Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
статья
Использование современных интернет технологий дает педагогу возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитанники более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Применение информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_professionalnogo_razvitiya_pedagoga.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
Учитель математики и информатики
МБОУ Комсомольской СШ
Потапенко Светлана Валерьевна
Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
Уважаемые коллеги, было бы странно отрицать, что современный мир стал гораздо более
«цифровым» и быстрым. И в последнее время все чаще стали обсуждать «цифровую» модернизацию детских садов и школ.
В настоящее время реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики.
Первостепенное значение среди них имеет «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках реализации Федерального проекта «Образование». Целью реализации, обозначенных документов, является создание единого электронного образовательного пространства России – платформы, сформированной в результате комплекса организационно- технических мер, которая обеспечит электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.
Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Использование современных интернет технологий дает педагогу возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитанники более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Применение информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. В последнее время педагоги создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (ИКТ – компетентность).
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога основана на Рекомендациях ЮНЕСКО
«Структура ИКТ-компетентности педагогов», присутствует во всех компонентах профессионального стандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта (любого уровня образования);
- наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал- интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе;
- наличие потребности у педагога и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;
- освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения;
- самообразование учителя в области ИКТ-компетентности.
Профессиональное поведение IT-учителя составляет основу для порождения новых практических знаний и компетенций, так как зарождаются ценностные ориентиры профессионального сотрудничества в педагогическом сообществе:
- нацеленность на профессиональное развитие;
- совместное решение схожих профессиональных проблем;
- участие в инновационной педагогической деятельности.
Таким образом, информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к педагогу и изменение его роли; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов. Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов
Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных мастер-классов, тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально- педагогической деятельности.
На сегодняшний день педагог должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество работы с детьми.
Формами деятельности педагогов должны стать:
- Формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.
- Повышение цифровой грамотности.
- Повышение профессионального уровня через изучение технологии проектной деятельности, разработку и реализацию сетевого проекта.
- Участие в обучающих вебинарах, интернет - мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.
- Представление своего опыта на конференциях.
- Разработка авторских электронных образовательных ресурсов.
Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения:
- Определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.
- Навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.
- Разработанный и готовый к реализации учебный локальный или сетевой проект.
- Высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
- Навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.
- Опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.
- Активное включение в деятельность педагогического сообщества.
- Знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
- Опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.
Результатом этих изменений должно быть: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владения педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов.
К таким методам относятся организация самостоятельной и совместной образовательной деятельности обучающихся на базе «облачных» сервисов, технологии электронного и смешанного обучения, дистанционных и on-line курсов, мобильного обучения с использованием цифровых гаджетов и соответствующих учебных приложений, и программ.
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.
Различные современные платформы онлайн-обучения, которые может использовать современный педагог для саморазвития и повышения профессиональной компетентности.
Вывод: Цифровая образовательная среда – современный вызов образования.
В завершении следует отметить, что цифровая образовательная среда - явление сложное, поэтому существует значительное разнообразие мнений о ее сущности, в которых можно видеть их отражение. Безусловно ее развитие способствует совершенствованию содержанию профессиональной деятельности педагога. Современные информационные технологии
функционируют в тесном взаимодействии с информационной образовательной средой, а технические средства считаются ее ключевым компонентом.
Список литературы
- Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 304с.
- Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.
– М.: Просвещение, 2011. – 190с.
- Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15. 4.http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlam entskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/
5. Профстандарт педагога. РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога
Эссе об образовательной среде и взаимодействии учащихся и учителей...
Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов
Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)...
Статья "Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога"
Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностны...
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...
Презентация "Цифровая образовательная среда в ДОУ. Личная страница педагога"
Возможности- презентация своего профессионального уровня;- организация интерактивного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников (законными представителями); - повышение уровня ИКТ компете...
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога», в рамках федерального проекта Цифровая образовательная среда
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога&raq...
- Мне нравится (3)