Методическая разработка педагога дополнительного образования
методическая разработка

Осипова Евгения Евгеньевна

Актуальность дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека.

Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Сказкотерапия дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов воздействия на личность подрастающего поколения.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур». Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры.  Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи. 

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы.

  1. по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую.  
  2. по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия.
  3. возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний (нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии). Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета». Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы.

 

Пример: работа с терапевтической сказкой в коррекционной работе с детьми Хухлаева Ольго Владимировна «Маша и ее человечки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 394

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

По теме:

«Использование сказкотерапии в дополнительном образовании детей»

Автор методической разработки:

Осипова Евгения Евгеньевна

2021

Введение

Актуальность дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.

При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека.

Данный подход имеет свои преимущества, т.к. не оказывает негативного воздействия. Сказкотерапия дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов воздействия на личность подрастающего поколения.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур». Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П., является наличие в ней метафоры.  Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи. 

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы.

  1. по количеству людей, участвующих в сказкотерапии, можно выделить как индивидуальную, так и групповую.  
  2. по способу осуществления в методике представлено 4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки); обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия.
  3. возможна классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний (нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии). Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета». Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы.

Пример: работа с терапевтической сказкой в коррекционной работе с детьми Хухлаева Ольго Владимировна «Маша и ее человечки»

Прочтение сказки совместно с группой детей.

Сказка о Маше и ее человечках

Как-то раз проснулась Маша ночью от того, что в горле что-то щекочет. Открыла рот – изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг – и к Маше на живот.

А ну-ка кыш с моего живота, – закричала Маша. – Не позволю его топтать!

– Так и мы твои, – запищали человечки.

– Как это мои? – возмутилась Маша, – я вас не знаю.

«– А вот посмотри на меня внимательно», – сказал один человечек, – я – твоя Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю, грубые слова говорю.

– А я – твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.

А мы сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, – каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.

– Что-то вы мне не очень нравитесь, – прошептала Маша.

– Ну это ты неправду говоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас Капризулька и На-шее-мамы-сиделка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму заставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться.

– Надоели все! – завизжала Маша. – Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!

– Хоть тут призналась честно, – вздохнул человечек, похожий на ежика. – Я, Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.

Ничего не смогла ответить Маша, – заплакала громко:

– Никто меня не любит. не жалеет.

И услышала тогда голос ехидно-ласковый:

– Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.

Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие-то человечки посыпались. Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются:

– Мы частички Маши,

Хозяюшки нашей.

Я – Добрушка-Хохотушка,

Я – Старалка-Помогалка,

Я – Люблюшка-Приласкушка.

Улыбнулась тут Маша и сказала:

– Да, вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь. Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого-то дальше поставлю. Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь. А вот ты, Ленючка, стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать не хочется. И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницу люблю, класс свой.[1]

Маша своих человечков расставила и задумалась:

– Да, вы мои человечки, это верно. Боялка – моя, и Наоборотка – моя. Капризулька – моя, и добрушка – моя. НО:

Я не есть моя Боялка – не всегда боюсь.

Я не есть моя Ленючка – не всегда ленюсь.

Я не есть и Хохотушка – не всегда смеюсь.

И не Злючка никакая – не всегда ведь злюсь.

Кто же Я?

А Я есть Я.

А Боялка и Добрушка,

Капризулька и Люблюшка –

Это все мои друзья.

Но командую здесь Я.

Я – Маша.

Я – человек.

Я – житель планеты Земля.

Обсуждение с детьми сказки, каждый ребенок рассказывает каким он бывает и дает имена своим человечкам. Рисует своих человечков. Разыгрываем по ролям сказку.

 

Заключение

Чтение сказок взрослыми детям – важный элемент воспитания и развития ребенка. Сказкотерапия приносит не только пользу, но и радость.

С помощью метода сказкотерапии можно показать детям особенности отношений между людьми, бережно повлиять на поведение ребенка и помочь ему преодолеть его страхи.

Задания к сказкам развивают его память, внимание, крупную и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку и связную речь.

Рекомендуемая литература:

  1. Репницын Г.М., Ерыкалова С.П. СКАЗКОТЕРАПИЯ – СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5.
  2. Реморенко Н.П. Психологические сказки для детей. Методика нравственного воспитания/ Н.П. Реморенко. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2020. – 128 с.
  3. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические мказки в коррекционной работе с детьми/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Редкая птица, 2020. – 152 с.
  4. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. О ленивой звездочке: терапевтические сказки. – Москва: Проспект, 2019. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка педагога дополнительного образования.

Учебно-методическая разработка педагога дополнительно образования....

«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретно...

Методические разработки педагога дополнительного образования

Создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ....

Методическая разработка педагога дополнительного образования "Танцевальные ритмы"

Программа базируется на изучении спортивных бальных танцев, ОФП, СФП и основ хореографии....

Методическая разработка педагога дополнительного образования ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Канашова В.Н.

Методическая разработкапедагога дополнительного образованияГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Канашова В.Н. Подборка материалов по теме:«Танцевальные игры для детей младшего и среднего дошко...

Методическая разработка педагога дополнительного образования Терентьева А.С по предмету "Шахматы"

Методическая разработка по предмету шахматы для расширения кругозора обучающихся и проверке их знаний...

«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретно...