Философия древней Индии
презентация к уроку (10, 11 класс)

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.

Презентация поможет узнать больше о том, как люди думали и как жили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_drevney_indii.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнеиндийская философия Презентацию подготовила Пименова Александра Сергеевна

Слайд 2

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства.

Слайд 3

Главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться. Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой.

Слайд 4

Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.

Слайд 5

Этапы В философии Индии выделяют три основных этапа: 1) ведийский период (1500—500 до н. э.), 2) классический, или брахмано -буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и 3) период послеклассический , или индуистский (с 1000).

Слайд 6

Ведическая литература различается по 4м группам в исторической последовательности: Самхиты (религиозное писание) Брахманы ( описание ритуалов) Араньяки . (книги лесных отшельников) Упанишады (философские коментарии к Ведам) До наших дней дошло всего 4 Веды: Ригведа , Самаведа , Яджурведа , Атхарваведа . Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в индию после XV в. До н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Слайд 7

Учитывая, что Самхиты являются древнейшими текстами, то именно их и принято называть Ведами, а Упанишады – это вольные дополнения к первоисточнику, но в широком смысле все 4 группы называют Ведами. Самхиты – это 4 сборника гимнов : Ригведа (древнейшая из Вед, на нее опираются все последующие); Самаве -да ( Веда напевов); Яджурведа ( Веда жертвоприношений); Ат-харваведа ( Веда заклинаний ). Веды представлялось как откровение, которое давали человеку божества. Боги обладали даром всевидения и они передавали свои знания (веды) поэтам- риши . Риши – это не конкретные люди, а авторы гимнов, своеобразные персонажи.

Слайд 8

В древнеиндийской философии существовали две традиции (методы познания): Шрути (передача знаний от богов к риши ); Смрити («запоминание» буквально). Таким образом, Веды включали в себя два отдельных рода знаний – сакральное и второе – профаническое. По мнению большинства ученых, Веды формировались во время образования классового общества. Для Древней Индии не характерен рабовладельческий строй, но классовое неравенство присутствовало.

Слайд 9

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Ортодоксальные школы: Неортодоксальные школы: Веданта; 1. Джайнизм Миманса; 2 . Буддизм Санкхья ; 3. Чарваки , или локаятики Йога; Ньяя ; Вайшешика ;

Слайд 10

Школы – Локаяты – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия) Неортодоксальные школы. Учение Локаята ( Чарвака )

Слайд 11

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, " нама -сутра" и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. Эпоха сутр

Слайд 12

Неортодоксальные школы. Буддизм Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении ( бодхи ), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм . Четыре благородных истины Будды : 1 ) жизнь исполнена страданий; 2 ) существует причина возникновения страданий; 3 ) имеется возможность прекращения страданий; 4 ) существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Слайд 13

Цель познания — освобождение человека от страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

Слайд 14

Неортодоксальные школы. Джайнизм Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основатель - Вардхамана или Джина Махавира . Насчитывает примерно 8 млн приверженцев, из которых 4 млн в Индии.

Слайд 15

Объекты почитания -24 пророка .Последний - 24-й пророк ( Тиртханкара ). Джайнизм , как и буддизм ,отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов , придающих авторитет жрецам). Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том , что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью. Одеты джайны в белые тоги .Мужчины с непокрытой головой , женщины в белых платках .У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.

Слайд 16

Наиболее известными источниками философии Древней Индии эпического этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Эпический период

Слайд 17

Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах): Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья , однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума». Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — « Ньяя -сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

Слайд 18

Послеклассический , или индуистский период (с 1000) Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм . С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: ( кабирпантхи , сикхизм).

Слайд 19

Спасибо за просмотр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

Культура Древней Индии и Древнего Китая

Краткое знакомство с культурой Древней Индии  и Древнего Китая...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...