Программа КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
рабочая программа

Назарова Алена Александровна

   Занятия в кружке  «Кукольный театр» являются комплексными и позволяют формировать УУД практически всех четырёх групп: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные и корректировать  эмоционально-волевую сферу.

 

Задачи:

  • Повышение коммуникативных возможностей  учащихся:

способность к совместным действиям, умения позитивно и продуктивно общаться,  формирование уверенного поведения.

  • Формирование  различных эмоционально-волевых качеств;  
  • Снятие детской агрессии и негативных эмоций;
  • Снятие детской нерешительности;
  • Развитие творческого воображения, внимания, памяти, речи;
  • Формирование нравственно-этических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Дети  с ОВЗ характеризуются стойким нарушением  и недоразвитием всех психических процессов, сто отчётливо прослеживается  в сфере познавательной деятельности. В силу интеллектуальной недостаточности страдает личность ребёнка с ОВЗ, недостаточно развита речь, бедность словаря.

  Страдают коммуникативные и регулятивные  навыки. Дети не умеют договариваться в совместной игре.   С трудом контролируют свои поступки, желания.  

     Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им учителя, детский коллектив. Наблюдаются нарушения эмоциональной сферы и отклонения в поведении.

   Эмоции примитивны, развиты слабо, однообразны.  По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Дети не умеют договариваться в совместной игре,  с трудом контролируют свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить своё поведение требованиям, которые предъявляют им учителя, детский коллектив. У многих обучающихся повышенный уровень агрессивности, проявление  враждебности, жестокости; двигательная расторможенность; сниженный уровень самоконтроля; негативизм и упрямство.

    Наличие перечисленных особенностей и нарушений в личностном и эмоциональном развитии и поведении детей требует коррекционной работы в этом направлении.

        Специального времени на уроках для проведения индивидуальной  коррекционной работы не достаточно.

   Занятия в кружке  «Кукольный театр» являются комплексными и позволяют формировать УУД практически всех четырёх групп: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные и корректировать  эмоционально-волевую сферу.

Задачи:

  • Повышение коммуникативных возможностей  учащихся:

способность к совместным действиям, умения позитивно и продуктивно общаться,  формирование уверенного поведения.

  • Формирование  различных эмоционально-волевых качеств;  
  • Снятие детской агрессии и негативных эмоций;
  • Снятие детской нерешительности;
  • Развитие творческого воображения, внимания, памяти, речи;
  • Формирование нравственно-этических представлений.

   Структура и содержание  занятия не похожи на урок. Формы и способы деятельности учащихся принципиально иные, нежели на уроках.

   На занятиях не требую абсолютной тишины, занятия проходят в свободной обстановке.

Вся деятельность близка к игровой с  активным взаимодействием учителя и учащихся, учащихся между собой.

   Театр кукол даёт возможность ребёнку во время игровых  занятий побыть каким-нибудь персонажем .

   Помогает прожить новую ситуацию, испытывая соответствующие чувства, а значит:

  • освоить новые модели поведения,
  • скорректировать неудачные стереотипы,
  •  сформировать новые отношения с окружающими, т. е., адаптироваться в обществе.  

   Создаётся благоприятная обстановка, всячески поощряется инициатива детей, приветствуется желание высказать свою точку зрения и оказать помощь товарищу.

   Конечно,   решающая роль в организации внеурочных занятий  принадлежит учителю. Он выступает в роли помощника, организатора.

Между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот помогает делать декорации. Музыкальные дети – подбирают музыкальное оформление спектакля. Старшие девочки на уроках ручного шитья ремонтируют костюмы кукол, мальчики ответственные за установку ширмы и т. д.

   Занятия в кружке проводятся по следующим этапам.

1.Речевые зарядки

На данном этапе   развиваются  умения дифференцировать эмоции.   Для выработки правильного произношения слов, хорошей дикции - чтение скороговорок, чистоговорок.    Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением.

2. Выбор сказки.

   Для создания мотивации занятия построены на материале сказок. Сказки являются  поводом для переноса предметных умений учащихся в универсальные жизненные ситуации.

   В совместной деятельности, в свободном общении с учащимися передаётся социальный опыт и знания об общественных нормах, устройстве общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, т. е. предоставляется  возможность нравственно-этического оценивания.

3.Анализ содержания.

    На данном этапе идёт оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Такие ценности как: добро и зло,  справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное формируются на занятиях кружка.

Дети учатся аргументировать свою позицию.

     Занятия проходят в спокойной,  ненавязчивой обстановке.  В процессе работы над сказкой эти ценности осмысливаются детьми без лишней назидательности.

   Первично сказку читает учитель, придавая дополнительную  яркость и эмоциональную  окраску.  Далее идёт обсуждение сказки, выявление главных героев и отношение к их поступкам.  Определение эмоционального состояния сказки.

3. Анализ содержания.

    На данном этапе идёт оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Такие ценности как: добро и зло,  справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное формируются на занятиях кружка.

Дети учатся аргументировать свою позицию.

     Занятия проходят в спокойной,  ненавязчивой обстановке.  В процессе работы над сказкой эти ценности осмысливаются детьми без лишней назидательности.

   Первично сказку читает учитель, придавая дополнительную  яркость и эмоциональную  окраску.  Далее идёт обсуждение сказки, выявление главных героев и отношение к их поступкам.  Определение эмоционального состояния сказки.

5. Репетиции за столом.

Отрабатывается дикция. Дети обсуждают,  каким голосом должен говорить персонаж (зайчик, лиса, волк и др.)

   6. Работа с ширмой.

На данном этапе идёт обучение детей совместной деятельности, развиваются коммуникативные навыки:

  • Согласованно выполнять совместную деятельность;
  • Контролировать действия  друг с  другом.

7. Выступление.

   На данном этапе развивается осуществление итогового пошагового контроля,  волевая регуляция, планирование конечного результата.

     От каждого  требуется собранность, ответственность т. к. пьеса должна пройти без перерывов. Всё должно быть без помех.

    На этом этапе дети самостоятельно выполняют все действия. От каждого ученика зависит удачный показ сказки.

ученика зависит удачный показ сказки.

8. Анализ показанного спектакля.

      При анализе отмечаются успехи и неудачи кукловодов. Намечаются пути устранения недостатков.

    На этом этапе дети учатся:

  • Принимать и уважительно относиться к мнению товарищей.
  • адекватно реагировать на замечания учителя и товарищей по команде.
  • Правильно выражать свои мысли в речи.

    В  начале конце занятий проводятся упражнение на снятие эмоционального напряжения.

9. Снятие эмоционального  напряжения.

       Для меня важно поддержать у детей интерес к деятельности,  положительные эмоции в процессе работы над спектаклем.

   На каждом занятии создать для каждого ученика ситуацию успеха.  

      Таким образом, театр кукол в коррекционной школе способствует развитию личностных универсальных учебных действий:

  • Формированию элементов социального поведения,
  • Обучению детей позитивному и продуктивному общению,
  • Формированию различных эмоционально-волевых качеств детей.
  • Формированию умения налаживать взаимодействие с окружающими.
  • Формированию нравственно-этических представлений.

Личностные универсальные действия формируются на основе:

  • Принятия и устойчивого следования в поведении социальным нормам;
  • Принятия и уважительного отношения к иному мнению;
  • Навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения находить выход из конфликтов;
  • Эмоционально-нравственной отзывчивости.

  Данные занятия проводятся с  учащимися 1-4 классов.  Программа рассчитана на  68 занятий  в год. Два раза в неделю по 1, 5 часа. В силу того,  что у детей наблюдаются нарушения эмоциональной сферы, и отклонения в поведении -  все дети  делится на две группы по 6 человек.  При таком количестве детей в группе участникам будет намного легче воспринимать и запоминать содержание сказок, репетировать за ширмой,  вживаться в роль.

   В течение года планируется подготовить и выступить с тремя спектаклями. Возможны использование элементов театрализации на уроках по различным предметам, что позволит детям более эмоционально воспринимать материал.

Тематическое планировани

№№

Тема.

Кол. часов

Дата

Содержание

1

Вводное занятие.

1

История возникновения кукольного театра.

2

Театральная азбука.

1

3

История возникновения театральной игрушки.

1

4

Театр кукол. Ширма. Афиша.

1

Понятие о ширме как о сцене.

5

Первичные знания об оформлении ширмы.

1

6

Что такое декорация.

1

Понятие «Декорация». Виды декораций.

7

Ознакомление с театральными профессиями.

1

Кукловод. Художник-оформитель.

8

Театральная игра.

1

Знание основ построения кукольных спектаклей.

9

Театральные этюды, эпизоды.

1

Знание основ построения кукольных спектаклей. Кукла на грядке, в глубине сцены. Работа куклы с предметом, со зрителем.

10

Распределение обязанностей в кружке.

1

Движение кукол в различных ритмах. Танцы.

11

Знакомство с перчаточной куклой.

1

Знание основ поведения в  театральном коллективе.

12

Практическое занятие по изготовлению куклы.

1

Навыки изготовления простейших кукол.

13

Практическое занятие по изготовлению куклы.

1

Правила работы с тканью, бумагой.

14

Практическое занятие по изготовлению куклы.

1

15

Обучение кукловождению.

1

Приобретение организационных навыков владения куклой.

16

Основы сценического движения.

1

Пластика и ритм перчаточных кукол.

17

18

Основы сценического движения.

Движение куклы вдоль грядки.

          1

         1

Первичные навыки сценического движения, манипуляций с куклами.

Тематическое планирование

№№

Тема

Кол. часов

Дата

Содержание

1

Выбор сказки для постановки.

1

Чтение сказок руководителем. Беседы. обсуждение.

2

Работа с текстом «У страха глаза велики».

1

Отработка выразительного чтения.

3

Роль. Образ героев.

1

Выделение главных героев.

4

Отработка умения вживаться в образ.

1

Чтение по ролям.  Тренировка произносить текст от имени героев.

5

Технические упражнения.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

6

Кукловождение.

1

Манипуляции с куклами.

7

Соединение действий куклы со словами.

1

Отработка  умения объединять слова с текстом.

8

Навыки манипулирования куклами.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

9

Отработка дикции, речи.

1

Сценическая декламация.

10

Работа над оформлением.

1

Изготовление декораций.

11

Единство куклы и ширмы.

1

Отработка  умения объединять слова с текстом.

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

12

Репетиции за ширмой.

1

Отработка общих навыков.

13

Показ спектакля.

1

14

Анализ работы. Разбор ошибок.

1

Тематическое планирование

№№

Тема

Кол. часов

Дата

Содержание

1

Выбор сказки для постановки.

1

Чтение сказок руководителем. Беседы. Обсуждение.

2

Озвучивание текста «Перед Рождеством».

1

Отработка выразительного чтения.

3

Дикция. речь.

1

Выделение главных героев. Определение эмоционального состояния сказки.

4

Умение заучивать небольшие отрывки текста.

1

Чтение текста с проговариванием.

5

Образ героя.

1

Умение вживаться в роль. Выделение логических окончаний.

6

Озвучивание роли.

1

Умение передавать текст от лица героев. Первичный навык декламации и сценической речи. Голос куклы как часть сценического образа.

7

Закрепление навыков кукловождения.

1

Отработка  умения объединять слова с текстом.

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

8

Единство куклы и  ширмы. Отработка спектакля в целом.

1

Отработка  умения объединять слова с текстом.

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

9

Репетиции за ширмой.

1

Движение куклы На грядке и перед ширмой.

10

Ритмичная основа спектакля.

1

Ритмичное движение куклы.

11

Игра за ширмой, перед ширмой.

1

Навыки актёрской инры за ширмой, перед ширмой.

12

Навыки кукловождения перчаточной куклы.

1

Отработка  умения объединять слова с текстом.

соответствии с замыслом спектакля.

13

Сценические движения. Пауза.

1

Управление куклой в сценическом образе. Работа куклы с предметами.

14

Репетиция за ширмой.

1

Скоординированность  образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.

15

Работа над оформлением.

1

Изготовление декораций.

16

Прогон спектакля.

1

Скоординированность  образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.        

17

Генеральная репетиция спектакля.

1

Скоординированность  образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.

18

Показ спектакля.

1

Скоординированность  образа со всем спектаклем. Умение работать в коллективе.

19

Анализ работы. обсуждение ошибок.

1

20

Навыки кукловождения перчаточной куклы.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

Тематическое планирование

№№

Тема

Кол. часов

Дата

Содержание

1

Выбор спектакля для постановки.

1

Чтение сказок руководителем. Беседа.

2

Отработка выразительного чтения. сказки «_____________________»

1

Выделение главных героев. Определение эмоционального состояния сказки.

3

Чтение по ролям.

1

Выделение главных героев.

4

Роль. образ героя.

1

Отработка умения вживаться в роль.

5

Технические упражнения.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

6

Кукловождение.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

7

Репетиция за столом.

1

Соединение действий куклы со словами.

8

Единство куклы и ширмы.

1

Движение кукол на грядке и  перед ширмой.

9

Репетиция за ширмой.

1

Ритмичное движение куклы.

10

Ритмичная основа спектакля.

1

Театральное единство ширмы и куклы.

11

Соединение действий со словами.

1

Отработка навыков совмещения действий со словами.

12

Навыки манипулирования с куклами.

1

Манипуляции с куклами. Движение кукол в соответствии с замыслом спектакля.

13

Дикция. Речь.

1

Сценическая речь. Декламация.

14

Работа над оформлением.

1

Изготовление декораций.

15

Показ спектакля.

1

16

Анализ поставленного спектакля.

1

Анализ   ошибок.

Основные требования к знаниям,  умениям  и навыкам учащихся:

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

  -   работать в группе, в коллективе.

  -   выступать перед публикой, зрителями.

Уметь:

   - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 -  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- высказывать своё предположение (версию);

- работать по предложенному учителем плану;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

 - Работать в группе, в коллективе;

 - Выступать перед публикой, зрителями.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кукольного театра

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость». Эти слова Эрика Фромма. И чтобы развить сп...

Дополнительная общеобразовательная программа "Кукольный театр"

Программа «Кукольный театр» - художественной направленности и рассчитана  на активизацию интереса школьников к искусству театра, к разным его видам, на развитие фантазии, познавательных процессов...

Программа "Кукольный театр"

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекци...

Программа "Кукольный театр"

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекци...

Программа "Кукольный театр"

Программа внеурочной деятельности...

Конспект вводного занятия по программе "Кукольный театр"

Вводное занятие в объединении "Театр кукол "Буратино". Играввые моменты, разновидность кукол, применяемых в объединении, изготовление первой куклы из подручного материала....