Программа ОДНКНР
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Ниж-Суетская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Карпенко"
Суетского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель ШМО _____________ / /Н.И.Харьковская/ Протокол №1 от28 .08. 2021г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______________ /Л.В.Зимина/ | «Утверждаю» И.о. директора школы МКОУ «Ниж–Суетская СОШ им. А.Карпенко» __________/ И.А. Щербина / Приказ №115/2 от 26 .08. 2021г. |
Рабочая программа
по основам духовно-нравственным культуры народов России
для 5 класса
основного общего образования
базовый уровень
на 2021/2022 учебный год
Количество часов в году: 35
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена на основе авторской примерной программы «Основы духовно-нравственным культуры народов России»: 5 класс. Авторы: Н.Ф Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Москва, «Вентана-Граф»,2018.
Программу составила
Берген М.В.,
учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории
с. Нижняя Суетка,2021
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты
- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты
- становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Кол-во практических, контрольных, лабораторных работ |
1 | В мире культуры | 4 | |
2 | Нравственные ценности российского народа | 15 | |
3 | Религия и культура | 11 | |
Как сохранить духовные ценности | 2 | ||
Твой духовный мир | 3 | ||
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата проведения |
Раздел 1. В мире культуры (4ч) | |||
1 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 03.09 |
2 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 10.09 |
3 | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | 17.09 |
4 | Человек-творец и носитель культуры. | 1 | 24.09 |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15ч) | |||
5 | Береги землю родимую, как мать любимую | 1 | 1.10 |
6 | Береги землю родимую, как мать любимую | 1 | 8.10 |
7 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | 15.10 |
8 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | 22.10 |
9 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | 29.10 |
10 | В труде – красота человека | 1 | 12.11 |
11 | Плод добрых трудов славен | 1 | 19.11 |
12 | Люди труда | 1 | 26.11 |
13 | Люди труда | 1 | 3.12 |
14 | Бережное отношение к природе | 1 | 10.12 |
15 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | 17.12 |
16 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | 24.12 |
17 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | 14.01 |
18 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | 21.01 |
19 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | 28.01 |
Раздел 3. Религия и культура (11ч) | |||
20 | Роль религии в развитии культуры. | 1 | 4.02 |
21 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 11.02 |
22 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 18.02 |
23 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 25.02 |
24 | Культура ислама. | 1 | 4.03 |
25 | Культура ислама. | 1 | 11.03 |
26 | Культура ислама. | 1 | 18.03 |
27 | Иудаизм и культура. | 1 | 25.03 |
28 | Иудаизм и культура. | 1 | 8.04 |
29 | Культурные традиции буддизма. | 1 | 15.04 |
30 | Культурные традиции буддизма. | 22.04 | |
Раздел 4. Ка сохранить духовные ценности (2ч) | |||
31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | 29.04 |
32 | Хранить память предков. | 1 | 6.05 |
Раздел 5. Твой духовный мир (3ч) | |||
33 | Что составляет твой духовный мир. | 1 | 13.05 |
34 | Что составляет твой духовный мир. | 1 | 20.05 |
35 | Что составляет твой духовный мир. | 1 | 27.05 |
Лист внесения изменений в рабочую программу
(лист коррекции)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание изменений | Основание (причина) изменений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...
Рабочая программа ОДНКНР
Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"...
Рабочая программа ОДНКНР
Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура" основная школа...
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"
Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"...
Программа ОДНКНР 5 класс
Программа ОДНКНР 5 класс...
Программа. ОДНКНР
Примерная программа по ОДНКНР...