Программа ОДНКНР 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Акбулакская СОШ №1»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ Зам. директора по ВР Руководитель ШМО
Акбулакская СОШ №1 Шамшиева И.С..___________ ________.__________
Ковалёва О.М.___________
30 августа 2017г. 30 августа 2017г. 29 августа 2017г.
Рабочая программа
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
для 5классов
на 2017-2018 учебный год
класс: 5А,Б,В
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Планирование составлено на основе
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).
2. Программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013
Программа обеспечена учебником: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил.
Автор учебника Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил.
Количество часов, всего 34
В неделю 1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил
- Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуника-тивные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры – 4 ч.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 15 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 11 ч.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 2 ч.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 2 ч.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
- Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР
№ п/ | Тема урока (тип урока) | Кол- | Домашнее задание | 5в | |
П | Ф | ||||
В мире культуры | |||||
1-2 | Величие многонациональной российской культуры | 2 | Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» | ||
3-4 | Человек – творец и носитель культуры | 2 | Подготовить сообщение об одном из героев эпоса народов России | ||
Нравственные ценности | |||||
5-6 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 | Ответить на вопросы. | ||
7-8-9 | Жизнь ратными подвигами полна | 3 | Ответить на вопросы | ||
10 | В труде – красота человека | 1 | Объяснить значение пословиц | ||
11 | «Плод добрых трудов славен» | 1 | пословицы и поговорки о труде | ||
12-13 | Люди труда | 2 | Готовить проекты | ||
14 | Бережное отношение к природе | 1 | сообщение о заповеднике | ||
15-16-17-18-19 | Семья – хранитель духовных ценностей | 5 | Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека | ||
Религия и культура | |||||
20 | Роль религии в развитии культуры | 1 | Вспомнить произведения о справедливости | ||
21-22-23 | Культурное наследие христианской Руси. | 3 | Сообщение-презентация о царь-колоколе | ||
24-25-26 | Культура ислама | 3 | Сообщение-презентация об исламе | ||
27-28 | Иудаизм и культура | 2 | Сообщение- иудаизме | ||
29-30 | Культурные традиции буддизма | 2 | Сообщение- буддизме | ||
Как сохранить духовные ценности | |||||
31 | Забота гос-ва о сохранении духовных ценностей | 1 | Сообщение- храмах, мечетях, | ||
32 | Хранить память предков | 1 | Подготовить ответы на вопросы | ||
Твой духовный мир | |||||
33-34 | Твой духовный мир | 2 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"
Программа ОДНКНР 5 класс "Православная культура"...
Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...
Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс
Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс...
Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
ОДНКНР...
Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
ОДНКНР...