей не выявлено.

 

Группы

Количество детей

Процентное соотношение

1 группа

2

14.3%

2 группа

7

50%

3 группа

5

35.7%

4 группа

-

-

 ( см. Приложение .  « Мониторинг  психолого-педагогической  диагностики  развития детей  с ОВЗ   в условиях дефектологической службы  с января 2017 г.»   ) 

Таким  образом  в дефектологическую службу зачислено :12 детей с заключением- уровень знаний, умений и навыков ребенка ниже возраста, обусловлено снижением познавательной функции , 2 ребенка с заключением- отставание в развитии по всем линиям развития, обусловлено недоразвитием познавательной деятельности. Знания, умения и навыки ребенка с сочетанными  нарушениями (речи(F -83) соответствуют требованиям усвоения адаптированной образовательной программы для детей с задержкой  психического развития в группе сверстников со сложным дефектом. Индивидуальный учебный план.

 В течении полугода   проводилась работа по развитию психических процессов воспитанников (памяти, внимания, воображения, мышления), работа над формированием мелкой и общей моторики, формированию элементарных математических представлений, развитию речи и формированию представлений об окружающем мире.

В ходе проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционной деятельности, разработке индивидуального маршрута развития ребенка, согласно задачам и содержанию работы, отраженной в планах индивидуального сопровождения детей удалось повысить уровень развития  психических процессов. Это способствовало усвоению программного материала в большем объеме. И на конец года по мониторинговым исследованиям были выявлены следующие результаты:

Группы

Количество детей

Процентное соотношение

1 группа

2

14.3%

2 группа

5

35.7%

3 группа

7

50 %

4 группа

-

-

( см. Приложение .   Мониторинг  психолого-педагогической  диагностики  развития детей  с ОВЗ   в условиях дефектологической службы  с января 2017 г) 

  У каждого ребенка произошло качественное изменение в познавательном  развитии ,несмотря на то ,что у некоторых детей не изменилась группа актуального развития . Это достаточно хорошо видно в таблице отражающей результаты мониторинга  . Причем  трое  детей имеют инвалидность , для которых темп развития психических процессов и темп усвоения  программного материала индивидуален и требует большего времени для коррекции. Также хочу отметить , что 7 человек были зачислены  в дефектологическую службу с января 2017г , а 7 человек зачислены в течении двух месяцев (февраль и март)  ,некоторые дети не регулярно посещали  занятия (по болезни и т.д) ,и в виду того ,что коррекционная работа с детьми ОВЗ  начата в середине года  и программу прошли не в полном объеме считаю необходимым продолжить обучение по адаптированной образовательной программе  для детей с задержкой  психического развития в группе сверстников со сложным дефектом  и индивидуальному учебному плану .

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2017-2018 учебный год:

  • углубление работы с детьми по образовательным областям: «Речевое развитие» ,«Познавательное развитие» и развитию психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие).
  • совершенствование работы по взаимодействию с воспитателями и  родителями по укреплению совместной работы.

Учитель-дефектолог:______________________И.В.Рытова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по изучению степени развития педагогического такта

Определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей и  выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей....

Аналитическая справка по мониторингу предметных и метапредметных результатов по физике

Аналитическая справка  по мониторингу предметных и метапредметных результатов освоения ООП по физике...

Аналитическая справка по мониторингу удовлетворенности потребителей образовательных услуг результатами внеклассной деятельности

Мониторинг (анкетирование) удовлетворенности потребителей образовательных услуг результатами внеклассной деятельности...

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...