Методическая разработка педагога дополнительного образования Терентьева А.С по предмету "Шахматы"
методическая разработка (5 класс)

Методическая разработка по предмету шахматы для расширения кругозора обучающихся и проверке их знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Шахматы»

Преподаватель педагог дополнительного образования

Терентьев Александр Сергеевич

Вариант 1 ДЕ - 1

  1. Когда отмечается Международный день шахмат?

а) 22 июня;

б) 20 июля;

в) 10 ноября;

г) 12 декабря.

2. Что можно сказать о шахматисте?

а) Ходит сидя;

б) Бежит лёжа;

в) Ползает стоя;

г) Плывёт летая.

3. Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?

а) Дебют;

б) Рашпиль;

в) Гамбит;

г) Эндшпиль.

4. Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?

а) Отобрал корону;

б) Свергнул с трона;

в) Вырвал мантию;

г) Выхватил скипетр.

5. Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.

а) Конев;

б) Слонов;

в) Пешков;

г) Королёв.

6. Кто из российских поэтов жил в Шахматово?

а) Лермонтов;

б) Есенин;

в) Блок;

г) Некрасов.

7. Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 1972-1991 годах?

а) «Пешка»;

б) «Ферзь»;

в) «Королева»;

г) «Ладья».

8. Из скольких  клеток состоит шахматная доска?

а) 32;

б) 64;

в) 81;

г) 100.

9. Какой шахматной фигуры не существует?

а) Пешка;

б) Король;

в) Конь;

г) Дама.

10. Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?

а) Один;

б) Два;

в) Три;

г) Четыре.

ДЕ-2

  1. Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?

а) Чёрный король;

б) Чёрная пешка;

в) Белый ферзь;

г) Белый слон.

  1. Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?

а) Конь;

б) Ферзь;

в) Пешка;

г) Слон.

3. Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?

а) Слон;                                                  

б) Ладья;

в) Конь;                                                 

 г) Ферзь.

4. Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) Лопатка;

б) Вилка;

в) Ложка;

г) Нож.

5. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?

а) Ферзь;

б) Король;

в) Конь;

г) Слон.

6. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?

а) Проходная;

б) Пробивная;

в) Пронырливая;

г) Козырная.

 7.  Как называется середина шахматной партии?

а) Миттельшпиль;

б) Гамбит;

в) Цугцванг;

в) Мидлтайм.

 

 8. Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?

а) Правой;

б) Левой;

в) Любой;

г) Той, которой сделали ход.

 9. Назовите самую шахматную республику в составе России.

а) Калмыкия;

б) Татария;

в) Карелия;

г) Мордовия.

10. Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?

а) «Мы одна семья»;

б) «Весь мир в шахматном порядке»;

в) «Мы все свои в доску»;

г) «Сильнее, хитрее, умнее».

Вариант 2   ДЕ-1

  1. Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?

а) Экс-чемпион;

б) Претендент;

в) Делегат;

г) Кандидат.

  1. К какому виду программ относятся компьютерные шахматы?

а) Шутеры;

б) Квесты;

в) Стратегии;

г) Симуляторы.

  1. Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?

а) Э. Ласкер;

б) А. Алёхин;

в) Х.Р. Капабланка;

г) М. Эйве.

  1. Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам?

а) Алёхин;

б) Карпов;

в) Крамник;

г) Смыслов.

  1. Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?


а) Михаил Таль;

б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;

г) Александр Алёхин.

6.  Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?

а) Гарри Каспаров;

б) Марат Сафин;

в) Владимир Крамник;

г) Руслан Пономарёв.

  1. Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?

а) Борису Спасскому;

б) Тиграну Петросяну;

в) Василию Смыслову;

г) Анатолию Карпову.

  1. В каком виде спорта прославился Владимир Крамник?

а) бокс

б) велогонки

в) футбол

г) шахматы

  1. В каком виде спорта используется сицилианская защита?

а) баскетбол

б) лыжи

в) шахматы

г) регби

  1. Сколько рокировок может сделать шахматист в ходе одной партии?

а) две

б) одну

в) четыре

г) три

ДЕ-2

  1. Как называется игровое шахматное поле?

а) доска

б) поле

в) фланг

г) бровка

  1. Как называют партию по быстрым шахматам?

а) этюд

б) блиц

в) гамбит

г) эндшпиль

  1. Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?

а)  две

б) три

в) четыре

г) пять

  1. Какой шахматной фигуре можно объявить шах?

а) ладье

б) слону

в)  королю

г) ферзю

  1.  Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?

а) ферзь

б) пешка

в) конь

г) ладья

  1. На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход?

а) семь

б) пять

в) шесть

г) четыре

  1. Назовите шахматную фигуру, нападающую из-за угла.

а) пешка

б) ферзь

в) король

г) конь

  1. Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?

а) ферзем

б) пешкой

в) королем

г) слоном

  1. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?

а) семь

б) пять

в) шесть

г) восем

10. Какую игру называют «шахматами на льду»?

а) керлинг

б) хоккей

в) шорт-трек

г) фигурное катание

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Ключ к заданиям варианта 1

ДЕ-1

ДЕ-2

1.

б

г

2.

а

а

3.

б

в

4.

а

б

5.

в

б

6.

в

а

7.

в

а

8.

б

г

9.

г

а

10.

а

а

Ключ к заданиям варианта 2

ДЕ-1

ДЕ-2

1.

б

а

2.

г

б

3.

а

б

4.

а

в

5.

в

в

6.

б

а

7.

г

г

8.

г

б

9.

в

г

10.

б

а

                                 

Критерии для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса

Программа «Шахматы»

Преподаватель педагог дополнительного образования

Терентьев Александр Сергеевич

Критерии оценки тестовых заданий

За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы.

 Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный — ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл,  20 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или плохую оценки. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:

“ПЛОХО”- «2» – 60% и менее  

   

“УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”- «3» – 61-80%    

“ХОРОШО”- «4» – 81-90%  

   

“ОТЛИЧНО”- «5» – 91-100%

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка педагога дополнительного образования.

Учебно-методическая разработка педагога дополнительно образования....

«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретно...

Методические разработки педагога дополнительного образования

Создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ....

Методическая разработка педагога дополнительного образования "Танцевальные ритмы"

Программа базируется на изучении спортивных бальных танцев, ОФП, СФП и основ хореографии....

Методическая разработка педагога дополнительного образования ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Канашова В.Н.

Методическая разработкапедагога дополнительного образованияГБОУДО ЦДТ «Свиблово» Канашова В.Н. Подборка материалов по теме:«Танцевальные игры для детей младшего и среднего дошко...

Методическая разработка педагога дополнительного образования

Актуальность дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с р...

«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретно...