Сситема оценивания образовательных достижений
статья
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Одной из основных задач, которые стоят перед системой современного образования, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.
Результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления, сравнения оценки исходных и конечных состояний. Роль учителя при таком подходе принципиально меняется: от централизованного контроля деятельности школьников к передаче контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся. Таким образом, формирование контрольно-оценочных способностей учащихся в становится важным условием качественного обучения.
Поэтому наряду с традиционным оцениваем деятельности своих учеников я работаю над развитием их контрольно-оценочных умений – особых учебных действий, позволяющих учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.
Критериями сформированности контрольно-оценочных умений являются контрольные умения, определяющиеся:
• способностью ученика принять учебную задачу;
• умением составить и осуществить план выполнения задачи;
• способностью к самостоятельному контролю и оценке результатов своей деятельности;
• потребностью учащегося в коррекции полученных результатов;
• адекватным отношением к успеху и неудаче.
Оценочные умения определяются показателями:
• потребностью в оценке своих действий;
• адекватностью оценки в решении задачи;
• умением применить найденный метод к решению других задач;
• умением соотнести полученный результат с запланированным;
• рефлексия.
Существует множество приёмов и методов формирования контрольно-оценочных способностей учащихся. В своей работе я практикую следующие:
- Ассоциативное солнышко. На доске записывается ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации школьников к этому понятию.
- Вопросы к теме. Сообщаю тему урока, а ученики составляют вопросы, ответы на которые следует найти.
- Составь рассказ. Используя опорные слова составить связный рассказ. Например: прародина человечества – адаптация – расы – народы – страны – города и сёла (5 класс, «Человек на Земле»).
- Самое главное. Прочитать текст и определить ключевое слово, отражающее главный смысл. Затем ребята зачитывают свои варианты и определяют наиболее удачные из них.
- Да-нетка. Загадывается географический объект или природное явление (это может сделать и успешный ученик). Ученики задают вопросы, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет». Этот способ учите систематизировать информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а также слушать и слышать своих одноклассников.
- Белая ворона. Из перечня объектов или явлений исключить лишнее, объяснить причину.
- Кластер. Наиболее активно применяется в 9 классах, т.к. он изначально заложен в структуру параграфов. На стадии рефлексии учащиеся к ключевому слову добавляют собственные ассоциации, иногда и личные эмоции.
- Опрос-итог. В конце занятия предлагаю школьникам закончить предложения: «Сегодня урок показал мне … Самым сложным для меня сегодня было … А я и не знал… На будущее я буду иметь в виду …».
- Самооценка. В конце урока ребята оценивают степень своего участия в учебной работе, прочность своих знаний. Например в 5 классе при изучении темы «Горные породы» дети выбирали карточки алмаз, медные руды, графит.
- Разноуровневое задание. Предлагаю 3 варианта домашнего задания. 1-ый уровень – обязательный минимум; 2-й уровень – тренировочные задания; 3-й уровень – творческие или проектные задания. Следует отметить, что структура учебников УМК «Полярная звезда» позволяет успешно организовать данную работу.
- Дидактическая копилка. Предлагаю ребятам выполнить творческое домашнее задание по разработке дидактического материала – теста, викторины, кроссворда и т.п. по изученной теме. Лучшие работы использую в процессе обучения с обязательным указанием автора.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.
Практикую работу с материалами формирующего и критериального оценивания.
Первый включает в себя следующие компоненты:
- текущий уровень усвоения знаний и умений;
- повседневную работу;
- коррекция знаний и навыков деятельности.
Проводится формирующее оценивание в ходе обучения в процессе небольших самостоятельных работ, тестов и др. Помогает школьнику корректировать свою учебную деятельность, добиваться более высоких результатов. Для учителя служит средством накопления информации об усвоении материала каждым учеником и планирования дальнейшей работы, т.е. осуществлять качественный процесс обучения. Фиксируется в таблицах на каждом уроке, что позволяет отследить динамику развития учащихся.
При критериальном оценивании происходит процесс сравнения достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными критериями, соответствующими целям и задачам образования, способствующим развитию УУД детей.
Так на уроках географии оптимально использование следующих групп критериев оценивания:
Критерии оценивания | Максимальный балл | |
А | Знание и понимание | 6 |
Б | Оперирование знаниями | 6 |
В | Применение умений и навыков | 6 |
Г | Презентация, организация и представление информации | 7 |
Заранее объявленные дескрипторы по каждой группе критериев позволяют обеспечить объективность и прозрачность оценивания, выявление трудностей и их причин, регулярную обратную связь, учебную самостоятельность, навыки самооценивания, снимает эмоциональный негатив с оценки и создаёт психологически комфортную образовательную среду.
Таким образом, эффективность и результативность формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников состоит в том, что у обучающихся происходит реальное развитие оценочных умений, снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения, обеспечиваются стабильные положительные результаты на промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Т.к. в 2020/21 учебном году в 10 класс пришли учащиеся, обучающиеся по ФГОС, в учебном процессе в 10-11 классе применяю:
- Бинарное оценивание («зачет-незачет»), которое показывает соответствие/несоответствие уровня образовательной подготовки ученика 10-11 классов планируемым результатам освоения образовательной программы по предмету в рамках требований «Ученик научится» на базовом или углубленном уровне изучения предмета и может быть использовано при проведении зачетов. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 51 % работы или получении не менее 51 % баллов от максимального балла.
- Многобалльное оценивание используется при критериальном оценивании различных видов работ. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение от 90 % до 100% заданий, отметка «4» (хорошо) – от 70 до 90 %, отметка «3» (удовлетворительно) – от 51 % до 70 заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/11/picture-1046568-1531281862.jpg)
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/03/picture-1472332-1683076029.jpg)
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-26588-1714651377.jpg)
Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529768-1722953188.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...