Сситема оценивания образовательных достижений
статья
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Одной из основных задач, которые стоят перед системой современного образования, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.
Результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления, сравнения оценки исходных и конечных состояний. Роль учителя при таком подходе принципиально меняется: от централизованного контроля деятельности школьников к передаче контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся. Таким образом, формирование контрольно-оценочных способностей учащихся в становится важным условием качественного обучения.
Поэтому наряду с традиционным оцениваем деятельности своих учеников я работаю над развитием их контрольно-оценочных умений – особых учебных действий, позволяющих учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.
Критериями сформированности контрольно-оценочных умений являются контрольные умения, определяющиеся:
• способностью ученика принять учебную задачу;
• умением составить и осуществить план выполнения задачи;
• способностью к самостоятельному контролю и оценке результатов своей деятельности;
• потребностью учащегося в коррекции полученных результатов;
• адекватным отношением к успеху и неудаче.
Оценочные умения определяются показателями:
• потребностью в оценке своих действий;
• адекватностью оценки в решении задачи;
• умением применить найденный метод к решению других задач;
• умением соотнести полученный результат с запланированным;
• рефлексия.
Существует множество приёмов и методов формирования контрольно-оценочных способностей учащихся. В своей работе я практикую следующие:
- Ассоциативное солнышко. На доске записывается ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации школьников к этому понятию.
- Вопросы к теме. Сообщаю тему урока, а ученики составляют вопросы, ответы на которые следует найти.
- Составь рассказ. Используя опорные слова составить связный рассказ. Например: прародина человечества – адаптация – расы – народы – страны – города и сёла (5 класс, «Человек на Земле»).
- Самое главное. Прочитать текст и определить ключевое слово, отражающее главный смысл. Затем ребята зачитывают свои варианты и определяют наиболее удачные из них.
- Да-нетка. Загадывается географический объект или природное явление (это может сделать и успешный ученик). Ученики задают вопросы, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет». Этот способ учите систематизировать информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а также слушать и слышать своих одноклассников.
- Белая ворона. Из перечня объектов или явлений исключить лишнее, объяснить причину.
- Кластер. Наиболее активно применяется в 9 классах, т.к. он изначально заложен в структуру параграфов. На стадии рефлексии учащиеся к ключевому слову добавляют собственные ассоциации, иногда и личные эмоции.
- Опрос-итог. В конце занятия предлагаю школьникам закончить предложения: «Сегодня урок показал мне … Самым сложным для меня сегодня было … А я и не знал… На будущее я буду иметь в виду …».
- Самооценка. В конце урока ребята оценивают степень своего участия в учебной работе, прочность своих знаний. Например в 5 классе при изучении темы «Горные породы» дети выбирали карточки алмаз, медные руды, графит.
- Разноуровневое задание. Предлагаю 3 варианта домашнего задания. 1-ый уровень – обязательный минимум; 2-й уровень – тренировочные задания; 3-й уровень – творческие или проектные задания. Следует отметить, что структура учебников УМК «Полярная звезда» позволяет успешно организовать данную работу.
- Дидактическая копилка. Предлагаю ребятам выполнить творческое домашнее задание по разработке дидактического материала – теста, викторины, кроссворда и т.п. по изученной теме. Лучшие работы использую в процессе обучения с обязательным указанием автора.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.
Практикую работу с материалами формирующего и критериального оценивания.
Первый включает в себя следующие компоненты:
- текущий уровень усвоения знаний и умений;
- повседневную работу;
- коррекция знаний и навыков деятельности.
Проводится формирующее оценивание в ходе обучения в процессе небольших самостоятельных работ, тестов и др. Помогает школьнику корректировать свою учебную деятельность, добиваться более высоких результатов. Для учителя служит средством накопления информации об усвоении материала каждым учеником и планирования дальнейшей работы, т.е. осуществлять качественный процесс обучения. Фиксируется в таблицах на каждом уроке, что позволяет отследить динамику развития учащихся.
При критериальном оценивании происходит процесс сравнения достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными критериями, соответствующими целям и задачам образования, способствующим развитию УУД детей.
Так на уроках географии оптимально использование следующих групп критериев оценивания:
Критерии оценивания | Максимальный балл | |
А | Знание и понимание | 6 |
Б | Оперирование знаниями | 6 |
В | Применение умений и навыков | 6 |
Г | Презентация, организация и представление информации | 7 |
Заранее объявленные дескрипторы по каждой группе критериев позволяют обеспечить объективность и прозрачность оценивания, выявление трудностей и их причин, регулярную обратную связь, учебную самостоятельность, навыки самооценивания, снимает эмоциональный негатив с оценки и создаёт психологически комфортную образовательную среду.
Таким образом, эффективность и результативность формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников состоит в том, что у обучающихся происходит реальное развитие оценочных умений, снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения, обеспечиваются стабильные положительные результаты на промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Т.к. в 2020/21 учебном году в 10 класс пришли учащиеся, обучающиеся по ФГОС, в учебном процессе в 10-11 классе применяю:
- Бинарное оценивание («зачет-незачет»), которое показывает соответствие/несоответствие уровня образовательной подготовки ученика 10-11 классов планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету в рамках требований «Ученик научится» на базовом или углубленном уровне изучения предмета и может быть использовано при проведении зачетов. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 51 % работы или получении не менее 51 % баллов от максимального балла.
- Многобалльное оценивание используется при критериальном оценивании различных видов работ. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение от 90 % до 100% заданий, отметка «4» (хорошо) – от 70 до 90 %, отметка «3» (удовлетворительно) – от 51 % до 70 заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...
Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...