Урок истории в 8 классе по теме "Начало Первой мировой войны"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Алибекова Марина Данияловна

Изучить причины и повод к началу Первой мировой войны, последовательность вступления в войну основных стран-участниц, рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Начало Первой мировой войны75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе по теме  "Начало Первой мировой войны"

Цель урока: изучить причины и повод к началу Первой мировой войны, последовательность вступления в войну основных стран-участниц, рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.

Задачи урока.
- быстро и четко работать с таблицами соответствия;
- анализировать сгруппированные данные;
- формирование собственного взгляда на события, проявление гражданской позиции;
- понимать, что война – это всегда великое горе, ужас, страдания и 
только потом цели, интересы и т.п;
- научиться делать предположения и выводы на их основе, т.е. формировать 
умения мыслить гипотетически.

Оборудование к уроку: компьютер; мультимедийный проектор; презентация ; учебник Н.В.Загладина «Всеобщая история» 8 класс; четыре карточки с заданиями.

Основные понятия: причины войны, повод к началу войны, ультиматум, морская блокада, план Шлиффена.

Ход урока.

Этап
урока

        

Время
(мин)

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Организационный

2

(Слайд №1).Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Начало первой мировой войны».
Цель нашего урока – понять причины и повод к началу Первой мировой войны. 
Изучить последовательность вступления в войну основных стран-участниц. Рассмотреть боевые действия сторон на начальном этапе и их итог.
В процессе проведения урока нам понадобятся карточки, лежащие у вас на столе.

 

 

 

 

 

 

 

Актуалазация знаний.

6

Для того, чтобы перейти к изучению новой темы вспомним предыдущий материал. Взяликарточку №1(Приложение 1).(Слайд№2)Соотнесите название государств и их внешнеполитические цели. В течение двух минут заполните таблицу.
Кто готов ответить? Прошу дать полный ответ. Сверим ответы
(Слайд №3).

Посмотрите на экран.(Слайд №4) Вспомним какие два военно-политических блока сформировались накануне войны. Изображение гербов могут послужить подсказкой. Кто готов?
Проверим правильность ответа
(Слайд №4).

Учащиеся приступают к выполнению задания.

Ученики дают ответы по заданию, называя страны и их внешнеполитчес-
кие цели.

 

Учащиеся на зывают Антанту и Союз Центральных держав.

Изучение
нового материала.

6

Антанта и Союз Центральных держав являлись противоборствующими блоками.(Слайд №5)Обострившиеся противоречия между ними стали причинами войны. Можете ли вы определить эти причины? 
Хорошо. 
(Слайд № 5) 
Причинами войны являются:
- борьба за новые рынки сбыта и источники сырья;
- захват новых территорий. 
(Слайд №6) 28 июня 1914 года в столице Боснии городе Сараево сербским террористом Гаврилой Принципом был убит наследник австрийского престола – эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие послужилоповодом к войне.(Слайд №7) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Новое понятие –ультиматум –требование одного государства к другому выполнить определенные условия, которое сопровождается угрозой применения силы в случае отказа. Сербия приняла все условия, кроме одного. 
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Эта дата считается началом Первой мировой войны. 
(Слайд № 8) Являясь союзницей Сербии, 30 июля Россия начала мобилизацию своих войск. В ответ на ее отказ прекратить мобилизацию 
1 августа Германия объявила России войну.

Учащиеся 
пытаются определить причины войны.

Первичное закрепление.

4

(Слайд №9)Выполните задание покарточке №2(Приложение 2), найдите и исправьте ошибки в тексте.

Кто готов указать ошибки?
(Слайд №10)Проверим свои работы. У кого ответы совпадают с текстом на экране. Хорошо.

Ученики нахо
дят ошибки и исправляют их.

Зачитываются тексты с ис правлениями.
Проверяют правильность своих работ.

Изучение нового материала (продолжение).

6

(Слайд №11) 3 августа немецкие войска начали наступление на Францию.
Наступление происходило в соответствии с 
планом Шлиффена. Начальник Генерального штаба германской армии Альфред фон Шлиффен разработал этот план задолго до начала войны. (Слайд №12) План предусматривал молниеносным броском через Бельгию сокрушить армию Франции, до того как Россия будет готова к активным действиям на Восточном фронте. Тем самым Германияизбежала бы военных действий на два фронта, что само по себе являлось предпосылкой к победе в войне.(Слайд №13) Верная союзническому долгу и использовав нападение Германии на нейтральную Бельгию как повод, Великобритания 4 августа объявляет войну Германии. Являясь могущественной морской державой, Британия сразу же устанавливает эффективную морскую блокаду Германии. Новое понятие –морская блокада – перекрытие морских путей для всех судов к побережью враждебного государства. Этот факт сильно повлиял на экономику Германии, что очень сказалось в дальнейшем на ее способности вести активные наступательные операции.(Слайд №14) 6 августа 1914 года Австро-Венгрия вступает в войну с Россией. Боевые действия охватывают почти всю Европу.

 

Первичное закрепление (работа с учебником).

3

Откройте учебник на странице 250. Выполняем задание по таблице «Соотношение сил к началу войны». После выполнения этого задания мы продолжим нашу беседу по событиям начала войны.

К каким выводам вы пришли?
Дается оценка правильности этих выводов.

Учащиеся ана лизируют данные приведен ные в таблице, сравнивая потенциалы сторон перед войной.
Очевиден вывод о невероятности победы Германии.

Изучение нового ма- териала(продолжение).

6

(Слайд №14) В первый месяц войны события развивались по плану Шлиффена. Германские войска через территорию Бельгии подошли к Парижу на расстояние в 30-40 км. В результате грандиозной битвы на Марне ( с 5 по 9 сентября) немецкое наступление было остановлено. Большую помощь в спасении Парижа оказала российская армия, которая начала наступление в Галиции и Восточной Пруссии. Чтобы удержать фронт, Германия перебросила часть сил с Западного фронта на Восточный. Молниеносная война, задуманная немецким Генеральным штабом, провалилась.Германия вступила в войну на два фронта.
Австро-Венгерские войска захватили Белград, но под натиском армий Сербии и Черногории отступили.
В октябре Турция выступила на стороне Германии. Русская армия нанесла ряд поражений туркам в Закавказье.
В августе Япония начала боевые действия против Германии, захватив все германские владения в Китае.
На Африканском континенте дела у Германии складывались неутешительно. Союзники вытесняли немцев из Африки.
По итогам боевых действий 1914 года и Антанта, и Союз Центральных держав понесли большие потери в личном составе и материальных ресурсах. Линии фронтов «замерли», война приняла затяжной, позиционный характер.

 

Первичное закрепление (Блиц-тест и задание на карточке №4 – работа с источником).

4

На этом мы заканчиваем рассмотрение основного материала по новой теме.
Если вы внимательно слушали и смотрели, то для вас не составит труда справиться с коротеньким тес- том на 
карточке №3(Приложение3) (Слайд №15).
Обведите правильные ответы. 
А также выполните задание на 
карточке №4 (Приложение 4).Выполненные работы оставьте на столе. После чего я расскажу о некоторых интересных особенностях и фактах Первой мировой войны.

Класс выполняет задание.

Дополнительная 
информация

5

(Слайд №16, №17, №18, №19
Рассказываются сведения о новых видах оружия применённых в Первой мировой войне.

 

Подведение итогов
урока

2

Сегодня мы рассмотрели важнейшее событие начала XX века, которое повлияло на всю последующую историю человечества. Знание и понимание этого материала важно для осмысления и понимания исторических событий вплоть до наших дней. В целом вашей работой на уроке я довольна. Очень хорошо работали (кто-то), а (кому-то) следует обратить внимание …

 

Информация о домашнем 
задании.

1

(Слайд №20) (Кому-то) подготовить сообщение о генерале А.А.Брусилове. Спасибо за урок. До свидания.

 

   Приложение 4                                           

                                           

                                               Карточка №4 (В – 1)

 Напишите название страны, представителю которой, принадлежит следующее высказывание. Устно обоснуйте ваш выбор.

                                  Высказывание

   Страна

  «Мир с Францией мы можем заключить, лишь одновременно заключив его с Англией. Ибо колониальные завоевания, которые мы должны сделать за счет Франции и Бельгии, будут носить иллюзорный характер, пока мировые морские пути не будут вновь свободны и мы не овладеем вновь своими старыми колониями».

 

________________________________________________________________________

                                               Карточка №4 (В – 2)

 Напишите название страны, представителю которой, принадлежит следующее высказывание. Устно обоснуйте ваш выбор.

                                  Высказывание

   Страна

 «В этой борьбе, которая ведется не за овладение Сербией и в которой дело идет о цели Германии установить свое полити-

ческое господство в Европе и желании держав сохранить свою индивидуальную свободу, в этой борьбе наши интересы связаны с интересами Франции и России».

 

Приложение 2

                                                        Карточка №2

   

              Найдите ошибки в тексте. Прочитайте в исправленном  варианте.

 Поводом к началу Первой мировой войны послужило  убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено албанским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому немедленно, без предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ

союзник Сербии – Италия – начала всеобщую мобилизацию.

__________________________________________________________________________

                           

                               Правильный текст ( к заданию в карточке №2).

 

 Поводом к началу Первой мировой войны послужило  убийство, в столице Боснии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено сербским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому , после предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ союзник Сербии – Россия – начала всеобщую мобилизацию.

Приложение 3                         

     

       Карточка №3 (Блиц-тест)

           

               Вариант I

1. События на Восточном фронте:

    а) спасли Лондон;

    б) спасли Белград;

    в) спасли Париж.

2. В Первой мировой войне Германия:

    а) избежала войны на два фронта;

    б) воевала на два фронта;

    в) стремилась к войне на два фронта.

3. Антанта оформилась в:

    а) 1904 году;

    б) 1894 году;

    в) 1914 году.

4. Русская армия воевала на:

    а) Восточном фронте;

    б) Западном фронте;

    в) Средиземноморском театре военных действий.

___________________________________________________

                                 

            Карточка №3 (Блиц-тест)

                   

                  Вариант II

1. План Шлиффена предусматривал разгром:

   а)  Франции и России одним ударом;

   б) сначала Франции, потом России;

   в) сначала России, потом Франции.

2. Спровоцировало войну убийство:

   а) Франца Иосифа;

   б) Фердинанда Фоша;

   в) Франца Фердинанда;

3. Первая мировая война началась:

   а) 28 июля 1915 года;

   б) 28 июля 1914 года;

   в) 28 августа 1914 года.

4. Германию с моря блокировал:

   а) флот США;

   б) английский королевский флот;

   в) русско-французская объединенная эскадра.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для самоконтроля и взаимоконтроля учащихся по теме «Начало Первой мировой войны» 9-11 класс

самоконтроль и взаимоконтроль усвоения при изучении нового материала  и в процессе самообразования, рекомендуемые для  самостоятельной работы с учебником на уроке...

Проверочная работа по Всеобщеи истории. 9 класс по теме Начало второй мировой войны.

Задания представлены в тестовой форме. Вопросы охватывают период с 1938- 1941 гг....

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

Методическая разработка урока по истории в 9 классе по теме "начало Второй мировой войны"

Данная разработка может быть использована для проведения урока по данной теме...

Урок в 10 классе по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»       (10 класс)Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источниковЦель урока...