Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
статья

Потапенко Светлана Валерьевна

       Использование современных интернет технологий дает педагогу  возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитанники более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

    Применение информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога

Учитель математики и информатики

МБОУ Комсомольской СШ

 Потапенко Светлана Валерьевна

Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога

Уважаемые коллеги, было бы странно отрицать, что современный мир стал гораздо более

«цифровым» и быстрым. И в последнее время все чаще стали обсуждать «цифровую» модернизацию детских садов и школ.

В настоящее время реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики.

Первостепенное значение среди них имеет «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках реализации Федерального проекта «Образование». Целью реализации, обозначенных документов, является создание единого электронного образовательного пространства России – платформы, сформированной в результате комплекса организационно- технических   мер,   которая   обеспечит   электронную   среду   для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.        

 Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.

Использование современных интернет технологий дает педагогу  возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитанники более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Применение информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. В последнее время педагоги создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (ИКТ – компетентность).

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога основана на Рекомендациях ЮНЕСКО

«Структура ИКТ-компетентности педагогов», присутствует во всех компонентах профессионального стандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

  • наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта (любого уровня образования);
  • наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал- интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе;
  • наличие потребности у педагога и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;
  • освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения;
  • самообразование учителя в области ИКТ-компетентности.

Профессиональное поведение IT-учителя составляет основу для порождения новых практических знаний и компетенций, так как зарождаются ценностные ориентиры профессионального сотрудничества в педагогическом сообществе:

  • нацеленность на профессиональное развитие;
  • совместное решение схожих профессиональных проблем;
  • участие в инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к педагогу и изменение его роли; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов. Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов

Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных мастер-классов, тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально- педагогической деятельности.

На сегодняшний день педагог должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество работы с детьми.

Формами деятельности педагогов должны стать:

  1. Формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.
  2. Повышение цифровой грамотности.
  3. Повышение        профессионального        уровня        через        изучение        технологии        проектной  деятельности, разработку и реализацию сетевого проекта.
  4. Участие в обучающих вебинарах, интернет - мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.
  5. Представление своего опыта на конференциях.
  6. Разработка авторских  электронных образовательных ресурсов.

       Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения:

  • Определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.
  • Навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.
  • Разработанный и готовый к реализации учебный локальный или сетевой проект.
  • Высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
  • Навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.
  • Опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.
  • Активное включение в деятельность педагогического сообщества.
  • Знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
  • Опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.

Результатом этих изменений должно быть: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владения педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов.

К таким методам относятся организация самостоятельной и совместной образовательной деятельности обучающихся на базе «облачных» сервисов, технологии электронного и смешанного обучения, дистанционных и on-line курсов, мобильного обучения с использованием цифровых гаджетов и соответствующих учебных приложений, и программ.

Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.

         Различные современные платформы онлайн-обучения, которые может использовать современный педагог для саморазвития и повышения профессиональной компетентности.

       Вывод: Цифровая образовательная среда – современный вызов  образования.

    В завершении следует отметить, что цифровая образовательная среда - явление сложное, поэтому существует значительное разнообразие мнений о ее сущности, в которых можно видеть их отражение. Безусловно ее развитие способствует совершенствованию содержанию профессиональной деятельности педагога. Современные информационные технологии

функционируют в тесном взаимодействии с информационной образовательной средой, а технические средства считаются ее ключевым компонентом.

Список литературы

  1. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 304с.
  2. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.

– М.: Просвещение, 2011. – 190с.

  1. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15. 4.http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlam entskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/

5. Профстандарт педагога. РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога

Эссе об образовательной среде и взаимодействии учащихся и учителей...

Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов

Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)...

Статья "Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога"

Ценность цифровой образовательной  среды в том, что она  способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностны...

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...

Презентация "Цифровая образовательная среда в ДОУ. Личная страница педагога"

Возможности- презентация своего профессионального уровня;- организация интерактивного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников (законными представителями); - повышение уровня ИКТ компете...

П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога», в рамках федерального проекта Цифровая образовательная среда

П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога&raq...