Школа - Центр образования по изучению татарского языка
проект
Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам, сохранить народные ценности.
Приказом «Отдела образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» наша школа определена Центром образования по изучению татарского языка в образовательных организациях Алексеевского муниципального района и утвержден План инструктивно-методических мероприятий, связанный Годом родных языков и народного единства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola-tsentr_obrazovaniya.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Обмен опытом:
Школа – Центр образования по изучению татарского языка
Директор МБОУ «Большетиганская ООШ
имени А.Баттала» Алексеевского
муниципального района Республики Татарстан
Сайфутдинова Айсылу Назиповна
2021
Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам, сохранить народные ценности.
С самого рождения ребенок должен слышать, ощущать красоту и прелесть, глубину и богатство, силу и величие родной речи. И цель наша на сегодня - это повышение интереса к изучению родного языка, родной литературы и культуры, воспитанию наших детей на лучших традициях и обычаях своего народа, вооружение детей знаниями, формирование самостоятельности мышления.
Для этого в нашей школе есть все возможности: школа обеспечена кадрами. В детском саду работают два воспитателя, выпускники нашей школы. Уроки татарского языка и литературы ведет учитель первой квалификационной категории с многолетним стажем. Так же все учителя школы владеют татарским языком.
21 декабря 2020 года мы перешли в новое здание школы, где все кабинеты оборудованы современной техникой, есть все возможности для реализации учебной и внеурочной деятельности. Приказом «Отдела образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» наша школа определена Центром образования по изучению татарского языка в образовательных организациях Алексеевского муниципального района и утвержден План инструктивно-методических мероприятий, связанный Годом родных языков и народного единства.
Сроки проведения | Тема | Категория участников | Методическая презентация опыта работы |
Февраль 2021 | К современному учителю-современные требования | Учителя родного (татарского) языка национальных школ, воспитатели по обучению татарскому языку | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», МБОУ Среднетиганская СОШ, МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчёлка» |
Февраль 2021 | Инновационные приемы преподавания родного (татарского) языка (мастер-класс). Встреча с татарским общественным деятелем, доктором исторических наук, Гилязовым И.А. | Учителя родного (татарского) языка национальных школ, учащиеся национальных школ | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», МБОУ Степношенталинская ООШ |
Март 2021 | Мастер класс «Литература и искусство во внеурочной деятельности». Творческая встреча с писателем в рамках проекта «Классные часы» (Галимьян Гильманов, Рифат Салах, Рустем Галиуллин) | Учителя родного (татарского) языка национальных школ, учащиеся национальных школ | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», МБОУ Мокрокурналинская СОШ |
Апрель 2021 | Педагогическая презентация интерактивных и дидактических игр «Играя-познаем» (в рамках Года родных языков и народного единства) | Учителя начальных классов (всех школ), воспитатели детских садов | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», образовательные организации (школы и ДОУ) |
Май 2021 | Инновационные технологии в обучении татарского языка | Учителя родного (татарского)языка всех общеобразовательных организаций | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала»,МБОУ Мокрокурналинская СОШ, МБОУ «Билярская СОШ» |
Июнь-июль 2021 | Языковой лагерь | Учащиеся МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», |
Август 2021 | Секционное заседание для учителей родного (татарского) языка | Учителя родного (татарского) языка всех общеобразовательных организаций | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала»,МБОУ Подлесношенталинская ООШ, МБОУ «Краснобаранская ООШ» |
Сентябрь 2021 | Проблемы изучения русского языка в национальной школе | Учителя русского языка национальных школ | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», МБОУ Среднетиганская СОШ |
Октябрь 2021 | Опыт городских школ по обучению учащихся родного (татарскому) языку | Учителя родных языков всех общеобразовательных организаций | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала»,МБОУ Алексеевская СОШ №1, МБОУ «Алексеевская СОШ №2», МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова, МБОУ «Алексеевская начальная общеобразовательная школа №4» |
Ноябрь 2021 | Современные игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях по обучению детей татарскому и родному языкам | Воспитатели по обучению татарскому языку всех образовательных организаций | МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала», МБДОУ Алексеевсий детский сад №1 «Ромашка», МБДОУ Лебяженский детский сад №24 «Дюймовочка» |
Декабрь 2021 | Подведение итогов проведения Года родных языков и народного единства в образовательных организациях Алексеевского муниципального района | Руководители образовательных организаций | МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района» МБОУ «Большетиганская ООШ имени Абдуллы Баттала» |
Реализация этого плана решает следующие задачи:
Во-первых, вводит детей в сознательное обладание сокровищами родного языка;
Во-вторых, воспитывает детей на основе народных традиций;
В-третьих, помогает творчески развиваться педагогам и воспитателям нашего района.
Родное слово является основой всякого умственного развития и всех знаний. Очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и грамотности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому воспитатели дошкольного образования уделяют большое внимание развитию татарской речи у детей, воспитанию на народных традициях.
Для обмена опытом педагогов в феврале 2021 г. был проведен семинар учителей татарского языка национальных школ и воспитателей по обучению татарскому языку, в апреле - педагогическая презентация интерактивных и дидактических игр «Играя – познаем» для учителей начальных классов и воспитателей детских садов.
Мы глубоко признательны Благотворительному фонду «Татнефть», который передал нашей школе по договору в собственность на безвозмездной основе учебно-методические пособия, игровые оборудования, конструкторы, национальные костюмы для детей, в рамках Года родных языков и народного единства.
Чем лучше ученик владеет родным языком, тем ярче, красивее и богаче выражает свои мысли в устной и письменной речи. Первоначальные сведения об окружающем мире и о человеческой деятельности дети получают посредством родного языка, на котором они общаются дома, в классе, на улице. Поэтому первейшая задача начальной школы - обучить детей хорошо владеть родным языком.
Учителя начальных классов ведут систематическую работу для развития и совершенствования татарской речи на уроках и во внеурочное время, активно участвуют в работе Центра образования. Особое место в работе начальной школы отводится играм и игровым элементам: конечно, непринужденное общение на татарском языке дает больше результата как в познавательной, так и воспитательной деятельности учителя.
Проблемы обучения родному языку связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. На родном языке, через родную речь дети узнают национальную жизнь, приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «татарский язык» осваивают традиции и закономерности языка. Эти задачи реализуются в основной школе на уроках и во внеурочное время.
В рамках Года родных языков и народного единства в марте был проведен «Тамчы-шоу» для учащихся национальных школ, где дети разных наций получили возможность общения и показа народных традиций. В феврале был организован показ мастер-классов, в марте и в мае были проведены семинары для учителей родного (татарского) языка общеобразовательных учреждений, что позволило обмену опытом учителей района.
Возлагать задачу сохранения и развития родных языков только на систему образования, снимая ее с других институтов воспитания, в частности с семьи, значит, обречь наш язык на тихое вымирание. Язык нельзя сохранить насильственным путем, его можно сохранить, если представители этноса любят родную словесность, говорят на ней, гордятся ею, а чувство любви может быть заложено только в семье. Поэтому, в развитии и сохранении языка - работа с родителями - первостепенная задача. Школьные мероприятия, проводимые совместно с родителями, (спортивные, творческие, интеллектуальные) помогают воспитывать любовь к родному языку, сохранять народные традиции, обогащать словарный запас не только учащихся, но и родителей.
Мы не должны забывать о том, что вне родной культуры, родного языка, родной речи мы не состоимся, не сохранимся как самодостаточные этносы со своей уникальной, богатейшей историей и неповторимыми традициями. Наш Центр образования продолжит работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-культурного компонента в образовательной деятельности по изучению татарского языка детьми дошкольного возраста.
Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остается сам собою до тех пор, пока сох...
таблицы с правилами для изучения татарского языка
Таблицы содержат ряд правил для изучения татарского языка. Может служить как демонстрационный материал....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению татарского языка в ДОУ "ЯМЬЛЕ САБАНТУЙ - ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК"
САБАНТУЙ! Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник татарского народа. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в с...
Памятка для детей и родителей при изучении татарского языка
Татар телен өйрәнү башка халыклар өчен, шул исәптән рус милләте балалары өчен дә бик авыр, Кайчакта балаларга әти-әниләренә мөрәҗәгать итәргә кирәк була, шуны истә тотып, татар телен өйрәнгәндә ...
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...
Школа - Центр образования по изучению татарского языка
Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам, сохранит...
Современные стратегии изучения татарского языка в русскоязычных группах начальной школы.
Теоретический материал...