мониторинг метапредметных и личностных достижений
материал
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_metapredmetnyh_i_lichnostnyh_dostizheniy.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг метапредметных и личностных достижений
учащихся на уроке физической культуры.
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
С 2016-2017 учебного года я начала вести уроки по ФГОС в начальной школе и 5 классе (нынешние 4 класс «А» и 7 класс «В»).
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания, рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.
На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.
Программа наблюдения
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
- Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
- Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
- Деятельность учеников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
- Умение ставить цель и делать выводы.
- Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися 4 класса «А»
Таблица 1
Метапредметные умения и личностные качества | Уровни | 2018-2019 2 А кл. | 2019-2020 3 А кл. | 2020-2021 4 А кл. |
% | % | % | ||
Познавательные УУД | высокий | 42 | 40 | 41 |
средний | 48 | 51 | 52 | |
низкий | 10 | 9 | 8 | |
Регулятивные УУД | высокий | 20 | 20 | 20 |
средний | 66 | 67 | 68 | |
низкий | 14 | 13 | 12 | |
Коммуникативные УУД | высокий | 65 | 66 | 67 |
средний | 30 | 30 | 31 | |
низкий | 5 | 4 | 2 | |
Личностные качества | высокий | 3 | 3 | 4 |
выше среднего | 47 | 47 | 46 | |
средний | 46 | 48 | 48 | |
низкий | 4 | 2 | 2 |
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций, не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.
Приложение 1
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 4 "А" класса по предмету физическая культура 2020-2021 уч. год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||||||||
ФИО учащегося | Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата | Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим | Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку | понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез. | Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени | Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке | Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья | Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека | Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет | Любознательность | Взаимоотношение со сверстниками и педагогом | Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности | Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде | Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты | Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый |
А.Степан | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
А. Матвей | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Б. Матвей | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
В. Юрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Д. Виталий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 |
Е.Владимир | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
З. Вероника | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Б.Арина | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
К. Антон | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Л. Владимир | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Л. Александр | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
М. Егор | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
М. Анастасия | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Р. Полина | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Р. Егор | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
С. Алиса | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
С. Анна | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
С. Захар | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
С. Валерия | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
С. Елизавета | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
С. Диана | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Т. Анастасия | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Т. Марина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ф.Вячеслав | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Диагностика личностных УУД учащихся 4 «А» класса за 2020-2021учебный год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий
ФИ ученика | Самоопределение | Смыслообразование | ||||
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России. | Формирование уважительного отношения к культуре других народов. | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание) | Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки | Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни | |
А.Степан | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 |
А. Матвей | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Б. Матвей | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
В. Юрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Д. Виталий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Е.Владимир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
З. Вероника | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Б.Арина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
К. Антон | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Л. Владимир | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Л. Александр | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
М. Егор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
М. Анастасия | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Р. Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Р. Егор | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
С. Алиса | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
С. Анна | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
С. Захар | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
С. Валерия | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
С. Елизавета | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
С. Диана | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Т. Анастасия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Т. Марина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ф.Вячеслав | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:- сформированность основ гражданской идентичности л...
Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...