Статья "О необходимости реформирования систем образования"
статья
Статья опубликованна в сборнике статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса "Преподаватель года 2021!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_neobhodimosti_reformirovaniya_sistem_obrazovaniya.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37
«О необходимости реформирования систем образования»
Хохрина Олеся Мухаметовна
Преподаватель математики
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №2»
Аннотация: Осознание необходимости реформирования систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ и средств обучения. Знания учащихся подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем обучающиеся сумеют их усвоить. Важно, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Для решения этих задач нужна новая парадигма образования: ученик – предметно-информационная среда (в том числе новые информационные технологии) – учитель, присущая всем видам образования, всем образовательным системам. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях с учетом поставленных целей образования и интересов развития личности обучающихся. Педагоги несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать:
-предмет изучения;
-стиль общения с учащимися;
-образовательную среду;
-педагогическую технологию;
-самих себя.
Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает и как понимают его ученики!
Педагогика исследует сущность и закономерности воспитания, принципы, формы, технологии и методы обучения, тенденции и перспективы развития личности. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации.
Ключевые слова: парадигма образования, предметно-информационная среда, педагогические технологии, информационные технологии, педагогика.
"On the need to reform education systems"
Khokhrina Olesya Mukhametovna
Teacher of mathematics
GBPOU "Sakhalin Polytechnic Center No. 2"
Abstract: Awareness of the need to reform education systems so that the student becomes the central figure of the educational process, so that his cognitive activity is in the focus of attention of teachers-researchers, developers of programs and learning tools. Students' knowledge is subject to changes every year and sometimes becomes obsolete before students are able to assimilate it. It is important that young people who are able to independently learn how to work with information, independently improve their knowledge and skills in various fields come to the economy, science and culture. To solve these problems, a new paradigm of education is needed: a student is a subject-information environment (including new information technologies) - a teacher inherent in all types of education, all educational systems. The widespread introduction of new pedagogical technologies will change the very paradigm of education, and only new information technologies will allow the most effective realization of the opportunities inherent in new pedagogical technologies, taking into account the goals of education and the interests of the development of the personality of students. Teachers are responsible for children, so they must monitor:
-subject of study;
-communication style with students;
-educational environment;
-pedagogical technology;
- themselves.
What matters is not what the teacher does, but how he works and how his students understand him!
Pedagogy explores the essence and patterns of education, principles, forms, technologies and methods of teaching, trends and prospects of personal development. A person's education is an integral part of his basic culture, and the system of pedagogical knowledge, technologies, views, traditions forms the pedagogical culture of the nation.
Key words: educational paradigm, subject-information environment, pedagogical technologies, information technologies, pedagogy.
Учитель — тот, кто наставит, тот, кто научит,
кто пробудит человечное в человеке...
Ф. Мориак
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда среднее образование во всех развитых странах стало обязательным, а в Японии такой статус обрело высшее образование.
Важность такого подхода к образованию точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем обучающиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю сознательную жизнь.
Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Таково веление времени не только для профессионального образования, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам.
Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10—15 лет такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах с разной степенью успешности.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Решение этих задач требует комплексных усилий не только СПО, но и всего общества. Нужна новая парадигма образования: ученик — предметно-информационная среда (в том числе новые информационные технологии) — учитель, присущая всем видам образования, всем образовательным системам.
Решать все эти проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, т. е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. На наш взгляд, таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Поэтому, прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования и интересов развития личности.
Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Педагоги несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать:
- предмет изучения;
- стиль общения с учащимися;
- образовательную среду (обстановку в классе);
- педагогическую технологию;
- самих себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Если говорят: «хороший художник», — то не потому, что он окончил художественное училище или академию. Почему же мы иногда считаем, что учитель хорош только потому, что он написал десяток методических разработок или на городской (районной) аттестационной комиссии защитил творческую работу? Если у учителя 75% детей учатся на «2» и «3», то это плохой учитель. Это несостоятельный учитель. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает и как понимают его ученики!
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к национальным и культурным различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.
Каждый из нас остается ребенком до последнего дня своей жизни. Если вам хочется получить к празднику, хотя бы небольшой подарок — вы еще ребенок. Если вам хоть раз в неделю хочется съесть что-нибудь вкусненькое — вы еще ребенок. Если вы в трудную минуту жаждете исповеди и сочувствия — вы еще ребенок. Если вам хочется почувствовать прикосновение рук близкого человека — вы еще ребенок. Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве... ». Основой же сотрудничества должна стать духовная культура, которая в мировой истории всегда была интегрирующим фактором.
Дайте же ребенку возможность на уроке осознать социальную значимость, свою духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка!
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование — целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришел к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдагогос») означает «детовождение» (пейда — ребенок, гогос — вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука, впервые вычлененная из системы философских знаний в начале XVII века, — педагогика.
К основным категориям педагогической науки относятся воспитание, обучение и развитие (рис. 1).
ОБРАЗОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ
ОБУЧЕНИЕ
Рис. 1
Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. В широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек. Как «мера всех вещей человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания». Воспитание в человеческом измерении, по мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, это и есть гуманистическое воспитание.
Обучение — процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.
Развитие — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Педагогика исследует сущность и закономерности воспитания, принципы, формы, технологии и методы обучения, технологии, тенденции и перспективы развития личности.
Предмет педагогической науки — образовательные отношения, способствующие развитию личности ребенка.
Таким образом, педагогика — это крупная отрасль науки, в которой заняты тысячи ученых. Однако очевиден и другой факт. Педагогика — это практическая деятельность, в которой в той или иной роли (обучающий или обучающийся) занят каждый четвертый житель нашей страны.
Каждый из нас учился в общеобразовательной школе и знаком с системой преподавания в профессиональных учебных заведениях. Как это ни грустно, но далеко не каждый учитель запоминается нам на всю жизнь своей неповторимостью, интеллигентностью, нестандартностью мышления, гуманностью, оригинальностью уроков. Иметь профессию учителя — еще не значит уметь хорошо преподавать, потому что педагогика — это «еще и искусство». Педагогов невозможно выпускать на «университетском конвейере»; даже «штучная подготовка» не гарантирует наличия у выпускника педагогического вуза таланта преподавания. Поэтому хороший педагог — такая же редкость, как и талантливый артист. Наконец, педагогика — это часть культуры народа, непреходящая ценность. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации.
Таким образом, педагогика — сложнейший конгломерат науки, практики, искусства и специфической культуры.
Список литературы:
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—б07с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М.: «Народное образование», 2004. – 208 с.
Хохрина О.М. 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного
Образование- один из важнейших приоритетов социальной политики российского государства. С его реализацией напрямую связаны успехи нашей страны, наращивание ее интеллектуального и экономического потенц...
Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается пр...
«Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования»
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...
Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...
Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России
Исследовательская работа...
Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.
доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...
Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России
После распада СССР и вступления России в ВТО стали происходить значительные изменения в российской системе образования. Это обусловлено интеграцией в сфере экономического сотрудничества и культурного ...